Burnout Paradise
[[BREAK]]
Так получилось, что наша сегодняшняя рецензия на Burnout Paradise совпала по времени с подведением игровых итогов 2008 года, куда ей уже никак не попасть — консольные версии, вышедшие почти год назад, мы в расчет не берем. А если бы это вдруг произошло, Paradise не только играючи размазала по стенке Race Driver GRID , нашу «Гонку-2008», но и наверняка отхватила пару-тройку громких наград, придуманных экспромтом специально для нее. Если вы в курсе, что такое Burnout , то без лишних объяснений поймете всю важность момента, которого мы ждали восемь лет (!), с момента выхода первой части. PC-игроки с надеждой облизывались на Burnout 3: Takedown , когда Electronic Arts перекупили студию Criterion Games у Acclaim Entertainment. Надежда была: прежние хозяева, в отличие от ЕА, регулярно обделяли PC вниманием. Но тогда Burnout так и не выбралась за пределы PS2, Xbox и PSP. Ожидание стоило того — сегодня мы получили самую лучшую и современную версию игры, минуя все промежуточные этапы. Burnout Paradise позволяет надолго забыть не только о ее устаревших предшественниках, но и обо всех остальных играх жанра вообще. А это уже хороший повод для небольшой переоценки ценностей.
День жестянщика
О том, чего можно ожидать от лучшей аркадной гонки на земле, мы уже успели рассказать в детальном превью в июльском номере «Игромании» за 2008 год. После этого нас так и подмывало опубликовать вместо рецензии штук двадцать скриншотов из игры, подписать их и выставить оценку. Последняя тоже не вызывала никаких сомнений еще с момента первого знакомства с консольной версией, которая превратила большую часть редакции в буйнопомешанных автогиков. При этом большинство из моих коллег в особой любви к автогонкам не замечены, запускают их лишь изредка, «по работе».
Если уж Burnout Paradise способна совратить тех, кому жанр не интересен в принципе, то что уж говорить о поклонниках, которым на PC все это время был доступен только финский сахарозаменитель под названием FlatOut. Вся прелесть Paradise не в том, что она больше, эффектнее и дороже всех. Первое, что чувствуется при знакомстве с игрой, — это порода. Criterion Games демонстрируют хороший вкус во всем, начиная от музыкального сопровождения (игра начинается под звуки ранних Guns N’ Roses, песня, конечно же, Paradise City), заканчивая дизайном и режиссурой. Игра вообще не страдает блокбастерным занудством в духе Need for Speed , она легка в общении и очень уютна. Новые машины тут выдают прямо на свалке, длинные заставки между гонками отсутствуют в принципе, а разобраться в тонкостях помогает местная знаменитость — диджей Атомика.
Пока мы с радостью первооткрывателей давим на газ и калечим свою первую машину, Атомика подмечает все наши промахи и едко комментирует их, попутно намекая на то, что нужно делать в этой ситуации. А между его репликами из динамиков будет мягко литься Depeche Mode с перепевкой классической Route 66 или ария из оперы «Кармен» Бизе — очень способствует усвоению материала. Атомика здесь вообще выступает главным информатором о жизни города — подсказывает, куда еще можно съездить прокатиться, удачно шутит и порой сообщает актуальную информацию о пробках.
Не битый, не крашеный
Хотя в Paradise City нет пешеходов, на дорогах всегда кипит жизнь, бал правит анархия. Мы уже привыкли, что автомобили в Burnout существуют лишь для того, чтобы увидеть их, разогнаться и тут же разбить — этот мини-спектакль вам не надоест смотреть до самого конца. Одни и те же машины гнутся, бьются и разваливаются каждый раз совершенно по-разному. А камера, в свою очередь, выхватывает самые эффектные моменты. Вот вы только что на скорости протаранили настырного соперника, после чего тот улетел в колонну припаркованных у обочины легковушек, расшвыряв их по дороге. В неожиданное препятствие врезается пара не успевших увернуться участников — и начинается: у одного с характерным скрежетом скручивает капот и стойки кузова, другой в это время делает сальто в воздухе, теряя колеса и двери.
От обреченных машин отлетают тучи мелкого хлама, кусочки стекла и металла, а в самые острые моменты виртуальный режиссер еще и замедляет съемку, позволяя увидеть все, что недоступно взору экспертов Euro NCAP (европейский комитет по проведению независимых краш-тестов), разбивающих машины на жалкой скорости 50 км/ч. В Burnout 300 км/ч — это так, легкая прогулка с ветерком. Здесь даже длинные проспекты кажутся неровными и извилистыми, а медленные гражданские легковушки вообще как будто существуют в другом измерении. Но вы не волнуйтесь — на такой скорости игра слегка помогает с подруливанием, так что реакция уровня пилотов «Фомулы-1» не потребуется.
Все гонки в Burnout традиционно завязаны на авариях — даже в обычном заезде нет особого стимула торопиться к финишу, ведь можно просто впечатать оппонента в опору моста. А уж в режиме Road Rage аварии — это вообще основа всего. За выбитых с трассы и уничтоженных соперников дают добавочное время, что позволяет увеличивать победный счет до тех пор, пока своя машина не превратится в решето. Не стоит думать, что игра не сбалансирована — гоняться впритирку с соперниками тут интересней, чем в любом Need for Speed. В Paradise впервые появилось ощущение машины — ее, в зависимости от типа привода, уводит вбок при резком торможении и разгоне, да и по характеристикам авто заметно различаются. Какие-то охотно дрифтуют на любой скорости, другие цепляются за асфальт до последнего, а третьи вообще приемлют только одну возможную траекторию — прямую. Причем дифференциация сделана не просто по принципу «чтобы было» — все машины поделены на классы, каждый из которых заточен под разные стратегии езды. Приземистые гоночные болиды развивают самые высокие скорости, но очень хрупки. Тяжелые джипы и микроавтобусы обладают огромным запасом «здоровья», одним касанием расшвыривают соперников по сторонам, но очень неповоротливы. Идеальный вариант — машины для трюков, которые совмещают в себе достоинства двух предыдущих классов и вдобавок замечательно прыгают.
В такие моменты Burnout Paradise вызывает желание обязательно прокатиться на каждом представителе автопарка (а это, на минутку, семьдесят экземпляров) — обычно такие эмоции высекают исключительно серьезные симуляторы. Но Criterion подошли к созданию автомобилей с таким тщанием, что даже записали для каждого из них индивидуальный звук двигателя и трансмиссии — даром что все они нелицензированные. В одном из интервью разработчики упомянули, что сознательно не гонятся за лицензиями, ведь вкладывают в создание каждой из своих машин почти столько же сил, сколько и дизайнеры ведущих автомобильных марок. Что совсем не мешает им копировать лучшие образцы из реального мира — знатоку не составит труда определить, где тут Lotus Esprit, Jaguar E-Type или Ferrari F430. Которые, в лучших традициях серии, можно разрушить хоть до основания — при особо сильных ударах от машины остается разве что скрученный в узел силовой каркас кузова. Но если раньше все эти разрушения были заданы скриптами, то сейчас любая трещина на лобовом стекле просчитывается в реальном времени.
Кругом тонирован
Картинное уничтожение дорогих и не очень автомобилей всегда удавалось Burnout лучше всех, и уже за одно это ей можно было выставлять девять баллов и объявлять самой красивой и адреналиновой гонкой нашего времени. Но Criterion поддали жару, выпустив на PC не обычный порт годичной давности (мы бы не обиделись — игра нисколько не устарела), а улучшенную и доработанную версию, The Ultimate Box. Она выходит также на Xbox 360 и PS3 и во многом отличается от оригинальной в лучшую сторону. Вместо того чтобы выпускать новые части серии раз в году, разработчики задумали расширять ее дополнениями. За прошедший год они успели добавить в игру мотоциклы (!), честную смену дня и ночи, несколько новых режимов, машин и еще кое-что по мелочи.
Первым делом нам, конечно, не терпелось опробовать в деле мотоциклы. Дотошность Criterion сработала и здесь — двухколесные аппараты фантастически быстры и красивы, они еще больше обостряют невероятное чувство скорости Burnout. Их звук, который на средних оборотах кажется похожим на пылесос, хочется слушать запоем, стоит лишь байку вдохнуть полной грудью и выйти на максималку. Различных мотоциклов завезли в Paradise ровно четыре штуки — от легковесного «уличного бойца» до тяжелого 1100-кубового шоссейника. Управляя ими, с непривычки чувствуешь себя верхом на снаряде, выпущенном из катапульты. Носиться по ночному городу на двух колесах поначалу настолько нравится, что какие-то призы и гонки кажутся абсолютно ненужными. Только потом начинаешь понимать, что мотоциклы можно было проработать и получше.
На наш взгляд, сюда просто просится режим, в котором можно было бы соревноваться на байках с обычными автомобилями. Нечто подобное было даже в Test Drive Unlimited и Project Gotham Racing 4 , где мотоциклист на трассе мог почувствовать себя практически тореадором среди стада разъяренных быков, в роли которых выступали тяжелые железные автомобили. С такой моделью повреждений, как в Burnout, противостояние мотоциклов и легковых машин могло обернуться совершенно новым жанровым опытом. Но сейчас байки нельзя даже разбивать, не говоря уже о гонках бок о бок с соперниками. Criterion ограничились лишь скучными тайм-триалами и коллекционированием чекпойнтов в полном одиночестве. На фоне блестящей проработки всего остального это, по сути, единственный недостаток Ultimate Box, но тут как раз такой случай, когда чем больше дают — тем больше хочется. Заядлым байкерам остается лишь мультиплеер, в котором они смогут хотя бы помериться рулевыми вилками с живыми соперниками.
Еще один новый режим — Burnout Party. Идеологически он очень напоминает мини-игры из обеих частей FlatOut, только вместо тела водителя снарядом тут служат собственно машины. Которые, кстати, несколько отличаются от тех, что доступны в синглплеере: приготовьтесь увидеть биг-футы в сумасшедшей раскраске и розовые кабриолеты. Обычные задания в этом режиме — выполнить несколько трюков, удержаться на дороге или разломать какую-нибудь конструкцию. Но делать это нужно не в одиночку, а в компании от 2 до 8 человек, которые по замыслу разработчиков сменяют друг друга за клавиатурой. По большему счету, Burnout Paradise не нужны подобные пятиминутные забавы — она и без них полностью самодостаточна и способна увлечь небольшую компанию одним только режимом Road Rage, где можно посоревноваться в количестве выбитых с дороги соперников. А для компании, которая в одной комнате не помещается, всегда есть мультиплеер. Сетевая игра тут сделана как в лучших домах и позволяет соревноваться даже скоростью прохождения каждой отдельной улицы, не говоря уже про стандартные гоночные режимы.
И не забывайте также время от времени заглядывать в электронный магазин Burnout Store — сюда обещают выкатывать свежие бустер-паки, добавляющие в игру кое-что интересное. О ближайших планах разработчиков на этот счет читайте во врезке. На нынешний год у Criterion также запланирован релиз многообещающего аддона Premium Pack, но что он будет включать в себя и на каких платформах появится — пока не сообщается.
Говоря о платформах, можно еще вспомнить прошлогодние обещания разработчиков полностью переработать внешний вид PC-версии. Этого, конечно, не случилось — изменения тут сугубо косметические. Где-то слегка повысили разрешение текстур и изменили светофильтры в «аварийных» сценах, но, запуская игру на обычном мониторе, всего этого можно и не заметить. Для полноты эффекта предполагается наличие у вас не менее трех (!) одновременно подключенных мониторов. Но главное, пожалуй, достоинство PC-версии в том, что она абсолютно не тормозит даже на очень скромной (по нынешним меркам) рекомендуемой конфигурации.
* * *
У Burnout Paradise есть отличные шансы стать одной из лучших гонок 2009 года. Она не просто великолепна сама по себе, она развивается, становится лучше, обрастает дополнительным контентом и всегда остается на пике моды. Нам даже не сразу удалось вспомнить, какая из гоночных игр за последние годы получала у нас заслуженные 9,5 балла (правильный ответ — эпохальный симулятор Grand Prix 4 ), но это просто потому, что на PC не было Burnout. Теперь наконец-то есть.
ПЕРЕВОД: Русская локализация получилась очень неровной — неплохо подобранный голос диджея контрастирует с топорно переведенными текстами. Так, свалка в русской версии зачем-то так и осталась «джанк-ярдом», труднопереводимое слово «Burnout» превратилось в банальное «ускорение», а «Take Down» — в «жертву». Если вы имели счастье видеть и слышать английскую версию, все перечисленное будет неприятно раздражать.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 100%
Геймплей: 10
Графика: 9
Звук и музыка: 10
Интерфейс и управление: 9
Дождались? Burnout Paradise наконец-то появилась на PC — все остальные аркадные гонки могут складывать оружие прямо сейчас. Потому что ничего лучше до выхода следующей части не произойдет.
Рейтинг «Мании»: 9,5
«Великолепно»
Рейтинг локализации: 1/3
[[BREAK]] Отожгли
Чем еще можно заняться в Paradise City, кроме гонок и автомобильных погромов? По уровню проработки Paradise City не чета Liberty City из GTA 4, но он все равно огромен и таит в себе кучу возможностей для развлечений.
Пассивная безопасность
Цветомузыка в багажнике
Кое-кто из автовладельцев не может управлять машиной без любимой музыки в колонках, хотя раньше врачи считали любую музыку в машине вредной. Но как выяснила британская Ассоциация автомобилистов GEM Motoring Assist, при прослушивании спокойных песен водители в большинстве своем ехали точно так же, как если бы музыка не играла совсем. Тогда как при включении агрессивной музыки (рок, панк, гранж, хип-хоп и транс) все подопытные рефлекторно взвинчивали темп езды в такт, чаще нарушали правила и проявляли агрессию на дороге.
Видимо, поэтому саундтрек самой быстрой и агрессивной гонки на земле составлен преимущественно из тяжелой и быстрой музыки. Не считая классиков хард-рока Guns N’ Roses и Twisted Sister (обе команды — из 80-х, под это десятилетие вообще раскрашен весь Burnout Paradise), здесь представлены также техноремиксы на лучшие композиции из прошлых игр серии. Но на практике оказалось, что разбивать машины друг о друга и обгонять по встречной полосе лучше всего удается не под назойливые электронные басы, а под… «Лунную сонату» Бетховена, «Танец пастушков» Чайковского и арии из «Кармен». Точно не известно, кто первым додумался включить в плейлист лучших гоночных игр классику, но теперь так делают очень многие (см. Test Drive Unlimited и Project Gotham Racing 4).
Планы на будущее
Этот год должен стать очень насыщенным для Burnout Paradise — уже в ближайшие месяцы для игры выйдут четыре мини-дополнения, которые можно будет бесплатно загрузить через меню Burnout Store. Вот как они будут выглядеть.
Legendary Cars
Первая из «легендарных» машин — Jansen 88 Special. В точности повторяет собой знаменитый DeLorean из фильма «Назад в будущее». И да, он будет летать.
Big Surf Island
Полностью новый остров, задуманный как идеальная площадка для трюков в стиле TrackMania Sunrise.
Toy Cars
Самые настоящие пластиковые игрушечные машинки, которые при выезде на улицу рискуют угодить под чьи-нибудь колеса.
Boost Specials
Если вдруг стандартные машины Burnout Paradise показались вам недостаточно быстрыми, огнедышащие снаряды для драг-рейсинга исправят этот недостаток.