05 июня 2009
Обновлено 17.05.2023

Tom Clancy's HAWX

Tom Clancy's HAWX - изображение обложка

В жанре авиааркад про современность уже почти 14 лет безраздельно властвует японская серия Ace Combat , за все это время так и не заглянувшая на PC. До последнего времени не предпринималось никаких попыток сместить короля с пьедестала почета, а те, кто во что бы то ни стало хотел выпустить аркаду с воздушными сражениями, ловко уходили от прямой конкуренции, делая игры про Вторую мировую войну. Или про Первую. Главное, чтобы не про наши дни.

Тем же занималась и Ubisoft Romania , которая выпустила в 2006 и 2007 годах две части Blazing Angels , военно-фантастического авиасимулятора в декорациях Второй мировой. После чего посчитала себя готовой к сражению за современное небо.

История конфликта

На примере Tom Clancy’s HAWX очень интересно сравнивать западный и восточный (японский) подходы к созданию игр. Тем более что невооруженным взглядом отличить HAWX от Ace Combat 6: Fires of Liberation (Xbox 360) почти невозможно. Ubisoft Romania стащили у японских братьев по разуму (адаптировав к западному рынку) все основные элементы игры. Сюжет, его подачу, визуальный дизайн, интерфейс, геймплей, управление — все. Различия приходится искать в нюансах.

Внимательные игроки заметят, что сюжет HAWX переплетается с Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter и Tom Clancy’s EndWar. Наш герой — майор Дэвид Креншоу, пилот доблестных американских ВВС и лидер авиазвена HAWX. После первой же миссии в Мексике отряд Дэвида распускают по неизвестным причинам. К счастью, летчик довольно быстро находит работу — в военной корпорации «Артемида».

Скучноватая завязка, не правда ли? Особенно если вспомнить, что уже в первой миссии Ace Combat 6 появляется летающая крепость, одним залпом сносящая все живое в радиусе нескольких километров. В Ubisoft Romania, видимо, понимали, что история у них получается слишком пресная, поэтому после нескольких вступительных заданий сюжет HAWX резко меняет направление: руководство «Артемиды» съезжает с катушек и бросает вызов США, требуя, чтобы те не лезли в Латинскую Америку, где как раз бушует война, и не отнимали хлеб у наемников. А Дэвид Креншоу, разумеется, встает на сторону Америки и всех спасает. Многие полеты проходят над крупнейшими городами Штатов: Вашингтоном, Чикаго, Лос-Анджелесом. Бывают и вылеты за границу — в Рио-де-Жанейро и Токио. А вот российских и даже европейских городов в туристической программе нет, а жаль. Воздушное сражение над Красной площадью наверняка пришлось бы Тому Клэнси по вкусу.

Сверхзвуковой образ жизни

Если вы хотя бы раз играли в любую часть Ace Combat, то в HAWX почувствуете себя как дома. Управлять самолетом проще простого — вам даже не понадобится джойстик, чтобы чувствовать себя комфортно. Вертеть камерой, высматривая противника, можно, но не нужно, так что и мышь большую часть времени будет не у дел. Нет никаких штопоров и темноты в глазах от перегрузок, никаких забот о топливе или вооружении — в любой летательный аппарат легко помещается 150-200 ракет и полсотни бомб.

Минуя взлет, вы сразу оказываетесь в небе, в компании двух ведомых, и начинается воздушное шоу. Самолеты выделывают такие кренделя, что у новичков наверняка закружится голова. На пролетевшую в метре от кокпита ракету тут никто даже внимания не обращает — дело житейское. Поначалу противники почти не оказывают сопротивления, но ближе к середине игры набираются боевой злости и заставляют вас так яростно маневрировать, что земля и небо сменяют друг друга на дисплее с частотой 2-3 раза в секунду.

Аркадный авиасимулятор не имеет права плохо выглядеть и тускло звучать, и со зрелищностью у HAWX все в порядке. Уже через минуту после начала боя небо расчерчивают инверсионные следы самолетов и ракет. Огромные столбы черного дыма поднимаются с земли, вокруг рвутся зенитные снаряды — все как положено. Отдельной похвалы заслуживает звук. Он получился на порядок лучше, нежели в Ace Combat 6, — бабахает так, что стены трясутся. А вот музыка не впечатляет: такие же пафосные симфонические запилы звучат в каждой второй военной игре и всем давно набили оскомину.

Для совсем-совсем зеленых пилотов Ubisoft Romania предусмотрели режим ERS (Enhanced Reality System), который логичнее было бы назвать «КП», то есть «кнопка победы». Одно нажатие — и в воздухе высвечивается коридор, пролетев через который вы окажетесь на хвосте у выбранного противника. Остается только выпустить пару ракет. Если же к вам приклеился враг и в кабине запищал противный датчик, нажатие «КП» поможет со стопроцентной вероятностью избежать попадания. Эта система, по правде говоря, скорее вредит игре, чем помогает. Даже самому неопытному пилоту очень скоро станет скучно, если все его проблемы будут решаться нажатием на единственную кнопку. А ведь в некоторых миссиях игра буквально требует пользоваться ERS.

Есть в HAWX и своеобразная противоположность «кнопки победы» — режим, в котором отключаются все автоматические системы, не дающие вам грохнуться оземь. При его активации самолет становится более маневренным, но появляется риск разбиться, слишком сильно сбросив скорость ради крутого виража. Одновременно камера отдаляется от машины и позволяет видеть все, что происходит вокруг, следя при этом за выбранной целью. Правда, из-за этого возникает путаница с управлением, но зато выглядит все красиво и действительно помогает после небольшой тренировки быстро сбивать юрких противников.

В чем-то HAWX даже уступает более старой Blazing Angels. Во второй части BA были великолепные миссии и даже боссы (пусть и простенькие). Помните, сколько удовольствия вам доставила битва с огромным дирижаблем, испытание нового оружия в Арктике или высадка разведчицы на поезд? Ничего похожего в HAWX нет — игра делает серьезное лицо и предлагает нам охранять от атак врага ключевые объекты, расчищать путь наземным войскам, взрывать генераторы и ангары да топить крейсеры. В роли единственного босса выступает самый обычный авианосец, который с высоты кажется маленьким и безобидным.

HAWX постоянно бросается из одной крайности в другую. Баланс между интересностью и сложностью авторам удалось более-менее точно нащупать только во второй трети игры. Когда к объекту, который вы обороняете, со всех сторон летят бомбардировщики, на хвосте сидит десяток истребителей, из транспортников десантируются танки на парашютах, а эфир взрывается от мата и криков о помощи, скучать не получается. Но к финальной трети игра выдыхается и начинается нудятина (найдите радары практически вслепую, ориентируясь по силе сигнала) и бред (обязательно используйте ERS, не поднимайтесь выше определенной высоты, не попадайтесь на глаза патрульным и т.д.).

Проходя такие задания, очень некстати замечаешь, что весь немаленький (несколько десятков машин) авиапарк ведет себя в воздухе одинаково. Аркада аркадой, но надо же и меру знать. Нехорошо, когда самолеты отличаются друг от друга лишь максимальной скоростью полета и боезапасом. Даже самые известные машины вроде знаменитого стелс-бомбардировщика F-117 Nighthawk ничем не выделяются среди остальных летательных аппаратов. Как минимум ожидаешь, что он будет невидим для радаров, но увы.

* * *

Впечатления от Tom Clancy’s HAWX остаются сложные. Начинается игра очень медленно, затем сюжет потихоньку разгоняется, задания становятся интереснее, но запал вдруг пропадает, и заканчивается все плачевно. Любителям Ace Combat 6, скорее всего, будет скучно до зевоты. В японской игре ощущаешь себя участником масштабного сражения (сотни единиц техники на земле, десятки самолетов в воздухе), а разумная толика безумия в сюжете помогает удерживать интерес игрока. HAWX предлагает примерно то же самое, только поскучнее, попроще и пониже уровнем. Тем не менее, HAWX — это единственный шанс для PC-игроков прочувствовать, за что на приставках так любят Ace Combat.


Реиграбельность – нет

Классный сюжет – нет

Оригинальность – нет

Легко освоить – да

Оправданность ожиданий 70%

Геймплей 7

Графика 8

Звук и музыка 7

Интерфейс и управление 8

Дождались? Аркадный авиасимулятор, который очень хочет быть похожим на Ace Combat 6, но для этого ему не хватает интересных заданий и драйва.

Рейтинг «Мании» 7

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь