Elemental: War of Magic
Американцы из Stardock Entertainment — последний оплот нравственности в игровой индустрии и, по совместительству, последняя же надежда всех серьезных стратегов планеты. Им говорят, что надо защищать свои игры от пиратов, а они публично объявляют об отмене интернет-регистрации своих продуктов. Им говорят, что надо заниматься мультиплатформенными проектами, а они скромно указывают на внушительные продажи Galactic Civilizations и Sins of a Solar Empire. Им, наконец, указывают на то, что комплексные PC-стратегии никому сегодня не нужны, а они анонсируют Elemental: War of Magic.
Новая игра Stardock построена по гоголевскому принципу «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча». Тут развитие городов из Civilization приставлено к волшебству Master of Magic , все это заправлено масштабом Total War и стилизовано под средневековые гравюры. Играя в 4X-стратегии, мы привыкли тратить ресурсы на науку, инфраструктуру (заводы, дороги и т.д.) и строительство армии. Stardock предлагают вложиться в четвертое направление — волшебство. Вселенная Elemental живет магией, без колдовской энергии тут не построить даже самый захудалый поселок и не собрать простейшую армию. А для победы понадобятся громадные мегаполисы и орды воинов. Так что приготовьтесь ежеминутно выдирать из метафорической бороды седые волосы и регулярно произносить что-нибудь вроде «крекс-пекс-фекс!».
Волшебник Изумрудного города
Однако War of Magic — это вовсе не миловидная сказка на ночь. Это мрачный, выжженный войной мир. Он почти полностью состоит из пепельных пустынь, в которых ютятся выжившие людишки и «падшие». Люди тут символизируют европейское начало — рационализм, технологичность и мощную экономику. Кроме того, они вроде бы добрые. Условно злые «падшие» действуют нелогично, боготворят магию и поклоняются насилию. Помимо них по медвежьим углам ютятся редкие волшебные твари вроде драконов. Но в основном Elemental — игра про войну одних людей с другими. В самом начале мы выбираем одну из двух рас, но ничто не мешает создать свой собственный народец — предусмотрен соответствующий редактор а-ля Master of Orion (имеется также отдельный, похожий на лабораторию существ из Spore редактор предметов, войск и заклинаний).
Определившись с расовой принадлежностью, вы обнаружите себя посреди пустыни с героем, полным запасов маны. Это — наше альтер эго. Если его убьют — игра окончена. Если неправильно истратить магические запасы — игра окончена. Если вы пойдете уговаривать дракона присоединиться к вашей армии, а он разозлится — игра окончена. В Elemental придется очень постараться, чтобы остаться в живых.
Первым делом нужно решить, сколько городов нам требуется, — основание каждого нового поселения требует значительных запасов маны. Можно построить десяток сел за первые двадцать ходов и пол-игры просидеть в подполье, восстанавливая подорванные силы. Можно потратить энергию на развитие военачальников, создав пару титанов со свитой, или, наоборот, выбрать десяток простейших отрядов. Можно, наконец, заняться персональным развитием, тогда в бой придется ходить самому, поливая врагов чудовищным громом и молнией. Для найма особо страшных монстров необходимо поговорить с ними лично, поэтому слабый король, ставящий на экономику и хоронящийся в столице, никогда не увидит в своих рядах дракона. С другой стороны, развитая экономика послужит страховкой на случай военной неудачи — улучшенные казармы тут же изрыгнут тысячи новых солдат, а караван с ресурсами смягчит гнев соседского владыки.
Пересвет и Челубей
Кстати, о караванах — их можно грабить. Даже нужно — осадив город и перекрыв подвоз ресурсов, вы больно щелкнете по носу противника. Дело в том, что города на стратегической карте занимают не одну клетку (как, например, в Civilization), а несколько — вы вольны добавлять к центру столько позиций, сколько нужно. Надо лишь не забывать о главной клетке-крепости, сдав которую игрок потеряет все. И тут вот какая штука — вытянув поселение вдоль побережья, можно получить ощутимый бонус к ресурсам, но проиграть в обороноспособности. Окружив крепость тройным кольцом клеток — доставить массу хлопот противнику, но потерять в экономической эффективности. Решать вам.
От вас же зависит, каким путем вы пойдете к победе — военным, дипломатическим, магическим или квестовым. С военным все понятно: дипломату потребуется создать альянс (как в Galactic Civilizations), маг обязан добыть мощное заклинание (что-то вроде космической программы в Civilization), а любитель приключений — выполнить многоступенчатый квест. Воевать придется в любом случае, много и со вкусом.
Боевые действия проходят на отдельной тактической карте и несколько похожи на битвы серии Total War, с той лишь разницей, что тут кромешное фэнтези и рядом с обычными войсками сражаются сами герои. Если вы вложили в их развитие достаточное количество магии, то они смогут сами творить заклинания, отдавая часть полученного опыта в королевскую казну. Пригодятся на поле боя и пресловутые драконы — одна такая тварь жрет врагов тысячами, армия с тройкой драконов практически непобедима. Практически — потому что вам предоставлен широчайший выбор заклинаний, каждое из которых может повернуть ход даже самого безнадежного боя. Не стоит забывать и о дипломатии — соседский король скормит родную мать гоблинам в обмен на рецепт мощного заклинания.
Нам с вами ради игры в War of Magic никого, к счастью, продавать не придется — Elemental милостива к устаревшим конфигурациям. Игру получится запустить даже на машине, которая еще помнит первую Galactic Civilizations. Но это вовсе не значит, что обладатели топовых видеокарт останутся без бонусов. Кроме очевидных спецэффектов, значительно увеличится число отображаемых на поле боя юнитов (тут Stardock хочет прищемить хвост Total War, устроив битвы с участием многих тысяч воинов). Впрочем, никто не заставляет вас командовать армиями — имеется функция автоподсчета итогов схватки, как все в той же Galactic Civilizations. Она же, вероятно, будет применяться и в случае морских баталий — в Stardock еще не решили, хотят ли они загружать игрока тактическими битвами на море. В любом случае каждая новая партия обещает быть уникальной — к заранее прорисованным картам авторы добавят генератор случайных ландшафтов.
* * *
Elemental не содержит ни одной возможности, которая не была бы доступна, скажем, десять лет назад (за исключением тысяч юнитов в кадре). При этом сегодня такие анонсы рассматриваются как революционные. В XXI веке глобальной стратегии пристало или разыгрывать на мониторе учебник истории, или выводить туда же бескрайний космос. Серьезной 4X-игры про магию этот мир не видел со времен Age of Wonders. Stardock уверенно шагают против ветра, их хочется уважать за одно только настойчивое желание пойти наперекор всем мыслимым и немыслимым тенденциям.
Однако, к счастью, уважать Elemental получится явно не только за ее бунтарский дух. War of Magic делается людьми, которые придумали Galactic Civilizations, заставили Криса Тейлора прикрутить к Demigod полноценный сюжет и издали Sins of a Solar Empire, одну из лучших стратегий 2008 года по версии журнала «Игромания». В общем, на них вся надежда.
Будем ждать? Первая за долгое время серьезная стратегия, целиком завязанная на магии. От авторов Galactic Civilizations.
Процент готовности: 50%