26 февраля 2003
Обновлено 17.05.2023

Руководство и прохождение по "O.R.B. Off-World Resource Base"

Руководство и прохождение по "O.R.B. Off-World Resource Base" - изображение обложка

O.R.B. — это космическая стратегия, во многом продолжающая славное дело Homeworld. Ее полное название — Off-world Resource Base — переводится как “внеземная (т.е. космическая) база ресурсов”, и это неспроста: ключевая часть игры, как и положено в стратегиях, — это сбор разбросанного по астероидам абстрактного “ресурса” на парящие в пустоте ключевые базы. На добытые ресурсы строится космический флот, готовый нести на своих знаменах вашу победу. Собранное вами богатство также тратится на научные исследования, постройку прототипов новых кораблей и модификацию уже существующих.

К сильным сторонам игры можно смело отнести:

— нетривиальный сюжет (как и положено в космических стратегиях);

— замечательную графическую реализацию с красочным космосом и яркими сражениями;

— отлично проработанную стратегическую часть;

— практически полное отсутствие микроменеджмента: вы задаете очередь строительства, выбираете научные изыскания, размещаете людские ресурсы и посылаете войска в бой — вам не надо указывать каждому кораблю, что именно ему надо делать;

— красивую музыку — медитативную в мирное время и тревожную в моменты сражений;

В игре присутствуют (чего греха таить) несколько слабых сторон , за которые неплохо бы поставить разработчиков из Strategy First в угол. Давайте вспомним их:

— не очень хорошо проработанный тактический AI, приводящий к ошибкам “пилотов” в бою (попадание под “дружественный огонь”, нецелесообразный выбор цели) и иногда — к неприятным столкновениям друг с другом или с астероидами;

— несколько странную озвучку: например, корабли (в смысле, их “пилоты”) в ответ на команду бормочут подтверждение на тарабарском языке, который должен обозначать родной язык “вашей” расы.

В этом руководстве вы найдете:

— великий посыл в сторону отличной энциклопедии по игре, включающей данные по всем космическим кораблям и всему древу технологий;

— описание принципиальной разницы между двумя расами;

— сравнительный анализ и полное тактическое описание боевых кораблей двух рас;

— советы по добыче ресурсов и овладению инициативой в стратегической части;

— тактические советы, рекомендации к сетевой игре.

Предыстория

Галактика никогда не была мирным местом. Ее раздирали войны и конфликты между расами и целыми планетными системами. Возвышались и рушились великие цивилизации, не оставляя о себе даже памяти — их истории никогда не будут рассказаны.

Одной из цивилизаций, дольше всех продержавшейся на гребне успеха, была таинственная раса алдар. Эти существа достигли огромных высот науки и техники, смогли подчинить себе бесчисленное количество миров. Но через много тысяч лет алдар пали, проиграв эпическую битву с неизвестным Великим Предателем. И угасли искры разума во вселенной, а те расы, что остались в живых, скатились в варварство.

Через много столетий в системе Альдус независимо друг от друга (и не зная ничего друг о друге) развились две цивилизации. Возможно, у них были общие корни, но ныне о них уже не осталось памяти. Две разные планеты — два разных климата — две разные цивилизации. Но жители обеих планет обнаружили у себя древние записи, которые повествовали о тех днях, когда еще сильны были ныне канувшие в Лету алдар. В этих книгах (названных Торумин) содержалось огромное количество информации о древних временах, включая как правила хорошего тона, так и главные принципы жизни. Обе цивилизации обожествили эти книги и старались следовать их канонам. Но поняли они эти каноны по-разному.

Цивилизация планеты Малус выросла в жестких условиях сурового и сухого климата. Это наложило неизгладимый отпечаток на всю их жизнь. Кланы Малуса постоянно враждовали между собой. Главным правом считалось право силы. Неудивительно, что, обнаружив Торумин, малусы извлекли из них только то, что лучше подходило к ним. Торумином пользовались главенствующие кланы, чтобы упрочить свою власть. И главным желанием малусов было найти и покарать Великого Предателя, который привел древних алдар к гибели.

В свою очередь, жители Алузии обитали в условиях мягкого климата. Цивилизация алузианцев была мирной, просвещенной, склонной к медитации. Все вопросы алузианцы решали миром. А найдя Торумин, они захотели вернуть алдар, чтобы те поделились с ними своими знаниями. Еще они хотели узнать, есть ли жизнь по другую сторону их солнца.

И они послали туда зонд с приветствием и символом, найденным ими на страницах Торумина. Этот символ должен был означать их мирные намерения и то, что они знают об истории древних алдар. Но они просчитались, и эта ошибка чуть не стоила им жизни.

Когда зонд пробил атмосферу Малуса и разбился, жители планеты с ужасом увидели на зонде символ — символ Великого Предателя. Это значит, что пророчество сбылось, и Предатель возвращается. Но мы не сдадимся без борьбы! Малусы прекратили внутренние распри, объединяясь перед лицом общего врага. За полсотни лет они создали военную космическую инфраструктуру и постоянно сбивали раз за разом посылаемые обеспокоенными алузианцами зонды.

И разразилась религиозная война на уничтожение. В кампании малусов вы будете сражаться с противниками военного решения вопроса, а затем последовательно истреблять цивилизацию “приспешников Предателя”, а на самом деле — производить обычный геноцид доселе мирных алузианцев.

Кампания за алузианцев начнется в тот момент, когда, после захвата оккупантами родной планеты, немногие выжившие уйдут за дальние космические рубежи, чтобы попытаться восстановить погибшую цивилизацию. Обнаружив странную активность в астероидном поле неподалеку, алузианцы пошлют туда зонд, чтобы узнать, что на этот раз планируют малусы — варвары и разрушители. И будут шокированы данными разведки — таинственными пришельцами окажутся вовсе не малусы.

Великий посыл

Обладатели (или будущие обладатели) jewel-версий O.R.B. могут радоваться и прыгать до потолка: разработчики включили прямо в игру очень неплохую и крайне полезную энциклопедию, которая обязательно пригодится начинающим игрокам. Теперь, нажав в игре F1 , можно узнать все о предыстории сюжета, понять, каким же образом одни и те же древние тексты Торумина были поняты двумя расами совершенно по-разному. Но энциклопедия не была бы таковой без полного, повторяю: ПОЛНОГО описания всех возможных технологий и всех возможных космических кораблей (включая ТТХ и назначение). Особо любопытные найдут там описание главных горячих клавиш и основных принципов игры — вместе с подробным обучающим режимом все это составляет взрывчатую смесь, поднимающую кривую обучения практически вертикально.

Такая щедрость разработчиков наполняет радостью мое сердце и облегчает, помимо всего прочего, мою задачу. Поэтому не ждите здесь побуквенного описания флота и таблиц технологий — все уже сказано до меня и сказано очень хорошо.

Стратегические советы

В игре присутствуют два вида ресурсов — это обычный ресурс (для краткости буду называть его рудой) и “человеческий фактор” — или просто люди, народ, пипл.

Руда — не ерунда

В O.R.B. руду добывают из космических шахт, расположенных на астероидах, и доставляют в “ратушу” на специальных “грузовиках”. В случае мультиплеерных сражений и тренировок против компьютера есть возможность включить “финансовые вливания”, равно как и установить первоначальное количество руды на максимум. Также не забудьте одну важную вещь: некоторое количество руды можно вернуть, распылив несколько своих устаревших кораблей. К слову, когда вы пускаете корабль на металлолом, пилоты, составляющие его команду, в полном составе снова возвращаются в общую кучу.

Для чего используют руду? А для всего. “Все” — это наука и постройка новых кораблей и апгрейдов. Если вы добьетесь бесперебойной поставки руды, это будет означать, что боевые потери станут для вас менее болезненными, вы сможете позволить себе более крупные корабли и более продвинутые технологии. Если вы собираете руду в больших количествах, чем оппонент, это может стать залогом вашей победы.

Не забудьте одну важную вещь: не стоит тратить всю руду, которая у вас есть, иначе, столкнувшись с необходимостью открыть новые шахты и отсутствием на это руды, вы будете грызть локти и разбирать на металлолом только что отстроенные эсминцы.

В самом начале уровня (будь то кампания, мультиплеер или боевка с компьютером) вы имеете, как правило, помимо главного космического порта одну мобильную шахту плюс один корабль разведки. Шахта нужна для развертывания добычи руды на астероиде, корабль разведки сканирует астероиды с тем, чтобы найти нужный. Оба этих корабля, как правило, стоят на приколе в порту. Вам нужно вывести их в космос и сразу же приказать кораблю разведки автоматически сканировать близлетящие астероиды.

Как вывести корабль из порта? Просто. Выберите порт. При этом слева вверху появится список кораблей, бросивших в нем якорь (или что у них там). Щелкните по нужному кораблю левой клавишей мыши — он вылетит в космос. Чтобы вывести в космос сразу все корабли, зажмите при этом Shift.

