Fuel
В результате топливного кризиса 70-х годов XX века весь автомобильный мир стал массово пересаживаться на малолитражки, сменив хромированные крокодилы на «Фольксваген Гольф». Двадцать лет спустя, после разрушительных войн в Персидском заливе, автомобильные концерны стали активно искать пути для перехода на альтернативные виды топлива. Сегодня слонообразные внедорожники сходят с конвейера с гибридной силовой установкой под капотом, в маленькие «Тойоты» заливают этанол, и даже гоночные автомобили марки «Вольво» выигрывают гонки на биотопливе.
Все эти достижения, по мнению французов из Asobo Studio , не спасли американский континент от экологического коллапса. Про их сценарий нового апокалипсиса мы впервые узнали на GC’2008, где игру под названием Fuel ( англ. «топливо») впервые продемонстрировали на закрытом показе. Зная о том, что Codemasters плохих автогонок не издает в принципе, мы занесли Fuel в список самых перспективных проектов выставки. И не только мы — после GC-демонстрации, из которой следовало, что нас ждут самые масштабные и комплексные автогонки за всю историю жанра, об игре не написал только ленивый. Мы связались с продюсером со стороны Codemasters и разузнали у него свежие подробности проекта.
Песочница в песках
То, что происходит в мире Fuel, здорово напоминает сюжет лучшего автомобильного экшена 90-х — Interstate ’76. С той лишь разницей, что война за топливо в XXI веке ведется относительно мирными средствами. Тут соревнуются на собранных из ржавых запчастей четырехколесных монстрах, но — без применения навесных пулеметов и ракетниц. На растерзание выдается кусок суши, расположенный на территории, которую сейчас уютно занимает штат Калифорния. Ото всех прочих автогонок с открытым миром Fuel отличается прежде всего размером. Чтобы понять, что такое 14 000 квадратных километров, нужно представить себе остров Оаху из Test Drive Unlimited (2007), увеличенный примерно в четырнадцать раз. Сколько часов понадобится на то, чтобы хоть как-то изучить эту территорию, даже страшно представить.
В отличие от райских островов в Test Drive Unlimited, здешняя Калифорния — не слишком гостеприимное место. Но тем интереснее представляется исследование огромного мира, который здесь присутствует далеко не как статичная декорация для гонок. Многие объекты в Fuel могут быть разрушены самими игроками, а некоторые — только мощными природными катаклизмами. Последние — отдельный повод для гордости Codemasters, без них картина доведенной «до ручки» Земли была бы неполной. Самым впечатляющим из проявлений разбушевавшейся природы пока что выглядит торнадо. Смертоносная воронка может возникнуть в любом участке карты, и горе тому, кто не успеет увернуться от нее. Машину подхватывает как перышко, и для несчастного гонка на этом заканчивается. Кроме него, анонсированы также песчаные бури, селевые потоки и лесные пожары — каждое из этих явлений заставит вас пересмотреть свою тактику по ходу гонки (нечто подобное уже было реализовано в WRC Evolution для PlayStation 2).
Смена тактики потребуется регулярно, потому что игровой мир Fuel не ограничен коридорами трасс, а удачно срезав путь, можно в корне изменить ситуацию в заезде. Заучивание выгодных маршрутов здесь не спасет — проезжая по знакомой дороге, вы легко можете обнаружить, что недавно прошедший ураган завалил прежний путь или, наоборот, расчистил новый.
Карта мира поделена на несколько климатических и природных зон, в каждой из которых преобладают те или иные погодные условия. В песчаной пустыне будет светить палящее солнце, в лесу — идти дождь, а в горах — снег. Комбинация из переменчивой погоды и различных типов покрытия тоже может принести интересные результаты: когда дождевая вода подмочит сухой грунтовой проселок, ехать по нему будет гораздо сложнее.
