Empire: Total War
Про Empire: Total War мы последний раз писали буквально в прошлом номере — в репортаже с Е3’2008. Туда, если помните, люди из Creative Assembly привезли феерически прекрасную демоверсию с морскими сражениями и детальным обсчетом физики каждого ядра в пушечном залпе. Спустя всего месяц появился еще один достойный повод: в Лейпциге наконец-то показали, как в Empire происходит война на суше.
Если совсем коротко, то, похоже, эпоха наполеоновских войн подошла новому Total War как нельзя лучше и все главные эротические сны поклонников серии начинают потихоньку сбываться. Только представьте себе: тысячи детально анимированных английских фузилеров в красных камзолах ровными рядами идут на прусский редут, попадают под артиллерийский огонь, бросаются в рукопашную на отряд гренадеров и пытаются совершить разворотный маневр для отражения кавалерийского удара в тыл. Звучит, конечно, не так многообещающе, как выглядит на самом деле: на экране все это время происходит форменное «смешались в кучу кони, люди». И что самое интересное — поведение всей этой человеческой свалки на самом деле просчитывается вплоть до каждого юнита.
Чтобы показать основные нюансы наземных сражений, на GC перед нами специально разыграли несколько прусско-британских сражений. Вначале пруссаки пытались идти в кавалерийскую атаку, но, во-первых, поскакали вверх по холму, а во-вторых — попутно попали под фронтовой линейный огонь отряда англичан, укрывшихся за поваленным дубом (да-да, окружающие предметы, как и дома на карте, теперь не просто декорации). Потом в бой вступила артиллерия, но тут уже помешал погодный фактор — во время сражений в Empire учитывается даже текущее состояние почвы, а ясным солнечным днем пушечные ядра просто рикошетили от земли и скатывались с холма (в дождь они будут увязать в слякоти). Наконец, когда и та и другая сторона сошлись в рукопашной, а из-за угла соседнего дома неожиданно показался сидевший в засаде прусский отряд, AI англичан немедленно переключился в режим «паника»: если в спину вдруг начинают стрелять, то уже нет времени думать о численном превосходстве — надо бежать.
Наконец, развязка всей драмы произошла на подступах к городу, из-за которого, собственно, все и началось. Диспозиция такая: англичане перекрыли практически все улицы и с минуты на минуту ожидают атаки. А вот у прусской армии есть, как говорится, варианты. Самый лобовой — ударить из всех стволов артиллерийским огнем и смотреть, как неприятель медленно погибает под обломками осыпающихся стен (стоит ли говорить, что в Empire каждый дом в зависимости от того, построен он из камня или дерева, разрушается совершенно по-разному, согласно законам физики, и материал тут задается не просто так, а исходя из исторических реалий и особенностей того или иного государства). Однако, во-первых, захваченный разрушенный город не принесет никакой прибыли, а во-вторых, его жители потом при первом же удобном случае в одностороннем порядке выйдут из вашей империи. Поэтому принимается второй вариант — город окружается со всех сторон, звучит команда «примкнуть штыки», и, пытаясь сохранить боевые порядки, прусские отряды растекаются по узким улочкам. Тут снова срабатывает тактика фланговых атак: навязать противнику бой, а потом быстро обойти его с тыла и ударить в спину.
В отличие от сотен других исторических стратегий про наполеоновские войны, бои в Empire выглядят ровно так, как этого давно хотелось. Как и раньше, все управляется одной мышью — вы двигаете по полю битвы «флажки» отдельных отрядов и периодически меняете их построение, но в то же время даже самый мелкий маневр зависит от тысячи нюансов. Например, во время сильного дождя колеса пушечных лафетов вязнут в грязи, отряд, оставленный в пшеничном поле, может скрыться от чужих глаз в густых колосьях, а неприметный хлев на холме стать передовым флангом обороны, потому что в нем внезапно окопается половина мушкетного полка. И таких примеров тут страшно сказать сколько.
Ну а если к тому же вспомнить, что, кроме управления отрядами мужчин в треуголках, в Empire еще намечаются масштабные морские сражения, а также переработанная макростратегия (живьем пока мы не видели только ее), то за будущее сериала Total War можно не беспокоиться.
Будем ждать?
— Сражения на суше — практически интерактивная экранизация второго тома «Войны и мира».
— Параметры каждого из 10 000 юнитов на экране просчитываются в реальном времени.