31 января 2009
Обновлено 17.05.2023

Prince of Persia

Prince of Persia - изображение обложка

[[BREAK]]

Когда весной прошлого года Ubisoft объявила о перезапуске сериала Prince of Persia , особо чувствительным фанатам чуть было не сделалось плохо. И немудрено — нам предлагали совсем другую игру. Новый Принц оказался не суровым воином с тяжелым взглядом, а нахально улыбающимся оборванцем в грязном плаще и с подозрительного вида саблей. Вместо кровавых схваток — медитативные дуэли, вместо врагов — антропоморфные сгустки слизи, а перемотку времени заменила босоногая девица, которая должна была стать нашей ходячей спецспособностью. Все это сильно настораживало, но сегодня мы можем с облегчением заявить: паника отменяется, у Ubisoft Montreal все получилось. Хотя эта игра понравится далеко не всем.

Зачем ты мне строишь глазки?

Как и в случае с еще несколькими играми, вышедшими в 2008 году (показательный пример — Spore ), к новому Prince of Persia нельзя подходить так, как вы, возможно, подходите к остальным играм, иначе он покажется вам пресной поделкой для детей ясельного возраста. Представьте себе, в этой игре персонаж не может умереть. То есть совсем: сохранять игру придется лишь перед выходом из нее. Кроме того, здесь практически невозможно принять неправильное решение, не нужно отплясывать канкан на клавиатуре, чтобы провести какой-нибудь особо хитрый прием. Вообще, если вы не впервые открыли для себя игры, Prince of Persia не потребует от вас хоть сколько-нибудь заметного напряжения. Все, что от вас нужно, — расслабиться и получать удовольствие.

Разработчики заново расставили акценты, в результате чего игра очень сильно изменилась, прежде всего — идеологически. Сюжет вернулся к канонам восточной сказки: с мечами и магией, но без единого намека на жестокость. Мало того, тут появился — только, пожалуйста, без паники — комедийный элемент. Игра начинается с того, что Принц бредет посреди песчаной бури. В какой-то момент он оступается, падает в канаву, но оперативно группируется, эффектно приземляется и… получает булыжником по затылку. Дальше — больше: наш герой иронизирует, бахвалится, рассуждает о персидских коврах и недвусмысленно дает понять, что он — весельчак и вообще рубаха-парень. Удивительнее всего то, что смотрится это уместно, хотя и начисто разрушает все представления о том, каким должен быть персидский принц: герой ведет себя естественнее, он скорее похож на диснеевского Аладдина, чем на привычного воителя без страха и упрека.

Другое важное изменение — стилистика. Мы уже неоднократно говорили об этом, но повторяем: новый Prince of Persia фантастически красив. Визуально это очень напоминает серию Final Fantasy — гротеск везде и во всем. Храм, построенный в корнях километровой высоты дерева, висящие в воздухе конструкции непонятного назначения, купола восточных дворцов, к которым прилажены крылья ветряных мельниц, гигантские воздушные шары — все это самым возмутительным образом попирает всякие представления о реальности. Этот мир выглядит как плод больного воображения, но прием работает — с первых же минут чувствуешь себя героем сказок Шахерезады.

Какая такая восточная любовь?

В этих декорациях Ubisoft Montreal рассказывает не то чтобы оригинальную, но интересную историю о том, как бог тьмы Ариман вырвался из заточения и поразил целый город скверной (corruption, дословный перевод — «разложение» или «гниение», но по смыслу ближе именно «скверна») — субстанцией, которая превращает окружающий мир в убедительное подобие тамбура пригородной электрички: мрачно, грязно и не предвещает ничего хорошего. Помешать Ариману может только девушка Элика и удачно подвернувшийся под руку Принц.

Очищать город от скверны приходится поэтапно, район за районом. Всего предстоит вернуть к жизни двадцать четыре локации. В центре каждой из них расположена площадка, на которой пульсирует некий столб энергии. Наша задача — довести туда Элику, чтобы та при помощи магии провела обряд очищения. Проблема в том, что каждый уровень — это хаотическое на первый взгляд нагромождение стен, колонн и лестниц, висящее в ста метрах над землей. Если бы перед нами был Prince of Persia старого образца, это означало бы нетривиальный акробатический пазл, для решения которого нужно сначала десять минут думать, куда идти, после чего добрых двадцать раз падать в пропасть, пытаясь уцепиться за очередной уступ. Но теперь, как мы уже говорили, все гораздо проще. Начать хотя бы с того, что маршрут разработчики продумали за нас: достаточно указать на карте пункт назначения, после чего нажать специальную кнопку — и светящийся след укажет, куда и как вам идти.

Далее — акробатика. Она организована по схеме, напоминающей Assassin’s Creed , то есть в обычное время мы используем не более двух кнопок: одна отвечает за прыжки и пробежки по стенам, а другая — за действие шипастой перчатки на руке Принца, с ее помощью мы хватаемся за вделанные в потолок кольца (помогает пробежать дальше) и, высекая искры, спускаемся по стенам. В результате проблем вида «как забраться вон на ту стену» практически не возникает. Если же вы вдруг оступились и рухнули в пропасть, вас обязательно спасет Элика.

Эта девушка действительно играет ту роль, о которой говорили разработчики: она — наш контекстно-зависимый спецприем. Если упали — тут же подхватит. Если надо прыгнуть дальше, чем позволяют человеческие возможности, — подбросит куда нужно, только кнопку нажмите. Элика — вообще очень самостоятельная барышня, и, по-хорошему, непонятно, зачем ей нужен Принц. Но вместе они смотрятся просто идеально: страхуют друг друга и выделывают немыслимые па на балке шириной в десять сантиметров — анимация в игре выше всяких похвал.

В конце любого уровня предстоит схватка с боссом, каждый из которых — бывший человек, в свое время продавший душу Ариману. Всего боссов четверо, каждый «курирует» свою часть города и появляется ну буквально на каждом этапе (то есть одного босса предстоит победить по меньшей мере шесть раз). Это — практически единственные ваши противники в игре (не считая редких стычек с рядовыми порождениями скверны). Бои, как и все прочее в Prince of Persia, организованы просто и изящно. Есть четыре вида атак — мечом, перчаткой, с применением акробатики, а также с помощью Элики. Комбинируя их, мы получаем невероятно зрелищные комбо. Вот Принц хватает перчаткой противника за глотку и подбрасывает на три метра в воздух. Затем подпрыгивает и наносит эффектный удар мечом. Затем приседает, а Элика в этот момент отталкивается от его плеча, переворачивается в воздухе и обрушивает врагу на голову какую-то синюю молнию.

После того как босс будет повержен, локацию можно очистить от скверны. Элика несколько секунд медитирует в столбе света, после чего местность преображается буквально на ваших глазах: расцветают цветы, вырастает трава, начинает светить солнце. После этого на уровне появляются некие светящиеся сферы. Их придется собирать, чтобы активировать новые заклинания Элики. Магические навыки, в свою очередь, помогают мгновенно перемещаться в недоступные ранее локации: для этого в стены то тут, то там вделаны специальные разноцветные диски, без них многие уровни просто не пройти. Всего этих дисков четыре вида, каждый работает по собственной схеме. Один так и вовсе позволяет бегать по отвесным стенам и потолкам. Ощущения от этого процесса чем-то напоминают Portal : воспользовавшись диском, вы моментально перестаете понимать, где низ, где верх.

Звучат все эти объяснения довольно громоздко, на деле же все происходит очень естественно. Фактически все, что от вас требуется в игре, — чувство ритма, чтобы вовремя нажимать на кнопки. Из этого следует один очень важный вывод: Prince of Persia — это игра, в которой вы скорее наблюдатель, чем главный герой. Это прежде всего интерактивная сказка, а уж потом — платформер, файтинг и все остальное. Сказка, которая очаровывает с первых минут. И все же к ней есть две очень серьезных претензии. Во-первых — однообразие. Здесь двадцать четыре этапа, на каждом из которых от нас требуется сделать одно и то же. Сначала мы пробираемся к центру уровня, чтобы очистить его от скверны. Затем побеждаем босса. Затем проходим уровень еще раз, чтобы собрать максимально возможное количество сфер. После этого идем на следующий уровень и повторяем процедуру. Это занимает куда больше времени, чем кажется. Во-вторых, Prince of Persia — удивительно безжизненная игра. Персонажей — меньше десятка, врагов практически нет. Все, что остается, — наслаждаться пейзажем и анимацией героев, а это придется по душе далеко не всем.

* * *

Новый Prince of Persia страдает ровно от тех же недугов, что и все игры Ubisoft Montreal в этом году: заложенные в нее идеи гениальны, но, сложенные воедино, плохо работают. В меньшей степени это относилось к Assassin’s Creed , в большей — к Far Cry 2. В случае с «Принцем» мы готовы простить многое — все-таки это первая игра в перезапущенной серии, концепцию еще можно и нужно дорабатывать. Но в следующий раз этот трюк уже не сработает.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 8

Графика: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Настоящая персидская сказка. Обаятельная, зрелищная, но одновременно с этим местами однообразная и безжизненная. Дослушать до конца смогут не все, но многие.

Рейтинг «Мании»: 8,0

«Отлично»

[[BREAK]] Так говорил Заратуштра

В основе Prince of Persia лежит зороастризм, одна из первых монотеистических религий. Считается, что эта вера зародилась в XVIII веке до н.э. на территории современного Ирана и Афганистана. Ее основателю, Заратуштре (он же Зороастр, он же Заратустра), было дано откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — священного писания. Пророк проповедовал веру в единого бога, осуждал распри и насилие между людьми, восхвалял чистоту и созидательный труд.

Отличие зороастризма от большинства других религий в том, что в нем нет практики миссионерства, приверженцы этого учения считают, что спастись может любой человек, даже если он не исповедует зороастризм: достаточно вести праведную жизнь. Также они верят в то, что мир изначально был сотворен идеальным и чистым, поэтому в этой религии нет аскетических практик и обрядов умерщвления плоти: постов, отшельничества, монашества.

Зороастрийцы убеждены, что человеческая душа попадает в материальный мир, чтобы внести свой вклад в борьбу добра со злом. Творцу (Ахура Мазда, он же — Ормазд) противопоставляется демон Ариман (Анхра-Майнью), призванный осквернять мир. Образом Творца на земле зороастрийцы считают священный огонь, из-за чего эту религию часто называют огнепоклонничеством. Огонь горит в каждом храме и в каждой общине. Священнослужители — мобеды — должны защищать огонь любой ценой, в том числе с оружием в руках.

Одним из обязательных ритуалов зороастризма считается соблюдение чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами — например, трупами людей, а также болезнями, злыми мыслями, словами или делами. Человек, подвергшийся осквернению, должен пройти сложный ритуал очищения. В Prince of Persia мы как раз этим и занимаемся — освобождаем сказочный город от скверны.

Зороастризм процветал на Ближнем Востоке и в Средней Азии до середины VII века н.э., когда он пришел в упадок под натиском молодой религии — ислама. Однако окончательно истребить последователей Заратуштры не удалось, и сегодня эта религия насчитывает около двухсот тысяч верующих по всему миру. Отсылки к Заратуштре можно найти в творчестве многих писателей, философов и музыкантов. Легенда о нем вдохновила Фридриха Ницше на создание произведения «Так говорил Заратустра». В книге Роджера Желязны и Томаса Т. Томаса «Маска Локи» один из главных героев прибегает к помощи Аримана, чтобы достичь бессмертия. В трилогии А. Зорича «Завтра война» существует целое межзвездное государство, исповедующее зороастризм. Кроме того, зороастрийцем был Фредди Меркьюри, лидер группы Queen. В России зороастризм известен как Благоверие.

Уголок юного техника

Вам наверняка интересно, насколько качественно Prince of Persia портирован на РС. Так вот, качество порта — среднее. К производительности у нас претензий нет — на рекомендуемой конфигурации игра, как правило, не тормозит. С управлением все тоже хорошо: в игре всего восемь основных кнопок (считая WASD-раскладку) плюс мышь; к стандартной конфигурации быстро привыкаешь, но при желании кнопки можно переназначить. С геймпада, правда, управлять все равно удобнее: игра явно заточена под контроллер Xbox 360, даже цветовое кодирование кнопок сохранено. Но основная претензия: нестабильность работы. К нам в руки попала предфинальная версия, и она страдала от регулярных и беспричинных зависаний. Причем, когда мы выключали игру через диспетчер задач и запускали заново, она начинала страшно тормозить, помогала только перезагрузка компьютера. Возможно, у вас таких проблем не возникнет (да и патч, мы уверены, не замедлит появиться), но мы, если что, предупредили.

От улыбки станет всем светлей

После обряда очищения каждый уровень меняется на ваших глазах буквально до неузнаваемости. На приведенных ниже картинках показано, как выглядит один из этапов игры до и после очищения.

1 — Ариман принес в этот мир скверну — вязкую субстанцию, которая поражает все, до чего доберется. После очищения она исчезает, а на ее месте появляется что-то более жизнерадостное. В этом случае — симпатичный ручеек.

2 — Земля вокруг скверны становится черной и безжизненной. Обряд возвращает ей первозданный вид: на голых камнях начинает расти трава, расцветают цветы; а если приглядеться, на заднем плане можно увидеть радугу.

3 — Даже воздух вокруг выглядит иначе — светлее и прозрачнее. А еще над очищенной локацией всегда светит солнце.

4 — В очищенных районах города появляются «семена света», которые нужно собирать для дальнейшего прохождения игры. Любопытный факт: согласно манихейству, одной из сект, отколовшихся от зороастризма, «частицы света» — это души людей, которые нужно спасти.

Картина мироздания

Город в Prince of Persia поделен на четыре района. В каждом из них — своя архитектура, у каждого — своя история, и в каждом из них заправляет свой босс.

1 — Храм, построенный в корнях Древа жизни. Долгие столетия в нем был заключен Ариман, а теперь он просачивается отсюда на волю. В этой локации происходит множество сюжетно важных событий, здесь же мы приобретаем новые способности для Элики.

2 — Разрушенная цитадель. Когда-то здесь жила дворцовая стража, теперь — вращают крыльями странные ветряные мельницы. Необходимые способности: «шаг Ормазда», «крылья Ормазда». Босс: Охотник — ловкий и проворный, нападает из самых неожиданных мест.

3 — Сточные канавы. Здесь располагались резервуары для воды и прочие технические сооружения. Необходимые способности: «шаг Ормазда», «дыхание Ормазда». Босс: Алхимик — умеет погружаться в скверну и возрождаться за спиной героя.

4 — Дворец. Тут некогда жила королевская чета. Необходимые способности: «крылья Ормазда», «рука Ормазда». Босс: Наложница — мастер иллюзий, умеет телепортироваться в произвольную точку поля боя.

5 — Город Света. Что-то вроде старого города. Когда-то здесь жил воинственный король, который продал душу Ариману в обмен на силу. Необходимые способности: «дыхание Ормазда», «рука Ормазда». Босс: Воин — неуязвим для обычного оружия и магии.

Смотри, как вертится, нахал!

Новый Prince of Persia — игра довольно простая, но акробатические этюды здесь стократ сложнее, чем в Assassin’s Creed. Итак, в попытке добраться из точки А в точку Б Принц может:

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь