Pro Evolution Soccer 2009
Когда в 2003 году Konami выпустила на PC Pro Evolution Soccer 3 (до этого сериал обитал исключительно на консолях), мало кто мог представить, что японский футбольный симулятор сможет составить конкуренцию колоссу под названием FIFA. Слишком уж большой казалась разница в весовых категориях. Всей мощи Electronic Arts Konami могла противопоставить разве что несколько иной подход к геймплею и Пьерлуиджи Коллину на обложке (в игре лысый рефери не появлялся). В остальном PES 3 был самым заурядным портом с PS 2 — довольно невзрачная графика, отсутствие режима сетевой игры и более чем странное музыкальное сопровождение.
Неизвестно, как развивались бы дальнейшие события, если бы разработчики в EA Sports внезапно не обленились, загнав FIFA в затяжной кризис. Пока в EA топтались на месте, Konami медленно, но верно завоевывала поклонников виртуального футбола. Не располагая обширным набором лицензий, PES брал прежде всего геймплеем. На первый план здесь вышел выбор правильной тактики: Konami буквально заставляла игроков думать, искать индивидуальный подход к каждому новому сопернику. Поражение от компьютерного оппонента нисколько не огорчало, наоборот, вы понимали, над чем нужно работать, чтобы в следующий раз точно одержать верх. Тихо и незаметно для всех Pro Evolution Soccer рос в тени именитого канадского конкурента. Прорыв случился год назад. Konami решилась на тот шаг, который в EA почему-то очень боялись сделать. Они первыми дали PC-игрокам полноценный nextgen-футбол — и не прогадали. Pro Evolution Soccer 2008 превзошел своего конкурента абсолютно по всем показателям. Сейчас в Electronic Arts, похоже, поняли, что дела плохи. С приходом Питера Мура FIFA (см. нашу рецензию в предыдущем номере) несколько оживился, но японцы по-прежнему впереди. Поэтому в этом году товарищеский матч между Канадой и Японией закончился в пользу последней.
Напряги извилины
Амфетаминовый футбол, ставший в свое время одной из основных претензий к PES 2008, благополучно канул в Лету. Игра теперь проходит на пониженных скоростях, что в данном случае нужно воспринимать как большой плюс — происходящее на поле стало больше напоминать реальный футбол. То же самое касается и некоторых игроков. Если раньше какой-нибудь Лионель Месси мог со скоростью пассажирского поезда проскочить через все ваши оборонительные ряды, то теперь один-два хороших защитника легко его остановят.
Казалось бы, сниженный темп игры должен дать игроку дополнительное время на раздумья. Но не тут-то было. AI, как и раньше, не дает спуску. Зазевались, не успели вовремя отдать мяч — и вот уже инициатива переходит к противнику, а вы лихорадочно пытаетесь заблокировать пути развития атаки. Управляемые компьютером нападающие нисколько не стесняются прессинговать ваших защитников в то время, когда они только-только получают мяч от своего вратаря. В результате соображать нужно чуть ли не быстрее, чем раньше.
Мало того, за прошедший год искусственный интеллект стал на порядок умнее. Компьютер отлично видит поле, прерывает ваши пасы и в случае чего не гнушается использовать дальние передачи, приводящие порой к довольно неприятным моментам у ворот. Защитники крепко висят на ваших игроках, не дают развернуться и буквально заставляют методом проб и ошибок выискивать слабые места в их обороне. Прибавьте к этому улучшенную игру вратарей, и вы поймете, что забить гол в PES 2009 стало еще сложнее. Дело тут, конечно, во многом зависит от выбранного уровня сложности, но ведь настоящие поклонники PES не принимают ничего, кроме World Class.
Без БАТЭ
Извечную проблему с лицензиями Konami на этот раз попытались решить покупкой прав на ни много ни мало Лигу чемпионов. Самому престижному клубному состязанию Европы в PES 2009 выделен отдельный режим. Перед матчами играет знаменитый гимн, от которого сердце любого поклонника футбола начинает биться вдвое чаще. А все таблички с расстановками игроков и предматчевыми составами неотличимы от тех, что показывают по телевизору во время трансляций настоящей Лиги чемпионов. Есть, правда, один очень существенный недостаток. У Konami нет лицензий на все команды, которые в этом сезоне будут бороться за звание лучшего клуба Старого Света. Белорусский БАТЭ, например, отсутствует (не самая, конечно, существенная потеря, но все же). А у некоторых клубов, вроде лондонского «Челси», названия по старой традиции изменены на что-то вроде London FC. Казалось бы, мелочь, а ощущения уже не те. В последнее время, впрочем, в фанатской среде активно циркулируют слухи о планах Konami выпустить небольшой бесплатный апдейт, добавляющий новые лицензированные команды. Вполне может быть, что среди их числа окажется и несчастный БАТЭ.
А вот соперник белорусского клуба по групповому этапу Лиги чемпионов — санкт-петербургский «Зенит» — в PES 2009 есть уже сейчас. Равно как и московский «Спартак». Обе команды щеголяют аутентичной формой и составами, а лица некоторых игроков вылеплены буквально вручную. Сразу видно, что в Konami хотя бы следят за ситуацией на европейской футбольной арене, и это не может не радовать. EA, например, вот уже который год подряд упорно игнорирует отечественные клубы.
Я — легенда
Но даже если бы в PES 2009 не было ни Лиги чемпионов, ни «Зенита» с Аршавиным, игру все равно стоило бы купить ради замечательного режима Become a Legend. По сути своей это тот же Be a Pro из FIFA 09, но с одним существенным отличием: в него куда интереснее играть.
Причин тому сразу несколько. Во-первых, в Konami разумно рассудили, что начинающих футболистов, вне зависимости от их амбиций, в топ-клубы просто так не приглашают. Если в FIFA 09 вы сразу же могли примерить майку «Интера» и выйти на поле в первом же матче, то в PES 2009 ради этого придется очень и очень постараться. Свой путь к званию легенды вы начинаете в любительском клубе с названием вроде Babilayna CF. Причем буквально после первой же игры в ваших услугах будут заинтересованы несколько клубов средней руки. Но даже там придется бороться за попадание в основной состав, пахать на тренировках и медленно, но верно наращивать характеристики. И все для того, чтобы однажды получить приглашение от именитого гранда, выйти на поле какого-нибудь «Сантьяго Бернабеу» и стать любимцем болельщиков.
Вторая причина, по которой «стать легендой» лучше, чем «быть профессионалом», заключается в том, о чем мы писали выше. Умный AI, оказывается, способен быть не только коварным противником, но и хорошим напарником. В Become a Legend действительно чувствуешь себя частью команды, а не единственным, кто может сделать на поле хоть что-то толковое. Своему виртуальному альтер эго начинаешь сопереживать. Испытываешь горечь и досаду, когда команда пропускает гол из-за одной твоей ошибки. Искренне радуешься, когда после сольного прохода по флангу делаешь передачу на нападающего и тот сравнивает счет. А стоит забить победный гол собственными ногами (или головой — тут уж как получится), и вашему счастью не будет предела.
Инди-футбол
Konami — далеко не первая компания, которая дает игрокам возможность вырастить звезду мирового футбола буквально за пару вечеров. У независимых разработчиков из New Star Games , буквально на коленке собирающих футбольные симуляторы с графикой эпохи NES, есть замечательная серия игр New Star Soccer , основная идея которой целиком повторяет Become a Legend. Несмотря на крохотный бюджет, NSS — игра огромных масштабов: 47 реально существующих чемпионатов, огромное число команд и абсолютно необязательные «околофутбольные» вещи вроде возможности купить собственный самолет и дом на берегу Тихого океана или сделать ставки на скачках. Играть очень и очень интересно, но только если вы готовы вытерпеть архаичную графику и не самое лучшее управление.
* * *
Кроме всего вышесказанного, PES 2009 — самый красивый футбольный симулятор на сегодняшний день. В Konami, конечно, не стали придумывать ничего нового и просто доработали движок прошлогоднего образца. Но благодаря одному только освещению картинка на экране выглядит очень и очень внушительно, гораздо четче, чем в замазанном блюром FIFA.
Каким будет расклад сил на рынке футбольных симуляторов в 2009-м, мы наверняка предсказать не можем. PES развивается бодрыми темпами, но и FIFA, похоже, поднимает голову. Но сегодня вопрос о том, какой симулятор лучше, не стоит.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 9
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Недостаток лицензий в Konami успешно компенсируют продуманным геймплеем, который бросает вызов вашему тактическому мышлению и не на шутку увлекает. Однозначно, PES 2009 — лучший футбольный симулятор года.
Рейтинг «Мании»: 8,5
«Отлично»