Как только вы нашли астероид, который отмечается на карте (или в информационном режиме) заветной буковкой R , немедленно отправляйте шахту на славные свершения.

Как только шахта достигает астероида и развертывается, из нее выползает легкий грузовичок с грузом руды и ковыляет к космическому порту или кораблю-матке.

Но один грузовичок — это очень и очень мало, такая скорость добычи руды не может устроить правильного игрока. Поэтому постройте еще несколько грузовичков и отдайте им приказ “добывать руду в ближайшей шахте”. А чем в это время занимается ваш разведчик? Бездельничает? Очень плохо. В это время он должен обследовать другие астероиды, один за другим, потому что одной шахтой вы не обойдетесь — чем больше вы разработаете шахт, тем меньше проблем вам доставит внезапно закончившаяся руда в самом первом астероиде.

Обратите внимание на любопытный аспект — астероиды двигаются. Постарайтесь строить шахты на тех, что медленно ползут в вашу сторону. В принципе, можете добывать руду и на тех, кто, пятясь, удаляется от вас, но не сетуйте потом на меня, когда ваша шахта торжественно прибудет в район дислокации врага.

Если вы играете не с космическим портом, а с кораблем-маткой (carrier), то не забудьте запустить матку на орбиту разрабатываемого астероида — в этом случае дорога грузовичков туда-сюда очень сократится. А вам только этого и надо, верно?

Запустить корабль на орбиту астероида просто. Для этого выберите корабль, направьте его очень близко к нужному небесному телу и выберите в меню “патрулировать”.

Если вы открыли и начали разрабатывать новый астероид, то бывает выгодно отправить к нему корабль-матку сразу, не дожидаясь, пока кончится старый.

В случае с космопортом стратегия немного меняется. Когда старая шахта полностью выработается, не забудьте отправить ее грузовички на новую шахту (если, конечно, она у вас есть, иначе, пока вы не построите новую, денег вам не видать).

Если ваша старая ненужная шахта ближе к новой, чем центральный порт, переоборудуйте ее в ремонтную базу (напоминаю, для этого нужна третья технология строительства).

Зачем? Все просто — ваши грузовички смогут на ней выгружаться, не проделывая долгий путь домой, к “ратуше”. Когда вам станут доступны тяжелые грузовики, своеобразные БелАЗы космоса, не забудьте применить их в деле. Это может вам помочь сэкономить людей, кстати, почти всегда дефицитных. Главное, не забудьте пустить на металлолом старые грузовики.

И, наконец, последний шаг. Вы должны сделать его, когда достигнете уровня, на котором сможете строить большие, мощные, капитальные такие корабли. Стройте корабль-матку. Как я уже говорил, она здорово поможет вам сократить время между добычей руды и разгрузкой. Как это осуществить, я также говорил выше.

Пусть грузовики разгружаются прямо рядом с шахтой, и тогда можно будет пустить некоторые из них в распыл, освободив народ. Можно оставить всего четыре-пять тяжелых грузовиков, и, если вы используете невооруженную матку, можно даже сэкономить некоторое количество пилотов. А они никогда не бывают лишними.

Кадры решают

Люди. Без людей вы не сможете исследовать новую технологию, без них вы не построите корабль, и, что самое ужасное, в O.R.B. нет таких шахт, на которых вы можете добывать людей. Они рождаются самостоятельно со скоростью приблизительно один человек в полминуты.

Вы не можете содержать у себя больше людей, чем вам позволит максимальный потолок, потому что “пипл хавает”, а лишние рты никому не нужны. Максимальное число доступных людей можно увеличить, исследуя новые “академические” технологии и отстраивая новые шахты/колонии. Когда вы тратите пилотов, быстро восстановить его можно, разве что разобрав старый корабль с людьми на части — другого способа быстро восполнить поголовье не существует. Правда, вы можете быстро перебросить людей с научных разработок и шпионских миссий в главную кучу, но от такого “латания дыр” будет больше вреда, чем пользы.

Люди расходуются на три главные направления: пилоты, ученые и шпионы. На каждый корабль требуется некоторое количество пилотов (от одного до пятидесяти — в зависимости от класса корабля). Если людей не хватит, корабль просто откажется создаваться.

Ученые занимаются новыми технологиями. Нет ученых — нет открытий. Если их мало, исследования будут проводиться очень медленно. Чем больше вы выделите людей на науку, тем быстрее сможете продвинуться по технологическому древу.

Шпионы тихонько прокрадываются на цыпочках через вакуум на вражеские базы и занимаются подрывной деятельностью — втихомолку убивают вражеских солдат, замедляют исследования, срывают производство прототипов, сообщают вам о технологиях, до которых добрался противник. Процесс происходит стихийно, управлять им нельзя… довольно неудачная, на мой взгляд, концепция. К счастью, ее можно отключить, как в компьютерных баталиях, так и в мультиплеере.

Вам всегда будет не хватать людей, особенно на этапе создания больших кораблей, поэтому используйте любые средства, чтобы увеличить толпу, имеющуюся в вашем распоряжении. Больше народа — больше истребителей, эсминцев, кораблей-маток и открытий. Если в вашем распоряжении есть много людей, то вы сможете создать готовый флот с нуля в течение буквально минуты.

С самого начала игры уделяйте особое внимание академическим исследованиям. Вам нужно закончить это ответвление древа технологий как можно скорее. Каждый уровень дает вам десять человек. Шахты, которые вы создаете (даже если вы их сразу не начинаете использовать), дают вам дополнительно по пятнадцать свободных людей. Как только вы сможете начать перестраивать пустые шахты в ремонтные базы (а то и в военные базы), вам будет дополнительное счастье — каждая перестройка дает вам прибавку в пять человек к максимально возможному их количеству.

Совет: если вы раздолбали вражескую шахту или базу вдребезги пополам, постройте там свою, даже если на астероиде не осталось руды. Добавочный плюс в людском плане того стоит, особенно если потом перестроить пустую шахту в военную базу под самым носом у врага.

Отберем руду у врага

Если вы будете мешать противнику добывать руду, это будет означать, что его флот и наука сядут на голодный паек. Как следствие, его военная мощь ослабеет, и он будет вынужден использовать против вас слабенькие истребители. Недостаток руды замедлит его развитие, так что, если вы разработали корабли-матки раньше его, то могу вас поздравить — у вас появилось огромное преимущество.

Не обязательно пытаться полностью перерезать его транспортные артерии и расстрелять все шахты (хотя это было бы неплохо). Достаточно замедлить, сильно замедлить ему добычу ресурсов. Как же это сделать?

Уничтожение шахт. Если вы уничтожите шахту врага, то не только лишите его источника руды, но и дадите ему штраф к максимальному количеству доступного народа. Но не забывайте, что у него могут быть и другие шахты.

Преследование грузовиков. Не так эффективно, как первый вариант, потому что штрафа к человеческому фактору не будет, но если грузовиков у него немного, то расстреляв парочку, вы сильно ударите по его рудному благосостоянию. На вид грузовики представляют довольно легкие цели. Не поддавайтесь первому впечатлению — на самом деле они очень толстокожи, и истребителям (не ракетным) придется долго преследовать один грузовичок, прежде чем обратить его в космическую пыль. К тому же они двигаются, а шахта стоит на месте. Думайте, что проще обратить в космическую пыль.

Уничтожение базы или матки. На базе грузовики разгружаются. База — довольно трудная мишень (шахту уничтожить намного проще), но при уничтожении базы противник получит сильный штраф к количеству свободных людей.

Лишим врага личного состава

Уменьшение числа людей означает уменьшение количества кораблей, интенсивности шпионажа и замедление исследований. Кроме того, это может привести и к перебоям с поставками руды — врагу придется распылить свои грузовики, чтобы наштамповать истребители для защиты. В начале игры, когда вам и врагу доступны только мелкие истребители, это не будет особо заметно. Другое дело, когда дело дойдет до больших кораблей, тогда с небольшим личным составом враг не составит для вас конкуренции. Как уничтожать чужой народ?

Разрушать шахты. Самая простая цель, уничтожение ее дает очень серьезный штраф врагу и к народу, и к руде.

Уничтожать ремонтные и военные базы. В плане людей это еще серьезнее. Надо только учесть, что и защита у баз бывает повыше, чем у шахт.

Шпионаж. Шпионы могут нанести временный ущерб вражескому личному составу, но на вашем месте я бы не полагался на это. Эффект невелик, а погибшие пилоты быстро заменяются заново родившимися — уже через несколько минут.

Тактика

Различие между двумя расами

Такие различия есть, их много, и больше всего они проявляются в мультиплеере или в бою против компьютера. Вот простой пример — у Малуса есть аннигиляционная торпеда. И что же? Ударные истребители Алузии не имеют аннигиляционной торпеды, а это значит, что Малус круче в плане истребителей.