Экстра-премиум Fuel
Нужно ли говорить, насколько важен полноценный суточный цикл для игры, в которой, кроме обычных коротких гонок, будут фигурировать длинные марафонские заезды — бахи ( англ. Baja)? Этой осенью на том же поле попытались сыграть THQ со своей Baja: Edge of Control. У них, мягко говоря, не получилось. Авторы Fuel пытаются скрасить монотонность долгих заездов типично аркадным подходом. В качестве ближайших ориентиров у Asobo Studio явно числятся главные звезды аркадно-внедорожного жанра — MotorStorm и FlatOut , поэтому темп игры трудно назвать медленным. Все транспортные средства оснащены нитроускорителем и охотно подпрыгивают на расставленных повсюду искусственных трамплинах.
Дизайнеры Codemasters, помогающие французам в разработке, немало поработали над локациями вручную. Все население Америки по задумке разработчиков эвакуировали в безопасные уголки земного шара, а оставленные людьми города гонщики переоборудовали под свои нужды. На развалинах выросли трамплины, мосты и мертвые петли. Сами разработчики утверждают, что трюкам в игре уделяется остаточное внимание (при езде на мотоциклах они и вовсе выполняются автоматически), но от возможности устроить себе постапокалиптическое подобие TrackMania Sunrise грех будет отказаться.
Исследовать мир в свободное от прыжков время должно быть не менее интересно. Всего заявлено шестнадцать классов транспорта, и мы даже затрудняемся назвать хоть одну гонку, кроме Gran Turismo , где есть подобный выбор. Только на звание «внедорожного аналога GT» Fuel совсем не претендует. Все автомобили, грузовики, багги, квады и мотоциклы нелицензированные, что в подобных играх воспринимается гораздо легче, чем в серьезных кольцевых симуляторах. Кроме того, каждый автомобиль и мотоцикл здесь можно изменять и улучшать до бесконечности, ведь ценные запчасти — второй, после топлива, предмет охоты гонщиков-экстремалов. Детали, как и новые автомобили, обычно выступают в качестве приза за победу в заезде.
Гонок в режиме карьеры ожидается порядка семидесяти штук, вот только обгонять раз за разом одних и тех же ботов может надоесть намного раньше. Чувствуя это, разработчики активно заимствуют идеи у Test Drive Unlimited , который по-настоящему работал именно в онлайне. Сложной системы автоклубов, магазинов одежды и подержанной техники в Fuel не ожидается, но вот возможность проходить карьеру с живыми соперниками точно будет. А если по бескрайним горам и пустыням кроме вас будут ездить другие игроки, мир Fuel станет уютней. Это именно то, чего так не хватает многим sandbox-автогонкам. Здесь же очень пригодится возможность создавать собственные заезды, просто указав маршрут и базовые условия. Когда, помимо соперников, на пятки вам наступает воронка торнадо, а с горы падают булыжники размером с колесо, разглядывание пейзажей как-то отходит на второй план.
К тому же в моменты активного экшена Fuel смотрится гораздо выигрышнее. Все остальное — горы, растительность и машины — воображение, мягко говоря, не поражает. Сегодняшняя картинка Fuel уступает большинству жанровых представителей годичной давности. Это — необходимая плата за гигантские масштабы.
* * *
Несмотря на высокие ожидания и авансы, поводы сомневаться в успехе игры тоже имеются. Самый главный из них — студия-разработчик, в портфолио которой нет ни одной гонки, зато есть такие игры, как Garfield: A Tail of Two Kitties и Special Forces: Nemesis Strike. Вся надежда — на знаменитые продюсерские качества Codemasters. Они как никто умеют находить слабо известных за пределами родной страны разработчиков с революционными идеями в голове. Так было с чехами Bohemia Interactive ( Operation Flashpoint: Cold War Crisis ) и российской K-D LAB (« Периметр» ). Амбиции у французов ничуть не меньше, так что шанс на повторение истории очень велик.
Будем ждать? Самый масштабный автосимулятор в истории жанра. Здесь же: селевые потоки, торнадо и колоссальный онлайновый режим. Грядет буря.
Процент готовности: 50%