05 июня 2009
Обновлено 17.05.2023

The Last Remnant

The Last Remnant - изображение обложка

Визит японских ролевых игр (jRPG) на компьютеры — все равно что прогулка типичного туриста из Токио в крещенские морозы по русской деревне: в валенках, шапке-ушанке и ватнике поверх кимоно. Выглядит странно, но интригующе, ходит с трудом, постоянно норовит с бессмысленной улыбкой завалиться в сугроб, а главное — не совсем понятно, что он тут забыл. Действительно, ведь естественная для jRPG среда обитания — консоли, а на РС они нужны разве что избранным энтузиастам.

Эх, залетные…

Именно поэтому ролевые игры из Страны восходящего солнца заглядывают на РС крайне редко: было портировано всего несколько известных серий, да и те частями и без видимой логики. Например, Capcom зачем-то издала четвертую часть Breath of Fire , Ubisoft — вторую Grandia. Ну и естественно, 7-я и 8-я части известной саги Final Fantasy от Square Enix. Конечно, были еще европейские и американские подражатели ( Septerra Core , Anachronox , Sudeki ), но их в расчет брать не будем.

Тем удивительнее было узнать, что новую jRPG от Square Enix — The Last Remnant — помимо консолей выпустят еще и на РС. В конце прошлого года японцы выпустили версию для Xbox 360 — и тут же больно ударились головой: аудитория и пресса хором жаловались на плохую оптимизацию и графические баги. В связи с этим выход версий для PS3 и PC задержался: собрав отзывы бета-тестеров с Xbox 360, Square Enix принялась латать дыры и вылизывать игру. На компьютерах The Last Remnant появилась только этой весной, продемонстрировав куда более сносную работу движка Unreal Engine 3 — по крайней мере, серьезных проблем с производительностью больше не наблюдается. Вот только полировка технической части никак не касается геймплея, а с ним у игры есть заметные проблемы.

Ты узнаешь ее

По своей структуре The Last Remnant — достаточно типичный представитель жанра, что подразумевает множество нюансов. Продвигаясь по сюжету (с долгими остановками на видеоролики, которые нельзя пропустить), мы — в составе большой партии (еще один традиционный элемент jRPG) — ведем задушевные беседы с NPC, постепенно открываем новые локации, перемещаемся по глобальной карте и рубим монстров в капусту. Бои проходят в пошаговом режиме: мы оказываемся на боевой арене, где сначала раздаем приказы подопечным, потом даем отмашку и смотрим, как они выполняют указания и чем отвечают враги. После сражения собираем все, что плохо лежит, несем это в город, чтобы продать лишнее, купить новое и посмотреть очередной ролик. Ролевая система проста (среди параметров — сила, интеллект, защита, очки жизни и очки хода) и практически автоматизирована. Показатели повышаются сами по мере того, как мы побеждаем в боях, причем чем сильнее противник, тем быстрее идет прокачка.

На развитие персонажа можно косвенно влиять: чем чаще подопечный использует, например, магию, тем быстрее получает новые заклинания и улучшает старые. И наоборот: если он предпочитает холодное оружие, то возрастает вероятность по итогам боя изучить какой-то новый удар. У специальных мастеров можно изготовить новую экипировку из собранных ингредиентов или улучшить показатели старой.

Все это — работающая, проверенная временем схема. Но на одной лишь механике эпическую ролевую игру не сделаешь. Нужен проработанный мир, интересный сюжет, яркие персонажи — и вот тут The Last Remnant преподносит ряд неприятных сюрпризов.

Знать в лицо

Четыре признака, по которым вы безошибочно узнаете jRPG, даже если до этого не видели ни одной игры в этом жанре.

Большие глаза, нелепые цвета волос, смазливые юноши и странные костюмы — непременный признак jRPG (Final Fanasy X-2).

В японских ролевых играх персонажи часто питают слабость к неправдоподобно большим мечам. Или к огромным пушкам. Или ко всему сразу (Enchanted Arms).

При любом удобном случае jRPG взрывается фейерверком спецэффектов (The Last Remnant).

Если в диалоге нужно показать многозначительное молчание персонажа, для этого используются такие вот многоточия (The Last Remnant).

Много и пустота

Начинается игра очень бодро. Фраза «игра от Square Enix на движке Unreal Engine 3» вызывает у фанатов жанра бурный восторг и священный трепет, и мы можем их понять. От видеороликов захватывает дух. В них смелые юноши и хрупкие девушки выясняют отношения, спорят с щегольски одетыми злодеями, фехтуют на огромных мечах и творят зрелищные и разрушительные заклинания. Все положенные атрибуты на месте: большие глаза с завивающимися ресницами, вальсирующие на ветру лепестки цветков и торжественная симфоническая музыка.

Мы ошарашены и заинтригованы. Сюжетная завязка, правда, кажется до боли знакомой: на глазах главного героя, Раша Сайкса, какие-то летающие франкенштейны похитили его родную сестру — практически то же самое было, скажем, в Phantasy Star Universe. Но мы все равно полны энтузиазма, мы верим, что все только начинается и дальше Square Enix закрутит интригу в лучших традициях Final Fantasy…

Не закрутит. История развивается абсолютно предсказуемо. Сюжет, похоже, генерировала специальная программа, поэтому похищенную сестру можно легко заменить на, например, украденные рецепты эликсиров — в этом случае получится почти дословное цитирование завязки The Witcher. Мотивация большинства персонажей (за редким исключением) понятна без слов, а «интригующие повороты» угадываешь заранее. История предсказуемо вертится вокруг секретных экспериментов, примитивных дворцовых интриг и борьбы за обладание Огромной Магической Силой, источником которой являются разбросанные по миру памятники-артефакты весьма крупных размеров, те самые The Remnants (буквальный перевод — след, пережиток).

Весь этот кукольный театр сам, без участия игрока, разыгрывает свои мизансцены в многочисленных роликах, что-то кричит, напрягается, краснеет и машет руками, а нас в этот момент волнует совсем другое — успеем ли сходить за чаем до конца ролика? Брат истошно орет («Уберите от нее руки!»), сестра самоотверженно машет ресничками («Беги, брат!»), коварный маг хмуро смотрит исподлобья («Это я не сам, я действую лишь исключительно волею пославшего меня!»), а карикатурный злодей заливается противным смехом. Словом, количество штампов достигает какой-то запредельной концентрации. Сюжет The Last Remnant по сравнению с историями, рассказанными в Final Fantasy, — все равно что детская раскраска на фоне романов Хайнлайна.

Схожий казус происходит с исследованием игрового мира. Визуально он великолепен: огромные города, причудливая архитектура и странного вида обитатели — среди прочих мы заметили гибрид бегемота и ящерицы, а также странную помесь кролика с чебурашкой. Все выглядит красиво и в хорошем смысле помпезно, но… мы опять скучаем. Города полны жителей, но большинство из них безмолвно стоит на месте, изредка отпуская какие-то реплики, а иногда выдавая удивительно примитивные задания. Отнеси письмо, помоги справиться с бандитами… Причем зачастую, получив квест, мы сразу же переносимся на место его выполнения.

Однажды случилось буквально следующее: мы согласились доставить письмо, тут же телепортировались к его получателю, практически молча отдали конверт и тем же способом за пару секунд вернулись обратно, чтобы получить награду. Хочется воскликнуть: «Что это было?!» — до такой автоматизации процесса, кажется, не додумывались даже в самых примитивных корейских MMORPG. Есть еще гильдии, где вместо заданий вывешен список наград. Их можно получить, выполнив ряд условий: убить 8 пауков в такой-то пещере, завалить редкого босса в другой, собрать 10 артефактов в третьей. Очень вдохновляюще, ничего не скажешь!

Бригадный подряд

В этой ситуации чуть ли не единственной отдушиной становится боевая система. Мы уже говорили, что внешне это все та же, типичная для jRPG пошаговая драка с поочередной раздачей команд. Однако у нее есть ряд особенностей. Во-первых, воюют тут не отдельными персонажами, а отрядами, в каждый из которых входит до пяти юнитов во главе с лидером. У каждого бойца свой набор параметров, усредненное значение которых определяет боевую мощь группы в целом. Получается самостоятельная единица, эффективность которой зависит от целого ряда факторов: от выбранного лидера, расположения юнитов и текущей формации. Кроме того, мы можем подкорректировать набор магических и боевых стилей, которыми будут пользоваться персонажи.

Вообще, The Last Remnant вплотную близка к тому, чтобы назвать ее гибридом RPG и тактической стратегии. На одном поле могут сойтись десятки бойцов и отрядов. При этом в схватке важно постоянно отслеживать ситуацию и успевать все: первым ударить монстра, чтобы перехватить инициативу и начать бой со своего хода, расположить отряды и нападать так, чтобы враг не мог контратаковать, а мы, наоборот, проводили усиленные (например, фланговые) удары, неожиданно вмешивались в текущее сражение и получали преимущество в ближнем или дистанционном бою.

Кстати, набор приказов в игре значительно шире, чем в большинстве jRPG. Помимо стандартных «атаковать», «лечиться», «ждать» и их вариаций, вы можете отправить отряды на помощь союзникам, добить врага мощным фаталити, атаковать, используя защитные заклинания, и т.д. и т.п. Наконец, в бою учитывается мораль, она растет по мере того, как вы проводите успешные действия, и влияет на силу ударов и вероятность нанесения критического урона. Однако пара успешных выпадов врага может деморализовать наших воинов, отчего они тут же впадут в депрессию и будут рубить воздух чаще, чем противников.

Вся эта стратегическая возня поначалу воодушевляет, особенно во время сражений с боссами, к каждому из которых нужно подбирать индивидуальную тактическую схему. Но разработчики и тут приготовили ложку дегтя, на которой аршинными буквами выведено слово «дисбаланс». По мере развития персонажей и увеличения лимита на количество отрядов и юнитов в партии (вояк мы нанимаем в гильдиях или у частных подрядчиков) воевать с рядовыми монстрами становится совершенно неинтересно. Тут уже не до тактики: мы просто ставим «турборежим», складываем руки на груди и спокойно ждем победы. А вот многие боссы, наоборот, слишком сильны, и, чтобы справиться с ними, приходится долго и нудно качать партию на обычном «мясе».

* * *

The Last Remnant, безусловно, заслуживает внимания. Это большая и очень красивая ролевая игра с интересной боевой системой. Другое дело, что получили мы в итоге совсем не то, чего ожидали: вместо японской сказки нам предлагают набор видеороликов, вместо увлекательных диалогов — прогулки по магазинам и геноцид пауков, вместо живого мира — выставку манекенов. Те, кто будет искать в The Last Remnant чего-то иного, рискуют жестоко ошибиться.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 50%

Геймплей: 7

Графика: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Square Enix сумели нарисовать потрясающей красоты мир, сделать захватывающие ролики и придумать необычную ролевую систему. The Last Remnant проигрывает в самом главном — из-за пресного сценария на всю эту красоту очень скучно смотреть.

Рейтинг «Мании»: 7,0

« Хорошо »

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь