Руководство и прохождение по "Операция "Багратион""
[[BREAK]]
Товарищи офицеры, прошу вашего внимания. Рассаживайтесь вокруг стола, нам предстоит обсудить новый план боевых действий. Его разработчик — известный и почитаемый нами стратег. Он уже не раз приводил нас к победе. Но верить лишь в имя — невозможно! Необходимо лично убедиться в выигрышности плана. И если он плох, мы разорвем его на куски, а великое имя за секунду превратится в позорное клеймо. Вы хорошо знаете примеры. Но не будем отвлекаться. Я уже подробно познакомился с планом и теперь готов ознакомить с ним вас. И вы, товарищи офицеры, просто ответите «да» или «нет». Все остальное — уже неважно…
Несокрушимая и легендарная
Родилась ты под знаменем алым
В восемнадцатом грозном году.
Всех врагов ты всегда сокрушала,
Победишь и фашистов орду.
О. Колычев
После выхода Massive Assault и «Обитаемый остров: послесловие» любой проект от Wargaming.net притягивает внимание. Эти разработчики совершенно особым образом подошли к жанру пошаговых тактик. Уделили большое внимание графике, удобному и понятному интерфейсу. Стало сложно противостоять тактике противника, а не справляться с управлением или разбором характеристик. Причем от этого их игры не становились простыми. Обвинять их в несерьезности — сродни утверждению, что «Кодекс войны» проигрывает своему прародителю, Fantasy General , из-за ярких красок и трехмерности.
Казалось бы, абсолютно все предыдущие проекты Wargaming.net удачны, а значит, и «Багратион» обречен на успех. Получит награды, обрадует любителей пошаговых военных стратегий… Так? Не совсем. В новой игре мы не увидим одной очень важной кнопочки — «конец хода». А значит, исчезло и поле, расчерченное на многоугольники, и неспешное перемещение войск. «Багратион» с виду больше напоминает Warhammer: Mark of Chaos и серию Total War, нежели своих братьев. И подобных игр по Второй мировой мы не видели очень давно.
& & &
Многие стратегии делают ставку исключительно на кампанию. Быстрые битвы служат неполноценным довеском. Сыграли раз-другой — и надоело. В «Багратионе» приоритеты расставлены несколько иначе. Кампания и быстрые битвы — совершенно разные игры, и одна отлично дополняет другую. Так что рассмотрим их по отдельности.
До свиданья, города и хаты
До свиданья, города и хаты,
Нас дорога дальняя зовет,
Молодые, смелые ребята,
На заре уходим мы в поход.
На заре, девчата, выходите
Комсомольский провожать отряд.
Вы без нас, девчата, не грустите -
Мы с победою придем назад!
М. Исаковский
В «Багратионе» нет придуманной еще в «Дюне» системы миссий «от меньшего к большему» — когда от карты к карте наши войска становятся все обильнее и разнообразнее. Например, в седьмой миссии (из десяти) у нас под руководством двадцать восемь рот. И нам необходимо добить отходящие войска противника, потом форсировать реку и на склоне холма дать врагу финальный бой. Начинается следующая миссия — у нас всего семь рот. Подкрепления вызывать нельзя. Задача — «всего лишь» взять вокзал. Вот только сделать это оказывается сложнее: враг сбивает зенитками самолеты, а гаубицами взрывает танки. При этом к нему постоянно подходит подкрепление. И наша задача — не развязывать бой, а, наоборот, постараться как можно меньше солдат потерять в бессмысленных перестрелках с техникой неприятеля. Надо действовать аккуратно, точно и быстро.
Кампания за Германию тоже далеко не банальна. Пускай битвы происходят на тех же картах, но игровой процесс — совершенно иной. Так, в пятой советской миссии мы останавливаем конвой врага. Для этого нам приходится сначала брать одну из ключевых позиций противника (есть выбор, какую именно), потом удерживаться на ней, и только в конце миссии уничтожать грузовики. Когда же мы будем играть немцами, то придется уже оборонять сразу четыре высоты и аккуратно вести конвой мимо выстрелов советских пушек. Ощущения совершенно разные. А карта — одна.
И так обстоит дело со всеми миссиями. Разработчики воспользовались тем, что могут моделировать уже готовую ситуацию. Причем, как и в Red Alert 3 , в миссиях нас ждет много сюрпризов. Мы можем бросить все войска на взятие высоты, будем отчаянно сражаться и не жалеть танков, а потом окажется, что пока мы эту позицию штурмовали, враг выбил союзников на другой стороне реки — теперь им надо помочь. Войск нет? Кто же виноват, что вы жизнями своих бойцов так разбрасываетесь…
Бывает даже, что какое-то задание обрывается на половине и нам срочно надо менять дислокацию. Но такое случается очень редко. Да и вообще — повторения в игре не практикуются. Разработчики хорошо помнят, что даже удачная шутка, повторенная дважды, превращается в глупость. Все находки авторы игры ставят на стол только раз.
На безымянной высоте
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
М. Матусовский
В «быстрых битвах» сражения проходят совершенно иначе. В кампании командование знает все. Разведка сообщила, куда направится враг. Тактики предсказали, что будет использовать враг. Главный генерал решил, как умрет враг. Нам остается только грамотно управлять войсками и использовать все тактические хитрости, на которые способны. Стратегией занимается штаб.
В быстрой битве мы — и разведчик, и тактик, и главный генерал. Играть здесь намного сложнее.
Выглядит все так. На карте есть 5-7 ключевых точек. Каждая из них дает очки подкреплений. Тот, кто контролирует больше позиций, быстрее получает новые войска и активнее давит противника. Изначально у нас три отряда, все остальные надо заказывать на очки.
С виду все очень просто, но на деле… Много сил отбирает стратегическое планирование. Необходимо выбрать те точки, которые лучше захватить первыми, причем так, чтобы враг не опередил нас и не выбил оттуда сразу же. А значит, просто направить на дальнюю точку грузовички — бессмысленно. Так же приходится выбирать позиции для закрепления войск. Как минимум в двух точках надо будет развернуть пушки, посадить в окопы пехоту, подвести танки. В игре нет «тумана войны», а потому нам надо еще и ловить одиночные вражеские роты, разбивать мелкие группировки войск большими. И это далеко не все. Прошу заметить, все перечисленное ни в коей мере не зависит от блестящего управления войсками, знания горячих клавиш и прочего. На этом этапе (а длится он всю битву, просто тактическая составляющая гораздо заметнее) мы используем умения, характерные для пошаговых тактик. Вот только ограничиваться исключительно ими — не получится.
Роль играет и управление войсками в схватке. Отправляем солдат в атаку, вынуждаем противника повернуться к нам боком, заходим с тыла, уходим из-под огня. В это же время пускаем пехоту через леса, маневрируем пятью ротами танков, вызываем подкрепления, разворачиваем и сворачиваем пушки и гаубицы, вызываем артиллерийский огонь на опережение. Я не скажу, что здесь необходим микроконтроль уровня RTS. Но огромные карты требуют от игрока и огромного внимания. Да и руководить армией, в которой больше тысячи бойцов, — еще то занятие.
Однако все это не должно отпугнуть тех, кто уже привык играть в неспешные пошаговые стратегии. В «Багратионе» предусмотрена «умная пауза». Включили ее, раздали всем бойцам здания и наслаждаетесь поединком, попутно внося некоторые коррективы. Если надо опять активно вмешаться в игровой процесс — вновь пауза и череда заданий.
И если кампанию кто-то назовет разминкой перед быстрыми битвами, то их можно считать лишь тренировкой для еще более сложного режима — сетевой игры. Она живет по тем же правилам, что и быстрые битвы, за одним лишь исключением — паузы нет. В остальном — те же карты, точки, задачи. Но сражения с людьми — это совершенно иные ощущения. Мне довелось сражаться по сети в Rome: Total War и Warhammer: Marc of Chaos — они намного проще. Там главную роль играет все же тактика, а в «Багратионе» — стратегия.
Вот только рано радоваться любителям сетевых баталий. Пока что разработчики не считают этот режим приоритетным. Так что не получится у нас расти в званиях, перемещаться по таблице статистики, получать награды и нашивки…
Мы вращаем землю
Я ступни свои сзади оставил,
Мимоходом по мертвым скорбя.
Шар земной я вращаю локтями
На себя! На себя!
В. Высоцкий
Разработчики не случайно выбрали именно операцию «Багратион» как основу для игры. Белорусское наступление считается чуть ли не самым крупномасштабным за всю историю человечества. Во время операции «Багратион» произошло больше десятка крупных сражений русско-немецких войск. И игра воссоздает те баталии. Причем мы действительно можем увидеть, насколько эпичными они были.
Вспомните «Блицкриг». У нас под руководством двадцать танков, сто пехотинцев и несколько гаубиц. Быть может, задачи стоят архиважные, но размах сражений тех лет не чувствуется. Разве ж это бой Великой Отечественной войны, когда в атаку идет сорок солдат?
Совсем иначе дело обстоит в «Операции «Багратион»«. Здесь, конечно, тоже нет реальных по численности боев. Но на сегодняшний день это самая эпичная игра по Второй мировой. Именно здесь я впервые увидел более-менее правдоподобную пехотную атаку. Когда в гору с разных сторон бегут триста-пятьсот солдат, по ним неустанно бьет артиллерия, а сзади медленно движутся танки — это завораживает. Взяв очередную высоту, отлично понимаешь, почему пехоту называют «пушечным мясом». Враг часто использует противотанковые орудия, а кто с ними борется лучше всех? Естественно, обычный солдат с гранатой. Вот только гибнет он очень быстро, а потому таких «обычных» нужно несколько сотен. Умрет большинство, но задание выполним. Вдобавок это гораздо дешевле, чем потерять пятьдесят танков…
Управляем мы, естественно, не каждым бойцом в отдельности — это было бы абсурдно. Приказы отдаются на уровне рот, как и в играх серии Total War. Так, во-первых, проще, а во-вторых, это дань реализму. Сложно представить генерала, который бы отдельно командовал каждым бойцом…
Марш танкистов
Гремя огнем, сверкая блеском стали,
Идут машины в яростный поход.
Б. Ласкин
Разработчики больше всего хотели не переврать и не исказить события тех лет. Даже кампания за Германию, хоть и считается альтернативным взглядом на историю, и то сделана очень аккуратно. Ни о каком штурме Москвы или полной победе фашистов и речи быть не может. Большинство сражений — реальны. Просто побеждает Германия…
Так же внимательно разработчики отнеслись и к технике. У каждой боевой единицы целый набор характеристик. Броня (лоб, башня, днище, корма и т.п.), скорость, дистанция стрельбы. И абсолютно все параметры совпадают с реальными энциклопедическими данными.
Легко можно почувствовать отличие тяжелого танка от среднего. И даже разница скорости в 10 км/ч заметна во время боя. И лишние 10-20 метров в дальности стрельбы играют значительную роль. При этом совершенно необязательно знать наизусть, сколько миллиметров толщина передней брони Т-34. Разработчики продолжили делать серьезные игры с добрым лицом.
Правда, странно, что нет «боевого духа». Враг может за секунды убить пятьсот пехотинцев, но остальные пятьдесят продолжат сражаться. Причем не только бежать не решатся, но и огонь вести будут так же эффективно. Но это, пожалуй, единственное, за что можно упрекнуть разработчиков. Та же пехота при сильном обстреле хоть и не отступает, но падает на землю и начинает двигаться исключительно по-пластунски. Атака замедляется, солдаты гибнут, танки становятся легкой целью…
Иду из кино
Я дождь люблю, люблю цветы, люблю весну,
И войны я умею ненавидеть!
Но я смотрю все фильмы про войну,
Как будто в них могу отца увидеть.
И. Кашежева
На КРИ 2007 разработчики подумывали о номинации «лучшая графика». Тогда я очень сильно удивился. Да, стратегии тоже бывают высокотехнологичными. Вспомним хотя бы World in Conflict. Но там на поле боя бегает не более сотни солдат. В «Багратионе» — их больше тысячи. Так что год назад я воспринял это заявление как рекламный ход. Я ошибся.
Камеру (взгляните на картинки) можно опускать до земли, и мы способны рассмотреть лицо каждого бойца. При этом на танках хорошо видны следы от снарядов и грязь. Самолеты же в детализации могут посоперничать с игрой «Ил-2»! Я удивлен.
Возникает резонный вопрос — зачем разработчикам делать настолько большую детализацию? Ну кому надо рассматривать солдат вблизи? Тем более отдавать приказы мы все равно будем с максимальной высоты. И чем дальше от земли камера, тем удобнее. Баловство?
Отнюдь нет. Такая детализация очень важна для игры. Разработчики задались целью сделать бои настолько красочными, чтобы игроку казалось, будто он смотрит старый советский фильм о войне. Для этого и была придумана (а точнее, творчески позаимствована из «Демиургов» и HoMM V ) «кинематографичная камера», о которой говорили чаще, чем об игровом процессе. В этом дополнительном режиме мы не можем отдавать войскам приказы, интерфейс вообще пропадает, а камера начинает жить своей жизнью. То она покажет нам, как пехотинцы разлетаются от взрыва снаряда, то окажется на башне танка, а иногда взлетит над полем боя и по спирали обогнет весь театр боевых действий. Выглядит действительно очень «киношно». Все ракурсы знакомы по старым фильмам. Причем когда камера летит высоко над войсками, кажется, что ее несет вертолет. Кино!
Есть, правда, у кинематографичной камеры и один недостаток. Сейчас она порой показывает и довольно посредственные моменты из боя. То солдат в тылу, то мирно едущие танки, то гаубицы, не собирающиеся стрелять. Это сильно ослабляет динамику. Надеемся, что разработчики исправят эту оплошность в ближайших патчах. Все-таки изредка смотреть на игру, как на фильм, — действительно интересно. В каждом бою я хоть раз да откидывался на спинку кресла и просто наблюдал.
Операция в цифрах
Размах операции «Багратион» поражает. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на цифры.
Начнем с сил сторон. У Советского Союза к началу операции было 2 331 700 человек, а также 5200 танков и САУ. У Германии — 800 000 солдат, 900 танков и САУ. При этом потери выглядят еще более чудовищно. СССР потерял 178 507 солдат (убиты или пропали без вести), 587 308 были ранены во время сражений. Также было уничтожено 2957 танков и САУ, 2447 орудий и минометов. Германия потеряла чуть меньше людей — немногим более 409 тысяч, из них 255,4 тысячи либо погибли, либо попали в плен.
А ведь операция длилась чуть больше двух месяцев. С 23 июня по 29 августа 1944 года…
Войска
Многие боевые единицы у СССР и Германии практически не отличаются друг от друга. Поэтому мы не будем по два раза перечислять достоинства и недостатки похожих и одинаковых бойцов. В этой главе разберем все советские войска и уникальные немецкие, а на постере вы сможете найти характеристики абсолютно всех войск.
Артиллерия
БМ-13 (реактивный миномет «Катюша). Мобильная, с огромной прицельной дальностью и высоким радиусом поражения. Действует практически как артиллерийская поддержка или авиаудар. Вот только точность поражения у «Катюши» очень посредственная. Если вы хотите точечно уничтожить одну роту противника, то далеко не факт, что все снаряды угодят в цель. Гораздо лучше использовать против крупных группировок.
Кроме того, «Катюши» совершенно беззащитны и очень долго перезаряжаются. Даже легкий танк уничтожает «Катюшу» с одного залпа.
Историческая справка: выпуск боевых машин реактивной артиллерии БМ-13 был начат в 1941 году. С целью стандартизации в 1943 году прошла испытания и принята на вооружение ее новая модификация — БМ-13Н (нормализованная), которая и находилась в производстве до конца войны. Общий выпуск снарядов М-13 оценивается в 6,97 млн штук.
85-мм пушка 52-К (зенитное орудие). В кампании совершенно необходимо пресекать авиаудары противника. И если в брифинге многозначительно сказано, что враг будет использовать самолеты, постарайтесь сразу же развернуть зенитки рядом с вашими танками.
В быстрых битвах и уж тем более в сетевой игре враг не обязан использовать авиацию. Если ему надо провести артподготовку, то он запрашивает поддержку дальнобойной артиллерии. Ее снаряды зенитками сбить не получится…
Однако это не означает, что 52-К в быстрых боях не пригодится. У него огромный радиус действия, а стреляет зенитка почти так же хорошо, как противотанковая пушка. Правда, операторы зенитки не могут передвигать ее собственноручно. Всегда приходится вызывать грузовички. Мобильность — это не про 52-К.
Историческая справка: основное советское зенитное орудие среднего калибра в годы войны. Серийно выпускалось с 1939 по 1945 год. Всего было выпущено 13 422 единицы. В целом на долю зенитной артиллерии среднего калибра пришлось 4047 сбитых самолетов противника. Кроме того, 85-мм зенитные пушки с успехом применялись в борьбе с немецкой бронетехникой.
76,2-мм пушка ЗИС-3 (противотанковое орудие). Небольшие, но очень эффективные пушки, которые часто использует противник в кампании. Радиус поражения у этого орудия несколько больше, нежели у танков. Поэтому мы иногда успеваем уничтожить одну вражескую роту еще до того, как она начнет стрелять по пушкам.
Однако танки — далеко не главная головная боль ЗИС-3. Намного больше вреда приносит пехота. Солдаты десятками гибнут, медленно ползут по земле, но как только они могут швырнуть в сторону противника гранату — пиши пропало. Орудие взрывается, пехота встает и бежит на штурм. Поэтому просто ставить пушки в надежде, что они и сами справятся, — наивно. Рядом как минимум должны быть солдаты с винтовками или пулеметами. Они лучше всего устраняют вражескую пехоту.
Историческая справка: 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗиС-3) — первое в мире артиллерийское орудие, которое собиралось на конвейере, и самая массовая пушка Великой Отечественной войны — всего в период с 1942 по 1945 выпущено свыше 48 000 штук (еще около 13 300 стволов было смонтировано на САУ СУ-76).
152-мм гаубица образца 1943 года Д-1 (гаубица). Попросту говоря, это здоровая противотанковая пушка. Когда враг ставит на точку гаубицу, приходится сотнями кидать в бой пеших бойцов. Танкам ехать на пушки бессмысленно. Два-три залпа — и нет у нас техники…
Вообще наиболее результативный способ сломить оборону противника — это отвлечь гаубицы на незначительную (или малочисленную цель). Например, первыми в бой отправляем тяжелые танки. Они идут по левому флангу. Медленно, правда, идут, чинно. На них отвлекаются пушки, а в это время средние танки заходят с другой стороны и мгновенно уничтожают оборону противника. Вместо техники можно использовать и пехоту, которая нападает с нескольких сторон.
Историческая справка: 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1) была запущена в производство накануне Курской битвы, а всего до окончания войны было изготовлено 1057 гаубиц Д-1.
5-barrel 21-cm Nebelwerfer-42 (реактивный миномет). Немецкий аналог «Катюши». Стреляет он более мощными ракетами, но выпускает их за раз гораздо меньше. Вдобавок для переброски этого миномета приходится вызывать тягач. Полезная, конечно, штука, но сильно проигрывает «Катюше».
Историческая справка: 210-мм пятиствольный реактивный миномет Nb.W 42 был создан в 1942 году на базе 150-мм шестиствольных минометов образца 41. Всего было выпущено около 1,5 тысяч установок и 402,6 тысяч снарядов для них.
Танки
Т-34-76 образца 1942-43 годов (средний танк). Быстрый и маневренный. Хоть он считается средним, но его можно использовать и как легкий. Т-34 в первую очередь пригодится для захвата точек и отвлекания врага. Также этот танк отлично подходит для захода в тыл противника и уничтожения пехоты. Главное — успеть доехать до нее и начать стрелять из пулеметов.
Историческая справка: Т-34 — самый массовый танк периода Второй мировой войны. Всего в 1940-1944 годах было выпущено более 35 тысяч танков Т-34-76. Сложно переоценить вклад этой боевой машины в танкостроение всего мира.
Т-34-85 (средний танк). Отличается от предыдущего только более сильным вооружением. По ходовым качествам равен ему. Если можно выбирать, то лучше брать более современную модель.
Историческая справка: с 1944 года и до окончания Второй мировой войны было выпущено около 21 000 танков Т-34-85. Эта боевая машина была создана в ответ на появление новых немецких тяжелых танков и стала одним из символов Победы.
M4A2 Sherman (средний танк). Уступает двум предыдущим в скорости, маневренности и мощи. Однако с его помощью нам приходится сражаться во время миссий. А вот в быстрых битвах вызывать его не стоит.
Историческая справка: M4 Sherman был основным танком армии США во время Второй мировой войны. В Советскую Армию он поступал по ленд-лизу в модификации M4A2, изначально предназначенной для морской пехоты. Эта модификация отличалась дизельной силовой установкой — на прочие «Шерманы» устанавливали бензиновые двигатели. Всего в СССР было поставлено около 4000 машин, поровну в двух вариантах — с 75-мм и 76-мм орудием. На фронте получил прозвище «Эмча».
ИС-2 (тяжелый танк). Медленный, крепкий и очень мощный. Иногда без него просто не обойтись. Особенно когда приходится штурмовать или оборонять какую-нибудь высоту. При всех его достоинствах он чертовски медленно движется. Однако именно ИС-2 лучше всех отвлекает на себя внимание противотанковых пушек. С первого выстрела они не могут уничтожить столь крепкий танк, а посему ваши более мобильные бойцы беспрепятственно прорвутся в тыл врага.
Историческая справка: ИС-2 — самый мощный советский танк, принимавший участие в Великой Отечественной войне. Он стали неприятным сюрпризом для немцев благодаря способности пробивать броню их тяжелых танков на дальностях до 2 тысяч метров. Всего до конца войны было выпущено около 3200 танков.
Pz-VI Tiger I (тяжелый танк). При том что «Тигр» по вооружению немного превосходит ИС-2, он еще и быстрее движется. Практически с той же скоростью, что и «Шерман»! В итоге советским средним танкам очень сложно противостоять «Тигру». Так что в открытый бой с ними лучше не лезть. Всегда старайтесь ударить в тыл или нападать сбоку. Для большей эффективности в атаках используйте пехоту.
Историческая справка: один из самых известных и опасных немецких танков. С 1942 по 1944 год выпущено 1355 боевых машин, которые активно использовались до конца войны. Впервые «Тигры» применены осенью 1942 года под Ленинградом.
Pz-VI Tiger II (тяжелый танк). Второй «Тигр» уступает своему старшему брату в скорости, но зато это самый крепкий танк из представленных в игре. Его можно смело бросать на штурм любого укрепления, он будет долго и упорно ехать, но взорвется очень нескоро. А уж один на один с любым другим танком «Тигр» становится вовсе непобедимым.
Историческая справка: «Королевский Тигр» — самый тяжелый серийный танк Второй мировой. Выпущено 480 танков. На советско-германском фронте «Тигр II» впервые был применен 13 августа 1944 года в ходе боев на Сандомирском плацдарме.
САУ
ИСУ-152 (самоходка). Пожалуй, наиболее грозный и опасный противник для танков противника. Рота ИСУ-152 одним залпом уничтожает роту средних танков врага. Вот только если немецкие самоходки используются Германией довольно активно, то СССР применяет ИСУ-152 редко. Дело в том, что самоходные установки Союза двигаются очень медленно. Настолько, что иногда легче бросить их, нежели тащить за собой. Так что лучше всего их просто ставить на ключевую точку. Пусть стоят и стреляют — это они делают просто превосходно.
Историческая справка: тяжелые самоходные установки ИСУ были созданы на базе танка ИС-2. Всего в годы войны было выпущено около 4 тысяч самоходок ИСУ трех модификаций. Снаряд ИСУ-152 срывал с погона башню «Тигра» и проламывал броню «Пантеры». Советские солдаты дали тяжелым самоходкам прозвище «Зверобой».
Sturmgeschutz 40 Ausf G (самоходка). В кампании немцы используют САУ чуть ли не чаще, чем танки. В принципе, вполне резонно. По мощи они выигрывают у многих других боевых машин, а по скорости не сильно уступают средним танкам. В итоге у них всего один недостаток — отсутствие башни и слабая маневренность. Так что проще всего бороться с Sturmgeschutz так. Пускаем две роты легких танков с двух сторон от самоходок. Когда они поворачиваются к одним танкам, другие открывают огонь.
Историческая справка: самая массовая германская гусеничная бронемашина во Второй мировой войне. С 1940 по 1945 год выпущено более 10,5 тысяч штурмовых орудий девяти модификаций. В Советской Армии данные самоходки обычно называли «Артштурм».
Тягачи
Studebaker US-6 (грузовик). Грузовики используются в игре практически постоянно. Если надо перебросить пехоту на большое расстояние — сразу вызываем «Студебеккер». Подвинуть артиллерию на сто метров? Тоже без тягача не обойтись. Грузовички, как водится, совершенно беззащитны. Поэтому всегда выгружайте войска метров за двадцать до линии обстрела врага.
Историческая справка: фирма «Студебеккер» развернула производство в конце 1941 года, и ее машины US-6 были ориентированы в основном на поставки в армии союзников. Всего за годы войны выпустили свыше 187 тысяч грузовиков данного типа. Автомобили Studebaker US-6, которые поставлялись по ленд-лизу в 1943-45 годах, стали самыми распространенными импортными грузовиками в Красной Армии.
Sd.Kfz. 251 (бронетранспортер). В миссиях используется редко, а в быстрых битвах практически вовсе не появляется. Единственное, что хорошо делает БТР, — уничтожает пехоту. Вот только она его очень быстро закидывает грантами. Так что не совсем ясно, что делать с этой техникой.
Историческая справка: средний полугусеничный бронетранспортер, предназначенный для перевозки мотопехотного отделения. С 1939 по 1945 год изготовлено 15 242 машины 23 модификаций. Бронетранспортеры использовались в немецких частях на всех фронтах с первых и до последних дней войны.
Пехота
Автоматчик (ППШ или MP-40). Пехота с автоматами — самая простая и многофункциональная в игре. Она отлично борется как с танками и пушками, так и с другими пехотинцами. Отправлять в бой одну роту автоматчиков обычно бессмысленно. Им сильно не хватает огневой мощи для борьбы с техникой и дальности стрельбы для уничтожения пеших солдат.
Историческая справка: пистолет-пулемет системы Шпагина образца1941 года (ППШ-41) отличался крайней простотой конструкции и использованием дешевых материалов без ущерба для боевых качеств оружия. По некоторым оценкам, было выпущено около 6 млн единиц ППШ-41.
Пулеметчик (пулемет системы Дегтярева или ручной MG-42). Задача пулеметчиков — уничтожать пехоту врага. Они стреляют в три раза дальше, чем автоматчики! Против техники, впрочем, они ничем не лучше. Гранаты у всех одинаковые.
Историческая справка: ручной пулемет системы Дегтярева (ДП-27) был принят на вооружение в 1927 году и выпускался серийно до конца войны. В 1944 году в серию пошел его модернизированный вариант ДПМ, а всего только за годы войны было выпущено более 800 тысяч ручных пулеметов Дегтярева.
Минометчик (ротный 50-миллиметровый миномет). Именно минометчики лучше всех уничтожают пушки врага. Посылаем на укрепленную точку две-три роты этих бойцов, и они уже через несколько минут полностью очищают дорогу танкам.
Для защиты от этого типа войск лучше всего использовать пулеметы. Они всегда могут выдвинуться врагу навстречу и за несколько секунд уничтожить всю роту солдат. Будьте внимательны и всегда смотрите, каких пехотинцев использует враг.
Историческая справка: 50-мм ротный миномет был принят на вооружение в 1938 году, модернизировался в 1940 и в 1941 годах. Общий выпуск 50-мм минометов составил 174 868 штук. В 1943 его сняли с производства, а затем и с вооружения фронтовых частей.
Винтовочник (винтовка Мосина или 7,92 мм карабин Mauser). Самый дешевый тип пехоты в игре. Винтовочники отлично борются с пехотой за счет высокой дальности стрельбы. Ну и, конечно же, количества. Если вам нужно отвлечь врага — на помощь вновь приходят солдаты с винтовками. Они дешевые, их не так жалко…
Историческая справка: винтовка системы Мосина была запущена в производство в 1891 году; неоднократно модернизировалась и выпускалась вплоть до 1944 года. Часто винтовку называли «трехлинейкой», по калибру патрона, равному 3/10 дюйма. Общий выпуск винтовки Мосина, по некоторым оценкам, составил более 12 млн единиц.
Улучшения
За уничтожение врагов и выполненные задания нам даются очки победы. Тратя их, мы совершенствуем определенный род войск до конца кампании.
Пехота
Скорость стрельбы. Поскольку в кампании мы используем пехоту в основном для уничтожения техники, то увеличивать ее скорострельность практически бессмысленно. Нет таких миссий, где нам бы мешали в первую очередь пешие солдаты врага. Так что это улучшение можно и вовсе не брать.
Меткость. Тоже не особо полезно. Позже, когда все основные модернизации мы проведем, к меткости можно будет вернуться. Но пока — пропускаем.
Дальность метания гранат. Вот оно — самое важное улучшение для пехоты в начале игры. Дело в том, что пехота очень медленно движется под огнем. Солдаты не бегут на врага, а ползут к нему. В итоге они могут и не добраться до техники неприятеля. А с увеличенной дальностью броска воевать станет гораздо легче.
Защита на поле боя. В первое время брать не стоит, потом — можно. Увы, живучесть пехоты — не самая большая забота генерала. Нам гораздо важнее толщина танковой брони. А пехота дешевая, что с нее взять?
Минометы. Отличная штука. Берем обязательно, но только миссии так к пятой. Раньше минометчиков у нас в игре не будет.
Пулеметы. Пожалуй, наиболее бесполезное улучшение для пехоты. Враг не использует так много пехоты, чтобы она была нашей главной помехой. А вот компьютеру я бы посоветовал это улучшение брать. Мы-то его пехотой ой как сильно мучаем.
Мобилизация. Довольно неплохое улучшение. Пехоту мы и так используем довольно часто, а с этим улучшением ее станет еще и намного больше. Жалко противника, жалко…
Артиллерия
Дальность стрельбы. Для артиллерии полезнее всего. Простая арифметика — чем раньше начинаем стрелять, тем больше противников сможем убить. Вдобавок, когда враг тоже использует пушки, мы можем своей артиллерий уничтожать его. Дальность стрельбы — штука безусловно отличная.
Меткость стрельбы. Тоже хорошее умение. И его тоже надо брать. Так мы сможем уничтожать половину армии врага только залпами пушек.
Защита на поле боя. Бесполезно. Если враг может стрелять по пушкам, им конец. Если они будут немного крепче — это не спасет.
Маневренность. Редко когда враг может ускользнуть от прицела пушек. Чаще всего это ошибка тактики. Игрок просто неправильно поставил пушки. Вдобавок артиллеристы и так довольно быстро их разворачивают. Не нужно тратить очки.
Улучшенные боеприпасы. Важное и очень полезное улучшение. Если средние танки пушками и так можно быстро уничтожить, то против тяжелых боевых машин необходимо это улучшение.
Мобилизация. Если ваш стиль игры предполагает большое количество артиллерии на поле боя, то это улучшение будет очень полезным. Я же отлично обходился без него. Хватало тех пушек, которые давали в начале.
Танки и САУ
Дальность стрельбы. У танков практически все умения полезны. Поэтому мы постараемся выделить именно те, которые надо развивать в первую очередь. Дальность — в их числе.
Меткость. Развивается всего на один уровень и дает не особо большую прибавку. Так что можем ею пренебречь.
Танковый пулемет. Танки — не главный противник пехоты, это улучшение можем и вовсе не брать.
Защита на поле боя. Брать надо обязательно. Танки — главные бойцы в игре. Их надо беречь, без них сражаться невозможно.
Маневренность. Можно пренебречь улучшением. В быстрых битвах оно бы смотрелось намного интереснее, а вот в миссиях мы и без маневренности прожить можем.
Улучшенные боеприпасы. Это улучшение стоит брать после защиты и дальности стрельбы.
Мобилизация. Можно смело обойтись и без более дешевых танковых подкреплений. Пусть лучше каждый солдат на поле боя будет метко и далеко стрелять, а также не гибнуть от первого снаряда противника. Ближе к концу игры, в принципе, можно купить и это улучшение.
Таблица 1 Стоимость подкреплений
Тип подкрепления Сторона Стоимость
Пехота
Пехота с MP-40 Германия 15
Пехота с MP-40 и GW 36 Германия 20
Пехота с MP-40 и Panzerfaust Германия 20
Пехота с MP-40 и MG-42 Германия 20
Пехота с Mauser K.98K Германия 10
Пехота с Mauser K.98Kи GW 36 Германия 17
Пехота с Mauser K.98Kи Panzerfaust Германия 17
Пехота с Mauser K.98Kи MG-42 Германия 17
Пехота с ППШ СССР 15
Пехота с ППШ и 50-мм ротным минометом СССР 20
Пехота с ППШ и ручным пулеметом Дегтярева СССР 20
Пехота с винтовкой Мосина СССР 10
Пехота с винтовкой Мосина и 50-мм ротным минометом СССР 17
Пехота с винтовкой Мосина и ручным пулеметом Дегтярева СССР 17
Танки и САУ
Средний танк Pz-III Германия 25
Средний танк Pz-IV Германия 45
Средний танк Sherman CCCР 40
Средний танк T-34-76 CCCР 30
Средний танк T-34-85 CCCР 60
Средний танк Pz-V Ausf.A (Panther) Германия 70
Тяжелый танк Pz-VIE Tiger I Германия 100
Тяжелый танк Pz-VI Tiger II Германия 150
Тяжелый танк ИС-2 СССР 130
Противотанковое орудие PaK40 Германия 20
Противотанковое орудие ЗИС-3 СССР 25
Гаубица 10,5-cm leFH 18 Германия 50
Гаубица Д-1 СССР 60
Зенитное орудие 8.8-cm FlaK18/36 Германия 60
Зенитное орудие 52-К СССР 55
Реактивный миномет Nebelwerfer-42 Германия 60
Реактивный миномет «Катюша» СССР 95
Самоходка ИСУ-152 СССР 110
Самоходка StuG III Ausf G Германия 55
Авиация
Пикирующий бомбардировщикR Ju-87D-5 Германия 40
Штурмовик Ил-2м3 СССР 40
Корпусная артиллерия
БР-18 СССР 45
17-см Kanone 18 Германия 45
Таблица 1 Улучшения войск
Название улучшения Стоимость улучшения + стоимость дополнительного улучшения Эффект от улучшения + эффект от дополнительного улучшения Примечание
Пехота
Скорость стрельбы 200 + 300 задержка -25% + задержка -25%
Меткость 300 + 400 отклонение -10% + дальность +9%, отклонение -10%
Дальность метания гранат 200 + 300 дальность +15% + дальность +10%
Защита на поле боя 200 + 300 Бронирование +10% + бронирование +15%
Минометы 200 + 300 замедление скорости снаряда -20% + отклонение -15%
Пулеметы 200 + 300 дальность +10% + дальность +15%
Мобилизация 300 + 500 Стоимость -7% + стоимость -10%
Артиллерия
Дальность стрельбы 400 + 600 дальность +5% + дальность +5% Не действует на «Катюши» и «Небельверферы»
Меткость стрельбы 400 + 600 отклонение -4% + отклонение -7% Не действует на «Катюши» и «Небельверферы»
Защита на поле боя
Маневренность 400 + 600 угловая скорость +15% + угловая скорость +10% Не действует на «Катюши»
Улучшенные боеприпасы 400 + 600 радиус поражения +15% + радиус поражения +15% Не действует на «Катюши» и «Небельверферы»
Мобилизация 500 + 600 стоимость -6% + стоимость -8%
Защита 400 + 600 бронирование +15% + бронирование +15%
Танки и САУ
Дальность стрельбы 400 + 600 дальность +9% + дальность +10%
Меткость 500 отклонение -17%
Танковый пулемет 300 + 500 дальность +15% + дальность +11%
Защита на поле боя 400 + 600 бронирование +7% + бронирование +5%
Маневренность 400 + 600 угловая скорость +10% + угловая скорость +17%
Улучшенные боеприпасы 400 + 600 радиус поражения +9% + радиус поражения +6%
Мобилизация 500 + 700 стоимость -7% + стоимость -8%
[[BREAK]]
Кампания за СССР
Миссия 1. Сигнал к наступлению
Первое задание, как водится, довольно простое. Нас знакомят с управлением, возможностями бойцов, основами. Однако трудности могут возникнуть уже в самом начале, особенно если вы выбрали высокий уровень сложности.
Это важно: я рекомендую играть все-таки на среднем или тяжелом уровне сложности. Второй вариант — предпочтительнее. От скорости реакции в игре мало что зависит, всегда можно поставить на паузу. Но чем выше сложность, тем больше приходится планировать, думать. И если у вас не получится одолеть врага, этот материал поможет вам.
Под командованием у нас две роты пехоты (с винтовками и автоматами), а также одна рота танков Т34-76. Нам необходимо взять высоту. Находится она совсем недалеко — ехать буквально две-три минуты. Вот только одна незадача — на пути окопы противника. Танки-то пройдут здесь нормально. Скорее всего, даже без потерь. А вот пехота непременно погибнет под автоматным огнем и взрывами гранат.
Алгоритм действий таков. Сначала танки подходят к окопам на расстояние выстрела и начинают атаковать их. В это время остальные наши солдаты должны отправиться в растущий справа лес. По нему необходимо обойти копы и выйти поближе к нужной нам высоте. После этого пускаем вперед танки.
Первое дело сделано, однако на точке нас поджидают танки врага. Если мы поедем на них, то они, начав стрельбу первыми, победят. Или, по крайней мере, перебьют практически всю нашу технику. Поэтому используем отвлекающий маневр: с фланга нападаем на врага пехотой, он поворачивается, и наши танки бьют ему во фланг. Если все пойдет по плану, противник не уничтожит ни одной нашей бронемашины.
Следующая задача — захватить две деревни. В этом нам помогут союзники и артиллерийские удары. Именно на них и надо сконцентрироваться. Важно ударить так, чтобы все противотанковые пушки врага взорвались. Да, это довольно сложно, и несколько штук могут уцелеть. В этом случае пускаем наших бойцов в сторону деревни — так, чтобы пушки развернулись на нашу пехоту и танки. В это время союзники должны ударить по ним с тыла. Так мы быстро возьмем деревню справа. Теперь берем пару танковых рот и отправляем их во вторую деревеньку.
В это время к нам начнет стягиваться подкрепление врага. Уничтожить его техникой проблематично. Постарайтесь бить артиллерийскими ударами на опережение. Это довольно просто и крайне эффективно — один залп, и противник повержен.
Миссия 2. Двинской плацдарм
В этом бою нам необходимо сначала взять одну из точек, а потом удержаться на ней.
Удобнее и проще всего взять правый мост. Отправляем вперед танки, с обоих флангов пускаем пехоту. Не спешите, если танки поедут прямо по пехоте, она две-три бронемашины точно взорвет. А они нам еще понадобятся.
Это важно: как бы ни хотелось, взять сразу две точки невозможно. Лучше и не пробовать, вы просто потеряете солдат.
Как только мы захватываем позицию, на нас начинает двигаться армия врага. Танки, самоходки, пехота… Атакуют они с двух сторон, поэтому надо обезопасить себя с тыла. Поставьте в деревеньку, откуда начинали игру, роту противотанковых пушек и две роты пехотинцев. Пусть они укрепятся в домах. Этого хватит.
У вас будет возможность вызывать подкрепление. Сделайте акцент на пушки и пехоту. Первые должны полностью охватить движение врага, а вторые — укрепиться в окопах. И пока враг будет бить по пехоте, артиллерия планомерно уничтожит все танки.
Можно выполнить и дополнительное здание. Для этого вызываем три роты пехоты и везем их к врагу. Потом высаживаем — и вперед. Пусть они уничтожат пушки противника. Главное, танки не посылайте — от них проку никакого.
Миссия 3. Соединение
В этом бою командование одарило нас сразу двумя ротами танков Т34-76. Нам необходимо взять высоту, на которой укрепились противотанковые пушки. Просто лезть напролом — идея не из лучших. Наша техника взорвется на секунде эдак десятой. Поэтому пойдем на хитрость.
Первыми вперед отправляются пехотинцы. Они обходят пушки с левого фланга и ждут в лесу. Потихоньку отправляем вперед и танки. И когда они уже будут почти на расстоянии выстрела пушек, кидаем в атаку пехоту. Враг отвлекается на нее, и мы его уничтожаем.
Это важно: уничтожив врага на высоте, подводите танки очень аккуратно — на вас будут двигаться самоходки врага. Их тоже надо отвлекать пехотой.
Обратите внимание на правый фланг. Там множество противотанковых пушек. Некоторые из них добивают до той точке, на которой вы сейчас стоите. Так что будьте внимательны. Одно неверное перемещение танков — и вот их у вас уже нет. Будьте особенно аккуратны, когда начнете отражать удар самоходок. Они вас будто заманивают под удар пушек.
Теперь необходимо уничтожить оборонительную линию противника. Для этого используем артиллерию — она взорвет практически все пушки. А когда к врагу начнет подходить подкрепление, то и его мы тоже уничтожим при помощи артудара.
Остается последняя задача — взять деревушку. Делим войска на две-три части и после артподготовки атакуем с разных сторон. Враг теряется, а мы первым делом уничтожаем пушки, а потом уже все остальное.
Это важно: без поддержки артиллерии на деревню лучше не лезть. Там столько пушек, что все танки быстро превратятся в груду дырявого железа. Но уж если пользоваться артиллерией вам по каким-то причинам неинтересно, придется атаковать при помощи пехотинцев. Теперь они — ваша главная ударная сила. Поэтому берегите простых солдат, только они смогут гранатами уничтожить несколько рот противотанковых пушек.
Миссия 4. Стоять до последнего
В этой миссии у нас всего одна задача — удержать позицию. Поэтому уделим внимание расстановке войск.
Сначала заказываем как можно больше противотанковых пушек. Именно они будут пачками уничтожать врага. Следующими берем пехотинцев. Они будут отвлекать внимание на себя и останавливать вражеских солдат с гранатами.
Пушки надо поставить так, чтобы все они могли бить точно по центру поле боя, однако доставали и по краям. Выдвиньте одни поближе к врагу, а другие — поставьте в тыл. Если враг уже дорвется до точки, вы сможете остановить его запасными пушками. Когда же он будет приближаться, отводите тех артиллеристов, которые попадают под огонь.
Пехоту надо посадить в окопы и лес. Будьте осторожны, именно с правого фланга пойдет вражеское пешее наступление. Ваших солдат там должны прикрыть пушки. Также пехотинцы понадобятся и возле пушек, стоящих впереди окопов.
Наступление врага идет в две волны. Первая — бронетранспортеры и пехота. В пресс-версии игры был баг, и противник не атаковал наши позиции. Придется подтянуть пушки и обстрелять неприятеля. Когда вы убьете всех, начнется главное наступление. Если отобьетесь — миссия будет пройдена.
Миссия 5. Внезапный удар
Задание у нас довольно сложное. Врагов много, времени мало, ландшафт неудобный, так еще и фашисты лезут, как тараканы, из каждой щели. Здесь нужен четкий алгоритм действий и… удача. О да, на высоком уровне сложности она нам точно понадобится.
Посмотрим внимательно на карту. Наших союзников уже атакует противник. И если он захватит зеленые точки, нам придется еще труднее. Сколько доступно войск? Преступно мало. Рота танков, две роты автоматчиков, рота самоходок и зенитки. Правда, мы можем еще и подкрепление вызывать. Но это после.
По сути, у нас всего две сильных боевых единицы, которые в начале боя могут переломить ситуацию, — зенитки и самоходки. Но у них большая проблема с мобильностью. Одни перемещаются только при помощи тягача, другие едут крайне медленно. А двигаться нам придется как можно быстрее.
Необходимо сразу же отразить атаку на союзников, которая идет прямо напротив наших войск. Для этого направляем все силы туда. В это же время заказываем пехотное подкрепление и развертываем зенитки так, чтобы они могли бить по врагу на другой стороне реки и защищали нашу точку от нападения. Вскоре здесь окажется враг. Остров потерять нельзя — иначе проиграем.
Если вы взяли точку союзника и смогли удержать остров (для этого используйте еще и самоходки), атакуйте следующую позицию. Лучше — с двух сторон. Советую вызвать подкрепление, можно даже роту «Катюш», они смогут бить по врагу на холме.
Напасть на вторую точку противника довольно проблематично. Сверху нас атакует множество врагов. Особенно опасны пушки. Именно поэтому после того, как мы удержим первую точку союзника, необходимо отбить вторую его точку. Для этого пускаем по острову две роты танков и пехоты и используем подошедшее подкрепление.
Это важно: перетащите к этой точке и зенитки. Без них отразить нападение танков проблематично. Вдобавок враг активно использует пехоту. Она отвлекает и мешает нормальной обороне позиции.
Как только мы захватим и вторую точку союзника, можно наконец-то начинать атаковать позиции. Для начала вызовем побольше пехоты и танков. Также надо будет сразу уничтожить и пушки врага.
Последнюю, крайнюю правую, позицию взять уже несложно. Главное — пустить вперед рот эдак семь пехоты. Враг не сможет ничего противопоставить, и мы добьем его танками.
Миссия 6. Рейд
В этот раз бой предстоит нам довольно простой. Сперва надо выбрать наиболее удобную точку для захвата. Возьмем ту, что слева, — на ней нет гаубиц. А у нас — есть, и, значит, мы можем просто поставить орудие поближе к врагу и… взять высоту. Дальность стрельбы у гаубицы намного выше, чем у дивизионных пушек и танков.
Можно, конечно, брать и центр. Там тоже гаубица, и бой будет почти равный. Для этого справа и слева пускаем пехоту, вперед выдвигаем танки и, когда противник отвлекается, разворачиваем пушки. Теперь наносим сокрушительный удар и берем высоту.
При помощи все тех же гаубиц мы можем захватить и все остальные точки. Главное — пусть танки и пехота прикрывают пушки от танков. Иначе наша славная битва окончится бесславным поражением.
Уничтожить конвой тоже довольно просто. Это стандартное нападение врага на наши позиции. Главное — взорвать грузовики.
На заметку: между точками ездит патруль врага. Нападайте на позицию, как только он отходит. Так вам не придется сражаться еще и с самоходками противника.
Миссия 7. Березинский рубеж
Довольно интересная миссия. Во-первых, у нас есть возможность пройти ее двумя совершенно разными способами, во-вторых, это первый бой, в котором участвует так много отрядов.
Мы постараемся как можно сильнее облегчить себе задачу, и первым делом надо не дать врагу отступить. Если он перейдет мост и укрепится на другой стороне реки, нам придется намного сложнее.
Первым делом вперед пускаем танки. За ними должна ехать пехота и пушки. Ни в коем случае не позволяйте им обогнать бронетехнику. Один залп врага, и вы останетесь сразу без нескольких рот пехоты и артиллерии.
Враг не будет отступать ровно до реки. Когда начнется бой, все войска противника сразу же остановятся. Грузовики отцепят пушки, танки начнут выстраиваться для атаки, а пехота побежит вперед. Этой небольшой задержкой нам и необходимо воспользоваться. Первым делом постарайтесь уничтожить пушки и зенитки врага. В это же время выгрузите пехоту и поставьте удобно роту гаубиц. Одна она может уничтожить рот эдак пять танков.
Это важно: в этом бою приходится командовать чуть ли не каждой ротой в отдельности. Дело в том, что выбрать все войска и пустить их вперед не получится. Они начнут занимать совершенно убогие позиции, грузовички сразу же окажутся впереди, а пушки вскоре исчезнут из ваших рядов. Так что не забывайте ставить игру на паузу и отдавать приказы каждому в отдельности.
Будьте аккуратны с пехотой врага. Она окажется ближе всего к вам, а потому до танков добежит довольно таки быстро. Так что вам придется отбить их удар своей пехотой, причем моментально, иначе гранаты порушат всю бронетехнику.
Когда мы уничтожим отступающего противника, надо будет перейти реку и встретиться с большой группой врагов. Однако давайте сначала проредим их ряды. Для этого ставим слева гаубицу и начинаем бить по неприятелю. Противник неадекватно реагирует на наши действия, и несколько рот мы сможем уничтожить точно. После этого вызываем пехотное подкрепление (много-много пехоты) и начинаем наступление. Если у вас действительно много пеших солдат, победить противника не так уж и сложно. Достаточно удачно ставить гаубицы и отвлекать противника остальными бойцами.
Миссия 8. Капкан
По сравнению с предыдущей эта миссия кажется гораздо проще — надо всего лишь захватить вокзал. Но у нас под командованием всего лишь две роты танков и по роте пехоты, дивизионных пушек и зениток, а врагов — гораздо больше, особенно когда подходит подкрепление. Оно часто идет мимо вокзала, атаковать точки союзника, но если мы попадемся на пути — операция будет провалена.
Первым делом необходимо поставить зенитки. Вскоре авиация врага начнет летать над полем битвы, и если мы не обезопасимся от нее, все войска погибнут. Поэтому ставим зенитки и пушки напротив вокзала, за метр от того места, куда попадают снаряды врага. Так мы, во-первых, уничтожим всю пехоту в окопах, сможем взорвать несколько грузовиков и танков, а во-вторых, уничтожим вражеское подкрепление, которое будет двигаться слева. Его очень важно остановить, поскольку в противном случае мы потеряем синюю точку и провалим миссию.
Перейдем к остальным войскам. Они должны напасть с правого фланга. Там есть небольшой лесок, за ним можно переждать проход подкрепления противника. Так нам не надо будет лезть в драку и лишний раз подставлять под удар танки.
Наша первостепенная задача — уничтожить зенитки противника. Как только это случится, мы сможем применить авиаудар и уничтожить всех неприятелей. Вот только как добраться до ПВО врага? Есть один сравнительно простой способ: пускаем пехоту с правого фланга, на нее отвлекаются пушки врага, и мы быстро отправляем в атаку танки. Они-то и уничтожают зенитки, а все остальное взорвут бомбардировщики.
Это важно: если мы в самом начале боя подоспеем к войскам союзника, они перейдут к нам. Да и в середине боя мы получим небольшое подкрепление.
Миссия 9. Магнушевский плацдарм
Перед нами тот редкий тип миссий, в котором можно побить врага, просто ринувшись напролом. Этим мы еще не занимались…
Сразу же грузим пушки и пехоту и двигаемся в сторону оружия «Леопольд». Его защищают несколько рот пехоты, две роты дивизионных пушек и рота гаубиц. И лишь последние представляют для нас опасность. Все остальное мы можем легко уничтожить. Своими гаубицами взрываем пушки, вражеские — накрываем огнем Катюши. Если артиллерия врага все еще жива, направляем на нее пехоту, благо у нас множество минометчиков.
Вот таким простым способом мы и выполним первое задание. Теперь необходимо захватить вторую точку. Для этого используем подкрепление и оставшиеся силы. Опять-таки активно используем Катюшу, гаубицы и тяжелую пехоту. Это сочетание позволяет очень быстро пройти миссию.
Миссия 10. Охота на Тигров
Последняя миссия — одна из сложнейших в игре. Здесь не так уж трудно разработать алгоритм действий, просто враг довольно сильно мешает нашим планам. Его много, он движется с разных сторон, а наши войска разобщены.
Можно, конечно, сражаться и на два фронта, вот только это не очень результативно. Поэтому первым делом северными отрядами берите холм, а южными деревню. Этот небольшой поселок постарайтесь не сдавать как можно дольше. Именно к нему надо будет пускать подкрепления и все остальные войска. Если нам удастся удержать его, а потом полностью очистить территорию от врага, гораздо проще будет перейти в наступление.
Следующая точка находится восточнее деревушки. Отправьте туда как можно больше тяжелой пехоты при поддержке средних танков. Хотя можно использовать и тяжелые боевые машины. Они, конечно, медленные, но зато если уж доедут — врагу точно не поздоровится.
Это важно: на карте огромное количество лесов. Пусть оттуда на противника нападает пехота. В этом случае враг не сможет концентрировать удары на одной роте солдат, и вы намного быстрее победите с меньшими потерями.
Как только три точки из пяти будут вашими, можно вновь делить войска. Сил у вас уже будет достаточно. Закажите еще пехоту и по роте тяжелых танков в каждую группу и медленно нападайте на оставшиеся точки. Как только они будут вашими, миссия и вся кампания будут пройдены. Поздравляю!
Кампания за Германию
Миссия 1. Несокрушимая оборона
Первая миссия — проверочная. В ней мы опробуем немецкие войска и взглянем на одну из битв в советской кампании с другой стороны.
Сначала нам надо захватить всего одну точку. Находится она прямо перед нашими войсками. Пускаем вперед пехоту, а за ней самоходки и танки. Врагов на этом участке немного, так что мы их быстро разобьем.
Эт важно: разделите бронетехнику, пусть она ударит с двух сторон по врагу, а пехотой нападайте в центр сил неприятеля
Однако простое первое задание — это еще не финал миссии. Следующим шагом будет захват всех точек врага. Однако нам не придется это делать самим. Во-первых, помогут союзники. Они сдерживают неприятеля. Во-вторых, доступен артиллерийский удар. Он, при удачном попадании, может полностью уничтожить силы врага. Так что потихоньку ведем танки вперед и артиллерией останавливаем наступление противника.
Когда все точки будут нашими — переходим к следующей миссии.
Миссия 2. Прорыв из окружения
Первым делом необходимо встретиться с силами врага в центре карты, между двумя озерами. И как только мы разобьем противника, его ключевая точка перейдет к нам. Однако не стоит рваться на всех парах вперед. Обратите внимание на левый фланг. Оттуда идут танки. И если вы столкнетесь с врагом в центре, вам ударят в тыл.
Необходимо безопасить позицию. Для этого постарайтесь поставить пушки так, чтобы подходящий враг потерял большую часть войск именно из-за битвы с ними. Также на левый фланг стоит отправить пехоту. Она отвлечет противника. Все остальные войска бьют в центр.
Выше я сказал, что не стоит торопиться. Однако и медлить тоже нельзя. Если вы будете слишком долго стягивать войска, противник уничтожит союзника и вам не достанутся его войска. А они нам еще очень сильно понадобятся. Например, для второго задания.
После того как мы возьмем центр, необходимо будет захватить высоту. Командование сообщает, что, если мы сначала ударим по штабу противника, дальше сражаться будет проще. Из охраны там только пехота, однако подойти к этому зданию не так-то просто. Вдоль всей дороге работают пушки врага — наши танки быстро превратятся в металлолом. Поэтому заказываем пять-шесть пехотных рот и отправляем их на штурм. Эта огромная толпа сама, без поддержки техники, сможет захватить штаб. После этого оставшиеся солдаты ударят с фланга по нужной нам высоте.
Когда мы возьмем третью точку, ее надо будет оборонять, поэтому не теряйте пушки понапрасну. Именно они смогут удерживать танковое нападение врага. Также вам понадобится и пехота. Ее надо будет посадить в окопы — пусть не дает покоя противнику.
Миссия 3. Дорога славы
Перед нами всего лишь третья миссия, а она уже довольно сложная. Нам необходимо в течение пятнадцати минут сдерживать наступление русских, а потом провести конвой. Беда в том, что врагов действительно очень много, а в конце боя они еще и нападают с тыла. Но давайте есть слона по частям…
Всего у нас есть два мощных орудия — гаубица и пушка с реактивными снарядами. Их надо перевезти на левую точку. Именно там враг будет прорываться, и именно там нам нужна приличная оборона. Однако советские войска не просто так рвутся именно на этот фланг. Перед ударом танками они бьют по укрепленному району Катюшами. Поэтому нам надо уничтожить эти машины. Если мы не потеряем в начале все пушки, продержаться будет довольно просто.
Выводим средние танки по центральной дороге и заходим противнику в тыл. Тут нам необходимо ударить по Катюшам и сразу же ехать обратно.
Это важно: пехота противника обязательно будет прорываться через густой лес. Поставьте и возле него роту пушек. Не помешает.
Перед тем как появится конвой, враг окажется у нас в тылу. Его надо очень быстро уничтожить, иначе нерасторопные, глупые и не желающие жить грузовики обязательно «скончаются» от выстрелов противника. Обратите внимания, вражеские танки не пойдут на центральную точку, а двинутся опять-таки к левой. Постарайтесь перехватить их. И поставьте пушки с разных сторон. Отведите гаубицы в тыл. Пусть враг потеряет огромное количество солдат еще в самом начале. Иначе вся сложная миссия пойдет коту под хвост.
Миссия 4. Стальной поток
Первым делом нужно помочь войскам союзника отступить за реку. Для этого выдвигаем две роты танков вперед, к полю. Там враг уже разворачивает пушки, поэтому надо действовать как можно быстрее. В случае успеха мы быстро разобьем врага и вместе с союзником отступим.
Вторая адача — сдержать наступление врага. К нам идет очень много войск: самоходки, тяжелые танки, пехота с минометами. Остановить их имеющимися силами довольно сложно, поэтому необходимо быстро вызвать как можно больше сил поддержки. Особенно ценится тяжелая пехота и дивизионные пушки. Только учтите, самоходки врага стреляют очень далеко, а потому враг может безнаказанно обстрелять ваши позиции. Единственное спасение — гаубицы. Их всего одна рота, но она может разбить все силы врага. А вот артиллерийский удар практически бесполезен. Он хорошо уничтожает лишь пехоту, самоходкам от него практически никакого урона.
Но враг не так страшен, как кажется на первый взгляд. Если мы сможем дать ему хоть небольшой отпор, он развернется и начнет отступать. Нам необходимо в этом случае перегруппироваться и отправиться к дальней точке.
Враг решил пойти на хитрость. Он пускает через лес к нашей дальней точке свою пехоту. Остановить ее, насколько я понимаю, невозможно. Поэтому подводите войска поближе и готовьтесь отбивать позицию у противника.
Это важно: обратите внимание на гаубицы врага. Они стоят в лесу, и заметить их довольно сложно. Уничтожьте их при помощи артиллерии. Иначе во время штурма и перехода по мосту потери будут огромнейшие.
Для уничтожения пехоты врага проще всего поставить прямо к реке гаубицу и несколько пушек. Три минуты беспрерывной стрельбы, и у неприятеля уже нет войск. Можно, конечно, поступить и грубее: отправить в атаку две роты танков при поддержке автоматчиков. Так или иначе, точка будет взята, а миссия — пройдена.
Миссия 5. Контрудар
Очень долгая и однообразная миссия. Нам необходимо удержать вокзал. Помните, тот самый, который мы захватывали в советской кампании? Но тогда у нас было всего несколько рот танков и пехоты, приходилось отвлекать врага, жертвовать кем-то. Но в этой миссии… У русских сотни и сотни танков, тысячи пехотинцев. И нам надо продержаться пятьдесят минут. Замечу, именно от игрока практически ничего не зависит. Нам надо просто докупать пушки и пехоту с панцерфаустами. Расставили их правильно, перекинули в нужный момент с одного фланга на другой, вот и все.
Можете не тратить деньги на танки и самоходки. Для обороны вам потребуются дивизионные пушки и тяжелая пехота. В первую очередь с панцерфаустами, во вторую — с пулеметами. Враг будет нападать с трех сторон, поэтому порой надо менять расположение пехоты. Пушки же двигать необязательно.
Минуте эдак на тридцатой враг подведет к вам гаубицы. Если не заметите — операция будет провалена. Пушки настолько быстро уничтожат всю оборону, что придется переигрывать. Поэтому важно засечь их и быстро выдвинуть на их уничтожение тяжелую пехоту. Можно использовать минометчиков. Они справляются с неподвижной техникой очень быстро.
Под конец боя враг полезет сразу с нескольких сторон. Выдержать даже этот удар — не проблема. Так что крепитесь, ждите и придумайте себе развлечение на пятьдесят минут.
Миссия 6. Контрудар по Варшаве
Враг высадился на берегу и старается уничтожить орудие «Леопольд». Вот только нам придется не только отражать удары неприятеля, но и захватить все прибрежные точки. Но начнем с простого.
Первым делом надо занять точки союзника. Как только они станут нашими, мы сможем управлять дополнительными войсками. Первую точку берем тремя ротами танков, а на вторую отправляем одну из рот пехоты в грузовиках. Так мы сможем намного быстрее установить контроль над позицией.
Это важно: когда «Тигры» подойдут к первой точке, с тылу нападут советские танки и пехота. Приготовьтесь к бою и постарайтесь заранее развернуть бронемашины лицом к противнику.
Теперь все основные силы противника начнут движение в сторону левой точки (на ней и стоит «Леопольд»). Поэтому основные силы стоит стащить туда. Вызовите подкрепление, расставьте пушки и ждите.
Это важно: перед нападением враг будет использовать «Катюши». Так что расставляйте войска лишь после их удара.
Самый легкий способ нанести врагу сильный урон — это ударить по нему с воздуха. Главное подгадать место. Наиболее удачная позиция, на мой взгляд, — окопы. Когда враг их штурмует, он немного замедляется. Поэтому бросайте красный огонек туда и ждите удара. Обратите внимание, пехота гораздо сильнее танков. И именно ее надо будет уничтожать в первую очередь. Бронетехнику противника легко разобьют наши «Тигры».
Во время атаки на «Леопольда» противник выдвинется и на вторую нашу точку. Так что не забудьте укрепиться и на ней. Только не переусердствуйте, на этом фланге у неприятеля мало войск.
Как только удар будет отбит, выдвигайте «Тигры» в атаку. А на очки поддержки уничтожайте пушки и танки противника при помощи авиации. Когда ваши войска дойдут до точек, битву можно считать законченной. Вы победили!
Миссия 7. В тылу врага
Простая и динамичная миссия, которая позволяет нам отдохнуть от прошедшего сражения и подготовиться к сложному следующему. У нас под командованием всего лишь две роты «Пантер», и больше солдат не будет. Нам необходимо прорваться в тыл противника и уничтожить грузовики с запасами.
Обходим лесок слева, в окопах уничтожаем одну роту пехоты противника. Как только нам на встречу выдвигается вторая, одной ротой танков уничтожаем ее, другой — движемся дальше.
Это важно: держитесь края карты, иначе пушки противника уменьшат ряды танков.
Уничтожайте грузовики и попутно захватывайте точку. Она даст очки для артиллерийского удара, а они точно не помешают. Сразу после выполнения задания тем же путем возвращайтесь обратно. Не обращайте внимания на пехоту противника. Просто двигайтесь вперед. Вскоре появятся танки противника, и драться с ним не в ваших интересах.
В центре карты захватываем точку, вызываем артиллерийский удар по танкам противника и едем в указанную точку. Все, миссия пройдена.
Миссия 8. Высота 8-12
Перед нами очень сложная миссия. Нам необходимо отбить у врага деревню, но и не сдать свою позицию. Изначально у нас очень мало войск, зато потенциальных очков подкрепления — больше двух тысяч. Необходимо полностью комплектовать армию самостоятельно.
Наиболее удачной тактикой мне показался следующий вариант. Заказываем много тяжелой пехоты и высаживаем ее на пригорке. Туда же подводим все наши пушки и зенитки и заказываем две роты гаубиц. Так мы не дадим врагу нормально напасть. Пехота сразу связывает неприятеля, а пушки уничтожают его. На остальные очки потихоньку заказываете «Тигров» (необходимо роты четыре).
Как только армия будет в сборе, поставьте свои пушки так, чтобы вражеские гаубицы буквально метр до них не добивали. И вот в ту секунду, когда вы решите нападать, вызывайте артобстрел по вражеской позиции. Вы должны уничтожить гаубицы противника и сразу же подвинуть вперед свои. Теперь, когда враг будет ставить пушки обратно, вы будете сразу же уничтожить их.
В это же время пускайте вперед и пехоту с танками. Пусть пешие солдаты идут впереди и стараются уничтожить все пушки, а танки просто отстреливаются от врага и двигаются к точке. При этом не забывайте пользоваться гаубицами. Именно они должны уничтожить львиную долю сил противника. И на протяжении всего боя постоянно вызывайте подкрепление, ваши силы не должны иссякнуть.
Это важно: тратить артиллерийский удар в тот момент, когда вы не нападаете, бессмысленно. Враг постоянно вызывает подкрепление.
Оказавшись уже возле точки, срочно сворачивайте артиллерию и ставьте ее на прежнее место, у своей позиции. Сейчас к врагу подойдет большое подкрепление: тяжелые танки, самоходки, пехота. Надо отводить войска.
Лучший способ обеспечить врагу большие потери — вызывать подряд артиллерийский и авиаудары. А потом — повторить. Скорее всего, у врага останется очень мало войск. Но даже если ему повезет, две-три роты гаубиц исправят ситуацию.
Миссия 9. Огненное кольцо
После прошлой миссии эта кажется довольно простой. Нам необходимо взять три позиции врага. У нас есть возможность нанести артиллерийский удар, а потом еще и вызвать подкрепление. Обратите внимание, нам впервые дают «Королевских тигров». Это очень сильные танки — самые мощные в игре. Они одни способны серьезно досадить врагу.
Выдвигаем вперед все войска, используя при этом артудар по гаубицам неприятеля. Пехота отвлекает противника, а наши танки уничтожают его. Так мы довольно просто сможем взять первую точку. Поворачиваем войска направо и движемся дальше. Можно поставить гаубицы так, чтобы они обстреливали позицию противника.
Это важно: пока точка не взята, враг получает подкрепление. Закончите дело полностью и только потом отводите войска.
Третью точку тоже взять довольно просто. Для начала наносим артиллерийский удар, а потом пускаем вперед танки. В этой миссии пехота нам практически не нужна. «Тигры» очень сильны, а потому сами справляются со всеми.
После того как мы возьмем все три позиции, их надо будет защищать. Враг нападает слева направо. Армия у него не особо большая, так что проблем возникнуть не должно.
Это важно: враг может даже захватить какую-нибудь точку. Вы не проиграете, просто надо будет отбить ее снова.
Миссия 10. Разгром
Последний бой кампании. Он не очень сложный — скорее долгий. И здесь довольно простой алгоритм победы — необходимо вызвать несколько рот «Королевских тигров» и много пехоты, которая будет отвлекать неприятеля. Теперь собираем всю эту братию в единый кулак и движемся вперед.
Враг будет часто получать подмогу, однако и вы не забывайте вызывать подкрепление. Если надо срочно усилить войска, не запрашивайте «Тигры», лучше взять скоростных «Пантер» или же пехоту.
• • •
Как только точки станут вашими, кампания будет пройдена. Поздравляю с победой!