A Vampyre Story
Билл Тиллер, идеолог A Vampyre Story , девять лет проработал художником в LucasArts. Он рисовал для многих знаменитых квестов этой компании, в том числе для The Dig и The Curse of Monkey Island , плечом к плечу работал с Ларри Ахэрном и Тимом Шафером, ведущими дизайнерами Day of the Tentacle , Full Throttle , Sam & Max Hit the Road и Grim Fandango. После того как соответствующий отдел LucasArts распустили в полном составе, Билл основал Autumn Moon Entertainment , набрал в нее бывших коллег и, конечно, взялся делать персональный квест мечты. Гарантией успеха должен был стать опыт, полученный при работе над лучшими жанровыми представителями в известной нам части вселенной.
Этой самой игрой стала A Vampyre Story , анонсированная еще в 2004 году. Как и у большинства выпускников LucasArts, у Тиллера с самого начала все как-то не задалось: первый издатель, Bad Brain Entertainment , в какой-то момент обанкротился, из-за чего проект оставался сиротой целый год, пока его не приютили в Crimson Cow. Оригинальный сценарий сократили, но все закончилось хорошо: Crimson Cow в строю, материала у Тиллера хватит еще как минимум на две части (заявлена трилогия), игра успешно легла на прилавки и оказалась чудо как хороша.
Мона и Фродерик Hit the Road
Визуально Vampyre Story (здесь и далее без артикля) очень похожа на «Кошмар перед Рождеством» или «Труп невесты» Тима Бартона. То есть это такая готика для старшего дошкольного возраста: с безобидными шутками про живую мертвечину, вампиров и орудия пыток. Завязка такова: Шроуди фон Кифер (плюгавый вампир, местный Дракула) влюбился в приму парижской оперы Мону де ля Фитт и поступил с ней как любой уважающий себя благородный кровосос — без лишних церемоний покусал, посадил на кровавую диету и заточил в собственном замке. Однако вскоре после этого он трагически погиб, а Мона обрела свободу и теперь пытается вернуться обратно в Париж.
Тиллер прекрасно понимает, что ни один классический квест невозможен без так называемого sidekick, то есть комического напарника. И тут на сцене появляется Фродерик. Эта говорящая летучая мышь — своеобразная версия кролика Макса из Sam & Max: он непрерывно комментирует происходящее, шутит, всюду лезет со своими замечаниями. Кроме того, его можно использовать через инвентарь для решения загадок.
Фродерик — классический комедийный персонаж. В первом же ролике он заявляет своей хозяйке, что в опере не силен, но всегда готов дать совет на тему польки. Когда Мона, увидев записную книжку, радостно восклицает: « Смотри, Фродерик, блокнот! », тот бросает в ответ: « Потрясающе, Ватсон! » Хамоватая летучая мышь — идеальный напарник для Моны, которая являет собой готическую версию Пэрис Хилтон (в самом хорошем смысле). Фродерик прекрасно оттеняет ее простодушный образ: глумится над компанией DC Comics и королями глэм-рока T.Rex, а также умудряется довести до белого каления каменную горгулью.
На своем пути эта пара встречает множество самых неожиданных и необычных персонажей. Среди них есть, например, банда итальянских мышей-мафиози с Сицилии, которые просят «убрать» кошку, ворона, самозабвенно стирающая собственные носки, и отдельной строкой — несчастное речное чудище, на которое что-то постоянно проливают и роняют.
Ну и традиционное для бывшего сотрудника LucasArts внимание к деталям: от книги «Я — женщина, я — мышь: путеводитель для женщин-вампиров, желающих обрести независимость!» до шкуры медведя в холле замка, которая грустно следит глазами за перемещениями героев. Тиллер часто и с удовольствием подмигивает ветеранам жанра: упомянутая горгулья уверяет, что может задерживать дыхание под водой на десять минут (один из фирменных трюков Гайбраша Трипвуда, героя Monkey Island), Мона рассуждает над поленницей о том, сколько деревьев может срубить дровосек (прямая отсылка к диалогу между Трипвудом и дровосеком из второй части Monkey Island). Плюс культурологические сюрпризы для широкого зрителя: книги якобы за авторством Макса Шрека (легендарный исполнитель роли вампира в великом немецком фильме «Носферату: симфония ужаса»), а также персонаж по имени Мина (героиня «Дракулы» Брэма Стокера).
Интервью с предметом
Тиллер и Autumn Moon сделали не просто квест, а квест в стиле LucasArts. Игровой процесс соответствующий — воплощенная классика жанра: сбор и использование предметов в активных точках, многочисленные диалоги и пазлы. Говорить придется часто и подолгу: это не короткий обмен репликами, а полноценная беседа, где у героев может быть до десятка тем для обсуждения. Учитывая, что Фродерик использует любой повод, чтобы сообщить свое мнение, легко можно представить, во что обычно выливается беседа. Загадок тоже предостаточно. Классические упражнения, где мы должны варить зелья, крутить рычаги, смазывать механизмы и подбирать секретные комбинации символов, обыграны в соответствии с «готическим» стилем игры. Так, чтобы получить масло, придется использовать орешки из клетки Фродерика на уютном стуле в камере пыток, а для приготовления зелья потребуется достать кости девственницы.
Стандартный пиксельхантинг тоже обставлен с юмором. При наведении на любой предмет появляется специальное меню, в котором содержатся все доступные персонажу действия — классическая система, которая дебютировала еще в Full Throttle. Так вот, среди доступных вариантов всегда значится «поговорить», и Мона регулярно пользуется возможностью завести беседу со стулом, чучелом или, скажем, мечом на стене. Также для решения пазлов героиня нередко прибегает к вампирским способностям (например, умение оборачиваться летучей мышью тут также присутствует в меню).
Но Тиллер прежде всего все-таки художник, и поэтому Vampyre Story, что называется, нужно видеть. За исключением трехмерных (и, заметим, абсолютно лишних) моделей, все остальное тут выглядит так, как будто вы запустили любой классический квест LucasArts. Фирменная мягкая палитра, гротескные образы, но главное — знаменитое умение Тиллера работать с глубиной резкости в рисованном 2D. Когда на переднем плане вдруг проплывает какой-нибудь объект в расфокусе, картинка окончательно складывается, и вы тут же чувствуете себя в девяностых, перед 486 DX, за одним из тех самых квестов LucasArts.
* * *
У каждого из выпускников легендарной квестовой студии есть свой узнаваемый почерк и свое амплуа: Тим Шафер продолжает экспериментировать с концепциями и жанрами (а судя по Psychonauts — еще и с легкими наркотиками), Стив Парселл, успешно расквитавшись с «эпизодической» версией Sam & Max, вернулся к иллюстрациям и написанию сценариев, а Билл Тиллер — единственный на сегодня, кто бережно воспроизводит творчество LucasArts. Пока выходит не слишком гладко: в игре встречаются досадные баги, кое-где авторам изменяет чувство меры (для решения одной из задач нужно заставить испражниться ворону), но это мелочи. В остальном у нас тут настоящие именины сердца. Ностальгирующим перед запуском рекомендуем запастись носовыми платками, а ко всем остальным убедительная просьба: пожалуйста, не пропустите эту игру.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — да
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 7
Графика: 8
Звук и музыка: 9
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Старомодный квест про оперную певицу-вампиршу и ее рукокрылого друга. От человека, рисовавшего Full Throttle и The Dig.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»