Микроблогиология. Блоги становятся короче, быстрее и проще
Любое эволюционное развитие идет по пути все большей специализации. Это прослеживается во всем. Взять, к примеру, игры. Сначала были просто экшены, потом внутри них наметилось направление стелс-экшенов, онлайновых экшенов, заняли свою экологическую нишу реалистичные шутеры образца Operation Flashpoint и Armed Assault.
Аналогичная ситуация и с блогами. Сначала были просто онлайновые дневники, но потихонечку внутри блогинга шло почкование. Появились видео- и аудиоблоги (из них, кстати, выделилось самостоятельное направление — подкастинг), а сейчас все большую популярность набирает микроблогинг — блоги с совсем уж короткими постами.
Накатим по маленькой
Twitter.com , один из первых микроблогерских сервисов, появился на свет в начале 2007 года. Как и любой такой сервис, он долго наедал критическую массу — ведь чтобы блог начал жить своей жизнью, нужно не менее 10-20 тыс. пользователей, иначе новичкам просто неинтересно его читать. К началу 2008 года Twitter набрал первый миллион пользователей.
Главное отличие Twitter от обычных онлайновых дневников в том, что максимальный размер поста здесь не может превышать 140 символов. Зато сообщение можно послать не только с компьютера, но и по SMS, и даже по аське. В обычных блогах для этого надо совершить множество лишних телодвижений — настроить клиент, добавить код на свою страничку. А в Twitter все максимально автоматизировано. Аналогичным образом можно настроить и слежение за микроблогами: чтобы прочитать заметки друзей, совсем необязательно открывать френд-ленту, достаточно подписаться на RSS-рассылку, а то и вовсе настроить сервис на перенаправление постов в ICQ или прямо на мобильный телефон.
Казалось бы, что интересного можно уместить в 140 символов? На самом деле — очень много, так что сообщения обычно еще короче (80-90 букв). На фоне больших постов в обычных онлайновых дневниках такие маленькие и, как правило, эмоциональные послания смотрятся очень легко, здесь никому не придет в голову прокомментировать запись монументальным « Ниасилил! ».
Тлогинг
Особняком ото всех онлайновых дневников стоят так называемые тлоги. От обычных блогов они мало чем отличаются, вот только ведут их для себя, а не для того, чтобы их кто-то прочитал. Отсюда и «обратная» система добавления друзей. В обычном блоге любой может увидеть ваши записи, а друзья — прочитать еще и подзамковые посты. В тлоге же изначально ваши заметки обычно никому не доступны и открываются только тем, кого вы добавили в свой контакт-лист.
Помимо этого тлог можно использовать как записную книжку, как органайзер, ну или просто постить сюда понравившиеся фотографии или цитаты.
Из зарубежных тлогов один из самых популярных — Tumblr.com (его, кстати, многие используют в качестве линк-блога), в рунете же стоит обратить внимание на популярный Mmm-tasty.ru.
Слово за слово
С подачи Twitter микроблогинг для многих стал чуть ли не стилем жизни. На чтение френд-ленты в каком-нибудь ЖЖ порой уходит час, а то и больше. Здесь же можно посмотреть, чем живут сотни твоих виртуальных друзей буквально за 2-3 минуты, еще столько же потратить на комментарии и продолжить заниматься более важными делами. Появляется чувство постоянного живого общения, почти как на форуме или в чате, — только более персонализированное, словно ты общаешься с самыми близкими людьми, а не участвуешь в базарной перепалке.
Очень похож на Twitter Jaiku.com , только здесь все окончательно и бесповоротно заточено под общение через мобильники и коммуникаторы. Можно, конечно, просматривать сообщения и через браузер, но нас настоятельно подталкивают общаться при помощи телефона. Jaiku.com выполняет и одну очень важную функцию — линк-блога. По RSS он отслеживает всю вашу интернет-активность и благополучно складирует информацию в блог. Допустим, добавили вы новое изображение в фотобанк, сделали закладку на букмарк-сервисе или залили видео на YouTube — все ссылочки тут же появятся в дневнике. Вашим друзьям даже не придется регистрироваться на всех этих сайтах, чтобы посмотреть, что интересного вы там сняли, смонтировали или раскопали в недрах Сети.
По очень похожей схеме работают и еще несколько популярных микроблогов. Mybloglog.com примечателен в первую очередь тем, что позволяет постить практически любую информацию: он отображает видео, ссылки, изображения (поддерживается несколько десятков форматов), презентации и даже музыку (если общаетесь с телефона, то ее можно тут же использовать в качестве рингтона). На Friendfeed.com же есть еще и функция голосования — самые лучшие микропосты выносятся на главную страницу и собирают максимальное число комментариев (то есть система та же, что и на новостном социальном сервисе Digg.com ). Аналогичная схема используется и на Dwigger.com , только здесь можно еще и посты прямо с Twitter подгружать и добавлять в рейтинг.
Систему микроблогов взяли на вооружение социальные сети — см. систему событий на Liveinternet.ru , «Мой форум» на « Одноклассниках ». Совсем уж крепкий сплав получился у разработчиков Socialthing.com (пока сервис проходит бета-тестирование) — тут все общение построено на мини-заметках, но поиск друзей такой же, как и в социалках.
Довольно необычно на фоне прочих микроблогов смотрится Pownce.com. Заметки здесь очень маленькие, зато к каждой разрешают прикрепить файл размером до 150 Мб. Плюс журнал можно подключить к сервису Yahoo! Fire Eagle ( http://fireeagle.yahoo.net ), и тогда к каждому посту будет добавляться информация о вашем местонахождении.
Микро по-русски
Рунет еще только начинает освоение микроблогинга, удобных сервисов пока очень мало. Есть Mblogi.ru , аналог Twitter. Хотя функций там не так много, да и дизайн куда менее запоминающийся, чем «твиттерные» природно-фольклорные мотивы. Есть вяло развивающийся Delayu.ru , которому отчаянно не хватает народу, зато с него очень удобно транслировать маленькие посты в ЖЖ.
А вот гротескный Oneword.ru чувствует себя очень даже неплохо. Всерьез его, правда, мало кто воспринимает, но вот позабавиться заходят многие — здесь длина поста ограничена всего одним словом. Но даже в него люди умудряются вложить всю гамму своих эмоций. Но живее всех живых, конечно, wow.ya.ru. Просто потому, что это « Яндекс » с его многомиллионной аудиторией. Несмотря на то, что это полноценная социальная сеть, здесь есть система статусов, которая по своей сути представляет самый настоящий микроблог — поскольку сделано все очень удобно, заметочки оставляет огромное количество людей.
Снять за 15 секунд
Идею микроблогинга потихоньку начинают перенимать и создатели видеопорталов. Самый яркий пример — сайт 15s.viddler.com. К любому сообщению (разрешено транслировать ленту из Twitter) здесь необходимо прикрепить небольшое 15-секундное видео. Но это все мелочи, интересное начинается, когда кто-то захочет прокомментировать ваш ролик. Можно написать простой пост, он будет отображаться в небольшом окошке прямо на проигрывателе, а можно… добавить видеокомментарий, он на лету подгрузится в окно. Смотрите вы, допустим, ролик про какого-нибудь кота — и тут открывается еще одно небольшое окошко, в котором другие пользователи демонстрируют своих домашних питомцев.