05 июля 2009Игры в разработке
Обновлено 17.05.2023

Fez

Fez - изображение обложка

Говорят, если закрыть один глаз, мы потеряем способность воспринимать перспективу: невозможно понять, какой предмет расположен ближе к нам, а какой — дальше. Несмотря на этот факт, именно одноглазый персонаж игры Fez , хромой сварливый старичок, первым смог увидеть то, что другим было не дано: в мире, который остальные обитатели считали плоским, ему удалось разглядеть еще одно измерение!

Точка зрения

Fez — призер IGF 2008 (победа в номинации «Достижение в области визуального дизайна»), самого плодородного в истории инди-игр. Тогда Fez соседствовал с World of Goo , Crayon Physics Deluxe , Audiosurf и And Yet It Moves. Почти все они унесли с собой денежный приз, и абсолютно все — вышли. Кроме Fez. Год спустя мы снова связались с Филом Фишем, дизайнером и главидеологом игры, и поинтересовались, как у него идут дела. Оказалось — неплохо. Сегодня над Fez работает целая компания, Polytron Corporation. Сам Фил успел поработать в Ubisoft , потом уволился оттуда и теперь с жаром критикует прежних работодателей за бездуховность и за то, что уйма народа трудится над одним проектом, а многие сотрудники не знают друг друга в лицо. Fez — тщательно подготовленный ответ бездушным корпорациям.

Номинально это — двумерный платформер, стилизованный под восьмибитные поскакушки на NES. Главный герой, мачо в феске по имени Гомес, преодолевает многоярусные уровни, прыгая с одного уступа на другой. Но все, конечно, не так просто.

Fez — двумерная игра в трехмерном пространстве. То есть главный герой, враги и другие персонажи — 2D, а мир — 3D. И этот самый мир можно крутить вокруг своей оси. Обычный пиксель, будучи перенесен в трехмерное пространство, превращается в куб, у которого имеется четыре грани (верх и низ тут тактично выносят за скобки). У нас с вами есть возможность вращать камеру вокруг каждой из этих граней, но в любом из положений игра остается тем самым двумерным платформером. Любой дом в Fez можно обойти по периметру, однако на экране Гомес все это время будет семенить вдоль абсолютно плоской стены. Но мы-то с вами знаем.

На данном приеме построен весь геймплей Fez. Гомес, жизнерадостный комок пикселей, движется только в одной плоскости. Поворачивая мир вокруг себя, он может проникать в недоступные плоским существам области. Во время каждого поворота в дело вступает прием, известный многим по Echochrome (черно-белая пространственная головоломка для PSP и PS3): обман зрения становится реальностью. Скажем, островок на переднем плане на самом деле висит в нескольких метрах от Гомеса, но в одном из положений кажется , что уступ совсем рядом. Значит — вы сможете до него допрыгнуть. Перспектива тут равна реальности — должно быть, именно поэтому персонаж, открывший Гомесу возможность крутить мир вокруг своей оси, был лишен одного глаза.

Fez — это постоянный, непрерывный вертикальный забег. Гомес карабкается, вращает мир под ногами, чтобы создать еще одну уступку, ступеньку, подножку, и лезет, лезет, лезет.

Два в восьмой

Современные 8bit-игры, которые надо видеть

Cave Story

Без должной подготовки эту картинку можно принять за скриншот из Fez, а в движении сходство даже усиливается. Вот только геймплейная разница между двумя этими платформерами безгранична. Fez — классическая инди-игра с мощной стержневой идеей. Cave Story — самый настоящий фантастический блокбастер, где акцент сделан на взаимоотношениях персонажей, сюжет и исследование мира. Герой попадает в громадную пещеру, знакомится с ее обитателями и раскрывает заговор — все как у взрослых, только в полном 2D.

Noitu Love 2

Термоядерная аркада, играть в которую могут только гонщики «Формулы-1» и пилоты сверхзвуковых истребителей. Некая вспыльчивая девица несется сквозь уровни и в массовых количествах расправляется с несчастными врагами всех цветов и размеров. У этой игры продвинутая боевая система, составленная из разнообразных ударов и движений. Здесь на полном серьезе присутствует прицел (двигаем его мышью), только вместо пули во врага летит сама героиня и бьет его. Гигантские боссы, постановочные экшен-эпизоды вроде вертолетной погони, напряженный геймплей — за ретростилем Noitu Love 2 скрывается полноценный слэшер, который даст фору Devil May Cry.

Воздушные замки

Фил Фиш честно признается, что мотив постоянного движения ввысь (а заодно цветовая гамма и общее настроение Fez) аккуратно позаимствованы им у классика японской анимации, Хаяо Миядзаки. «Миядзаки дает вам почувствовать, что ветер прохладный, а воздух — чистый. Я хотел повторить то ощущение благополучия, абсолютного счастья, которым искрятся лучшие его мультфильмы. Потому перед тем, как написать концепцию, просто сел и пересмотрел подряд все его фильмы про небо. Чтобы зарядиться их энергией», — рассказал Фил.

Мир Fez — это один сплошной небесный замок Лапута. Смешные человечки живут полной жизнью в лазурной вышине: на многоэтажных постройках растет трава — по ней бегают карапузы и ходят солидные мужчины в цилиндрах и пенсне, на растянутых под облаками веревках сушится белье. И на всех без исключения персонажах красуется феска (в переводе с английского fez — «феска»).

Турецкая шапочка с косичкой — важнейшая деталь гардероба Гомеса — задорно подпрыгивает на голове Гомеса, когда тот ловко скачет по уровням. Вообще, внимание к деталям — одно из главных достоинств Fez. Тут можно на полном серьезе говорить о лицевой анимации, хотя черты лица некоторых героев состоят из трех пикселей (в момент улыбки их становится пять). Стилизованный под восьмибитные ретроаркады Fez с легкостью демонстрирует, как даже самые примитивные (по сегодняшним меркам) выразительные средства в умелых руках превращаются в мощные художественные инструменты. У Polytron Corporation получается безупречная с визуальной точки зрения игра: светлая, как анимация Миядзаки, наивная, как восьмибитный платформер, и совсем не такая простая, как кажется на первый взгляд.

* * *

Главный на сегодня вопрос к Fez — насколько глубока его механика? В показанной нам бета-версии практически любую задачу можно было решить простым перебором, ведь положений пространства всего четыре. Стоит покрутить мир, и даже у самой безнадежной ситуации найдется решение, вы обязательно увидите доступную для прыжка платформу.

И тут в дело вступают черные дыры. Отверстия в реальности будут появляться и исчезать на ваших глазах, мешая Гомесу продвигаться к цели. Сам герой сможет подбирать предметы — например, динамит, при помощи которого он создает себе проходы в другие измерения. Наконец, ожидаются уровни в темноте, где придется прыгать в никуда, надеясь, что в последний момент пол все-таки появится под ногами.

Очевидно, что Фил ищет всевозможные варианты, как сделать геймплей разнообразным и увлекательным. И если кто-то из читателей спешит подсказать ему интересное решение — что мир можно крутить не только вдоль , но и поперек , — нам придется его огорчить. Об этом уже догадались испанцы Broken Rules. Рецензию на их искрометную And Yet It Moves можно прочитать в соответствующем разделе.


Будем ждать? Плоский, трехмерный, восьмибитный — Fez, единственный финалист грандиозного IGF 2008, который еще не добрался до релиза. Ждем в этом году.

Процент готовности: 70%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь