Call of Duty: World at War
[[BREAK]]
Год назад мы назвали Call of Duty 4: Modern Warfare высшей точкой развития рельсовых шутеров. Казалось, что Infinity Ward довели формулу до совершенства, что дальше уже просто некуда, что точнее и полнее заскриптованный шутер уже не сделаешь. У Activision на этот счет ожидаемо оказалось другое мнение.
Пятая часть была анонсирована через несколько месяцев после выхода Modern Warfare. Делать предстояло Treyarch , карманным умпа-лумпам издателя, которые способны меньше чем за год изобразить хоть Джеймса Бонда, хоть Спайдермена, хоть шутер про Вторую мировую. В свое время они смастерили консольную Call of Duty 3 за девять (!) месяцев. Но в случае с World at War нужно было не просто сделать «еще один Call of Duty», а выступить как минимум не хуже, чем Modern Warfare. Исходя из этих позиций, World at War — безусловно, главное разочарование года. По сравнению с Modern Warfare это уверенный, со звонким отскоком шаг на месте.
По сценарию
В World at War Treyarch закрепляют свою репутацию усердных, прилежных подмастерьев. Видно, что они очень старались сделать как минимум не хуже: изучали повадки японской армии, довели концентрацию взрывов на квадратный метр до фантасмагорического уровня, изобразили какую-то военную драму. Но это не помогает: вернувшись во Вторую мировую, серия встала на старые, извините за каламбур, рельсы.
World at War предлагает привычный военный аттракцион: в компании бессмертной массовки переть по узкому коридору вплоть до невидимого переключателя, который запустит очередную скриптовую сцену. Эта формула исправно работает и по сей день — к ней, за неимением своих идей, обратились в итоге апологеты sandbox-геймплея, Crytek (см. их Crysis Warhead ). В том, что касается динамики, Call of Duty по-прежнему нет равных: вокруг вас постоянно что-то горит, взрывается или вот-вот взорвется. Пространство буквально пропитано свинцом, коллеги картинно валятся на землю, кто-то драматически хлещет собственной кровью на экран, горящие балки уверенно падают вам на голову. И никаких вольностей, все строго по сценарию.
Таким геймплеем Treyarch пичкают нас безо всякой меры, только этого мало. Благодаря Call of Duty 4 сегодня к подобным играм предъявляются совершенно иные требования. Infinity Ward наглядно показали, как обычный городской бой может выжигать на сетчатке десятки ярких воспоминаний. Мы наблюдали расстрел поверженного диктатора его собственными глазами, спасались с тонущего корабля, становились жертвой ядерного взрыва и ползали на брюхе по Припяти.
World at War этому набору гениальных сцен может противопоставить очередную битву в Сталинграде, водружение флага на крыше Рейхстага и японцев, идущих в штыковую атаку. Treyarch совершенно гениально умеют взрывать в кадре все, что взрывается. Тут им практически нет равных — Crytek со своей пиротехникой рядом не стояли. Но здесь не хватает таких серьезных качеств, как изобретательность и талант. В представлении Treyarch режиссура и зрелищная постановка — это когда все перманентно взлетает на воздух, люди расплескивают по земле внутренности, а в перерывах звучат высокопарные речи о судьбах мира. Такой подход имеет право на существование, но после Modern Warfare им трудно кого-то удивить или увлечь.
Эта svoloch
При этом не надо думать, что Treyarch не умеют делать нам интересно. World at War разбита на две кампании — тихоокеанскую (про американцев) и советскую (про сами понимаете кого). Так вот, первые несколько уровней представляют собой самую унылую вариацию тоннельного шутера, какую только можно себе вообразить. Заявленные геймплейные возможности не работают как надо. Например, огнемет — еще одно серьезное разочарование. Особенно после Far Cry 2 , где для огня была придумана отдельная механика с пожарищами, разжиганием полей благодаря вовремя подувшему ветру и физикой газообразных тел. В World at War огнемет — это такая штука, которая стреляет огнем и убивает японцев. Хитрые на выдумку японцы (см. о них отдельную врезку) кое-как развлекают, но строить на ужимках врага целую кампанию было, мягко говоря, неразумно.
Нужно сжать зубы, перетерпеть этот аттракцион вселенской скуки и дойти до первой миссии за СССР в Сталинграде — и тогда все изменится. Советская кампания, о которой Treyarch не очень охотно распространялись, — лучшее, что есть в World at War. Тут игра неожиданно расправляет плечи и начинает говорить с Modern Warfare на равных.
Некто Дмитрий Петренко открывает глаза в расстрельной яме среди трупов советских солдат: скучающие нацисты добивают раненых, огромные вороны деловито выклевывают мертвым глаза. Очнувшийся рядом сержант Резнов вручает вам винтовку Мосина и предлагает помочь ему убить гитлеровского генерала Амзеля. А дальше начинается: за следующие пятнадцать минут мы успеем поучаствовать в короткой снайперской дуэли, проползти под струями вражеских огнеметов и много раз услышать слова « svoloch » и « mudak » (с ударением на первом слоге). Говорящий голосом Гэри Олдмана Резнов не замолкает практически ни на минуту: сравнивает убийство с охотой на диких животных, рассказывает о своих буднях в разрушенном городе, звучным баритоном произносит что-нибудь вроде: « Эти ублюдки сжигают наши дома, убивают наших людей… Но скоро все изменится, и тогда мы будем сжигать их дома и убивать их людей! »
Обаяние этой игры складывается из мрачного, пропитанного клюквой ура-патриотизма. Вот Резнов и какой-то боец спорят по поводу того, стоит ли добивать безоружных немцев. Вот он же поднимает дневник убитого солдата и обещает передать его близким. И тут же — « Ура-а-а-а! », « За Родину! » и незабываемое зрелище окровавленной ушанки в реке. Это выглядит как советская патриотическая постановка, которую почему-то ставят американцы для американцев. По сравнению с русскими морская пехота США в этой игре выглядит сборищем неудачников в кургузых женских панталонах, которым удается побеждать японцев разве что чудом.
Правда, не очень понятно, смеяться надо всем этим или гордиться. С одной стороны — ну, правда же! — окровавленные ушанки! Театральные монологи! И это мы еще не упоминали про надписи « ресторант » и « износ ребенка »! С другой — роли Красной Армии во Второй мировой здесь уделено непривычно много внимания, при этом никакой водки и балалаек. В конце концов, кумачовый флаг на крышу Рейхстага мы водружаем своими руками.
Такие сцены помогают компенсировать недостаток интересных игровых ситуаций. Они — лучшее, что есть в этой игре, именно за них мы любим серию. Но между двумя пафосными речами о победе над фашизмом лежат километры заурядных пробежек, несколько складов пиротехники и легион малоинтересных противников, что-то там верещащих про коммунистов. К тому же у Treyarch окончательно отказывают тормоза и вкус: появилась расчлененка, кровь льется рекой, солдат рубит надвое, у них разлетаются черепа, вываливаются внутренности. И все это — под грохот пошлейших электрогитар (!).
* * *
World at War очень трудно ругать, потому что это на самом деле хороший шутер. Ряженые с автоматами, крошащие друг друга на оливье под грохот взрывов, все еще не дают заскучать. Критический недостаток всего один — World at War заметно хуже Call of Duty 4. Вернее, это та же самая игра, разыгранная менее талантливыми людьми в смертельно, мучительно надоевших декорациях Второй мировой. Ни о каких изменениях в технологиях, геймплее и форме подачи речи не идет. Но вы не волнуйтесь: шестая часть уже запущена в производство и ее делают сами Infinity Ward. Если не они, то кто же, в конце концов?!
ПЕРЕВОД: Локализация полностью переозвучена, что само по себе преступление — World at War без голоса Гэри Олдмана теряет как минимум четверть своего обаяния. Остальные актеры декламируют свои речи так, будто они не на войне вовсе, а на трибуне в парламенте выступают. С переводом текстов вообще вышел конфуз: локализаторы, надо думать, переводили вслепую (впрочем, это как раз нормальная ситуация), а проверить их работу на адекватность никто не потрудился. Тот же Резнов, снимая горящую балку с Дмитрия, отчего-то говорит: « Дай пожму твою руку ». Ругательства оставили в неприкосновенности, но без характерного акцента они превратились в заурядную площадную брань. А вот голоса немецких и японских солдат, к счастью, не тронули.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 7
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Сильный скриптовый шутер, главный недостаток которого звучит так: это хуже, чем Call of Duty 4. Treyarch действительно стараются, но им не хватает таланта и изобретательности авторов Modern Warfare.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»
[[BREAK]] Банзай!
Японцы в игре обучены нескольким трюкам, которые немцам и не снились. Проявить мужество и умереть в бою, унеся с собой как можно больше жизней врагов, — для них великая честь. Вот чем удивят нас эти самураи.
Один из любимейших способов устроить засаду — притвориться мертвыми, а потом вскочить в самый неожиданный момент и броситься в атаку. Другая вариация этого приема — специальные ямы в земле, замаскированные травой. Первым делом оттуда летит лимонка, а вслед за ней выпрыгивают японцы.
На тропическом острове не то чтобы очень много высоких мест для снайперов. Зато пальмы растут на каждом шагу. Вывод очевиден: залезть на пальму, обвязавшись веревкой (для страховки), укрыться в ветвях и успеть перестрелять как можно больше американцев, прежде чем мозг растечется по стволу во славу императора.
Если вы услышите неподалеку крик «Банзай!», советуем приготовить нож. В следующий момент к вам ринется разъяренная толпа японцев со штыками наперевес. У игрока есть буквально полсекунды, чтобы отвести смертельный удар и вонзить клинок в шею врага. В пылу боя легче легкого прозевать заветный клич, и тогда спасти может только чудо.
Ночь живых мертвецов
После прохождения одиночной кампании откроется дополнительный уровень Nazi Zombies. Тут вас запирают в полуразрушенном доме с забаррикадированными окнами, а целью является продержаться как можно дольше против напирающих мертвых фашистов. Чем дольше вы сражаетесь, тем быстрее передвигаются зомби и тем больше их становится. Ближе к пятому раунду ожившие нацисты прут непрерывной волной, только успевай перезаряжать. Финал всегда один: ваша смерть. Вопрос в том, сколько очков вы наберете.
В специально отведенных местах приобретается более мощное оружие (начинается мини-игра с хлипким пистолетом) и открывается доступ к другим частям дома. Оборонять дом можно (и нужно) в кооперативном режиме. Хотя бы потому, что в одиночку нереально уследить за всеми комнатами, а на восстановление баррикад попросту не остается времени. Если напарники толковые (желательно друзья), ощущения от этой пародии на фильм «Ночь живых мертвецов» остаются ничуть не хуже, чем от Left 4 Dead.
Настоящая эволюция
Call of Duty 4: Modern Warfare не только установила новые стандарты для сюжетных шутеров. Одно из главных достижений Infinity Ward — отличный мультиплеер. За каждое убийство начислялся опыт, боец набирал уровни, открывалось новое оружие и перки. Дошло даже до всамделишных трагедий — один канадский подросток поссорился с родителями из-за того, что те не давали ему играть, ушел, а через некоторое время его обнаружили мертвым (см. новость об этом в прошлом выпуске «Игромании»).
В World at War Treyarch не стали изобретать нового, а аккуратно скопировали уже сделанное, придумав десяток новых перков, и сделали так, что бонусы соответствуют теме Второй мировой. За три убийства теперь можно заказать авиаразведку, за пять — артиллерийский удар, за семь — стаю собак, готовую разорвать все на своем пути. Последний пункт — замена вертолету, кружившему в Modern Warfare над полем боя.
В рабочую концепцию было внесено ровно три изменения. Первое — карты стали больше. Если раньше в мультиплеере творилась настоящая толкучка, то теперь акцент сместился в сторону позиционной войны. На серверах с менее чем десятью игроками становится как-то пустовато. Карт для побоищ осталась буквально парочка. Сомнительное нововведение номер два — танки. Звучит странно, но на происходящее они практически не влияют. Слишком медленные и слишком уязвимые, причем на пулеметную турель лучше вообще не лезть — прикончат в два счета. Наконец, новшество номер три, полезное: целых два новых режима игры.
Вернулся захват флага, которого не было в Call of Duty 4, — большие карты пошли этому режиму только на пользу. К флагу можно подобраться несколькими путями, а уж следы запутать вообще не составляет труда. Нередки ситуации, когда сразу обеим сторонам удается стащить знамя, начинается игра в кошки-мышки: несчастные знаменосцы стараются найти самый незаметный уголок на карте, в то время как их противники пытаются вернуть украденное. Забава обычно длится до тех пор, пока кто-нибудь не набирает три убийства подряд и не призывает самолет-разведчик. При условии, что у флагодержателя нет перка «Камуфляж», делающего его невидимым с воздуха.
Второй режим называется «Война». Цель игроков — захватить пять контрольных точек. Тонкость в том, что в каждый момент времени активна только одна из них, благодаря чему весь экшен концентрируется на небольшом участке карты. Можно расценивать «Войну» как реверанс в сторону любителей массовой поножовщины, которым увеличение карт показалось сомнительным решением.
Но самое главное — в Call of Duty впервые появился полноценный кооператив. Одиночную кампанию (за вычетом пары миссий) можно пройти вместе с тремя друзьями. Павших товарищей традиционно можно оживлять. Чтобы прогулка не стала слишком легкой, игра увеличивает напор врагов пропорционально количеству играющих.
На каждом уровне можно найти некий артефакт, меняющий условия игры. Например, такой, который делает фашистов практически бессмертными, оставляя уязвимыми только головы. Или превращает врагов в зомби. Или вооружает всех пейнтбольными маркерами.
Кооператив — неплохая основа для будущих многопользовательских баталий. Совместно с друзьями можно проходить испытания (убить 100 врагов из пистолета, пробежать 42 км и т.п.), за которые начисляется опыт и приобретаются апгрейды оружия. Таким образом, несколько рангов можно набрать в спокойной обстановке, не разыгрывая из себя мальчика для битья в первых онлайновых сражениях.