Стратегия года
1-е место
King’s Bounty: Легенда о рыцаре
Издатель: 1С
Разработчик: Katauri Interactive
Рейтинг: 9,0
Полная рецензия в «Игромании» №5’2008
« Легенде о рыцаре » очень легко петь дифирамбы — не требуется никакого извиняющегося тона, никаких скидок. Авторы « Космических рейнджеров » перегруппировались, взяли волю в кулак и сделали такой ремейк, что сделалось нехорошо даже Heroes of Might and Magic 5.
Поборники жанровой чистоты наверняка возмутятся — с определенного ракурса King’s Bounty действительно похожа на RPG. Но то, что происходит на экране большую часть игрового времени, все-таки напоминает тех самых «Героев», из-за которых вы в свое время наверняка прогуливали школу: сколачивание армии, пошаговые бои, вдумчивый перебор доступных заклинаний — именно это, а не торжество зеленой рамки мы когда-то называли стратегией.
Да, тут нет ни одной свежей идеи, да, мы имеем дело всего лишь с уважительным пересказом одноименной игры девятнадцатилетней давности. Но «Легенда о рыцаре» — безупречно сбалансированная стратегия. Она лучше всего работает именно в те минуты, когда начинается тактика: вы чуть ли не с бумажкой перебираете варианты, прикидываете, какого духа выпустить из шкатулки. Здесь срабатывает феноменальное чутье Гусарова: это человек-Excel, человек — логарифмический калькулятор. У него чувство равновесия зашито на уровне ДНК.
King’s Bounty — живое доказательство торжества таланта над технологиями. Стратегиям не нужны миллионы, не нужно голосовое управление, не нужны сверхтехнологии. Нужен только талант и усердие. В мире существует всего одна компания, построенная на этих же геймдизайнерских ценностях. И имя ей — Blizzard. В другое время и при других обстоятельствах Гусарова и его Katauri Interactive мог бы ждать схожий успех. Из всех российских студий им в это непростое время хочется помочь больше всех. Потому что они — лучшие.
2-е место
Sins of a Solar Empire
Издатель/издатель в России: Stardock Entertainment/1C
Разработчик: Ironclad Games
Рейтинг: 8,5
Полная рецензия в «Игромании» №3’2008
Большие 4X-стратегии вымирают как мамонты, они слишком большие и сложные для этого мира. И тут — Sins of a Solar Empire. Красивая, масштабная и про космос. Master of Orion и Homeworld в рамках одной игры: битвы и макроменеджмент не отделены друг от друга, все происходит в реальном времени. Пока вы заняты изучением дерева технологий, у вас вполне могут отбить какую-нибудь удаленную колонию. И пусть это не так уж красиво, пусть баланс требует хорошей обработки рубанком, но Sins of a Solar Empire — одна из немногих игр 2008-го, которая действительно может называться Стратегией.
3-е место
Red Alert 3
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: EA Los Angeles
Оценка: 8,5
Полная рецензия в «Игромании» №11’2008
Red Alert 3 — безусловно, трэш и китч, созданный под острым надзором маркетологов. Но зато с каким размахом! Медведи-парашютисты! Боевые шагающие роботы! Советские женщины, затянутые в тугие кожаные шорты! Мы второй такой игры не знаем.
Red Alert 3 — это один большой компромисс, но такой же яростной, разнузданной и традиционной до мозга костей стратегии сегодня просто не существует. Когда, обведя рамкой тридцать апокалипсис-танков, ведешь их в бой под классическую Hell March Фрэнка Клепаки, вопросов о лучшей RTS этого года не возникает. Добро пожаловать назад, комрады!