Dante's Inferno
В фильме «Последний киногерой» с Арнольдом Шварценеггером имеется замечательная пародия на кинотрейлеры. В якобы новой экранизации шекспировского «Гамлета» принц датский (которого, конечно, играет Шварценеггер) швыряется во врагов черепом бедного Йорика, стреляет из пистолета-пулемета, а обязательное «Быть или не быть?» произносит, прикуривая сигару бензиновой зажигалкой.
Dante’s Inferno построена по схожему принципу. Формально это игра по мотивам «Божественной комедии», поэмы XIV века, автор которой, Данте Алигьери, повествует о своем прижизненном путешествии в загробный мир — через Ад и Чистилище к Раю. Так вот, по версии EA Redwood Shores его путь выглядел примерно следующим образом. Данте густым баритоном изрекает: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу» (этой фразой, если вы вдруг пропустили школьный курс литературы, открывается произведение), — а уже в следующую секунду появляется перед нами, закованный в доспехи и сверкающий недобрым взглядом. В одной его руке — демоническая коса двухметровой длины, в другой — огромный пламенеющий крест. Он врывается в Ад и начинает резать, рубить, жечь, откручивать рога… и все это, кажется, во имя любви. Принципиальная разница с «Последним киногероем» состоит в том, что фильм Джона Мактирнана был комедией, а у Electronic Arts все, похоже, совершенно серьезно.
И пропасть Ада их не принимает
Тем, кто не знаком с оригинальным произведением, Dante’s Inferno может показаться самым обычным слэшером. Даже сеттинг, извините, скучноват: вон, в God of War была целая туча древнегреческих богов и огромные атланты, а тут — всего лишь преисподняя (что мы, действительно, Painkiller не видели?) и какой-то мужик с косой.
Но на самом деле разработчики выбрали очень удачную литературную основу. Если приглядеться, то можно понять, что «Божественная комедия» — практически готовый сценарий для видеоигры. Загробный мир у Данте удачным образом структурирован и описан в мельчайших подробностях. А уж Ад — и вовсе идеальные декорации для жестокой резни: тут и мрачные пейзажи (девять кругов или, как это принято писать на задней части коробок с играми, «девять уникальных уровней»), и живописания страшных мучений грешников («мрачная атмосфера и сцены насилия»), и сонм демонов и мифических чудовищ («кровожадные боссы»!). Все это Алигьери придумал за EA Redwood Shores еще в XIV веке.
Игра обращается с первоисточником, мягко говоря, вольно: в оригинале Данте попал в преисподнюю практически случайно и путешествовал там на правах туриста, ведомый призраком своего духовного учителя — античного поэта Вергилия, посланного, в свою очередь, душой умершей возлюбленной Данте, Беатриче. ЕА, как уже было сказано, превращают все это в интерактивную поножовщину с мечами и крестами. При этом, по их собственному признанию, история будет близка к тексту поэмы: основные сюжетные события воспроизведены, а герои изъясняются каноническим текстом Алигьери.
Как бы то ни было, с точки зрения геймплея Dante’s Inferno — самый настоящий слэшер. Данте, могучий воин и ветеран крестовых походов, спускается в Ад, чтобы вызволить оттуда Беатриче; как она попала туда — отдельный вопрос, учитывая, что изначально ее место было в Раю. Первым его противником становится Смерть, и уже тут наш герой доказывает, что он ничуть не хуже Кратоса: Смерть он не только побеждает, но еще и отбирает у нее косу, которая становится его главным и основным оружием. Ну а дальше Данте ждет увлекательное путешествие в адовы глубины и, конечно, битва с Люцифером. Как ни странно, в этом балагане нашлось место и Вергилию — он будет комментировать происходящее и давать Данте советы.
О деталях игрового процесса разработчики пока не распространяются (до релиза еще никак не меньше года), но сюрпризов явно ждать не стоит: на сегодняшний день Dante’s Inferno выглядит как дорогая и прилежная калька с God of War. Данте прорубается сквозь орды исчадий дьявола, комбинируя ближний бой (та самая коса, судя по всему, многофункциональна: в одном из роликов герой использовал ее как лебедку, карабкаясь по телу очередного пятидесятиметрового демона) и магию. Кроме того, по утверждению разработчиков, их герой «в отличной форме», поэтому будут и акробатические аттракционы, и головоломки.
Приметных особенности на сегодняшний день заявлено ровно две. Первая связана с системой прокачки, которая тут сделана на манер BioShock : ключевые способности персонажа можно улучшать за игровую валюту. Ее, в свою очередь, нужно добывать, перерабатывая… души грешников — они время от времени будут попадаться на уровнях. При этом душу можно либо спасти (необходимо победить в мини-игре — в случае успеха нам достанется большее количество ресурса, в случае поражения рискуем остаться ни с чем), либо обречь на вечные страдания (тогда мы получим чуть меньшее, но гарантированное вознаграждение).
Вторая интересная деталь — возможность приручать гигантских монстров. Дело в том, что некоторые чудовища действуют не по своей воле, а управляются наездником. Убив его (судя по всему, это будет еще одна мини-игра), мы сможем заполучить контроль над гигантской тварью, ну а что делать дальше — догадаетесь сами (см. сцену с поездкой на брумаке из Gears of War 2 ).
* * *
С точки зрения сходства с первоисточником Dante’s Inferno больше всего похожа на современный детсадовский постмодернизм, автором которого кажется, что переделать классическое произведение в несусветную дичь — это очень круто, свежо и оригинально.
Зато если относиться к ней как к обычному слэшеру — все выглядит очень даже привлекательно: сердитая динамичная игра, в которой мускулистый мужчина рубит в труху исчадий тьмы. Ад, опять же, чудесен: за дизайн уровней и персонажей отвечает Уэйн Барлоу ( www.waynebarlowe.com ), голливудский художник, который придумал внешний вид голливудского Hellboy, Blade 2, а также третьего и четвертого фильмов о Гарри Поттере. Того, что он сделал для Dante’s Inferno, не постеснялся бы и сам Сатана: например, Харон появляется в виде гигантского человека-лодки, верхней палубой которой является позвоночник. Ну а что касается движка, то он достался игре от Dead Space , а значит — с изображением агрессивной биомассы и расчлененкой проблем точно не будет.
Главное, что нужно знать о Dante’s Inferno: это ни в коем случае не произведение интерактивного искусства и уж никак не «новый игровой опыт». Главные герои в силу невероятного стечения обстоятельств говорят словами итальянского поэта XIV века, но в душе это — страшное, жестокое рубилово. И мы этого рубилова, признаться, очень ждем. Другой вопрос — дождемся ли: на сегодняшний день выход игры запланирован только на Xbox 360 и PS3, а на вопрос о РС-версии разработчики делают загадочные глаза и отказываются давать какие-либо комментарии. Обнадеживающих фактов два. Во-первых, до сегодняшнего дня абсолютно все игры EA Redwood Shores добирались до PC. Во-вторых, одной из ключевых особенностей Dante’s Inferno заявлена гладкая, абсолютно не тормозящая картинка (авторы даже готовы пожертвовать для этого некоторыми красотами). А с оптимизацией у технологии Dead Space, как мы помним, полный порядок. Так что вы пока в любом случае ознакомьтесь с оригиналом — не повредит.
Будем ждать? В 1321 году Данте Алигьери написал «Божественную комедию». В 2010-м EA Redwood Shores сделают из нее игру про то, как брутальный мужчина с косой и крестом ставит на уши Ад. Звучит как минимум интригующе.
Процент готовности: 50%
Иди к черту!
Загробный мир по Данте обладает очень четкой структурой, поэтому даже сейчас, задолго до выхода игры, можно представить, какие уровни нам придется пройти, каких врагов победить и с какими боссами встретиться.
Круги Ада Предполагаемые боссы
Круг первый (Лимб) Здесь обитают души некрещеных младенцев и добродетельных нехристиан: поэты, герои и ученые древности, такие как Гомер и Цезарь. Мучений как таковых тут нет, только скорбь и смутная надежда на спасение. Харон — перевозчик душ из мира живых в загробный. Не столько босс, сколько уровень сам по себе: гигантский корабль с человеческими очертаниями.
Круг второй Сильнейший вихрь истязает здесь тех, кто в жизни предавался похоти и разврату. Минос — демонизированный царь Крита. Обитает при входе на второй круг. Он выносит приговор грешникам и оборачивается хвостом столько раз, на какой круг предстоит отправиться несчастному.
Круг третий Под проливным дождем, в зловонной грязи мучаются повинные в чревоугодии, проще говоря — обжоры. Гурманов терзает Цербер — огромный трехголовый пес.
Круг четвертый Транжиры и скупердяи обречены толкать навстречу друг другу огромные валуны. Плутос, древнегреческий бог богатства.
Круг пятый (Болото Стикс) На дне этой мерзкой трясины погребены души лентяев, а у поверхности вечно дерутся друг с другом гневливые. Страж этого круга — Флегий. В поэме он перевозит Данте и Вергилия через болото.
Круг шестой (Город Дит) В каменных гробницах, под которыми вечно горит огонь, страдают еретики и лжеучители. Город Дит охраняют фурии — Тизифона, Алекто и Мегера, а также Медуза.
Круг седьмой Разделен на три пояса, в каждом из которых бичуют тех, кто при жизни совершал насилие: тиранов и разбойников варят в озере кипящей крови, самоубийц терзают гарпии, а богохульники изнывают в пустыне под огненным дождем. Минотавр
Круг восьмой (Злопазухи, или Злые щели) Этот круг разделен на десять рвов, в которых томятся различного рода обманщики: от льстецов и лицемеров до воров и гадалок. Герион — гигант из античной мифологии. У Данте предстает в виде крылатой змеи с лицом человека. В поэме он также выступает в роли перевозчика, а «обслуживают» грешников обычные демоны.
Круг девятый (озеро Коцит) В это ледяное озеро навеки вмерзли предатели. В самом его центре (а заодно и в центре Земли) находится Люцифер, тоже по пояс во льдах. Помимо Люцифера, в этом круге можно встретить закованных в цепи гигантов из древнегреческих мифов: Бриарея, Эфиальта и Антея.
Несмешная комедия
Изначально поэма Данте называлась просто «Комедия», что в античной терминологии означало «произведение с устрашающим началом и благополучным концом». «Божественной» ее несколько десятилетий спустя назвал Джованни Боккаччо. Это произведение — один из главных трудов жизни Алигьери, над которым он работал почти полжизни и завершил в год своей смерти. В нем Данте описывает загробный мир: ведомый Вергилием, он проходит через Ад и Чистилище, а после встречается с душой своей возлюбленной, Беатриче, которая проводит его через Рай.
Поэма четко структурирована, всюду встречается символизм, связанный с числом «3»: поэма разделена на три части, по 33 песни в каждой; всего — 99, а вместе со вступительной песнью — 100. Кроме того, каждое из загробных царств разделено на 9 уровней.
Интересен и социальный подтекст произведения — по ходу повествования Данте постоянно обращается к политическим проблемам Италии, осуждает ростовщичество, а среди душ в загробном мире то и дело встречаются его современники — иногда еще живые. Так, на девятом круге Ада присутствует монах Альбериго Манфреди, братоубийца, душа которого была обречена на мучения еще при жизни тела.