Batman: Arkham Asylum
Дилогия Кристофера Нолана (« Бэтмен: Начало » и недавний « Темный рыцарь ») в определенном смысле возвращает веру в приличные фильмы о Бэтмане. К сиквелу Нолан окончательно разошелся: выкинул слово «Бэтмен» из названия, усадил зрителя в кинозале на два с половиной часа, разыграл на экране драму. К тому же так и не объяснил, откуда у Джокера эти шрамы. Результат — стоячая овация критиков, запредельный рейтинг на сайте imdb.com и окончательное спасение от позора, который, казалось, было невозможно смыть после фарса « Бэтмен и Робин ».
Игровая индустрия в какой-то мере подхватила этот задор. Грядущая игра о Бэтмене по-прежнему боится расстаться с его именем в названии, но, с другой стороны, это уже не « Бэтмен. На страже города » ( Batman: Vengeance в оригинале). Это Batman: Arkham Asylum.
Бэтмен возвращается
Озаглавив свою игру таким образом, англичане Rocksteady Studios дали ясно понять, что они разрывают связи с последними фильмами, возвращаясь к классической вселенной Бэтмена. Сумасшедший дом Аркхем (Arkham Asylum) — не самое подходящее место для привлечения покупателей. Его вообще не принято показывать публике — он наводит на ненужные мысли. В « Бэтмене навсегда » был запланировал эпизод, где Двулицый (в исполнении Томми Ли Джонса) сбегает из лечебницы, но она не вошла в финальную версию. А между тем, наряду с особняком Уэйнов, это помещение можно считать ключевой бэтлокацией. К тому же Arkham Asylum поднимает вопрос, который кинофильмы как-то не решаются ставить: не является ли миллионер, по ночам рядящийся в костюм летучей мыши, сумасшедшим?
Даже если отбросить всю эту метафизику, то лечебница Аркхем — место крайне интересное, здесь томятся практически все враги Бэтмена. Одних после поимки признали невменяемыми (Джокер, Двулицый, Ядовитый Плющ, Пугало), других невозможно содержать где-то еще без специального оборудования (Мистер Фриз), а третьи сидят просто так, за компанию (Пингвин). Неудивительно, что такой разносторонний творческий коллектив однажды взял власть в больнице в свои руки. По многочисленным просьбам Бэтмен отправляется навести порядок в этом дивном месте.
Мы несколько насторожились, узнав, что действие игры пройдет в лечебнице. Бэтмен умеет летать, у него есть самолет, мотоцикл и бэтмобиль. Не будет ли ему тесно в застенках дурдома? Но Eidos во время демонстрации неожиданно дарят надежду: « В игре будет бэтмобиль. Больше пока ничего сказать не могу ». Остается верить, что его присутствие не ограничится извозом Бэтмена к дверям больницы.
Все помещение лечебницы, а также близлежащие территории (Arkham Asylum находится на острове) будут в нашем полном распоряжении. Поначалу казалось, что англичане готовят породистый стелс-экшен: замкнутое пространство, задаваемые сторонним наблюдателем миссии, квесты от местных «жителей», различные способы достижения цели, развитие умений. Роль удаленных руководителей возьмут на себя комиссар Гордон и его дочка — они будут давать мудрые советы по рации, направляя Бэтмена (загипнотизируют ли они его для начала, пока неизвестно). Рукопашный бой, умение обращаться с метательными звездочками и другие трюки можно будет подвергнуть прокачке.
Когда мы на несколько минут прикоснулись к геймплею, стало ясно, куда метят Rocksteady Studios. Batman: Arkham Asylum — это многовариантный, детализованный мордобой в лучших традициях аркад о супергероях. Вместо нагнетания атмосферы, какого-то исследования игрового мира — групповая раздача оплеух. Драки, надо отдать должное, выглядят очень достойно. Совсем как в последних фильмах, Бэтмен полагается на очень жизненные приемы: дерется в основном кулаками, использует различные захваты, а сокрушительный пинок ногой применяет только для добивания противника. Разработчики щедро разбавляют поединки постановочными ракурсами, демонстрируют завершающие удары в рапиде.
Rocksteady Studios гордо заявляют, что их Бэтмен — простой человек, не наделенный суперспособностями, и в доказательство показывают, как Брюс Уэйн юлой крутится в толпе врагов, словно Нео из второй « Матрицы », щедро раздавая затрещины направо и налево. Действительно, какие уж тут суперспособности!
Все это несколько не соответствует духу взрослой игры, которой Batman: Arkham Asylum явно себя считает. Миссии вроде спасения висящих над пропастью полицейских также говорят не в пользу серьезной истории (на презентации Бэтмен от души врезал спасенному охраннику по лицу — нечаянно, конечно, но драмы заметно поубавилось). В общем, если вы ждете от Arkham Asylum трагедии, в сторону которой толкает историю Нолан со своими фильмами, то лучше сразу расслабиться. Зато у игры есть несколько своих совершенно восхитительных особенностей.
Сумасшедший дом
Само название Arkham Asylum — явная отсылка к Говарду Лавкрафту и его городу Аркхем (именно там происходит действие большинства рассказов писателя). Лечебница присутствует практически во всех произведениях о Бэтмене начиная с 1974 года, но главной работой, посвященной этому мрачному месту, считается комикс Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth (1989).
Сюжет здесь шизофренически раздваивается: одна сторона — триллер о Бэтмене, другая — трагедия основателя лечебницы Амадея Аркхема. Пациенты сумасшедшего дома во главе с Джокером берут в заложники медперсонал и выдвигают требование: Бэтмен должен прийти в лечебницу, его место рядом с ними. Бэтмен, в общем-то, не спорит…
Параллельно с этим мы узнаем историю Амадея Аркхема — как он мечтал лечить душевнобольных, как переоборудовал свой дом в больницу и как в конечном итоге сам стал ее пациентом.
Привычными для нас мерками комикса это произведение измерить нельзя. Во-первых, впечатляют иллюстрации. Каждая из без малого ста двадцати страниц выполнена с таким вниманием к деталям, какому позавидовали бы обложки многих массовых комиксов.
Во-вторых, потрясает, как авторы работают со структурой графического романа. Мы привыкли, что суть комикса — это избиение врагов с непременным « Arrrggghhh! » вдоль и поперек страниц. В Arkham Asylum текст и иллюстрации работают как режиссерский инструмент. Джокер показывает Бэтмену расплывчатое пятно, которым проверяют адекватность больных, выясняя их ассоциации (тест Роршаха). « Что ты видишь, Бэтмен? » — спрашивает он. Мы переворачиваем страницу, а там — огромная летучая мышь во весь лист. « Ничего. Я ничего там не вижу », — лжет Бэтмен.
Arkham Asylum весь соткан из таких тонкостей. Реплики Джокера оформлены «пляшущими» красными буквами — мы как бы слышим его издевающийся, смеющийся голос. Двулицый проходит курс терапии — его «пересаживают» с монеты на игральную кость: шесть вариантов, шесть граней кубика вместо двух сторон монеты. Размышление Аркхема о борьбе с внутренними демонами идет на фоне битвы Бэтмена с живым чудовищем (Killer Croc).
Несмотря на одинаковые названия и очевидное сходство сюжета, Eidos отказываются назвать Batman: Arkham Asylum адаптацией комикса — Rocksteady Studios черпали вдохновение в самых разных произведениях. Честно говоря, жаль.
Анализируй это
Неожиданно Rocksteady Studios дают игроку почувствовать себя, простите за пошлость, настоящим Бэтменом. Прежде всего имеются в виду его знаменитые гаджеты: метательные звездочки в форме летучей мыши, гарпун с веревкой для лазания по стенам, портативные взрывные устройства. Все предметы действительно участвуют в геймплее, а не пылятся под плащом до скриптовой сцены.
Еще Бэтмену помогает «рентгеновское зрение». Включив его, он видит сквозь предметы скелеты врагов с подсвеченным оружием, но главное — в этом режиме жирным маркером обозначаются важные для геймплея области. Например, рубильник или выступ, за который удобно зацепиться кошкой. Глупость, казалось бы, восхищаться такими чисто эстетскими приемами, но в Arkham Asylum они работают.
Для решения некоторых сценарных задач нужно вести себя скрытно, но разработчики на корню пресекают всякие слухи о стелс-экшене: Бэтмен не должен прятаться в тени и ходить на цыпочках. Поэтому Rocksteady Studios придумали Predator Mode — режим хищника. По сути это, так сказать, агрессивный стелс. Принцип его действия нам продемонстрировали на примере уровня в колонном зале. На первом этаже бродят несколько бандитов, Бэтмен наблюдает за ними сверху…
Тут нужно сделать оговорку. Мощная фигура героя, облаченная к тому же в плащ, нисколько не загораживает игроку обзор. Более того, камера справляется с различными ракурсами и ловко подстраивается под выкрутасы Бэтмена. И когда кажется, что места для виртуального оператора совсем не осталось (например, герой приютился на крохотном выступе под потолком), она вдруг перемещается за Бэтменовы уши!
…Так вот, полностью контролируя перемещение врагов, Бэтмен выжидает, пока один из них отобьется от «стада». И вот дальше есть два варианта развития событий. Первый — герой по колоннам забирается туда, где он окажется прямо над противником, спускается на тросе, хватает врага и привязывает его за ногу! В таком подвешенном состоянии несчастный привлекает внимание своих подельников — они сбегаются на крики и пытаются понять, что же случилось. Дальше Бэтмен может срезать висящего, метнув сюрикен, чтобы потом разобраться с остальными.
Но есть и второй вариант — без лишних церемоний вломиться в толпу врагов и избить всех. Тут очень пригодится умение планировать на сложенном в крылья плаще. Игрок полностью контролирует этот процесс, сам выбирает, когда раскрыть «парашют» и куда лететь. Так, например, получается эффектно ударить врага ногой еще до приземления.
Высший пилотаж — выловить всех противников, оставшись незамеченным. Игра здорово передает панику врагов, не понимающих, кто же на них нападает.
Ну и кроме всего прочего, картину дополняют мелочи вроде вырывания вентиляционных решеток (вместо того чтобы просто выбить решетку ногой, Бэтмен, как бы подчеркивая свою мужественность, выдирает ее голыми руками — привет God of War ) и романтично развивающегося плаща.
Так что у Rocksteady Studios, похоже, получается главное — они создают узнаваемый, цельный, яркий образ Бэтмена. И делают это не только визуально, но и геймплейно.
Ужас на крыльях ночи
Бэтмен охотится. Притаившись за ни о чем не подозревающим злодеем, он выбирает момент для атаки. Камера очень удобно «садится» ему на спину, сохраняя перспективу от третьего лица, но не загораживая обзор.
Найдя удачное место для броска, Бэтмен пикирует на жертву. Полет полностью контролируется игроком, мы сами выбираем, в какой момент раскрыть крылья (то есть когда нужно просто спрыгнуть с небольшой высоты, это можно сделать без лишнего позерства).
Эффектное завершение комбинации ударом ногами. Казалось бы, ситуация насквозь постановочная, но, похоже, таких моментов в игре будет немало. Главный секрет их создания — сделать побольше многоэтажных уровней.
* * *
Но нам бы, конечно, хотелось по-настоящему почувствовать атмосферу больницы Аркхем, увидеть живое противоборство ее узников. К сожалению, тут порадовать нечем. В репликах Бэтмена опять струится пафос из старых фильмов, ему снова противостоит «адский» Джокер, никакой драмы, никаких противоречий. Вот добро, вот зло — все просто, как две стороны монеты Двулицего. Очень хочется верить, что мы видели лишь малую часть истории и не уловили ее суть. Очень хочется надеяться, что Arkham Asylum для Rocksteady Studios — это многогранный образ, плацдарм для раскрытия характера главного героя и его противников. А не просто повод запихнуть в игру о Бэтмене всех возможных боссов. Но даже если это окажется так — мы не против.
Будем ждать? «Взрослая» игра о Бэтмене — с аркадной структурой, но ярким образом главного героя.
Процент готовности: 40%