Parabellum
Три года назад немецкая студия Acony Games начала работу над онлайновым шутером Parabellum , в котором трудно было разглядеть нечто большее, чем честный клон Counter-Strike. Unreal Engine , дюжина карт, на которых команда абстрактных террористов сражается с командой не менее абстрактных спецназовцев, совершенно типовой набор оружия… Главным достоинством игры считалась ее нелинейность: террористы могли сами выбрать, где закладывать бомбу, а спецназовцы должны были с боем к этой бомбе прорываться, переходя с карты на карту в огромном городе.
Пару выставок спустя Parabellum обзавелся системой прокачки и кастомизации персонажей и превратился в бесплатную онлайновую игру в стиле корейских MMORPG. Футуристический Нью-Йорк украшен голографическими биллбордами, внешне игра напоминает скорее Gears of War , чем мрачные минималистичные карты CS. Но нелинейная кампания осталась, как спецназовцы, террористы и атомная бомба, таймер на которой тикает с 2006 года. Мы связались с Acony Games, чтобы поговорить о том, как Parabellum изменился за это время.
Трехмерный спам
«На самом деле мы никогда не задумывали Parabellum как красивый CS-клон! Мы с самого начала хотели встряхнуть жанр! Так что наша уникальная динамическая кампания была запланирована, смоделирована и реализована с самого начала, — обижается директор по маркетингу и один из основателей Acony, Андре Хербст. — Но потом мы обратили внимание на бесплатные онлайновые игры, которые сейчас весьма популярны в Азии: там богатые возможности развития персонажа, хорошая реиграбельность. И в итоге отказались от затеи выпустить Parabellum в 2007 году. Конечно, одна экономическая модель не может сделать из шутера MMORPG — нам пришлось, скажем, разрабатывать специальные зоны, где игроки смогут общаться друг с другом в перерывах между боями».
Главным на сегодня бесплатным многопользовательским шутером является не вышедший еще Battlefield Heroes , прибыль с которого EA планирует извлекать из микротранзакций и встроенной в игру рекламы. Но тут есть нюанс — в Battlefield Heroes вся реклама будет демонстрироваться до начала матча. В Acony решили по-другому: в Нью-Йорке 2018 года реклама интегрирована в окружение. «Согласитесь, что невозможно представить себе Нью-Йорк без рекламы, — рассуждает Андре. — Голографические биллборды с логотипами наших спонсоров в этой среде смотрятся совершенно естественно! Встроенной рекламой, как и любой другой, надо уметь пользоваться. Все мы в Acony — заядлые игроки, и прекрасно понимаем, как весь этот трехмерный спам раздражает и отвлекает от игры. На наш взгляд, если крутить ролики перед началом матча, то в такой шутер вообще никто играть не будет!»
Бесплатный сыр
За деньги в Parabellum продают бонусы и апгрейды, но купленные вещи минимально влияют на игровую механику, чтобы не давать богатым игрокам преимуществ над бедными. Вопрос баланса для нас абсолютно критичен! Разработчики многих онлайновых игр (в основном ролевых) пытались продавать игрокам мощное оружие и броню — это всегда ведет к разрушительным последствиям для геймплея. Но это не значит, что платные вещи вообще не должны влиять на игровую механику. Чем больше вы тратите денег на Parabellum, тем меньше времени вам нужно тратить на прокачку… и наоборот. Заплатив за бустер, вы сможете играть наравне с друзьями, проводящими в Parabellum все свое свободное время. Но в основном за деньги происходит кастомизация персонажей (в Parabellum будут тысячи разных вариантов внешнего вида героев) — так Acony определяют свои взаимоотношения с платным контентом.
Чтобы бесплатная экономическая модель оправдала себя, работа над Parabellum должна продолжаться и после релиза: игра будет расти и изменяться по требованиям игроков, разработчики намерены чутко прислушиваться к мнению комьюнити. Помимо очевидных покупных бонусов (позолоченная M4A1 или борода Санта Клауса для рождественских боев), в Parabellum будут и более занятные инструменты психологического воздействия на соперника: за деньги можно загрузить в игру победный гимн или логотип клана. Можно будет покупать и персональные унизительные движения, которые демонстрируются после того, как вы снесли приятелю голову.
Вся правда о нелинейности
Что же на самом деле представляет собой кампания Parabellum? Две команды: CTF и The Syndicate. В каждой по пять человек, на первую миссию (обезвреживание атомной бомбы в Нью-Йорке или подрыв ее же) отводится от тридцати минут до двух часов.
Parabellum — это не затяжные тактические бои, а цепочка скоротечных огневых контактов, каждая отдельная карта должна проходиться за две-три минуты. Помимо основного выхода, на карте присутствует альтернативный (к примеру, станция метро или вертолетная площадка), который поможет спецназовцам переместиться сразу на несколько кварталов. CTF прорываются через весь город к боеголовке, ищут обходные пути и попадают в ловушки террористов (на карте есть особые зоны, сложность или легкость прохождения которых зависит от общего развития кампании). Глобальная стратегия заключается в том, чтобы направить вражеских игроков в определенную точку города, где у вашей стороны будет тактическое преимущество.
Против Counter-Strike
Разработчики не считают Parabellum серьезным и реалистичным шутером, но и на сравнения с «мультяшками» типа Team Fortress 2 и Battlefield Heroes обижаются. «Это, так сказать, полуреалистичный шутер, мы стараемся найти идеальный баланс между интересным геймплеем и реализмом, — докладывает продакшен-менеджер Acony Ларс Янсен. — Все оружие в игре добывается не за реальные деньги, а за ваши достижения. У нас будет очень гибкая система модификации оружия: к одной единице можно подключить сразу несколько апгрейдов (глушитель, лазерный указатель, прицел). Можно собирать комбинации, невозможные в реальной жизни! Мы решили, что при выборе между реализмом и геймплеем — второй важнее».
Parabellum будет выпущен с одним уровнем — Нью-Йорком, где спецназовцы (CTF) и террористы (Синдикат) будут биться за обладание атомной боеголовкой. «Мы планируем начать с нью-йоркской карты и следующие четыре года разрабатывать новые, непохожие друг на друга кампании, связанные между собой глобальным сюжетом, — продолжает Янсен. — И в течение всего этого времени мы будем следить за реакцией игроков и ориентироваться на их советы и пожелания».
В Acony не стали изобретать велосипед и создавать режим командного дефматча с нуля, вместо этого в игру добавлены мелкие детали, которых в других онлайновых шутерах замечено не было. Например, будет мини-игра, успешное прохождение которой уменьшает время перезарядки оружия. «Хотя мы и не стремимся оттянуть на себя всю аудиторию Counter-Strike, у нас в Parabellum много похожих игровых элементов — их требует аудитория», — поясняет Андре сходство с главным многопользовательским шутером всех времен и народов.
Бесплатному онлайновому проекту нужна большая пользовательская база, поэтому разработчики уделяют огромное внимание оптимизации Parabellum (обещают, что игра будет работать на двухгигагерцовой машине с 512 мегабайтами оперативной памяти). «Такие системные требования накладывают определенные ограничения на качество графики — мы не можем использовать все ресурсы Unreal Engine 3, — объясняет Янсен. — Приходится делать нелегкий выбор между качеством картинки и доступностью игры для среднего пользователя, искать компромиссы… Всегда найдутся игроки, которые будут требовать от нас графику уровня Gears of War или Crysis , но мы ставим себе совсем другие задачи. Хотя я могу гарантировать вам, что для многопользовательских шутеров это будет новый уровень! И вот еще — по мере того, как будет расти средний уровень железа игроков, мы будем наращивать качество картинки».
* * *
На самом деле успех подобной затеи в первую очередь зависит от внимания к деталям. Сложится ли вокруг Parabellum активное онлайновое сообщество, насколько удобно будет социализироваться в игре, найдется ли аудитория для длительных многоэтажных поединков? Ясно, что обычный дефматч в Parabellum будет совершенно невзрачным, а доступней Team Fortress 2 все равно ничего нет. Вся надежда на многопользовательские кампании, и тут Acony лоб в лоб столкнутся с… Left 4 Dead. Результаты аварии — уже в этом году.
Будем ждать? Parabellum грозится совместить в себе лучшие черты Counter-Strike и корейских MMORPG: обещают огромную сорокауровневую сечу на улицах Нью-Йорка будущего.