Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад
Во что играли 5 лет назад
Far Cry
Дата выхода : 2004
Жанр : Гром в раю
Издатель/разработчик : Ubisoft/Crytek
Весна 2004-го для любителей шутеров и без Far Cry была полна надежд. В апреле мы играли в Painkiller. В июне ползали по закоулкам тюрьмы Butcher Bay. В августе гоняли импов в Doom 3. В ноябре с замиранием сердца встречали Half-Life 2. Ну а раньше всех, еще в марте, вышел Far Cry. Для полного счастья недоставало лишь Duke Nukem Forever.
Многие из нас не до конца понимали, чем конкретно занимались в своей студии Crytek на протяжении четырех с лишним лет: вера в то, что бремя технического прогресса в играх до сих пор в одиночку несет гений Джона Кармака, была неискоренима. Так вот — некстген, с которым мы до сих пор не разлей вода, родился на несколько месяцев раньше Doom 3, и это были не просто смутные тени в непонятных коридорах, а совсем другое. Огромные джунгли с акцентом на каждый листочек, водная гладь, слепящая отражающимися в ней лучами солнца, иногда даже ветер — не будь Far Cry шутером, вполне бы сгодился для декораций какой-нибудь медитативной инди-игры. Увы, шедший в довесок совсем не медитативный геймплей в сочетании с врагами, наделенными орлиным зрением и кошачьим слухом, порушил всю идиллию, по поводу чего, впрочем, мы поднимем правую руку и скажем: «А ну и хрен с ней!»
Во что играли 10 лет назад
EverQuest
Дата выхода : 1999
Жанр : Одна из первых 3D MMORPG
Издатель/разработчик: Sony Online Entertainment/Verant Interactive
Понимая, какая золотая жила кроется в онлайновых RPG и что взорвать онлайн-танцполы продуктом второй свежести (относительно Ultima Online ) уже не выйдет, Sony подошла к разработке EverQuest предельно серьезно. Огромную вселенную, скроенную по лекалам текстового MUD и настольной AD&D, обслуживал достойный графический движок. На момент релиза это была самая красивая ролевая игра — буквально в прошлом году EverQuest, наряду с World of Warcraft и Neverwinter Nights , удостоился премии «Эмми» именно за технологические достижения в разработке RPG. «Компенсировалась» красота огромным количеством багов. Так или иначе, Sony удалось успешно продать свою MMORPG на западном рынке. World of Warcraft, Guild Wars и многие другие MMOG своим успехом обязаны именно EverQuest — он подготовил для них почву.
Другим важным вкладом в индустрию стало укрепление рыночных отношений в MMORPG. Торговля персонажами и предметами окончательно вошла в моду вместе с EverQuest: группа ученых, решившая однажды шутки ради подсчитать размер ВВП игрового мира Norrath, с удивлением обнаружила, что он превышает $2 млрд — больше, чем ВВП некоторых реальных стран.
Во что играли 15 лет назад
Jazz Jackrabbit
Дата выхода : 1994
Жанр : Консольный платформер для PC
Издатель/разработчик : Epic MegaGames
На притче древнегреческого баснописца Эзопа про спор черепахи и зайца о том, кто быстрее, в разное время сумели заработать многие. В XVII веке ее переписал француз Лафонтен, в 70-х годах прошлого века Warner Bros. сняли по этой истории несколько эпизодов мультсериала Looney Tunes , а в 1994-м мы неожиданно узнаем, что спустя три тысячи лет после событий оригинальной басни противостояние зайцев и черепах продолжается в Jazz Jackrabbit. Сдается нам, что таким образом Клифф Блежински (папа Gears of War ) хотел откреститься от сюжета Super Mario Bros. — ну мало ли у кого еще во врагах Черепаший король? Ну а принцессу и вовсе спасает герой каждой второй игры…
Так или иначе, задавшись мыслью сделать истинно компьютерный платформер, Epic все же прихватили сюжетную канву у Nintendo , взяли за основу ураганные скорости Sonic the Hedgehog , снарядили своего героя пушкой на манер Megaman , но и сами не остались в долгу, уделив большое внимание дизайну как таковому. Именно с ним у Epic получилось лучше всего: не подвела ни графика, ни музыка, да и вообще — смотрелось и слушалось все, прямо скажем, круто. Это же внимание к аудиовизуальным деталям в итоге сыграло c создателями злую шутку: в Jazz Jackrabbit так и не нашлось места находкам самой Epic, отчего 30 уровней игры давались лишь самым упертым.
Во что играли 20 лет назад
Golden Axe
Дата выхода : 1989
Жанр : Beat’em up
Издатель/разработчик: Sega, Virgin Games, Bandai/Sega, Aspect
В индустрии конца 80-х годов, где блистали главным образом 16-битные Sega Genesis и Super Nintendo, было хорошо то, что, несмотря на некое превосходство последней, в плане игр все выходило справедливо. У SNES были Марио и Donkey Kong Country , а у Sega — Соник. Игры, понятно, выдающиеся, но настолько разные, что сравнивать их было вообще неудобно, да и зачем? Схожим образом одними из истинно родных тайтлов для Sega стали Golden Axe , а у SNES — Final Fight , о котором мы уже писали парой номеров ранее.
Это сейчас жанр beat’em up считается вымершим, а в конце 80-х это было одно из ключевых экшен-направлений. Выдержанный в фэнтезийном стиле, Golden Axe сам по себе уже предполагал более интересных персонажей: Хаггара из Final Fight всегда легче было назвать «жирным», здесь же это были как минимум варвар, гном и амазонка. Все три героя, само собой, отличались силой удара, ловкостью и стилем боя, и самое главное — владели магией, чего в играх такого рода еще не было.
Интересно, что вышедший осенью прошлого года на модной волне ремейков Golden Axe: Beast Rider разрабатывала контора Secret Level , двумя годами ранее сделавшая Final Fight: Streetwise. Каменный цветок не удался ни там, ни там.