Следствие — Малус имеет более выгодную позицию в ранней игре. Время, которое вы потратите на разработку “Робингуда” (Marksman) с аннигиляцией, не пропадет зря, даже если алузианцы пришлют в качестве привета несколько крейсеров, пока вы будете строить эти свои торпедные бомбардировщики. Потерпите немного, и эти крейсера будут тут же порваны на части торпедными “Робингудами”.

А у алузианцев проблема. Вот почему они будут проигрывать, пока не разработают своих левиафанов (атакующие корабли-матки), которые станут большим геморроем уже для Малуса. Поэтому знайте, малусы: если вы дали алузианцам раздобыть своих левиафанов, песенка ваша практически спета.

Наглядный пример разницы между эсминцами малусов и алузианцев даст следующий пример: стравим друг с другом эсминцы тех и других. Кто победит? Малус. Почему? Причина проста — у него выгодное расположение лучевых орудий. Только эсминцы малусов могут сосредоточить огонь всех орудий на одной цели. У алузианцев с этим проблемы. Правда, плюс последних состоит в том, что они могут расстреливать летающие по сторонам истребители. Таким образом, применять эсминцы в больших боях надо с умом, отдавая себе отчет в их сильных и слабых чертах.

Малусы прекрасно зарекомендовали себя в ранней игре. Их цель — любой ценой замедлить науку алузианцев, атаковать их, вынудить их полностью использовать руду и людей. Можно выставить шпионов на максимум, можно использовать десантные корабли, можно перерезать транспортные артерии. Лучшие друзья малусов — это средний ракетный истребитель, бомбардировщик с аннигиляционной торпедой, эсминец и корабль-матка с флотом.

Если у вас все это есть, и это есть до того, как алузианцы раздобыли свои атакующие корабли-матки, то ваша позиция — сверху.

Цель алузианцев, в свою очередь, видна невооруженным глазом. Им надо как можно скорее развивать древо технологий. Малус превосходит их в военном плане, но только в ранней игре. Потом алузианцы овладевают ситуацией, особенно если у них есть достаточно людей.

Вот так. Меняется раса, меняется стиль игры. Здесь не поможет быстрая клепка флота и тактика абсолютного раша. Если вы играете за алузианцев, то вам надо экономить каждого человека, с тем чтобы позволить себе два атакующих корабля-матки в поздней игре. Даже один такой левиафан достаточно мощен, чтобы запросто вынести целый флот. Добавьте к нему пару крейсеров, немного ударных истребителей (чтобы работать по тяжелым бомбардировщикам малусов), и вас никто не остановит.

Но, если не учитывать левиафанов, то, к сожалению, алузианцы слабоваты. Им надо полагаться на невидимость, и, если они делают это правильно, это позволит некоторое время сдерживать напор малусов. Невидимость — очень мощная специальная технология в игре, и поэтому алузианцы должны полагаться на нее так же, как и малусы —на свои аннигиляционные торпеды.

Невидимость позволяет кораблю оставаться скрытым в течение примерно тридцати-сорока секунд, как в пассивной, так и в активной радарной области (то есть в той области, где принадлежность корабля еще не определена, и в той области, в которой она определяется — это синий кружок). Как раз эти тридцать-сорок секунд могут позволить флоту малусов добраться до базы, чтобы спасти ее от нападения. Или попросту убежать из невыгодного боя.

Лучшие друзья алузианцев — ударные истребители с торпедами и ракетами. Постройте пятнадцать штук, выстройте их в форме наклонной звезды, найдите базу малусов, и вы поймете, что все эти небольшие различия между флотами Малуса и Алузии можно превратить в преимущество. Я бы даже сказал, во взрывное преимущество.

Но это не единственная причина, по которой ударный истребитель — лучший друг алузианцев. Малусы любят свои торпедные бомбардировщики? Конечно, любят. А эти бомбардировщики ненавидят ударные истребители всем своим сердцем. Эти истребители разрывают их на части при первой же встрече. Вот почему алузианцы должны любить свои ударные истребители — это лучшая защита от торпед.

Это, конечно, трудно, но малусы всегда должны стараться использовать десантные корабли, потому что с технологией невидимости в своем флоте, даже в поздней игре, они получат огромное преимущество перед алузианцами.

Если вы играете алузианцами, то у вас будет соблазн настроить больше дешевых средних ракетных истребителей, но имейте в виду — вам ведь нужны люди, у вас каждый человек на счету. А большой флот дешевых истребителей быстро съест ваши человеческие ресурсы. Не лучше ли поэтому покупать более дорогие, но и более экономные в плане людей ударные истребители? К тому же средние ракетные истребители хороши разве что в обороне.

И напоследок — маленький совет алузианцам: не стройте невооруженный корабль-матку. Пользы никакой, а тридцать человек пилотов — коту под хвост. Чуть дальше, в описании космических кораблей, я разовью эту тему.

[[BREAK]]

ВТОРАЯ СТРАНИЦА

Разведка

Разведчики важны, особенно когда вам надо узнать, в каком астероиде что лежит. Но помимо этого, вы можете проделывать с кораблями разведки три очень любопытных трюка.

1.Тень. Вы видите вражеский корабль? Прицепляйте к нему разведчика в режиме “тени” (shadow). Это прекрасно работает: во-первых, вас не видят. Во-вторых, вы видите, куда и зачем идет этот корабль. В-третьих, если даже вас заметят, то попытаются погнаться за вами и будут долго мотаться по космосу за одиноким разведчиком. Не правда ли, любопытное зрелище — пять или шесть истребителей врага заняты, гоняясь за одним маленьким разведчиком.

2.Патрулирование. После того как вы просканировали все астероиды (автосканирование — просто прелесть), неплохо было бы установить патрулирование вражеских активных зон. Естественно, в режиме уклонения от боя. Это может здорово помочь засечь врага, который избежал вашей сети сенсоров. Кстати, малусы, быстро изобретайте сенсоры. Продвинутый сенсор означает, видите ли вы группу истребителей, летящих к вашему астероиду, или не видите — а значит, сможете ли вы заранее принять меры или будете заниматься своими делами, пока не зазвучит сигнал о нападении.

3.Отключение моторов. Веселуха. Если вы отключите свои моторы, это подействует почти как невидимость. Естественно, при этом вы не сможете двигаться, но у вас будет мобильный внешний пост, с которого вы сможете наблюдать за вражеской активностью. Вас не заметят, если только не подойдут к вам на расстояние активного радара (синий кружок на карте). Это немного похоже на войну с использованием подводных лодок, потому что здесь есть индикатор, цвет которого переходит от зеленого к красному, когда к вам приближается вражеский корабль.

Лучше всего использовать разведчиков с заглушенными двигателями как “станции раннего обнаружения” и ставить их между вашей шахтой и вражеским портом.

Советы по мультиплееру

Стройте истребители рано, стройте истребители в больших количествах, даже на крупных картах. На мелких картах ждите раша в первые десять-пятнадцать минут. Некоторые могут наклепать поменьше истребителей, но прийти в гости пораньше. На больших картах астероиды находятся далеко друг от друга, поэтому их труднее защитить. Будьте готовы. Или умрите.

Ох уж эта магия чисел! В бою истребителей размер имеет огромное значение. Даже если у вас более продвинутые технологии и больше брони и пушек на каждом истребителе — большая толпа просто задавит вас. Учтите, что чем больше вас, тем меньше вы потеряете техники. В бою тридцати истребителей против шестидесяти побеждают вторые, потеряв всего лишь порядка пяти машин.

Не торопитесь. Очень многие игроки стараются быстро развиться. Но сначала нужно обратить внимание на приходную часть рудного баланса. Если у вас есть лишние пятьдесят человек, это не поможет вам, если у вас не осталось руды. Еще одна важная вещь — не забывайте, что чем больше у вас баз, тем большим флотом надо их защищать. Планируйте свои действия. Защищайте базы и аккуратно выстраивайте очередь постройки и науку. Не допускайте перекосов.

Используйте ресурсы мудренько. Не забывайте о безоружных кораблях-матках. Их можно построить быстро, они дешевы и забирают на борт всего пятнадцать человек. Пусть они летают вокруг шахт, увеличивая скорость получения руды до пяти раз. А если враг нападет, они смогут быстро наклепать истребители. Правда, строят они их довольно долго, дольше, чем база, — это тоже надо учитывать.

Осторожнее относитесь к перемещающимся астероидам. Ваши пилоты могут не рассчитать траекторию и врезаться в такой вот неспокойный камешек. Такие астероиды можно использовать и как прикрытие — надо лишь двигаться с той же скоростью, что и камни. Не атакуйте двигающуюся шахту с “подветренной” стороны — размажет. Пусть ваш флот гонится за астероидом и стреляет в него. Когда шахта будет “убита”, корабли остановятся. А астероиды — нет. Результат — космическо-транспортное происшествие со смертельным исходом. Будьте внимательны на космических дорогах.

Если вы не можете сражаться, не сражайтесь. Не шлите слабенькие отряды на крупные силы, просто чтобы замедлить их. Если вас мало, вы даже не нанесете нормального ущерба — вас просто сметут. Не стоит оно того. Учтите это при попытках защитить шахту, тем более что тут действует простая арифметика. Шахта стоит тысячу. Из нее вылетает грузовичок стоимостью в четыреста. Получается, что реальная стоимость шахты — шестьсот. И стоит ли она того, чтобы посылать к ней на верную смерть истребители стоимостью в пять тысяч? Иногда — да. Но чаще всего выгоднее бывает перегруппироваться и выбрать другую точку для обороны.

И напоследок — не слушайте того, что я тут говорю (смайл). Проверьте все сами и выработайте свои собственные стратегии и тактические приемы.

Роль истребителей и бомбардировщиков

Пусть это звучит банально, но каждый корабль в O.R.B. имеет свое предназначение и очень хорошо выполняет только свою работу (не чужую, а именно свою). Например, средние истребители прекрасно справляются с ролью дешевой защиты, которая затрудняет атаку врага. Вы можете построить несколько штук и сразу послать в бой с корабля-матки для быстрого перехвата бомбардировщиков.

С другой стороны, бомбардировщики (те, что с торпедами) вооружены до зубов и неплохо бронированы: чтобы уничтожить средний бомбардировщик, требуется один или полтора хороших залпа из ионной лучевой пушки. Когда вы забиваете бомбардировщики под завязку торпедами, они становятся серьезной угрозой для крупных кораблей. Фактически, это единственный вид мелких кораблей, который представляет серьезную угрозу большим. Еще, конечно, можно взять ударный истребитель с торпедами, но главное — это бомбардировщики.

Не стоит, однако, сидеть и кричать на весь белый свет, что это нечестно, что бомбардировщики слишком хорошо вооружены и бронированы. Потому что это не так. Они медленно летят, а значит, превращаются в отличную, почти неподвижную цель для ракет. Четыре ракеты — и нет хомячка, а четыре ракеты — это один заход небольшой эскадрильи средних истребителей.

На этом месте вы спросите себя: а как же вести себя с со средними ракетными истребителями, чтобы они не наезжали на мои драгоценные бомбардировщики, несущие свои заряды, чтобы расколошматить их большие корабли? Уфф… Решение есть. И это решение — легкие истребители. Средние истребители ничего не смогут сделать с легкими — те слишком быстры для них, и для них уже средние превращаются в почти неподвижные мишени.

Очень важно уметь эксплуатировать недостатки комплектации вражеского флота. Как?

Допустим, у него нет достаточного количества бомбардировщиков. Это означает две вещи.

1. Бомбардировщики не представляют большой угрозы для крупных кораблей.

2. Вам не понадобится много истребителей для работы по бомбардировщикам, таким образом, вы легко сможете прикончить имеющееся у врага количество “бомберов”, чтобы заняться другими истребителями. Вот и дыра, которую вы можете использовать.

Применение истребителей

Вот список названий истребителей — для того, чтобы не путаться с названиями и обозначениями:

**

L1: Fencer / Justice

L2: Fencer II / Justice II

L3: Duelist / Defender (плюс модификации)

L4: Interceptor / Starchaser (плюс модификации)

L5: Marksman / Invader (плюс модификации)

**

Очертим применение кораблей, очень кратко — самое основное.

Легкие истребители (L1)

Неплохой вариант. Они служат отличной дымовой завесой и отвлекают на себя вражеские истребители. Конечно, они требуют на себя людей, как и все остальные корабли, поэтому многие предпочтут не тратить ценные людские ресурсы на столь дешевые корабли. Но можно послать их в оборонительный бой первой волной — они отвлекут на себя внимание и примут на себя первый удар.

Бронированные легкие истребители (L2)

Быстрые, мощные, может быть, даже иногда слишком мощные. Лучше всего их применять против средних ракетных истребителей, но они легко гибнут под огнем крупных кораблей и ударных истребителей. Главное предназначение этих ребят — останавливать средние истребители (L3), которые, в свою очередь, пытаются вынести ваши бомбардировщики. Кто-то может попытаться построить толпу этих кораблей и устроить ударный бросок на первую шахту врага. Но такая расточительность в плане людей может быть полезна разве что для малусов — им не приходится так уж сильно беречь людей. Можно ли как-нибудь защититься от такого штурма? Можно. Взять, например, ударные истребители или легкие бронированные. Кроме того, подобная стратегия негативно сказывается на развитии науки — все деньги вбухиваются в истребители. Но опаснее всего в бросках истребителей, как мне кажется, неизвестность — если вы не знаете, летят они или нет. В этом истребительный штурм похож на знаменитые ранние атаки зергов.

Средние истребители без ракет (L3)

Эти корабли следует строить только в случае большой необходимости: например, если враг применил описанную в предыдущей главе тактику раннего броска и вы начали терять свои корабли, успев, правда, при этом разработать второй материал, первую энергию, первую конструкцию и первое оружие. Фактически, если только вы не пытались сделать ранний штурм сами, у вас все это уже должно быть. Так вот, если вы замечаете такую нехорошую ситуацию, то быстро разрабатывайте прототип “Дуэлянта”, стройте за несколько секунд десять-пятнадцать этих истребителей, и алга. Главное, не перепутайте — вам нужны именно истребители без ракет, ибо ракеты слишком дорого стоят и не могут эффективно действовать против легких истребителей.

Средние истребители с ракетами (L3)

Вот это — нормальный средний истребитель. Именно он вам и нужен. Стоит недорого, правда тормозной, гад. Но работу свою выполняет на пять с плюсом. Хорошо и недорого (что важно) защищает от бомбардировщиков. Из-за своих проблем со скоростью лучше всего защищает шахты и действует вместе с крупными кораблями (почему? потому что крупные корабли еще тормознее). Отличная дымовая завеса, и очень зубастая притом. Оправдывает не только свои деньги, но и своих пилотов. Но для атаки, повторяю, слишком медленный истребитель. Одним словом, читайте по губам — это сильная дешевая оборонительная единица.

Ударные истребители алузианцев (L4)

Применять следует против “легкоистребительных” атак малусов, которых они рвут как котят. Их надо разработать как можно быстрее. Если говорить метафорами, то их девиз — “Буря и натиск”

Ударные истребители алузианцев с ракетами (L4)

Что можно сказать — это лучший друг алузианцев. Ударные истребители очень хорошо выносят торпедные бомбардировщики, которые столь любимы малусами. Я бы даже сказал, что ни один флот алузианцев не должен выходить в открытый космос без сопровождения этих ударных истребителей. Строить их модификацию с невидимостью я бы не советовал — не стоит оно того.

Ударные истребители алузианцев с торпедами (L4)

Замечательное оружие для алузианцев в средний период игры. К этому времени вы уже должны знать, где расположены шахты врага и где лучше нанести удар. Рецепт прост: берете примерно десять-пятнадцать таких истребителей (можно с невидимостью — по вкусу), быстро делаете свое черное дело и убегаете, пока не прибыло подкрепление этих грубых и неотесанных малусов. Вот и нет у врага шахты.

Ударные истребители малусов (L4)

Обычно не окупаются, так что я бы не советовал их строить.

Ударные истребители малусов с ракетами (L4)

Совсем другое дело! На эти истребители можно положиться. Не только потому, что это очень хороший атакующий вариант, но еще и потому, что это истребитель широкого профиля. Он может работать по вражеским истребителям — по всем, и по бомбардировщикам тоже. И, что особо важно, отлично справляется со всеми. Но главное их применение — это защита ваших бомбардировщиков, и с этой задачей они справляются лучше всех. Кроме того, своими ракетами они могут добавить врагу огонька, вслед залпу бомбардировщиков. Но вот против больших кораблей я бы не рекомендовал их использовать — один-единственный выстрел из лучевой пушки крупного корабля сносит такой истребитель.

Ударные истребители малусов с торпедами (L4)

Не стоят беспокойства. Слишком далеко расположены на древе технологий. Они, конечно, народ приличный, но уступают своим аналогам алузианцев (а у тех еще можно разработать невидимость, не забывайте).

Тяжелые истребители алузианцев (L4)

У модели “Захватчик” (Invader), возможно, красивая и стильная внешность, но это не есть наш выбор. Судите сами — стоит двух человек, а это довольно много. Медленно бегает, а это значит, что такой истребитель — прекрасная мишень для малусовских L3 и L4. Не сравнится с бомбардировщиками малусов, увы.

Тяжелые истребители алузианцев с торпедами (L4)

Та же самая история.

Тяжелые истребители малусов (L4)

Не стоят своих денег — только людей на них разбазарите.

Тяжелые истребители малусов с торпедами (L4)

Их можно использовать, но я бы на них также не стал особо полагаться. Они полезны, разве что когда недоступен вариант с аннигиляционной торпедой.

Тяжелые истребители малусов с аннигиляционной торпедой (L4)

Просто убийственная вещь, пожалуй, лучшая в арсенале малусов. Пятнадцать “Робингудов” с атомными торпедами наделают столько шума, что вряд ли найдется крупный корабль, способный им противостоять. Но, чтобы их разработать, нужно время, а враг не спит и разработает крейсера. Но волноваться не стоит — как только вы получите в свои потные ручонки этих аннигиляционных красавцев, преимущество будет на вашей стороне. Лучше всего использовать их кучками по пятнадцать-двадцать истребителей. Двадцать — на случай, если надо вынести тяжелый крупный корабль.

Но эти торпедные бомбардировщики медленно двигаются, так что не забудьте для защиты придать им более легкие истребители.

Применение больших кораблей

Невооруженный корабль-матка алузианцев

Не стоит его строить: он поедает очень ценные кадры ваших сотрудников, которые лучше бы пустить на что-нибудь более необходимое. Например, на грузовички.

Невооруженный корабль-матка малусов

Если вы не хотите тратить время и деньги на разработку тяжелых грузовиков, можно строить невооруженные корабли, тем более что они все равно будут у вас в списке для разработки на пути к эсминцам. Невооруженный корабль можно отлично использовать в качестве платформы для отстройки ударных истребителей. Ну, и в качестве мобильной базы для них, естественно. Здесь вы сможете заправить и перевооружить свои истребители (если вы играете за малусов, то истребители — ваш хлеб насущный). Поэтому стройте его. Стоит тех тридцати человек, которые уходят в его команду. Кроме того, при отсутствии тяжелых грузовиков вы можете подогнать невооруженный корабль-матку к шахте поближе. Так даже легкие грузовики смогут добывать руду довольно быстрыми темпами, а заодно и ремонтироваться здесь же, не отходя от кассы.

Эсминец алузианцев

Нужен. Без вопросов, нужен. Не стоит строить слишком много эсминцев, но вам понадобятся несколько штук, чтобы останавливать атаки малусов. Учтите также, что когда вы получаете в свое распоряжение эсминцы, у малусов в это время как раз появляются аннигиляционные бомбардировщики, поэтому вам понадобится хорошая поддержка истребителей к каждому эсминцу. Эсминцы можно расставлять вдоль линий снабжения — держать их около порта бесполезно. И не забывайте защищать их!

Эсминец малусов

Последний корабль, который вы построите перед большой атакой. Выберите несколько эсминцев, назначьте им цель — лучше всего порт алузианцев — и вперед. Если вы дадите алузианцам развиться в плане науки чуть подальше, то можете проиграть. Запросто.

Корабль-матка алузианцев

Вооруженный, естественно. Это следующий шаг после эсминцев. В зависимости от ситуации, я бы посоветовал либо построить один (если враг выдвигается в вашем направлении), либо пойти чуть подальше и построить такой же корабль, но “невидимку”. Такой “скрытный” корабль — очень мощная штучка. Чтобы вам было лучше понятно, поясню: один-единственный корабль-матка может спокойно вынести вражеский эсминец туда и обратно два раза. У такого корабля в наличии есть пять пушек, так что он отлично работает по истребителям. Если вы построите такой корабль с доступной невидимостью, то сможете в течение сорока секунд вынести целое звено аннигиляционных бомбардировщиков, пока они не могут прицелиться толком. Если вы еще исследуете левиафана, а враг наседает, то постройте еще одну матку.

Не нужно говорить лишний раз, насколько полезным может оказаться вооруженный корабль-матка сам по себе, особенно с режимом невидимости. Вы можете послать одну-единственную матку близко к вражеской базе, там же отстроить несколько истребителей, уйти в тень, а затем вступить на вражескую базу во всей своей великолепной ярости. Растерянные малусы получают войну на два фронта, и они просто вынуждены будут отозвать на базу флот, чтобы защитить ее. Это отличный вариант для вас, если вы все еще пыхтите над разработкой атакующего корабля-матки (aka левиафан).

Атакующий корабль-матка алузианцев

Последний корабль в игре, особенно для врагов. Единственный подобный слоняга может изменить сам стиль игры. Два левиафана автоматически приносят победу (если только игрок не страдает геймерским слабоумием). Конечно, требуется большой талант стратега, чтобы сберечь достаточно людей и суметь построить два левиафана.

С атакующими матками вы сможете разделиться и создать малусам сразу несколько фронтов — тут-то им и крышка. Они не могут сражаться на нескольких фронтах, особенно против таких мощных кораблей, — всему флоту малусов наступает пушистый зверек писец. Завалить такого слона малусы могут, только приложив максимальные усилия (просто слоны мощные очень). Их даже не надо собирать в стайку, слон-одиночка может сделать все самостоятельно — настроить истребителей и вдарить по врагу. Особенно здорово работать такими бандурами, если у них есть гипердвигатель. Надеюсь, пока вы строили первого слона, вы разработали гипердвигатель, чтобы поставить на второго слона?

Атакующий корабль-матка малусов

Допустим, вы играете за малусов. Допустим, вы строите атакующий корабль-матку. Самое время спросить себя: а зачем? Быстро отмените его и настройте вместо него эсминцев. Если вы на данном этапе игры еще не выиграли, скорее всего, вы не выиграете вообще. Так что скажите наркотикам нет, расслабьтесь и наблюдайте за фейерверком, который устраивают алузианские слоны. Даже если вы построите корабль, он не сможет сдержать алузиан на всех фронтах. И поделом — надо было агрессивнее атаковать алузианцев на ранних этапах игры, как только вы получили эсминцы.

Кратко о вспомогательных кораблях

Десантный корабль

Используется просто: выводите из строя вражескую боевую единицу так, чтобы вокруг нее начали летать голубые птички, как в мультфильмах, затем подводите десантный корабль поближе и командуете атаку. От корабля отделяется небольшой модуль, подлетает к вражескому кораблю и рожает десантника в скафандре. Тот несколько секунд проделывает сварочным аппаратом дыру в корпусе. Пуфф — вылетает облачко воздуха. Десантник запрыгивает внутрь, и вуаля — корабль ваш, можете пользоваться. Если корабль обладает технологией, которой у вас нет, то у вас есть прекрасная возможность заиметь ее. Так, малусы могут получить у алузианцев невидимость и коренным образом изменить геймплей.

Стационарные пушки

Для защиты астероидных и обычных баз можно использовать стационарные пушки.

Обычная плазменная стационарная пушка стреляет подобно пулемету. Ее можно использовать для сдерживания истребителей, но большого вреда она не нанесет. С другой стороны, лучевая стационарная пушка — уже серьезное препятствие на пути истребителей и может очень сильно разредить звено, случайно пролетевшее рядом. Но любой завалящий эсминец уничтожит такую пушку, а если напряжет все свои силы, то и две.

Взрывающиеся ракеты

Это технология малусов. Не самый лучший выбор. Одна из причин — тяжелое управление. Если вашу базу и базу врага разделяет луна, то при попытке запустить ракету она просто забодает эту луну. То же самое относится и к картам, на которых много астероидов. Поставить ракете навигационные точки невозможно. Ракеты дороги. Они долго строятся и долго исследуются. Ракетой трудно попасть, особенно в движущуюся цель. И, наконец, она довольно слабо взрывается, даже несмотря на красивые спецэффекты.

Боевые строи

Алузианцам лучше использовать строй с ведущим истребителем. Это клин, стрела и т.п. Такие построения имеют плюсы и минусы: плюсы — лучшее прицеливание и возможность быстрых поворотов, минусы — быстрая потеря кораблей.

Малусам лучше всего использовать “Х” или звезду — тормознее, но безопаснее. А теперь подробнее обо всех строях.

Наклонная звезда. Хороша для прямого огня, истребители в ней неплохо поворачивают — прекрасная формация для любой расы.

Наклонный “Х”. Лучше всего его использовать малусам. Важно, чтобы впереди ее были два истребителя, тогда огонь будет проходить между ними. Применять лучше всего, если у вас много истребителей и нужно довольно быстро маневрировать.

Клин. Впереди клина один истребитель. Прекрасный вариант для алузианцев, которым нужна высокая скорость маневрирования. Плохой вариант для малусов. Клин для малусов означает, что они просто потеряют корабль, ни за что ни про что.

Стрела. Модифицированный клин. Похож на обычный клин, но поворот происходит быстрее. Но стрела намного хуже для ведущего — больше всего кораблей вы будете терять в этой и предыдущей схемах. Зато поворот осуществляется очень быстро.

“Х”. Лучшее построение для малусов. Впереди нет никого (все посредине), а это означает, что вражеский огонь случайным образом будет распределен по всей пятерке. Критично для выживания. Однако поворачивать в этом строю довольно сложно. По этой причине выгоднее применять “Х” в крупном бою, когда вражеские истребители нападают со всех сторон, и поворачивать особо не нужно — всегда впереди или чуть сбоку найдется враг.

[[BREAK]]

ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА

Прохождение O.R.B.

Здесь вы узнаете способы прохождения кампаний за Малус и Алузию. Но это не прямое перечисление, что и как надо делать, и не единственные варианты прохождения — игра дает вам много возможностей выполнить одну и ту же миссию, поэтому используйте текст только как справку, да и то, если вы где-то застряли. Заранее предупреждаю, что застрять в этой игре — раз плюнуть. В случае совсем уж дикого затыка, вызванного, например, скриптами игры, вам помогут чит-коды на страницах журнала.

Кампания малусов

1. Восход “Ночного неба”

Это простая миссия, частично дополняющая обучающий режим, плюс, она дает вам представление о завязке сюжета. Тем не менее, вот несколько советов.

В начале у вас есть пять истребителей. Сразу же установите им “агрессивную” доктрину поведения — это нужно для того, чтобы сделать первый выстрел при виде врага.

Когда вы обнаружите “Ищущих” (второе задание), имейте в виду, что подкрепление подойдет справа сверху (по карте).

Как только контейнер (третье задание) начнет движение, быстро приблизьтесь к нему, поскольку его немедленно атакуют, как только он подойдет ближе. Уничтожьте всех нападающих — контейнер не может защитить сам себя.

В пятом задании не атакуйте матку, пока не справились со всеми истребителями, иначе просто потеряете время. Как только уничтожите истребители, будьте осторожны — матка “выплюнет” подкрепление.

2. Внутренняя ересь

Вам нужно будет нанести удар по клану “Ищущих”.

Для начала вам потребуется очень быстро овладеть астероидом с рудой, который летает неподалеку. Дальше будет еще один (по направлению к центру карты). Опустошайте их быстро, не забывайте про то, что матку можно пододвинуть к ним поближе. Чтобы увеличить количество людей, исследуйте академические технологии. Для защиты базы постройте несколько истребителей системы “Дуэлянт” и пошлите их к центру карты — там вам откроется “божественный путь”.

Не бойтесь — миссия довольно проста, особенно, если в самом начале не пересекаться с врагом.

3. Гробница богов

Опять вам нужно будет бороться с кланом “Ищущих”. Сразу посылайте свои истребители на помощь Божественной эскадрилье. Не пытайтесь засунуть в гущу боя ваш корабль-разведчик — это в корне неправильное решение, особенно, если учесть, что у него нет пушек. Лучше всего оставить его на месте или спрятать за астероидом. Можно даже отключить его движки и прикинуться ветошью.

Как только вражеская эскадрилья уничтожена, пошлите свой разведчик на исследование каждого болтающегося в космосе куска железа. Вы не можете автоматически исследовать обломки, болтающиеся в космосе, поэтому придется к каждому обломку подводить разведчика вручную. Нужный вам обломок (крупная длинная “палка”) находится в куче слева внизу. Если вы слишком углубитесь в противоположный угол карты, то наткнетесь на несколько истребителей врага.

Не забудьте охранять разведчика своими истребителями. Как только разведчик обнаружит нужный обломок, отошлите его от греха подальше. Лучше всего — к порталу.

Когда на огонек прибудут эскадрильи враждебного клана, пошлите пару-тройку истребителей на охоту за вражеским разведчиком. Убедитесь, что отдали команду “атаковать до обездвиживания” (attack to disable). Остальные истребители пошлите в бой. Сконцентрируйтесь на перехватчиках — это опасный враг.

Можете сделать еще один финт ушами — прежде чем прилетит вражеский флот, пошлите все (кроме пары истребителей) корабли к порталу. Заманите флот к порталу и “обездвиживайте” его. Если вы правильно выбрали время, вы сможете захватить корабли в следующем задании миссии, когда у вас появится десантный корабль.

Сразу, как вы заимели в свое распоряжение десантный корабль, пошлите его на захват вражеского разведчика — к тому времени он должен быть обездвиженным и вовсю сыпать голубыми искрами по защитному полю. Жаль, что перед самым захватом, когда ваш десантник в скафандре проваривал отверстие в разведчике, команда успела подать скриптовый сигнал бедствия. Готовьтесь встречать еще истребители, включая “гибридные перехватчики”, которые нужно будет вывести из строя очень, очень быстро. Они полетят с нижней левой стороны карты, потом с центральной. Защищайте реликт (ту самую длинную палку).

Каждый раз после появления вражеского эскадрона быстро выносите его целиком. Позже всех появятся гибридные “Дуэлянты”. У них мощные пушки, но “под Кандагаром было круче”(с) Пелевин. На этом этапе можно уже разделить свои войска на несколько групп.

4. Первый контакт

Тут вам надо будет сражаться уже против искусственного интеллекта. Ключ к победе заключается в том, чтобы мешать компьютеру захватывать руду. Поэтому как можно быстрее и настойчивее овладевайте астероидами, и выносите все встреченные вами вражеские разведчики.

Рудные астероиды есть справа прямо у порта, над ним, еще один рядом с ним, примерно через четверть расстояния с правой стороны карты, и еще один на той же параллели. Еще один астероид находится прямо в центре карты. Неплохо было бы овладеть и им, но в этом случае готовьтесь защищать его.

Не углубляйтесь слишком далеко на территорию “Ищущих” — там дежурит гибридный эсминец (сила!), он вынесет любой истребитель, который приблизится к нему.

Также учтите, что флот, который вы создадите здесь, останется с вами на следующую миссию, поэтому стройте побольше кораблей. Также не забудьте построить несколько мобильных шахт и ремонтных кораблей — они сильно пригодятся вам для следующей миссии.

5. Божественный путь

Ну вот, первая сложная карта. Начинать надо быстро и незаметно.

Все ваши корабли находятся на некотором расстоянии от порта. Время — деньги, поэтому быстро посылайте несколько “Фехтовальщиков” (Fencer) и “Дуэлянтов”, а также несколько “Перехватчиков” прямиком к “Мистическому Хэ” (Numinous X). По пути вы не избежите боя, но, если вы создали в предыдущей миссии большой флот, легко разберетесь с сопротивлением.

Если можно, пока все это происходит, пошлите разведчиков на поиски руды. Нужно будет быстро установить шахту, потому что руда вам понадобится, и понадобится быстро. Есть астероид к северу от порта, еще один слева от порта, и еще один поодаль.

Как только преодолеете небольшое сопротивление врага между портом и “Хэ”, быстро припаркуйтесь всем флотом (включая ремонтные корабли и “Хэ”). Дело в том, что в вашу сторону идут пара эсминцев с перехватчиками, и вам не стоит привлекать к себе внимание, пока вы сами не имеете эсминец. Есть еще один вариант — построить десантный корабль и попытаться захватить эсминцы с помощью ракетных перехватчиков и “Робингудов” (Marksman).

Если вы завели в док “Хэ”, скорее всего, один (как минимум) из эсминцев отступит. Подождите, пока серые точки на карте не исчезнут полностью. Если вы атакуете одного из них, другой вернется, повинуясь триггеру.

Будьте готовы, всегда готовы: добывайте как можно больше руды. Если компьютер достает ваши грузовики, посылайте на защиту их истребители — они хотя бы отвлекут врага от ни в чем не повинных грузовичков. Как можно быстрее стройте эсминец, ибо в вашу сторону идет корабль-матка.

Как только корабль-матка уничтожен, худшее позади. Больше компьютер не пошлет против вас тяжелую артиллерию, поэтому здесь уже можно агрессивно развиваться и по возможности лишать врага его шахт. Кстати, лучше всего шахты убиваются истребителем “Робингуд” модели “Т”. Вражеская база находится в верхнем левом углу, близко к вратам. Чтобы выиграть, не забудьте уничтожить все вражеские шахты, возможно, придется побегать по карте с высунутым языком в поисках шахт.

И еще один момент — прежде, чем выигрывать, отстройтесь по максимуму — ваш флот перейдет в следующую миссию.

6. В проклятую землю

Вы прошли через портал и оказались в “проклятой”, покрытой льдом местности. Положение ваше шаткое, оно во многом зависит от того, насколько вы отстроились в предыдущей миссии, и есть ли у вас исследующие/добывающие суда.

Через несколько минут к вам на базу прилетит эсминец с группой поддержки, но время пока есть. Самое время рассмотреть внимательно карту. В центре карты вращается планета — красивое ледяное украшение и повышенный источник глюков для искусственного интеллекта. Вокруг нее — два пояса астероидов, внутренний и внешний. Враг расположен у планеты: там есть его военная база, много истребителей и стационарных пушек. Это я мягко намекаю на то, что вам там пока делать нечего.

Теперь обратите внимание на неприметный камешек около врат. Если вы уже запустили разведчика, то должны знать, что это шахта. В этой карте важна хорошая отстройка, поэтому тут же начинайте ее добывать. Но основное внимание уделяйте не ему — этот астероид от вас не убежит, а камню рядом, что крупнее. Вот этот-то, как раз, и убежит, посему разрабатывайте его очень агрессивно и постарайтесь поскорее прикончить. Он вращается вместе с поясом астероидов вокруг планеты по часовой стрелке. Очень удобные для разработки (в смысле, неподвижные) астероиды есть в двух углах рядом с вами (но в противоположный угол не лезьте — там главные силы врага!). Угол, что слева внизу, содержит один небольшой астероид. Угол, что справа вверху — два астероида, но один из них движется, по счастью, в вашу сторону. Возможно, имеет смысл отправить туда корабль-матку, чтобы ускорить процесс добычи.

Построив пару-тройку эсминцев, можно понемногу начать отстреливать врагов около планеты. Предупреждаю, бой будет нешуточный, поэтому отстройтесь по максимуму. Можно еще мешать врагу разрабатывать его собственные базы, но это уже на ваше усмотрение.

Ваша главная цель — исследовательская лаборатория в противоположном вам углу карты. Там вы узнаете о секретном проекте алузианцев — о крылатой (в космосе-то!) ракете, которая может взорваться и устроить большой бум. К сожалению, компьютер (не ваш, а малусов) зависнет на самом интересном месте. Однако…

7. Адский огонь

Ситуация такова — вам надо раздобыть техническую документацию этой ракеты, полетев за ней в недружелюбную огненную планетную систему. Вас мало, а их — много, поэтому здесь очень важна секретность и скрытность. Вам надо сопроводить сканирующий корабль Реверенс II к искомому кораблю-матке, который как раз в сей момент проводит эксперименты с этой ракетой.

Вот несколько правил: если серая точка на краю радара не движется — это, скорее всего, стационарная пушка, которую можно облететь. Если движется — это, скорее всего, истребители или ударные истребители. Искомый корабль-матка первоначально находится на вашей широте. Долгота — чуть левее центра карты. Чтобы пробраться к нему, придется исхитриться. Может быть полезно думать “трехмерно” и облетать врагов на краю поля видимости не слева-справа, а сверху или снизу. По крайней мере, использовать трехмерность пространства, незаметную на плоской карте.

Можно попытаться прокрасться по самому краю и верху карты. В идеале, вы вообще не должны показаться никому на глаза. Однако, тут есть одна проблема — около корабля-матки дежурит эскадрилья истребителей. Встречи с ними избежать тяжело, если только не подойти с противоположной стороны.

Еще подсказка — не обязательно брать на разведку весь флот. Часть можно оставить, взяв лишь самые быстрые корабли плюс разведчика.

Как только вы обнаружили корабль… Упс! Он совершил гиперпространственный прыжок. К счастью, вы перехватили сообщение и засекли его координаты. Ну что же, придется снова красться вдоль стенки. Учтите — в центре карты, дежурит вражеский эсминец. Временами он болтается туда-сюда. Не напоритесь на него. Упс! Корабль снова прыгнул! И снова! Упс!

Ситуация такова: вам надо перехватить его в одной из прыжковых точек. Их три, и они циклически повторяются. Лучше всего это делать на третьей точке, она по счастливой случайности расположена очень близко к его первоначальному положению. Как понятно из задания, перехватить его надо именно разведчиком. Летайте осторожно, матка вооружена очень мощными пушками.

Как только данные собраны, а матка собралась в очередной полет, защитите ваш разведчик от истребителей, затем снова взлетайте в “верхние слои атмосферы” и ждите, когда корабль прибудет в эту же точку снова. Затем уже можно уничтожать его. Сначала атакуйте эсминцем, затем выдвигайте робингудов и остальных.

8. В сердце тьмы

А вот и последняя миссия. Вы почти уничтожили алузианцев, правда, они оказались сильнее, чем вы думали. Ну да ладно, справимся и с этими.

С этой миссии вы покажете, чему научились в предыдущих (у вас уже должно быть разработано практически все дерево технологий!). Все три пути ведут в очень сложные места, так что отстройте действительно хороший флот, прежде, чем лезть туда. Я дам пару советов. Неплохая идея — иметь свой собственный атакующий корабль-матку. Зачем? Чтобы кушать астероиды, конечно! Возьмите с собой истребителей, штуки три эсминца, пару кораблей ремонта и шахтеров, естественно.

Если вы пойдете в правый нижний угол, к вам придут крупные “рыбы”. Попытайтесь захватить их кораблем спецназа — тоже неплохое решение. Можно пытаться захватывать и тяжелые истребители. Вообще, захватывайте как можно больше кораблей, в любом случае, потом их можно будет разобрать на металлолом.

Одним словом, отстраивайтесь, расстреливайте врагов, захватывайте и, по желанию, разбирайте. Похоже, что только в этом случае у вас есть шансы победить.

И напоследок не удержусь — почаще сохраняйтесь.

Кампания алузианцев

1. Исход

Пошлите свои корабли на подозрительный шум. Инопланетные корабли довольно опасны, но легко выносятся. Если вы быстро и агрессивно атакуете их, проблем быть не должно.

Как только завершено первое задание, идите на другой шум, в этот раз у вас будет резерв. Вы встретите гораздо больше кораблей, поэтому лучше всего будет разделить свои силы на небольшие группы по пять штук, чтобы выносить сразу нескольких инопланетян.

Последние из них будут системы Бипод (Bipod), они похожи на обычные Поды (Pod) с приделанными по бокам зелеными…э-э, штуковинами. Биподы не сильно страшнее, чем эти глазастые зеленые колобки, так что, не волнуйтесь понапрасну.

2. Наблюдая за бурей

Постройте базу прямо около вашей “мышки” и пошлите ее к только-только открытому астероиду. Как только будет построена база, появятся три отряда инопланетян. Уничтожьте тех, кто находится ближе всего к грузовому кораблю — других вы сможете уничтожить по мере подхода.

Прямо под вашей базой находится еще один астероид с рудой. Инопланетяне, к слову, не представят особой угрозы для ваших шахт, потому что их оружие неэффективно против больших объектов. Против вражеских истребителей лучше всего использовать легкие истребители. Средними лучше всего убивать астероидные корабли.

На этой карте вам понадобится уничтожить всех инопланетян. Можно выманить их к себе, используя игровую механику — триггер. Это может пройти хорошо или не очень, в зависимости от того, какого размера у вас флот. Как только вы уничтожите вражеские врата, все их истребители бросят все дела и начнут наседать на вас. Можно вынести портал очень быстро, проскочив сквозь вражеские истребители и прорвавшись к низу карты. Всего несколько выстрелов — и врата уничтожены, после этого можно приниматься уже за истребители, не опасаясь новых волн. Помните, чем больше вы ждете, тем больше подкрепления получат инопланетяне.

3. Лекарство от чумы

Сектор Дай (очень правильное название) буквально кишит инопланетянами. Вот, почему вам надо быть особенно осторожными, отправляя невооруженные корабли по своим космическим делам. Однако важно выяснить, где расположены астероидные корабли инопланетян.

Всего на карте четыре шахты, используйте свои разведчики, чтобы выяснить их расположение. При этом разведчики будут выполнять еще одну хорошую работу — отвлекать истребители врага от ваших главных баз.

На этой карте у вас появится возможность исследовать “невидимость”. Использовать это преимущество можно с большой пользой, если подкрадываться ближе к кораблям врага. Однако, астероидные корабли — это не единственное, чего стоит опасаться на этой карте. Здесь вы впервые столкнетесь с Кту-Под — большим эсминцем инопланетян, похожим на голову зеленого крокодила, наевшегося радиоактивных материалов. Против него лучше использовать “Робингудов”. Не подпускайте это чудище близко к вашим базам, перехватывайте на подходе.

Чтобы завершить карту, уничтожьте все корабли чужих и следуйте инструкциям.

4. Путь богов

Довольно тяжелая миссия, я бы даже сказал, неоправданно тяжелая. Здесь вам, прежде всего, понадобится скрытность. Много скрытности. Главное на этой карте — избегать врага, не привлекать его внимания к себе. Это проще сказать, чем сделать.

Ваш лучший друг на этой карте — это вынутый ключ зажигания корабля и погашенные фары (powerdown). Также вам понадобится думать трехмерно и правильно использовать трехмерную карту: избегать летящих в вашем направлении истребителей можно, пролетев выше или ниже их. Ну, и выключив фары, естественно.

Ваша первая задача — найти базу Алдар. Пошлите туда свои корабли, будьте готовы к небольшой атаке Кийлек. Уничтожить атакующих вполне реально, но помните — не надо привлекать большого к себе внимания.

Ваш флот пойдет дальше с этой карты. Именно поэтому важно также получать как можно меньшие повреждения в бою.

Как только вы просканируете артефакт, появится самый ценный корабль в этой миссии — истребитель Алдар. Он быстр, может делать гиперпространственные прыжки, может становиться невидимым, а уж его огневой мощи можно только позавидовать. В трудных ситуациях вам очень часто может пригодиться гиперпрыжок или невидимость.

Прежде, чем выдвигаться к вратам, возможно, лучше всего послать разведчика — отсканировать астероидные корабли. Очень важно избегать их, ибо они будут изрыгать истребители, если вы подойдете слишком близко. Ближайший к вам астероидный корабль находится на маленьком астероиде на карте слева в центре.

Аккуратно прокладывайте свой путь, избегая этих “пчелиных гнезд”, будьте терпеливы, осторожны и вообще, ведите себя тише воды, ниже травы. Старайтесь летать высоко, поскольку инопланетные корабли склонны бороздить центральные или нижние пространства. Не разбазаривайте свои корабли, держите их вместе.

Возможно, лучше всего будет лететь зигзагом, начиная с правой стороны и налево. На каждом углу вас будет поджидать Кту-Под с кораблями-триподами. Избегайте их, но, если вас, все же, заметили, то помните — их можно легко перестрелять истребителем Алдар. Можно просто попытаться сбежать — скоростными их не назовешь.

На последнем углу будет сложнее всего — очень высока вероятность, что вас, все же, засекут. Если вас засек Кту-Под, просто бегите к цели, возможно, он не догонит.

Наконец, в самом конце карты вас будут ждать несколько кораблей, охраняющих портал. Лучше всего справиться с ними, используя ваш одинокий истребитель Алдар и его суперспособности. Остальных тщательно запрячьте.

Вот несколько советов по построениям:

Несколько маленьких групп действуют более эффективно, бегая вокруг врага, чем это делала бы большая куча.

Если вам надо создать быструю и эффективную разведочную группу, сгруппируйте истребитель Алдар и пять истребителей типа “Справедливость” (Justice) или гибридных перехватчиков. Они будут летать быстро и сравнительно больно кусаться в случае огневого столкновения.

Чтобы выяснить расположение вражеских кораблей, можно использовать разведчик. У него есть заметный плюс — его радар работает на большем расстоянии, чем радары остальных кораблей. Сгруппируйте разведчик и немного вооруженных кораблей, и вы сами заметите, насколько легче стало ориентироваться в темном и пустом космосе.

Два грузовых корабля должны быть в одной группе — они самые медленные из всех кораблей, что у вас есть. Вы можете придать им для охраны пару истребителей, можете просто забить на них. Но учтите, что в следующей миссии эти два корабля окажут вам огромную помощь. Разведчик, да два этих грузовика — вот самые полезные юниты, которых только можно придумать, для следующей миссии.

Внимательно присмотритесь к гибридным кораблям, которые у вас будут. У них приличная скорость, а вот оружие подкачало. С другой стороны, гибридный “Дуэлянт” имеет довольно мощное вооружение.

Чтобы сравнительно легко преодолеть эту карту, нужно знать, по каким неведомым дорогам двигаются ваши враги, надо знать их радарное расстояние, следует уметь определять неизвестные корабли по их скорости. Но главное тут — святое бесконечное ангельское терпение.

5. Сбор путей

На этой карте главное — построить эсминцы быстро и эффективно.

Вам прямо этого не скажут, но в секторе присутствуют малусы, и они далеко опережают вас в техническом плане.

Пытаться сразу выполнить первое задание — не лучшая идея. Если малусы торжественно проводят вас к вашей базе, пиши пропало. Поэтому, повторяю опять — скрытность очень и очень важна. Пусть они вас не заметят.

Когда появятся малусы, вынеси их, но защити истребитель Алдар. Он очень уязвим к ракетам. Если вы хотите быстро выяснить расположение астероидов, вот подсказка:

Сохранитесь прямо в начале миссии, прежде, чем вы начнете что-то делать. Затем убедитесь, что все ваши люди сгрудились в стеке пилотов. Быстро разберите на запчасти большую часть ваших кораблей, которые вы взяли с собой из предыдущей миссии (кроме разведчика) и постройте флот разведчиков.

Дайте абсолютно всем разведчикам указания заниматься автосканированием астероидов. В короткое время вы просканируете очень большую часть карты, узнаете, где находятся ресурсы и поймете, где находятся враги.

Теперь можно загрузиться, пошлите разведчика к найденным астероидам и постройте лишь две базы ресурсов. Пошлите их на эти астероиды, пошлите в ближайшую шахту ваши грузовички. Разберите на запчасти (retire) все ваши мелкие истребители. Убедитесь, что все ваши грузовики работают на ближайшую шахту, чтобы добывать ресурсы как можно быстрее.

Как только ресурсы пойдут на конвейер, переведите всех людей своих в науку и ройте носом землю, чтобы получить космический док и эсминец.

Когда вы получите док, можно послать разведчика просканировать астероид ресурсов, который вы нашли около одного из врат алдар, там, где нет малусов. Если вы решите начать постройку космического дока или другой базы ресурсов, не забудьте вернуть людей из науки в пилотов.

Пока вы добываетесь и исследуетесь, смотрите востро в сторону малусов. Если в вашу сторону идет серая точка, попытайтесь избежать встречи с ней, или, по крайней мере, отгоните ее от вашей базы. Пусть она останется незамеченной врагом как можно дольше — это даст вам время для постройки эсминцев. Когда вы получили три эсминца, можно начать охоту за малусами. Лучше всего иметь при себе еще и небольшую эскадрилью истребителей — они могут быть очень полезны в преследовании убегающего врага.

Как только вы заимели еще и вооруженный корабль-матку, можно чуть-чуть расслабиться и, как говорит Windows ™, “откинуться на спинку”.

Если вы не будете разбазаривать ресурсы, к следующей битве сможете накопить шесть эсминцев. Можно еще построить корабль спецназа и захватить матку малусов. Но это будет трудненько.

Что же, теперь вы готовы для следующей карты. Вы-то готовы, а я — нет.

6. Неприятности дома

Это ваша последняя “добывающая” миссия, она же — самая сложная. С мелким флотом там просто нечего ловить — уже с первых минут на вас пойдут первые волны биподов, триподов и, что самое неприятное, несколько эсминцев Кту-Под. Еще один неприятный момент — около вас будет очень мало шахт. Фактически, одна, чуть правее базы. Еще две находятся в центре карты — если вы не отобьете их с самого начала, то ими завладеет враг. Он находится вверху карты левее центра. Время от времени к нему прилетают подкрепления в виде зеленых инопланетян — они непрерывно будут долбать вас.

Вот и все. Постарайтесь выстоять. Как можно быстрее уничтожьте малусов, потому что, чем дольше вы будете тянуть, тем больше подкрепления к ним прилетит. Но не раньше, чем разберетесь с Кту-Подами. Когда вы уничтожите всех, у вас появится в логе задание — “уничтожить остальных”. Каких остальных? Ой! На вас летит еще куча Кту-Подов и разной мелочи. К счастью, с первым уничтоженным Кту-Подом миссия завершится.

Удачи. И постарайтесь не потерять слишком много кораблей — они пригодятся вам для последней, решающей битвы.

7. Махина нуклеус

Последняя миссия в игре. Карта своеобразна. В центре находится “курская аномалия”, вокруг нее астероиды нарезают круги по-шумахерски. Чуть подальше есть более спокойный пояс астероидов, правда, в отдельных астероидах сидят подлые и довольно опасные инопланетные корабли — спавны (Spawn). На краю карты стоят неподвижно очень крупные экземпляры, а еще дальше крутятся с неприличной скоростью совсем уж крупные каменюки и среди них — совсем маленький шарик. Бог мой, да это же Алузия!

Похожий шарик крутится вокруг аномалии чуть дальше второго пояса астероидов. Это — комета, столкновение с ней крайне нежелательно.

Можете попытаться отстроиться (шахты на карте есть, хоть и не очень много). Можно сразу ринуться в бой, отстреливая спавнов и не забывая ремонтировать свои корабли.

Теперь о том, как же уничтожить этот чертов портал. Просто посетите оба алдарских артефакта (слева и сверху от портала), уничтожьте их. Возможен глюк игры, когда они становятся дружелюбными, и уничтожить их невозможно. Вылечить можно, только загрузив игру до того момента, как вы их нашли. После этого вверху справа карты появляется огромный корабль алдар. Уничтожьте его, и портал взорвется.

А это значит, что вы победили.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь