05 января 2009
Обновлено 17.05.2023

Гоночный уик-энд. Три элитных автосимулятора

Гоночный уик-энд. Три элитных автосимулятора - изображение обложка

Должны признаться: когда на страницах журнала в пункте «жанр» указано «автосимулятор», мы почти всегда кривим душой. Хотя бы потому, что настоящие автосимуляторы редко издаются в красочных коробках и лежат в магазинах на полках с играми. То, что рецензируется на наших страницах, — это псевдохардкорные массовые автогонки. Заявления их разработчиков о беспрецедентном уровне реализма обычно служат лишь рекламой, призванной привлечь нужную аудиторию.

Трансляции «Формулы-1» смотрят миллионы человек, и сотни тысяч зрителей ведут охоту за билетами на этапы чемпионата мира. Кроме этого, в каждой развитой стране есть своя национальная культура автоспорта, которой отдают дань местные болельщики. В США, к примеру, обычным делом считается поход всей семьей на этап суперпопулярного чемпионата NASCAR. За счет болельщиков живут не только организаторы гонок. Основной бюджет автодромов и команд формирует реклама, сегодня она почти неотделима от образа команды и гонщика (все помнят, какую марку сигарет предпочитает команда «Феррари»?). Автопроизводители увеличивают за счет гонок продажи своих машин. И не важно, что автомобиль, выигрывающий заезд, похож на серийный разве что эмблемой на капоте. Главное — марка становится носителем определенного имиджа, а цвет гоночной машины — популярным. Почему б о льшая часть сходящих с конвейера «Субару-Импрез» окрашены в ярко-синий? Только потому, что в точно такой раскраске много лет выступает команда «Субару» в чемпионате мира по ралли.

Примерно то же самое происходит и с играми — еще одной индустрией, зарабатывающей на интересе к автогонкам. Многие хотят сесть за руль дорогущей машины, которую никогда не смогут купить в реальной жизни, управлять ей, не отрываясь от экрана, и разбить вдребезги при первой возможности. Поэтому гоночные симуляторы стали одним из первых жанров, доступных на домашних платформах ( REVS , 1984), а лицензированные автомобили появились в гонках раньше, чем вид от первого лица в шутерах ( Test Drive , 1989).

Нынешние серьезные лицензированные автогонки в большинстве своем бесконечно далеки от реальности. Проехать круглосуточный «Ле-Ман» без единой дозаправки и смены шин? Тормозить «в пол» за десять метров до поворота и не оказаться на обочине? Выбить соперника с трассы на скорости 300 км/ч и выиграть гонку? Все эти условности характерны для гоночных игр, а рекомендация очередного авточемпиона на обложке — всего лишь маркетинговый трюк. Автосимулятор — это пропуск в доступную простому зрителю часть индустрии. Узнаваемые машины в рекламных раскрасках, слегка похожие трассы и возможность вручную попереключать передачи. Но итог «путешествия» всегда одинаков — несколько часов сидения перед монитором, десяток пройденных чемпионатов, вспотевшие руки и расфокусированный от постоянного напряжения взгляд. Это и есть «фактор удовольствия» большинства современных гонок, который многие разработчики (см. любую игру серии Gran Turismo , для прохождения которой нужен не один десяток часов) доводят до абсурда.

Наш сегодняшний материал мы посвящаем совсем другим автосимуляторам. Их цель — максимально достоверное воспроизведение самого процесса езды при отсутствии всего лишнего. Это независимые проекты, которые распространяются силами самих разработчиков. Симуляторы, в которых не нужно проходить десятичасовую «карьеру», чтобы открыть доступ к самой быстрой машине. Основная функция игрока в них — не возиться с менеджментом команды, не отвлекаться на выдуманные сложности, а получать удовольствие от прохождения каждого сантиметра трассы. Все они ориентированы на гонки с реальными соперниками в онлайне. Но самое главное — именно они, а вовсе не яркие коммерческие блокбастеры чаще всего попадают в руки реальных гонщиков, использующих симуляторы для тренировок.

Live For Speed

Жанр: аскетичный автосимулятор

Разработчик: LFS Team

Сайт:www.liveforspeed.com

Live for Speed по праву может считаться одним из первых независимых симуляторов (ранняя тестовая версия появилась еще в 2002 году). К тому же он еще и самый популярный. По словам разработчиков, с которымы мы связались во время подготовки этого материала, количество зарегистрированных аккаунтов близко к 250 тыс. Что для shareware-проекта — весьма сильный результат. Скачать полную версию Live for Speed, содержащую три машины и три конфигурации одной трассы, можно прямо с официального сайта, полный набор обойдется в 24 евро.

Симулятор разрабатывается командой всего из трех человек, и, как часто бывает, это накладывает свои ограничения. Вышедшая в 2005 году новая версия S2 (Stage 2 — вторая стадия), несмотря на регулярные обновления, выглядит, мягко говоря, аскетично. Аскетизм — это вообще фирменный стиль Live for Speed. Игра всем своим видом заявляет, что настоящий симулятор должен выглядеть строго и функционально, как интерьер гоночного автомобиля. Согласиться с этой точкой зрения можно, но, когда подконтрольный вам мощный спорткар звуком двигателя напоминает аккорды MIDI-синтезатора, ощущение достоверности происходящего (критически важное для симулятора) улетучивается моментально.

Среди поклонников бытует мнение, что главные козыри Live for Speed — уникальная физическая модель и мультиплеер. А все остальное — это так, бесплатное приложение. Физика тут и правда уникальна. В первую очередь тем, что, в отличие от конкурентов, не опирается на заранее заданные параметры — движок просчитывает поведение автомобиля в соответсвии с законами Ньютона. В реальном времени обрабатывается аэродинамика (влияние ветра на управляемость тоже берется в расчет), температура и коэффицент сцепления шин, работа подвески и многое другое. Благодаря такому детальному подходу авто в Live for Speed управляются довольно непривычно — кажется, что машина слишком «воздушная», что она вот-вот пойдет в занос. Это и делает Live For Speed самым любимым симулятором у поклонников дрифта (езды в управляемом заносе), презирающих «рельсовую» физику игр SimBin.

Live for Speed — чемпион по моделированию нестандартных ситуаций. Никогда не известно, что произойдет, если дернуть руль формульного болида на максимальной скорости или попробовать на нем же выполнить «полицейский разворот». Именно поэтому даже простая тренировка тут никогда не превращается в примитивное заучивание точек торможения. Сама физическая модель подсказывает вам десятки вариантов выхода из каждой ситуации — совсем как в жизни. Затормозили слишком поздно? Не смертельно, можно еще попробовать вписаться в поворот, пустив заднюю ось в легкий занос. Ощущение того, что ваши действия никогда не введут игру в ступор, что вы никогда не упретесь лбом в абсурдные ограничения движка, — самое главное, что можно почувствовать, играя в Live for Speed.

Многим поведение машин кажется слишком «ватным», из-за чего игра воспринимается скорее как любопытный физический эксперимент, чем симуляция реальности. С реальностью в Live for Speed до недавнего времени было вообще плохо. Все трассы (кроме стандартных кольцевых автодромов, есть еще грунтовый участок для кросса и полоса для дрэг-рейсинга) — вымышленные, машины — тоже.

Но сейчас ситуация потихоньку меняется, автопроизводители начинают проявлять интерес к проекту, а разработчики собирают данные для постройки первой реальной трассы. В ближайших планах — избавление от статуса альфа-версии. Жизненный путь Live for Speed включает в себя ровно три стадии, после чего авторы намерены заморозить разработку или отдать проект на попечение комьюнити. Так что ловите момент!

rFactor

Жанр: автосимулятор с открытой архитектурой

Разработчик: Image Space Incorporated

Сайт: www.rfactor.net

Комьюнити-центр:www.rfactorcentral.com

rFactor с самого начала был создан для нужд фанатского комьюнити, которому вручили современный движок и полный инструментарий для работы с ним. Этот симулятор целиком ориентирован на пользовательский контент, что вполне соответствует его изначальному девизу «Customize. Control. Connect» («Настраивай. Контролируй. Соединяйся»). Спустя три года после релиза первой версии (в отличие от LFS Team, разработчики rFactor избавили пользователей от различных «альф») можно сказать, что концепция себя оправдала. Главный комьюнити-ресурс www.rfactorcentral.com обновляется чуть ли не ежечасно и содержит десятки отличных модификаций на любой вкус: сделанные с нуля трассы, новые машины — от раллийных до кузовов, прототипов и открытых «формул». Последних явно больше — родословная обязывает. rFactor — разработка небезызвестной студии ISI , в 2000-х они отвечали за PC-версии гоночных симуляторов EA Sports (серия F1 200x), вокруг которых в свое время собрался костяк сообщества.

rFactor распространяется по той же схеме, что и Live for Speed, — на официальном сайте можно скачать полный клиент игры, но до покупки и активации (34,99 евро) там будет доступна только пара машин и одна трасса «Нюрбургринг». Кроме того, в активе у rFactor есть еще несколько настоящих «формульных» автодромов (Сильверстоун, Монреаль, Барселона, Монца и Шанхай), официальный болид F1 BMW Sauber , несколько автомобилей марки Panoz и моды, моды, моды…

Собственно, без установки модификаций играть в rFactor в онлайне практически бессмысленно. На различных серверах устраивают чемпионаты по «Формуле-1», кузовным, GT и овальным гонкам. Движок игры (используемый также в последних симуляторах студии SimBin) прекрасно справляется с любым типом автомобилей, кроме разве что раллийных. А вот езда по покрытиям, отличным от асфальта, дается rFactor куда хуже.

Из всей тройки rFactor — самый легкий в освоении, хотя комплект «руль + педали» для нормальной игры вам все-таки понадобится. Логичный интерфейс позволяет легко выбрать нужный класс машин или модификацию, задать настройки сложности (имеется масса опций — от коробки-автомата до помощи при торможении) и указать количество соперников. Если вы до этого не играли в симуляторы, то лучше потренироваться с ботами, прежде чем выезжать в онлайн.

В rFactor удобно практически все. Для тех, кто знаком с играми от SimBin, физическая модель не потребует привыкания (движок, напоминаем, общий), разве что «езды по рельсам» здесь гораздо меньше, да и ошибки rFactor прощает не так охотно. Хотя все зависит от конкретного мода — есть и очень простые в освоении машины типа маленьких переднеприводных Renault Clio.

Тонкостей вроде честной симуляции ветра и аэродинамики в rFactor нет, зато все, что есть, работает идеально. Достоверность местной физической модели неоднократно проверялась реальными пилотами (которые привлекаются на этапе разработки многими модмейкерами), в последний раз это сделал действующий чемпион F1 Кими Райкконен, который протестировал мод FSONE 2007 в ходе промоушена Гран-при Абу-Даби.

Что касается перспектив дальнейшего развития rFactor, то они пока самые радужные. Еще в прошлом году ISI продемонстрировали публике видео, в котором пара болидов BMW Sauber вздымала тучи водных брызг над малазийским автодромом «Сепанг». Стало ясно, что погодные эффекты — первое, что добавят в ближайшем масштабном обновлении. Будет ли это очередной патч или полностью новая версия с индексом 2.0 — пока неизвестно, но мы ставим на второй вариант. На вопрос «когда?» разработчики пока не готовы отвечать, но даже сегодня, безо всяких погодных эффектов, rFactor — игра, которую необходимо увидеть любому, кто считает себя поклонником автосимуляторов.

