Tomb Raider: Underworld
Лара Крофт появилась на экране в виде глазастой резиновой куклы двенадцать лет назад, с тех пор мало что изменилось (разве что бюст из квадратного превратился в почти настоящий). За это время даже у самой легкомысленной девушки, по идее, должны появиться хоть какие-то стремления, мечты и переживания. Но только не у Лары.
Малышка на миллион
Два с половиной года назад выход Tomb Raider: Legend ознаменовал перезапуск сериала, и это внушало некоторые надежды — благодаря многолетним внутриродовым связям у Tomb Raider уже начали было появляться следы вырождения на лице. После провальной Tomb Raider: The Angel of Darkness серию передали в руки американцев из Crystal Dynamics , и тут Eidos можно понять. Core Design (авторы оригинальной игры и всех ее продолжений, включая The Angel of Darkness) к тому моменту уже слабо понимали, какой они хотят видеть серию, и городили бессмысленные нововведения безо всякого удержу. От былого задора не осталось и следа — Лара сменила шорты на джинсы, древние пещеры и гробницы — на мрачные улицы ночного Парижа. Но вместе с тем стала еще неповоротливее, отчего игра сделалась одновременно сложнее и скучнее. А тут еще эти невнятные RPG-элементы…
Разработчики из Crystal Dynamics казались крайне разумным выбором. Они, с одной стороны, сочинили барочную вампирскую экшен-серию Legacy of Kain , а с другой — придумали несколько отличных платформеров ( Gex , Pandemonium ). Новые девелоперы благоразумно рассудили, что лучший способ исправить положение — начать все заново. И аккуратно воспроизвели Tomb Raider в ее лучшие годы, вместе со всеми достоинствами и недостатками. Но перестрелки, количество которых увеличили в несколько раз, выглядели по-прежнему нелепо.
И все-таки возвращение к шортам и пистолетам удалось — поклонники только этого и ждали. Дело как будто пошло на лад, и в прошлом году Eidos провернула еще один трюк — выпустила ремейк самой первой части — Tomb Raider: Anniversary. Неудачный экшен практически убрали, а Лара в фирменном зеленом топике выглядела настолько трогательно, что ругать классику язык не поворачивался. Кроме того, теплилась надежда на то, что Crystal Dynamics все еще разминаются перед большим выступлением. Выпуск ремейка в этой ситуации был не только хорошим подарком фанатам, но и поводом вспомнить, с чего все начиналось. А заодно и отличным прологом к Underworld , где соединились вместе сюжетные линии и персонажи из обеих частей — Legend и Anniversary.
Выход есть!
Рассказывая о новой части Tomb Raider, мы не могли не написать про игру, которая год назад привела в восторг даже тех редакторов «Игромании», которые игры подобного жанра не переносят в принципе. Uncharted: Drake’s Fortune — не только самый лучший приключенческий экшен на PlayStation 3, но недостижимый идеал для всех Tomb Raider, вместе взятых. Удивительно наблюдать, как Naughty Dog (создатели известных платформеров Crash Bandicoot и Jak & Daxter) одним махом, с первого захода решили все классические проблемы игр с участием Лары Крофт. Здесь реализована практически идеальная, интуитивно понятная акробатика, которая чуть ли не впервые в подобных играх (не считая Prince of Persia: The Sands of Time ) доставляет сплошное удовольствие. Чтобы перемахнуть на соседний уступ, не нужно тщательно выверять угол и расстояние — игра мягко и ненавязчиво делает это за вас. А знакомое по Tomb Raider балансирование на шесте в Uncharted выполняется с помощью гироскопа — движениями самого геймпада PS3.
Экшен-механика один в один скопирована с Gears of War (позиционные перестрелки, активное использование укрытий), а рукопашные схватки настолько зрелищны, что ради них иной раз просто забываешь о существовании оружия. Здесь почти никогда не бывает строгого деления на прыжковые или экшен-эпизоды — стрельба и акробатика легко функционируют в связке. Но Uncharted — ни в коем случае не модный паркур-экшен с забегами по стене, она не зациклена на собственном геймплее.
Главный герой, Натан Дрейк, далек от образа супергероя. Он нахален, слегка труслив и постоянно хохмит, даже когда его жизнь висит на волоске. Смешно паникует, когда карниз под его ногами начинает вдруг с треском осыпаться, и ни в коем случае не желает подставляться под бандитские пули. Запросто бросает на произвол судьбы (но потом не раз спасает) нанявшую его журналистку Елену, чтобы отправиться вместе с ней на поиски сокровищ Френсиса Дрейка — известного пирата и своего далекого предка. Единственная проблема в том, что Uncharted — это PS3-эксклюзив и на других платформах точно не появится.
Задержка дыхания
Именно поэтому, чтобы понять весь трагизм ситуации, крайне желательно пройти обе предыдущие игры перед тем, как садиться за новую. И не только потому, что от вас ускользнет вся предыстория местного сюжета. А для того, чтобы понять, как далека Underworld от качественного скачка, которого можно было ждать после успешного возрождения серии.
Тактика Crystal Dynamics больше всего напоминает почерк их предшественников из Core Design, которые из года в год меняли в играх лишь трехмерную модель самой Лары. Underworld здесь выступает схожим образом — основные изменения по сравнению с двумя прошлыми частями коснулись только графики. Движок все тот же, но он действительно похорошел — модель Лары сильно прибавила в детализации, по качеству она теперь почти не отличается от своего аналога из стартовой CG-заставки. Но от игры, главным достоинством которой всегда была главная героиня, другого ждать и не приходится — создатели эротических игр родом из Японии тоже часто прибегают к подобному приему. Нам же было гораздо интересней то, как Лара теперь реагирует на контакты с окружающей средой. Обещанной грязи, которая должна была липнуть на мокрое тело героини после забегов по джунглям, по сути, нет — вместо нее обычная статичная текстура, которая тут напоминает скорее легкий слой копоти на коже. То же самое уже было в Legend, где Лара вполне реалистично намокала в воде и сохла под солнцем.
Куда интереснее то, что теперь героиня (пожалуй, впервые в компьютерных играх) может потеть . После минутной пробежки (для быстрого бега появилась специальная клавиша) Лара начинает не только тяжело дышать и устало закатывать глаза, но и очень натурально покрываться бусинами пота, при этом она кокетливо обмахивается ладонью.
Наблюдать за мокрой Ларой в Underworld доводится гораздо чаще, чем раньше. Значительная часть игры (а если точнее — первый и последний уровни), как и обещали, полностью проходит под водой. Если вы вдруг вспомнили зубодробительный этап с подводной лодкой (Tomb Raider 2), осложненный нехваткой кислорода и агрессивными акулами, можете расслабиться — на этот раз наши нервы решили пощадить. Кислород в Ларином акваланге бесконечен, как и боеприпасы для гарпуна. А значит, ничто не будет отвлекать вас от степенных прогулок среди коралловых рифов и поиска спрятанных секретов.
Подводные уровни — лучшее, что есть в Underworld. Тут игра, наконец, работает как симулятор созерцания. На оставшихся четырех картах (всего уровней шесть) балом правит акробатика и отчасти экшен. То есть те два компонента, которые у Tomb Raider традиционно выходят хуже всего.
Те, кто в танке
Самое страшное — Crystal Dynamics, похоже, убеждены, что у них все прекрасно получается. Они ограничиваются мелкими правками и всерьез считают их чуть ли не жанровыми свершениями. Им говоришь: концепция игры не менялась уже много лет. А они в ответ: ну как же, мы ведь убрали из игры quick time events и надоедливых боссов в конце каждого уровня! Им твердишь: Tomb Raider не хватает нелинейности и интересных игровых ситуаций. Они искренне удивляются: ну мы же обучили Лару новым трюкам и используем физику в головоломках, чего еще вы хотите? Их умоляешь: сделайте героиню более человечной. Они радостно восклицают: о, отличная мысль, мы что-нибудь придумаем. Только пока не знаем, что именно.
Crystal Dynamics словно сидят в наглухо запечатанном бункере и понятия не имеют, что происходит снаружи. А снаружи еще год назад вышла игра Uncharted: Drake’s Fortune , в основе которой лежат ровно те же самые идеи, что и в Tomb Raider. Только работают они в тысячу раз лучше (почему — см. соответствующую врезку). Примерно в то же время вышла Assassin’s Creed , из которой стало ясно, как должна функционировать акробатика в играх.
А Лара Крофт тем временем из двух абсолютно одинаковых ящиков до сих пор готова забраться только на тот, который выбрали для этого геймдизайнеры. Зато как изящно и артистично она взбирается по специально вырубленным для нее каменным уступам (анимация впервые в серии создавалась не вручную, а с помощью motion capture)!
Акробатика действительно выглядит лучше, чем когда-либо, но управление снова все портит. С появлением необходимости прыгать под различным углом (да еще и попадать при этом на какой-нибудь сантиметровой толщины столб) все вернулось на круги своя. Если бы не постоянные и раздражающие недолеты, перелеты и промахи, Underworld пробегалась бы за полтора вечера. Даже c геймпадом половина действий традиционно заканчивается падением в пропасть — фирменное ноу-хау всей серии. Мы бы и рады карабкаться по скалам, исследовать мир и любоваться пейзажами, но Crystal Dynamics самым хамским образом не дают нам насладиться собственной игрой.
Хотя редкие эпизоды с использованием оружия вредят Underworld еще больше. Экшен-система в Tomb Raider по-прежнему никуда не годится. Особенно это заметно там, где мы остаемся с противниками один на один, не отвлекаясь на акробатические этюды. В очередной раз наплевав на все жанровые тренды, Лара не умеет пользоваться укрытиями, а стрелять приходится только прибегая к автоприцеливанию в живот, как и двенадцать лет назад. Ущербный рапид из Legend никуда не делся, но пользоваться им стало совсем не обязательно. Гораздо проще сбить врага с ног ударом ботинка (свежий прием), а уже потом добить. Для противников, у которых ног больше, чем две, отлично подходят самоклеящиеся (как в Halo ) гранаты. К сожалению, здешние зверушки успевают догнать Лару и взорваться вместе с ней. И забудьте о возможности целиться вручную — в этом режиме чувствуешь себя просто мишенью в тире, ведь полноценно передвигаться во время прицеливания по-прежнему не дают. Зато с архаичным автоприцелом теперь можно вести огонь по двум врагам одновременно — надо думать, серьезное достижение.
Средиземное море
Здесь папа занимался поисками мифической страны викингов, якобы скрытой на дне моря. Видимо, было здорово, но мне тут не до веселья: чайки склевали все мои диетические хлопья.
Таиланд
На шоу трансвеститов так и не попала. Зато успела увидеть механизированную статую Шивы и покормить ядовитых ящериц — очаровашки!
Поместье Крофтов
Пора, наконец, навести порядок в этих пыльных катакомбах, что находятся под нашим родовым поместьем. Ящик с патронами мы поставим вот сюда…
Южная Мексика
В мексиканских джунглях вовсю льет дождь. Зонтик сломался — зачем я его вообще с собой брала?
Остров Ян-Майен
На этом острове спрятано величайшее сокровище эпохи викингов. Как раз его я хотела на день рождения в семь лет. Вместо этого мне подарили дурацких аквариумных рыбок. Придется доставать самой.
Северный Ледовитый океан
Очень стыдно: пока плыли сюда, увидела белого медведя и на мгновение захотелось купить себе шубу! Но здесь и правда очень холодно!
Баба-автомат
Теоретически Underworld мог помочь хороший сюжет. Но те диалоги и сценарные ходы, которые выдают Crystal Dynamics в последних играх серии, можно приписать разве что пятнадцатилетнему фанату Tomb Raider. История путешествия по следам пропавших родителей выглядит, конечно, трогательной отсылкой ко всей приключенческой романистике, начиная от Жюля Верна. Но без нормальных характеров она уступает даже обеим экранизациям Tomb Raider с Анджелиной Джоли. К тому же сам сюжет подается в лучших традициях девяностых: каждый уровень всегда венчается кат-сценой, в которой затянутые в черный латекс злодейки убегают от вооруженной Лары либо угрожают ей же, только безоружной.
Сама Лара почти всегда действует в рамках давно утвержденного образа: умная, решительная, хладнокровная, бесстрашная, независимая аристократка — идеал всех феминисток (кстати, вы в курсе, что в Tomb Raider с удовольствием играют девушки?).
По-хорошему, в этой женщине нет (и чего уж там — скорее всего, не будет) ничего такого, за что к ней можно было бы проникнуться симпатией. Кроме внешности, конечно. Мы всерьез подозреваем, что модель главной героини занимает у разработчиков практически все время, отведенное на создание игры. Вот и в этот раз — очередная пластическая операция: увеличили скулы, добавили мимические морщины, подретушировали взгляд. Теперь эти большие выразительные карие глаза вполне годятся для того, чтобы ими можно было убивать не хуже знаменитой пары пистолетов. Только вот камера в роликах гораздо чаще дает крупным планом все, что расположено гораздо ниже. Там, будьте уверены, тоже все в порядке.
* * *
Новый Tomb Raider, безусловно, не оправдывает никаких надежд, но это было понятно еще на Е3 2008. В нем действительно нет ничего принципиально нового в сравнении с двумя предыдущими играми. Но давайте признаемся, главная причина, по которой миллионы людей на Земле сейчас пытаются победить гигантского осьминога, — это пара крупных планов Лары в мокром купальнике. Именно поэтому подавляющее большинство играющих мужчин Underworld купит и пройдет. И никакой Prince of Persia не в силах этому помешать.
ПЕРЕВОД: Русская локализация от « Нового диска » вышла одновременно с западным релизом, но хороша она не только этим. Голоса переведены качественно и не режут слух неестественными интонациями. Вот только Ларе в исполнении Елены Соловьевой слегка не хватает энергии и выразительности в голосе — сейчас она похожа скорее на домашнюю девушку с хорошим воспитанием. Впрочем, английский вариант страдает примерно той же проблемой.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 6
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Обновленный Tomb Raider угодил в ту же ловушку, что и пять лет назад: серия топчется на месте, игнорирует все мыслимые тренды и отпугивает традиционно ужасным управлением. Но Лара Крофт из года в год все хорошеет, для многих этого будет вполне достаточно.
Рейтинг «Мании»: 7,0
«Хорошо»
Локализация: 2/3