F.E.A.R. 2: Project Origin
Мое знакомство с F.E.A.R. 2: Project Origin состоялось следующим образом: пятница, вечер, отдел локализаций компании « Новый диск ». Вокруг шумно что-то обсуждают бета-тестеры. Горит яркий свет. Компьютер, на котором запущена игра, оснащен крошечным по современным меркам 17-дюймовым монитором. Да и вообще, окружающий мир, от которого отделяют только наушники на голове, представляет собой диаметральную противоположность традиционной обстановке для игры в хорроры (ну, знаете, ночью, в темной комнате, в пустой квартире и так далее). Так вот, несмотря на все это, мне очень страшно.
Прощание с молотком
После нашего последнего свидания с игрой на Games Convention этим летом «Игромания» сообщала, что в Project Origin будет множество открытых пространств и полномасштабные военные действия, что вызывало серьезные опасения — F.E.A.R. всегда была игрой про что угодно, но не про войну на улицах. Спешим сообщить — ничего подобного в F.EA.R. 2 нет. Как стало ясно теперь, все эти годы Monolith старательно, попунктно вымарывали из своей игры все то, за что мы с вами ругали первую часть. Получившийся в итоге продукт лучше всего описывается формулировкой « F.E.A.R. без недостатков». А большего, поверьте, не нужно.
Для начала давайте вспомним, за что мы в свое время критиковали оригинал. F.E.A.R. была игрой с очень зрелищными перестрелками, гениальным AI и посредственным всем остальным. Каждый бой моментально превращался в талантливый импровизационный спектакль: вот мы врываемся в офисное помещение, в котором засел отряд спецназовцев. Те разбегаются по укрытиям, игрок спешно включает рапид, и начинается. Меткая очередь из автомата настигает первого противника, неосмотрительно высунувшего локоть из-за колонны. Ближайший враг обходится с фланга, после чего ему двумя выстрелами перебивается позвоночник. Наконец, третий противник выкуривается гранатой и тоже отправляется в Валгаллу. Боевое офисное пространство в F.E.A.R. почти всегда было очень тесным, поэтому каждая вторая пуля взрывала ксерокс, поднимала в воздух стопку бумаг или разбивала стекло — после окончания побоища любая комната превращалась в подобие чайного ситечка. Но стоило только упасть на пол последнему степлеру, как начиналась ужасная тягомотина. Нас заставляли бродить по скучнейшим складам, офисам и лабораториям (светоч русской интеллигенции Олег Ставицкий упорно считает, что это такое сознательное решение — творческий минимализм; но когда по десять раз за уровень встречаешь один и тот же молоток — это все-таки не минимализм, а издевательство), разбавляя все это изобретательными галлюцинациями или появлением маленькой мертвой девочки Альмы. Поначалу вы непроизвольно вздрагивали, но потом Альму встречали как родную. Но стоило в кадре появиться спецназовцам, как F.E.A.R снова превращалась в лучший шутер в мире.
В Project Origin эта схема не претерпела структурных изменений, но была в значительной степени пересмотрена. Видно, что на этот раз разработчики старались сделать уровни максимально непохожими друг на друга и провести нас по ним правильным маршрутом (а маршрут от вступительного ролика к финальным титрам здесь всего один). Большую часть игры мы все еще топчемся по складским помещениям и секретным бункерам, но в этот раз у каждого из них — свое, с позволения сказать, лицо. Сначала мы попадаем в дорогущий жилой небоскреб (отличительные признаки — дорогая мебель и китайский фарфор), затем оказываемся в подземном научном комплексе (вы ни с чем не перепутаете из-за обилия операционных и лабораторий), ну а потом выходим на улицу, а там — последствия ядерного взрыва и огромные шагающие роботы.
При этом все уровни сделаны с истинно «монолитовским» вниманием к деталям, которого так не хватало раньше и по которому мы так соскучились. В первой части вас могли оставить один на один с десятком серых стеллажей, а здесь — ни одной пустой комнаты. Если вы окажетесь в кладовке, то она непременно будет завалена каким-нибудь хламом вроде швабр и средства для мытья окон. Если попадете в пятнадцатиметровый стеклянный коридор, то будьте уверены — через полторы секунды прилетит вертолет, обстреляет и осыплет градом из стекла. Если случайно уронить подставку, на которой стоит работающий проектор, то он тоже упадет на пол и начнет показывать слайды на спинке ближайшего дивана.
На каждом шагу расставлены обязательные баллоны с пропаном и взрывающиеся бочки, а на стенах повсеместно висят огнетушители, которые при первом удобном случае взлетают на воздух, выбивая все стекла в округе. Более того, некоторые противники носят на спинах огромные газовые баллоны — чтобы вам веселее было их убивать.
Перестрелки в F.E.A.R. 2 работают на абсолютно той же механике, что и четыре года назад, ничего нового. Но благодаря тому, что вычислительные мощности компьютеров за это время серьезно выросли, Monolith превращают самый заурядный обмен свинцом в настоящую вакханалию. Любой выстрел несет за собой тяжелые последствия для окружающего пространства: пули насквозь прошибают книжные полки, поднимают в воздух какие-то склянки, цепляют случайную швабру, подрывают микроволновые печи. Количество активных элементов на сцене тут просто феноменальное: неверно брошенная граната отскакивает от вражеского плеча, откатывается в сторону, бабахает, от взрывной волны на стене детонирует огнетушитель, а в это время у вас перед глазами плавно пролетает чья-то оторванная пятка. Пользуясь старомодными сегодня инструментами — рэгдоллом, рапидом, физикой твердых тел, — Monolith собирают такой шутер, который по разнообразию и непредсказуемости даст фору любому Crysis и Far Cry 2. Когда дым, наконец, оседает и откуда-то из-за поваленного стола вам под ноги вдруг выкатывается случайная банка газировки — хочется аплодировать.
Что нового?
По сравнению с оригинальным F.E.A.R. новшеств в Project Origin не так уж много. Перед вами — четыре наиболее важных из них.
Очень страшное кино
В перерывах между экшеном игра традиционно дает мистики. Приемы запугивания по-прежнему известны любому человеку, знакомому с современной хоррор-культурой. В самый «неожиданный» момент (предвосхищается драматическим морганием лампы и помехами в эфире) на нас из-за угла выскакивает очередная тварь. Кроме того, здесь шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на чей-нибудь измочаленный труп (в F.E.A.R. 2 свидания с покойниками случаются настолько часто, что мы даже посвятили им отдельную врезку).
Однако если в первой части Monolith подавали все это скромно, по-японски дозированно, то Project Origin — это хоррор, слетевший с катушек. Если тварь — то непременно какой-нибудь жуткий урод, который немедленно набросится на вас, будет клацать челюстями и плеваться, пытаясь перегрызть глотку. Если труп — то обязательно убитый самым жестоким способом (в идеале — жертва эксперимента на хирургическом столе, с кишками наружу и медицинским зажимом в пустой глазнице). Ну а если уж галлюцинация — то такая, что мороз по коже. Внезапно посреди уровня открывается светящийся демоническим светом портал, из него вылезают не то корни, не то щупальца, хватают ближайшего к ним человека и буквально на ваших глазах превращают в облако кровавой пыли. Апофеоз — уровень, в котором мы попадаем в начальную школу для детей с паранормальными способностями. Школа в F.E.A.R. — вообще неожиданный ход (тут еще и характерные плакаты, и детские рисунки, точь-в-точь как в фильме «Звонок»), а в этой творится полная дьявольщина: в самый неожиданный момент гаснет свет, начинают остервенело хлопать двери и шкафчики, на вас нападают знакомые по первой части, но оттого не менее страшные призраки с горящими глазами. Но все это не идет ни в какое сравнение с ситуацией, когда вы бредете по пустому коридору и вдруг в ватной тишине раздается оглушительный школьный звонок! В этот момент очень хочется забиться под стол и позвать маму.
Важно оговориться: хоррор-ветераны, у которых за плечами вся кино- и игровая классика, вряд ли удивятся режиссерским методам Monolith. Но, как и в случае с Dead Space , знакомые и предсказуемые эффекты тут приводят к появлению седых волос на голове.
Ко второй половине игры к этим приемам привыкаешь, но в этот момент количество назойливых видений заметно сокращается, а перестрелок, наоборот, становится больше. Monolith вообще показали себя тонкими психологами: как только вам надоедает смотреть галлюцинации, они спускают с цепи полчища юрких монстров. Как только вы понимаете, что больше блуждать по катакомбам нет никаких сил, вас неожиданно выбрасывают на улицы разрушенного города. А после того, как вы, обливаясь потом, взорвете трех бронированных роботов подряд, вас сажают в точно такого же и предлагают безжалостно расстрелять пятьдесят спецназовцев.
Игра богата на интересные ситуации и с видимым удовольствием отступает от сценария «перестрелка-ужасы-перестрелка»: здесь есть и поездка на огромном футуристическом поезде, и наша любимая сцена с падением автобуса на голову, и снайперские дуэли.
Но даже если бы в Project Origin не было ничего, кроме боев со спецназовцами, то мы бы, честное слово, не обиделись — враги ничуть не поглупели и все еще способны доставить массу неприятностей. Они кооперируются, пользуются укрытиями, обходят с фланга — все как мы любим. Правда, если вы хотите оценить их возможности в полной мере, рекомендуем сразу включить максимальный уровень сложности — на выставленном по умолчанию противники наносят настолько смехотворный урон, что можно даже не включать замедление времени, а просто расстрелять всех в упор. А уж системой укрытий (как и было обещано, некоторые предметы, вроде шкафов и медицинских каталок, можно перевернуть, превратив в импровизированную баррикаду) и подавно пользоваться не придется.
Альма-матер
Тем, кто не играл в первую часть F.E.A.R., конечно, любопытно, что это за мертвая девочка Альма, при чем здесь подземные лаборатории и отчего, наконец, герой постоянно галлюцинирует, словно бывалый шизофреник. Увы, найти ответы на эти вопросы будет затруднительно: Project Origin рассчитана на тех, кто прошел оригинал (сюжет аддонов, напоминаем, разработчики предлагают игнорировать), для новичков не предусмотрено даже краткой вводной. Игра стартует за несколько минут до ядерного взрыва, который разрушил город. Мы играем за Майкла Беккета, сержанта особого спецподразделения, бойцы которого наделены паранормальными способностями. Наша задача — взять под конвой Женевьеву Аристид, важную свидетельницу, которую пытаются убить бывшие работодатели из корпорации «Армахем Технолоджи». Примерно в это же время на свободу вырывается Альма, умученная в застенках «Армахем» девочка, обладающая феноменальными паранормальными способностями. Вскоре выясняется, что ее цель — как раз наш главный герой, и приоритеты меняются: теперь нужно добраться до секретного усилителя пси-способностей, чтобы дать Альме отпор.
К сюжету игры можно предъявить ряд существенных претензий. Он не дает ответов на вопросы, скопившиеся еще со времен первой части, при этом сама история развивается в предсказуемом ключе «в общем, все умерли». Кроме того, все персонажи, за исключением одного-двух, слишком примитивны. Например, наши сослуживцы: разработчикам, похоже, отчаянно хочется, чтобы мы прониклись к ним симпатией, но их характеры настолько невыразительны, что в памяти с трудом сохраняются даже имена. Поэтому, когда с коллегами случается какая-то беда, вы лишь пожимаете плечами и идете дальше. Ну и, наконец, финал, который тоже выполнен в «лучших» традициях: ни тебе босса, ни каких-то важных открытий. Зато намек на продолжение точно будет — история еще далека от завершения.
Лики смерти
Один из свежих способов нагнетания атмосферы в F.E.A.R. — трупы на каждом шагу: разорванные на куски, пришпиленные к стенам и потолку, распотрошенные и так далее. Ну а некоторые из них выглядят столь загадочно, что нам остается только догадываться о причинах смерти:
* * *
То, что Monolith второй раз не могут рассказать связную и законченную историю, не умаляет того факта, что F.E.A.R. 2 — главный жанровый представитель на ближайшие полгода. Пример Project Origin убедительно доказывает: даже сегодня, в 2009 году, потрясающий шутер можно сделать по лекалам четырехлетней давности, безо всякого паркура и сэндбокса. Все, что нужно, — талант и интересные игровые ситуации. Да, по сути это тот же самый F.E.A.R., только умноженный на два (а в некоторых случаях — на все десять), но такого экшена и такой баллистики сегодня нет больше нигде.
ПЕРЕВОД: Русская версия появилась одновременно с мировым релизом. Актеры на озвучке очень стараются, но до оригинала им традиционно далеко. Зато это один из немногих адекватных переводов: как и в оригинале, тут часто и без ложного стеснения матерятся в прямом эфире.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 9
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 8
Дождались? F.E.A.R. мало изменился, зато избавился от своего основного недостатка — однообразия. В итоге — самый яростный, напряженный и стремительный шутер на ближайшие полгода. Не пропустите!
Рейтинг «Мании»: 8,5
«Отлично»
Рейтинг локализации: 2/3