iRacing

Жанр: автосимулятор/онлайн-сервис

Разработчик: iRacing.com

Сайт:www.iracing.com

iRacing — не новый революционный продукт от Стива Джобса и Apple California, как можно было подумать, а… новый революционный проект Дэвида Кэммера. Кэммер — фигура легендарная. Он стоял у истоков Papyrus — студии, которая ответственна за самые первые автосимуляторы для PC ( Indianapolis 500: The Simulation и IndyCar Racing ). Она же выпустила несколько важнейших для жанра проектов, в числе которых Grand Prix Legends и NASCAR Racing 2003. После релиза последнего в 2003 году Sierra распустила Papyrus, но бывшие сотрудники, прихватив с собой технологию, не сидят сложа руки.

Их новый симулятор, бывший вплоть до летнего релиза объектом постоянных слухов и сомнений, до сих пор остается для большинства поклонников жанра терра инкогнита. Многих отталкивает необычная модель распространения iRacing. Отчасти она напоминает MMORPG — у симулятора даже нет демоверсии, не нужно скачивать и активировать какие-то файлы. iRacing — это онлайн-сервис (включающий в себя социальную сеть www.iracingworld.com ), на который можно оформить подписку. Базовый пакет сроком на один месяц стоит $20, и за эти деньги к вам на компьютер установится клиент в минимальной комплектации — с двумя машинами и семью трассами. Запуск и настройка симулятора происходит через сайт, что автоматически исключает возможность игры с ботами в офлайне. iRacing — целиком и полностью интернет-проект, и чтобы изучить все его возможности, двадцатидолларовой подписки будет явно недостаточно. Полугодовой пакет стоит уже $90, а дополнительные трассы и машины (сюрприз!) покупаются за отдельную плату.

iRacing — это в первую очередь непревзойденный уровень качества (спасибо дорогостоящей технологии лазерного сканирования). Трассы и машины выглядят так, как будто сошли с фотографии, — тут даже староватый движок от NASCAR Racing 2003 почти не выдает свой возраст.

Но больше всего iRacing впечатляет, когда вы выжимаете сцепление и выезжаете на трассу. Серьезность симулятора становится очевидной с первых же секунд — здесь даже нельзя переключать угол обзора (есть только вид из кабины). Именно с этого ракурса лучше всего видны те результаты, которых достигли разработчики. Физика iRacing разработана с нуля и совсем не напоминает неуклюжего предшественника NASCAR Racing 2003. Практически идеально чувствуется работа резины (здесь и близко нет «воздушности» LFS и линейности rFactor) и подвески — особенно удались вертикальные ускорения и раскачка на неровностях. Даже просто глядя в монитор и сжимая в руках руль, можно почувствовать и предугадать реакцию машины на дорогу и управление. В реальности для этого задействован еще и вестибулярный аппарат, но, имея в активе какой-нибудь имитатор перегрузок, iRacing вполне мог бы стать настоящим тренажером для гонщиков. Что уже и происходит: недавно разработчики заключили соглашение о партнерстве с американским Star Mazda Championship, пилоты которого будут пользоваться симулятором для тренировок. Соответствующая машина под названием Formula Mazda в iRacing уже имеется, а вскоре обещают добавить и болиды овальной серии NASCAR. Свой аккаунт в iRacing, по слухам, имеет даже формульный экс-чемпион Жак Вильнев.

Беда iRacing не только в его ярко выраженной «элитарности», но и в том, что ее авторы интересуются только автоспортом Америки. Большинство трасс и машин в iRacing — американские (есть как дорожные трассы, так и овалы), а европейский автоспорт не представлен почти никак. Если разработчики перестанут замыкаться на родном континенте и предпримут шаги навстречу европейским покупателям, iRacing может составить серьезную конкуренцию Live for Speed и rFactor.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь