Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад
Во что играли 5 лет назад
Syberia 2
Дата выхода : 2004
Жанр : Холодный квест
Издатель/разработчик : 1C/Microids
Слякотной весной 2004 года заводной поезд Бенуа Сокаля наконец достиг конечной станции. Syberia 2 , продолжение самого красивого, печального и необычного квеста 2000-х, показала нам финальные титры и дала команду опускать занавес.
Кейт Уокер, в прошлом — успешная американская юристка, покинула пределы несуществующей Европы и начала путь через придуманную Россию в поисках острова Сибирии, где якобы еще живут мамонты. Каждая станция на этой дороге — самодостаточный мирок, обитатели которого, может быть, и слышали, что где-то есть другая жизнь, но россказням этим не верят. И везде — хоть в огромном университете из первой « Сибири », хоть в крошечном Романсбурге, куда героиня попадает в начале сиквела, — чувствуется сладковатый аромат тлена. Небывалый мир, где плакаты, рекламирующие «Трехгорное пиво», соседствуют с механическими роботами, умирает. Как умирает сумасшедший мастер Ганс Форальберг, из-за которого Кейт и отправилась в свое путешествие.
В этом, если немного прищуриться, можно разглядеть печальное предсказание. Ведь « Сибирь 2 » — это в каком-то смысле прощание с жанром, один из последних относительно успешных квестов. Да и сам гениальный бельгиец никогда больше не поднимется до таких высот. Но тогда, в 2004 году, никто об этом не думал. Все просто играли.
Во что играли 10 лет назад
Sid Meier’s Alpha Centauri
Дата выхода: 1999
Жанр: Новая стратегия на старый лад
Издатель/разработчик: Electronic Arts/Firaxis
«Мы клянемся сделать все, чтобы не повторить кошмарную судьбу Земли» — так заканчивается устав Приемных дочерей Гайи, одной из семи фракций Alpha Centauri , осваивающих планету Хирон. Тем обиднее видеть, что самая недооцененная игра Сида Мейера доказывает: от проклятия быть человеком не убежишь в соседнюю звездную систему.
Alpha Centauri — это Civilization , забывшая о фокус-группах и маркетинге. Играть в нее сложнее уже потому, что здесь нет готовой системы координат. Все знают, что такое алфавит и чего можно достичь, если его придумаешь, но в Alpha Centauri наука ушла далеко вперед, поэтому приходится внимательно вчитываться в описания технологий, запоминать, привыкать… Единственная точка отсчета в этой Вселенной — человек и его амбиции. Они как раз остались неизменными. Наиболее показателен в этом смысле лидер местных капиталистов, африканец Нуабудике Морган. Оказавшись на незнакомой планете, на расстоянии многих световых лет от дома, он пишет монументальный труд «Этика жадности», выдержки из которого нам иногда зачитывает игра.
Возможно, именно поэтому у Civilization вышло уже три продолжения, а Alpha Centauri так и не дождалась сиквела (аддон Alien Crossfire не в счет), хоть и собрала превосходную прессу. Не всем по вкусу, что человек и в космосе остается человеком.
Во что играли 15 лет назад
System Shock
Дата выхода: 1994
Жанр: Космический киберпанк
Издатель/разработчик: Origin Systems/Looking Glass Studios
И через много лет влияние System Shock по-прежнему ощущается в самых разных играх, от Half-Life до S.T.A.L.K.E.R. А тогда, в 1994-м, у него и вовсе не было конкурентов. Какой еще экшен от первого лица мог предложить игроку такие же огромные уровни, такую же свободу, а главное — настолько же необычного и интересного противника?
SHODAN, искусственный интеллект, захвативший космическую станцию «Цитадель», на которой происходит действие игры, это не просто босс, которого в финале надо будет начинить свинцом. SHODAN постоянно напоминает о себе, донимает главного героя электронными письмами, запугивает его… даже насмехается над ним. Что бы вы ни делали, SHODAN всегда будет на шаг впереди, так что ближе к концу начинает казаться, будто уничтожить ее невозможно в принципе. Ни один злодей ни до ни после не вызывал еще такой смеси страха и восхищения.
Увы, коммерческого успеха System Shock не снискал: всего было продано около 170 тыс. копий. Несмотря на это, через 5 лет на свет появился сиквел, еще через восемь — неофициальный ремейк ( BioShock )… но это уже совсем другая история.
Во что играли 20 лет назад
Populous
Дата выхода: 1989
Жанр: Бытие 1:6
Издатель/разработчик: Electronic Arts/Bullfrog
В каком-то смысле игрок — бог в любой игре. Он всегда немного сильнее, быстрее и умнее компьютерного соперника. В конце концов, есть читы. Но именно в Populous божественность игрока впервые стала буквальной.
О зеленые берега бьется синее пиксельное море. Неподалеку, на холмах, стоит несколько домишек. Их жители заняты повседневными делами. Вдруг из-под земли вырываются потоки магмы, уничтожающие все на своем пути. Это враждебное вам божество в очередной раз показывает норов. Такое в Populous происходит постоянно. Вы то и дело обмениваетесь с врагом стратегическими волшебными ударами, рушите дома его приверженцев, лишаете противника источника драгоценной маны. Он, естественно, делает то же самое. В конце партии один угол карты превратится в пепелище, а на другом будут праздновать победу.
Через много лет Питер Молиньё уже во главе другой компании сделает нечто похожее и назовет новую игру Black & White. Заклинания в ней можно будет творить росчерками мышиного курсора, а помогать герою станет корова-переросток. Но в душе это будет все тот же Populous.