05 апреля 2009
Обновлено 17.05.2023

Still Life 2

Still Life 2 - изображение обложка

Still Life было очень удобно критиковать. Издатель Microids словно нарочно подставлялся под истеричные пощечины журналистов: «Вы же все работали над Syberia 2?» — «Да!» — «Ну и где тогда все эти витиеватые пейзажи и буйство стиля? Почему темно и ничего не видно?» — «Извините». — «Вот вам!» (Хрясь по щеке.) — «Нет, вы точно работали над Syberia 2?» — «Да точно, точно!» — «Ну и где тогда нетривиальный сюжет? Зачем нам эта банальная история про охоту на очередного серийного убийцу?» — «Но…» — «Безобразие!» (Хрясь по щеке.)

Эта игра действительно требовала к себе особого подхода, но тем, кому удавалось найти с ней общий язык, воздавалось сторицей. «Банальная» история противостояния следователя ФБР Виктории Макферсон и серийного маньяка, художественно разделывающего юных дам на составные части, оборачивалась настоящим нуар-приключением. Готические, исписанные пугающими узорами интерьеры, куклы, подвешенные к потолку, убийца в маске, словно сошедший с подмостков парижской оперы, убийство как разновидность искусства — это был аристократический, очень тонкий и очень французский детектив. Более того, авторы Still Life оставили многие вопросы без ответа: Виктория стреляла в убийцу, тот падал в холодные воды городского озера, но тела так никто и не находил.

Покой им только снится

Сиквел стартует в спокойном 2005-м: дело о чикагском убийце закрыто, никто не бегает за юными американками с тесаком по подворотням. Виктория, уволившись из ФБР, по-прежнему задается вопросом — кто был этот загадочный маньяк и можно ли его считать мертвым? Она продолжает собирать информацию о личности убийцы и собирается по этому поводу в Чикаго, чтобы задать пару вопросов своему другу Ричарду. И тут сценарий выкидывает первый кульбит со временем: следующая сцена начинается уже в 2008-м, где героиня снова предстает перед нами агентом ФБР и занята «любимым» делом. Как она и предполагала, серийные убийства девушек возобновились — в 2006 году — и продолжаются до сих пор. Кто этот новый маньяк? Все тот же чикагский убийца в маске или его подражатель? Как все это связано с Ричардом и одним безумным художником, которого давно усадил в психиатрическую клинику дедушка Виктории Гасон Макферсон?

Много вопросов, мало ответов, вагон и маленькая тележка версий — эта история снова интригует и заставляет играть запоем. Кроме того, авторы верны традициям оригинала: они снова ловко жонглируют разными персонажами и временными периодами. В первой части мы играли то за Викторию в настоящем, то за ее дедушку в мрачной Праге 30-х годов прошлого века. В сиквеле история мечется между 2005-м и 2008-м, а действие поделено между Макферсон и журналисткой Паломой Эрнандес, которую в самом начале игры похищает загадочный убийца.

Преемственность чувствуется и в проработке персонажей, и во внимании к деталям. Виктория — все та же острохарактерная, жесткая девушка, которая не любит «писак» и «журналюг», не лезет в карман за крепким словом, но для своих — чуткий напарник. В первой части она заботливо интересовалась у своего коллеги Миллера, где именно его вырвало на этот раз (того постоянно тошнило на месте преступления); во второй — просит помощника Гарриса не закапать слюной вещдок, с которым тот возится как ребенок с игрушкой.

Невыносимая тяжесть инвентаря

Как квест, Still Life 2 стала чуть современней и разнообразней. Основа прежняя: мы обыскиваем локации в поисках улик, снимаем отпечатки пальцев, тщательно штудируем пухлое досье с различными документами, подбираем коды доступа и т.д. Но появились и новые детали. Так, теперь больше внимания уделяется задачам на время, которые встречаются чуть ли не в каждой второй сцене. К счастью, этот «пиксельхантинг на амфетаминах» обоснован сюжетом: когда маньяк вводит яд в кровь Паломы, а потом предлагает сыграть в игру «найди противоядие за 5 минут» (пользуясь случаем, разработчики передают привет кинофильму «Пила»), это, безусловно, сбивает привычный квестовый ритм.

Кроме того, на службе у Виктории теперь куда больше спецтехнологий: она всегда носит с собой волшебный чемоданчик, где помимо прочего есть даже «электронный нос», позволяющий распознавать запахи.

Еще одно нововведение связано с устройством инвентаря: здесь есть ограничение на объем, который предметы занимают в сумке. Что-то не влезло? Будьте добры, выложите сначала лишнее. В самом деле, не может же хрупкая девушка одновременно таскать с собой матрас, огнетушитель и кувалду. Проблема в том, что просто так, на пол, бросить ничего нельзя — нужно найти специальный ящик или шкаф. Это объясняется тем, что многие предметы используются многократно, а каждый раз запоминать, куда и что выложил, необычайно трудно. Такие в высшей степени логичные новшества приводят к тому, что нам постоянно нужно бегать по локациям, чтобы взять, применить, потом выложить, опять взять и т.д.

Во всем остальном Still Life 2 — по-прежнему отличный квест, который умело чередует пиксельхантинг и разнообразные, порой весьма заковыристые пазлы. При этом французы демонстрируют фирменную фантазию: например, чтобы решить одну головоломку, нужно удобно расположиться на электрическом стуле и подать на него разряд строго определенного уровня.

Противогаз вместо маски

Но если с сюжетом и пазлами фантазия разработчиков не подвела, то с атмосферой сделалось нечто странное. Если раньше это был изобретательный, аристократичный нуар-детектив про тонкую грань между искусством и безумием, то теперь Still Life —классический триллер про серийного маньяка. В первой части был экстравагантный убийца в театральной маске и изящной черной накидке, во второй — мужик в противогазе и кирзовых сапогах. Там покушения в основном происходили на полуобнаженных представительниц богемной буржуазии, тут — на латиноамериканскую девицу; там был контраст между современной Америкой и Прагой 30-х годов, тут — одна сплошная современная Америка. В первой части в главном меню лилась вкрадчивая пугающая музыка, во второй — бодрый хеви-метал.

И если переезд из утонченного арт-триллера на территорию кинофильма «Пила» прошел успешно, то вот визуально игра однозначно подурнела. В оригинале были вручную отрисованные «задники» — мрачные интерьеры, полные неожиданных деталей. Теперь их заменили вульгарные трехмерные модели и размытые текстуры на стенах. Методы нагнетания атмосферы тоже прямолинейны: приглушенный свет, серые и холодные цвета — все это, по идее, должно вызывать дискомфорт, но на самом деле нагоняет тоску. Логово современного маньяка — какой-то обычный унылый бункер, где мало света и много неудобств, бродить по таким декорациям совершенно неинтересно.

Все эти перемены частично объясняются сменой команды разработчиков: Still Life 2 сделали не сами Microids, а французы из GameCo Studios , чей Mozart: The Last Secret мы ожидаем со дня на день.

* * *

К счастью, несмотря на досадные недочеты, GameCo показали себя достойными наследниками лучших традиций французского приключенческого жанра. В Still Life 2 чуть меньше сложных метафор и культурных отсылок, но это по-прежнему очень качественный интерактивный триллер. А в экзотической подкатегории «нуар-детектив» — так и вовсе лучший.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Графика: 6

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Still Life стала современней, динамичней и практически лишилась из-за этого своего тонкого французского шарма. Тем не менее это все еще прекрасный триллер и очень хороший квест.

Рейтинг «Мании»: 7,0

« Хорошо »

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь