Rise of the Argonauts
С Rise of the Argonauts приключилась грустная и до боли знакомая история. На выставках и презентациях разработчики, взобравшись на метафорический броневик, провозглашали локальную жанровую революцию. Они обещали RPG, в которой во главу угла будет поставлена зрелищность и наглядность. Эта игра должна была стать чуть ли не полноценным интерактивным аналогом кинофильма «300 спартанцев», в котором суровые греческие мужчины с голым торсом (в основе игры лежит миф о Ясоне, аргонавтах и золотом руне) на ваших глазах зверски убивают и калечат тысячи культистов и сказочных чудовищ. Так вот, спешим сообщить: суровые греческие мужчины в игре действительно есть. А вот со всем остальным как-то не задалось.
Таких не берут в аргонавты
Liquid Entertainment (между прочим, ветераны индустрии: за десять лет существования успели сделать несколько хороших игр вроде Battle Realms и The Lord of the Rings: War of the Ring ) поставили перед собой в высшей степени благородные цели, но, кажется, так и не придумали, как реализовать их должным образом. Для начала давайте разберемся, что же нам все-таки наобещали. Помимо уже упомянутой зрелищности и жестокости, Rise of the Argonauts должна была стать самой наглядной ролевой игрой со времен Ultima 9. Много слов было сказано о том, что современному игроку вовсе не обязательно копаться в характеристиках, распределять навыки, прокачивать атрибуты, возиться с инвентарем и смотреть на взлетающие в воздух цифры во время сражений. Предполагалось, что вся полезная информация будет считываться прямо с экрана, а не из многочисленных менюшек, табличек и разноцветных столбиков. Если уж рубанули противника по ноге, то он должен немедленно захромать, по руке — выронить щит, а проткнутый насквозь враг — отправиться на посиделки к Аиду. Взятие очередного уровня предлагалось оформить в виде наращивания мышечной массы героя. Все должно было быть понятным на уровне бытовой логики.
На первый взгляд так оно и есть: никаких табличек с атрибутами и полосок здоровья (исключение — главный герой, но простим геймдизайнерам эту слабость) на экране нет. Первый же бой с шайкой головорезов выглядит многообещающе. Враги активно маневрируют, щиты от ваших ударов разваливаются прямо у них в руках, противники хватаются за раненые конечности и всем видом дают понять, что им очень больно. Ясон при этом красиво двигается, беззастенчиво позируя перед камерой.
Но уже через десять минут становится ясно — нас надули. Щиты выдерживают строго определенное количество ударов, после чего разлетаются в труху. Враги после пары удачных выпадов всегда начинают хромать, ненавязчиво намекая, что пора отрубить им голову и избавить от страданий. То есть все пресловутые цифры и полосочки на самом деле есть; их не показывают, но обнаружить и просчитать их не составляет труда — какая уж тут наглядность. В итоге вместо серьезной боевой системы получился примитивный слэшер, где доступны всего два вида ударов (быстрый или мощный), бесполезный таран щитом и по одному спецприему для каждого из трех видов оружия (меч, булава, копье). Не предвидится даже таких обязательных вроде бы вещей, как новые комбо и фаталити. Разработчики попытались оправдать это безобразие за счет куцей тактики: например, врагов, вооруженных мечами, навязчиво предлагают атаковать издалека с помощью копья, а против щита якобы лучше всего работает булава. Но поверьте, любого врага можно с комфортом достать любым видом оружия и ничего вам за это не будет.
Та же печальная участь постигла и ролевую систему. Инвентарь, например, упразднили: немногочисленное оружие и броня складируются на корабле «Арго», но возвращаться к старой экипировке не придется — найденные вещи всегда лучше прежних. А вот со скиллами могло получиться интересно. Ясону в его походе покровительствуют четыре божества: Арес, Гермес, Аполлон и Афина. Каждого из них можно ублажать праведными поступками — выбирать нужные фразы в диалогах и совершать в честь богов подвиги (убить сотню монстров, прогнать злодея из деревни и т.п.). Взамен растроганные боги позволят выучить какое-нибудь умение из своего арсенала. В основном это пассивные навыки: увеличение здоровья, усиление оружия или возможность ввести противника в ступор эффектным блоком. Активных умений мало (по четыре штуки на бога), да и пользы от них немного. Приятно, конечно, открыть посреди боя портал, засасывающий полудохлых врагов прямо в Тартар, но какой от этого толк, если быстрее будет проткнуть всех копьем? Условно полезны лишь умения Аполлона, направленные на лечение и усиление Ясона и его спутников.
Арго-кто?
Изучать мифы Древней Греции по Rise of the Argonauts не стоит. Оригинальная история куда запутаннее, в ней есть масса тонкостей, которые не попали в сценарий игры, — они просто были бы там лишними. Вот как все было «на самом деле».
Все началось с того, что Эсона, царя Иолка, сверг с престола его сводный брат Пелий. Он убил всех ближайших родственников Эсона, но самого бывшего правителя пощадил. Ясон, сын Эсона, тоже должен был быть убит, но его укрыли на горе Пелион, у кентавра Хирона. Когда Ясону исполнилось 20 лет, он по указанию оракула отправился в Иолк. Он собирался заставить Пелия вернуть власть своему отцу. Тот согласился, но при условии, что Ясон доставит в Иолк золотое руно. В глубине души Пелий, конечно же, надеялся, что племянник сгинет.
Для похода были собраны герои со всей Греции и построен корабль «Арго». Пройдя сквозь череду приключений, они добрались до Колхиды, где их встретил царь Ээт. Он согласился отдать руно, если Ясон запряжет в плуг огнедышащих быков, вспашет поле, засеет его драконьими зубами и победит то, что из них вырастет. На помощь герою пришли боги, заставив Медею, дочь Ээта, влюбиться в Ясона. Она дала ему огнеупорную мазь, спасшую от огненного дыхания быков, затем подсказала, как одолеть армию, выросшую из посеянных драконьих зубов. Несмотря на все выполненные условия, Ээт не захотел отдавать руно. Тогда Медея сварила зелье, с помощью которого Ясон усыпил дракона и забрал золотую баранью шкуру. Аргонавты отправились назад в Иолк. По пути Медея убила своего брата Апсирта и разбросала части его тела по морю. Ээт, сраженный горем, прекратил погоню, чтобы собрать останки и похоронить сына.
По возвращению в Иолк выяснилось, что Пелий убил отца Ясона и власть отдавать не желает. На помощь снова пришла Медея. Она поведала дочерям Пелия, что может вернуть их отцу молодость, разрубив его на части и сварив в котле с целебными травами. Наивные девушки собственноручно проделали первую часть ритуала, но Медея не стала проводить вторую. Пелий был мертв.
За содеянное преступление Ясон и Медея были высланы из Иолка и поселились в Коринфе. Ясон со временем решил жениться на дочери правителя Коринфа, Главке. Медея была в ярости. На свадьбу она преподнесла невесте проклятое платье, и та, надев его, сгорела. Медея же спаслась на колеснице, присланной ее дедушкой, богом Солнца Гелиосом. Ясон после этого покончил жизнь самоубийством.
Это не Спарта!
Обещанного прорыва не случилось: структурно Rise of the Argonauts — это самая обычная ролевая игра, к которой ржавыми гвоздями приколотили подобие слэшера. Притом собственно сражения занимают не так уж много времени — большую часть игры нам предстоит заниматься тем же, чем и в любой другой RPG: слоняться по локациям, вести изнурительные беседы и работать на побегушках у сомнительных личностей.
На всякий случай напоминаем завязку. Ясон, правитель Иолка, вовсю готовился к свадьбе с прекрасной Альсем, но в праздничный день во дворец заявился наемный убийца, отправил красавицу на тот свет, а царя от смерти спас верный подданный, мужественно подставивший под предназначенную Ясону стрелу свой кадык. Смерть невесты монарха не смутила: он оперативно проконсультировался с богами и дядей Пелием, после чего отправился на поиски золотого руна, которое, по слухам, может вернуть Альсем к жизни.
В поисках легендарной бараньей шкуры Ясону будут помогать практически все суперзвезды древнегреческих мифов, включая Геракла, Ахилла, сатира Пана, Аталанту и Медею. Взаимоотношения с напарниками очень похожи на урезанную версию Mass Effect или, если угодно, Knights of the Old Republic. Роль перевалочного пункта в этот раз играет корабль «Арго». Бродя по его немногочисленным каютам и разговаривая с аргонавтами, можно узнать их мнение по поводу сложившейся ситуации, стать свидетелем каких-то мини-сценок, но побочных сюжетных линий и дополнительных квестов не ждите. Аргонавты нужны лишь для того, чтобы появляться в сюжетных роликах и играть роль малозаметной массовки в битвах (на задания берутся максимум два напарника): вроде бы они кого-то там убивают на заднем плане, но этого решительно не замечаешь.
История развивается линейно. Изредка вам позволяют выбрать, в какой последовательности проходить задания, но не более того. Несмотря на это, сюжет — самая сильная сторона игры. Начинается все довольно вяло, но чем дальше, тем интересней становится: древнегреческие мифы оказались крайне удачной основой для ролевой игры. Здесь есть место интриге, семейным дрязгам и предательству, а в нужный момент на сцене появляются боги и тоже по мере сил пытаются нас развлечь. Форму подачи выбрали соответствующую: диалоги такие же пафосные, как и в кинофильме «300 спартанцев».
Впрочем, и здесь разработчики умудрились напортачить. Между двумя сюжетными событиями вас ждут километры скучных уровней, каждый из которых — коридор с парой ответвлений. Причем коридор этот обычно настолько узкий, что Ясон в него протискивается чуть ли не бочком. Нас как будто боятся выпустить на свободу, ведут за ручку от одной крохотной площади с парочкой истуканов к другой. Пустой беготни и разговоров здесь вообще очень много. В самой первой локации нам надо проделать путь от дворца до верфи с «Арго» и обратно три раза, причем во время пятиминутных забегов не будет происходить вообще ничего. Только пятки Ясона сверкают в камеру. Это — ключевой промах: вместо того, чтобы сделать кровавый и динамичный боевик, разработчики без всяких причин растягивают игру занудными поручениями и десятиминутными моционами по пустым локациям.
Глядя на население Иолка, насчитывающее от силы двадцать человек, хочется плакать: жители стоят на одном месте и предлагают квесты вида « а передай моему сынишке, добрый царь, что со мной все в порядке и я скоро его навещу ». Безусловно, важное и достойное занятие для королевской особы. Мы уж не говорим о том, что при нестыдной технологии (Unreal Engine 3 пока еще не исчерпал свой ресурс — см. Gears of War 2 и Mirror’s Edge ) игра порой умудряется безобразно выглядеть: чего только стоит лицевая анимация — героев как будто поразил инсульт, парализовавший лицевую мускулатуру, персонажи могут только моргать и монотонно шевелить губами.
Самое обидное — у игры периодически случаются минуты просветления. Например, боссы. К каждому из них, как в каком-нибудь God of War , нужен особый подход, а добивает их Ясон предельно жестоко: огромному кентавру царь Иолка сначала втыкает копье в бок, затем дробит руку палицей (при этом еще умудряется читать несчастному нравоучения), запрыгивает на спину и в конце концов отрезает голову. На экране в этот момент, естественно, литры крови и чуть ли не внутренности крупным планом. Примерно то же самое, только в меньших масштабах, творится и в сражениях с обычными противниками: Ясон то и дело застывает в рапиде, корчит страшные рожи, разрубает противников пополам, вскрывает им черепа булавой и протыкает горло копьем. Но стоит очередной поножовщине закончиться, как игра принимается за старое: коридоры, коридоры, тоскливые побочные квесты и снова коридоры. А боссов вообще всего три штуки.
Мал золотник
В Rise of the Argonauts логично было бы сделать много внушительных и страшных боссов. Фантазии разработчиков, увы, хватило только на трех, да и из них удались только двое.
* * *
Liquid Entertainment прилежно скопировала концепцию у BioWare и попыталась добавить к ней пару свежих идей. Но на протяжении всего процесса разработки нас так настырно тыкали носом в боевую систему и расчлененку, что все наивно подумали, будто игра только из них и состоит. По-хорошему, так и нужно было сделать, но разработчики зачем-то решили утяжелить концепцию совершенно ненужными элементами: длинными диалогами и огромными пустыми уровнями. При этом толком не проработали ни боевую, ни ролевую составляющие. В итоге Rise of the Argonauts получилась одновременно занудной и поверхностной, с невыдержанным темпом и неверно расставленными акцентами. А в мире, где уже есть Mass Effect, God of War и Fallout 3 , подобное — непростительно.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — да
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 50%
Геймплей: 6
Графика: 6
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Вместо ожидаемого ролевого боевика Rise of the Argonauts изматывает нас марафонскими забегами по пустым локациям и затянутыми дополнительными квестами. Интересный сюжет и красивые бои на этом фоне просто теряются.
Рейтинг «Мании»: 6,0
«Выше среднего»