The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena
2004 год был рекордным на хорошие шутеры: Far Cry , Painkiller , Thief: Deadly Shadows , The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay , Doom 3 , Half-Life 2 , Halo 2. Самым большим и, положа руку на сердце, самым приятным сюрпризом в этой семерке стал «Риддик». Взявшийся из ниоткуда шутер от шведской студии Starbreeze , которая до этого себя ничем особенно не проявила ( Knights of the Temple , Enclave ), всухую обыграл Doom 3 на его собственном поле, показал, каким должен быть стелс-экшен нового поколения (Thief: Deadly Shadow оставалось только утереться) и насколько удачной вообще может быть игра по фильму, если подходить к ней с умом. Но самое главное, что было в Escape from Butcher Bay, — это сам Риддик. В играх такой герой не встречался еще никогда. Да что там игры — даже в фильмах про космос и будущее таких пассионариев не было со времен Элен Рипли.
Starbreeze, похоже, и сами не поняли, как это у них все так хорошо получилось. После «Риддика» они произвели на свет The Darkness , примерно то же самое, но с налетом мистики и про нью-йоркских мафиози, а потом решили сделать ремейк Butcher Bay. В ходе разработки издатель сменился, первоначальный замысел тоже, и на выходе получился не ремейк, а переиздание с новой дополнительной кампанией под названием Assault on Dark Athena.
Hunting, not hiding
It’s never easy, как любит говорить Риддик. Едва отдышавшись после побега из тюрьмы Butcher Bay (удавшегося только с третьей попытки!), он просыпается в корабле Джонса с предчувствием новой напасти. Неприятности ждать себя не заставляют: из-за астероида появляется зловещего вида корабль (Dark Athena) и идет на абордаж. Джонса, даже не разбудив, сразу берут в плен, Риддику же удается благополучно улизнуть.
Dark Athena оказывается еще более мрачным местом, чем Butcher Bay. Капитан корабля — Гейл Ревас, тетка со стальным голосом и таким крутым нравом, что перед ней трепещут даже самые отмороженные члены команды, — не гнушается вырезать целые планеты, а захваченных жителей превращает в боевых андроидов. Появление на своем корабле самого известного зека в галактике она поначалу расценила как шанс получить награду за его голову (в случае поимки), но очень скоро становится ясно, что это не она охотится на Риддика — это он охотится на нее и ее команду.
В отличие от памятной тюрьмы, Риддик на этот раз действует не один, а в кооперации с несколькими пленниками Dark Athena, в том числе бывшим членом команды, разжалованным за попытку изнасилования. Сам Риддик сотрудничает с ними лишь из здорового эгоизма, в той степени, в какой ему это необходимо, чтобы сбежать с корабля. Из гуманистических соображений он помогает лишь девочке Линн, дочери колонистов, захваченных наемниками Dark Athena. Слабость к маленьким девочкам за ним замечена уже не впервые — первый раз это случилось еще в Pitch Black.
Космическое средневековье
Вселенная Chronicles of Riddick более всего напоминает… средневековье. Та же грязь, дикость, анархия, отчаяние и несчастье. Уставшие от бардака и беспредела люди ищут спокойствия на удаленных планетах, но и там становятся жертвами наемников. Хотя на дворе далекое будущее, коммуникация между планетами налажена не самым лучшим образом, каждая из них выживает как может. Сильная центральная власть есть только у некромонгеров, которые риторикой и прочими атрибутами похожи на крестоносцев. Особенно символично, что в «Хрониках Риддика» они нападают на планету Helion Prime со столицей в городе Нью-Мекка — намек более чем прозрачный.
Хищник
Assault on Dark Athena отделяют от Escape from Butcher Bay пять лет (по меркам игр — целая эпоха), но те, кто проходил оригинал, почувствуют себя как дома. Chronicles of Riddick — что первая, что вторая часть — были и остаются очень особенными стелс-шутерами, ничего подобного никому не удалось воспроизвести до сих пор. Риддик одинаково хорошо умеет сворачивать шеи исподтишка и вести открытый бой с целой группой противников (при наличии огнестрельного оружия). Конечно, здоровье у него не бог весть какое, изрешетить могут за одну-две секунды, но любой более-менее опытный игрок больших проблем во время перестрелок испытывать не будет. Другое дело, что прятаться куда интереснее, чем идти напролом.
Против природы не попрешь: Риддик — прирожденный охотник. Он, словно Хищник, бесстрастно наблюдает за своими врагами, а подгадав удобный момент, молниеносно наносит удар и так же быстро растворяется в темноте. Только здесь (и в Escape from Butcher Bay, естественно) работает один из самых эффектных приемов хорроров — когда неведомый противник один за другим вырезает целую группу, а враги не успевают не только отреагировать, но и даже понять, что происходит. Обстановка располагает к такой охоте как нельзя лучше: Риддик, даже будучи в темных очках, неплохо видит в темноте, а ее тут хватает. Если света чересчур много, никто не запрещает пострелять лампочки.
Несмотря на свою силу, Риддик знает себе цену и не лезет без нужды на рожон. В любых обстоятельствах он сохраняет завидное самообладание, но эмоции ему тоже не чужды: выдает сердцебиение. Чем ближе подкрадываешься, тем сильнее оно становится.
Поводов для волнения в Dark Athena стало не то чтобы больше, но пищевая пирамида определенно изменилась. В отличие от Butcher Bay, где были и нейтральные персонажи (зеки), и враждебные (охрана, монстры и опять же зеки), на корабле Ревас все, кто встречается Риддику за пределами роликов, являются врагами. Враги делятся на две категории: обычные наемники и киборги-дроны — и вторых как раз больше всего. Обычно дроны действуют автономно, под управлением собственного AI; опознать их при этом можно по красным индикаторам. В случае серьезной тревоги и в местах, предусмотренных сюжетом, дронов переключают на ручное управление: они сразу начинают действовать умнее и становятся опаснее. Патроны в автоматах у киборгов бесконечные, но снять с них оружие невозможно, оно намертво привинчено к руке. Стрелять из него все-таки можно, но для этого нужно поднять дрона с пола, а далеко с такой ношей не убежишь.
Огнестрельное оружие, хоть его и в избытке (пистолет, два вида автоматов, винчестер), вызывает скорее отторжение. К нему нет никаких претензий, но слишком уж хорош Риддик в ближнем бою, чтобы превращать эту игру в обычный шутер. Особое удовольствие доставляют улаксы — длинные кривые ножи с обложки игры. Несколько взмахов, как правило, приносят больше пользы, чем любая перестрелка, — а уж как это выглядит!
ЖЗЛ: Ричард Б. Риддик
На сегодняшний день про Риддика сделано две игры, два фильма и одно аниме. Согласно хронологии вселенной, они идут в следующем порядке.
The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay (2004)
Джонс сдает Риддика в Butcher Bay, самую страшную тюрьму во всей галактике, откуда тот незамедлительно пытается сбежать. Удается это только с третьей попытки, и Джонс сам же ему в этом помогает: руководство тюрьмы отказалось платить за Риддика столько, сколько хотел Джонс.
Именно в Butcher Bay Риддик обретает способность видеть в темноте. Позже он убедит себя и всех вокруг, что его глаза — результат операции, но на самом деле это был то ли подарок элементалей, следивших за жизнью героя, то ли дар, проснувшийся сам собой.
The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena (2009)
Вскоре после побега из Butcher Bay корабль Джонса и Риддика встречается с кораблем наемников Dark Athena, и те берут их на абордаж. Джонс всю игру проводит в отключке, а Риддик встречается с маленькой девочкой и помогает ей спастись, правда, без особого энтузиазма.
О прошлом Риддика по-прежнему ничего не рассказывается, но если к моменту заключения в Butcher Bay он уже считался самым опасным преступником, то после побега оттуда награда за его голову выросла до рекордной отметки.
Pitch Black (2000)
Фильм, с которого все началось. Транспортник с закованным в кандалы Риддиком, конвоирующим его Джонсом (события фильма происходят после событий Dark Athena) и еще несколькими десятками пассажиров на борту падает на отдаленной планете. Очень кстати на планете наступает затмение, и из-под земли вылезают какие-то плотоядные птеродактили. Риддик благодаря своим глазам из главной угрозы превращается в единственную надежду выживших. Джонса не без помощи Риддика съедают, а среди спасенных снова оказывается девочка, на этот раз постарше.
The Chronicles of Riddick: Dark Fury (2004)
Короткое аниме, снятое Питером Чунгом, одним из режиссеров « Аниматрицы », специально для DVD-издания «Хроник Риддика». Сюжет изрядно напоминает Assault on Dark Athena: сразу после бегства с планеты, на которой сожрали Джонса, Риддик, Джек и имам попадают на еще один корабль наемников. Владелица корабля коллекционирует замороженные статуи преступников, и, естественно, она не прочь заполучить Риддика — он бы стал главным экспонатом ее коллекции. Но у Риддика на этот счет другие планы.
The Chronicles of Riddick (2004)
Хронологически самая последняя часть эпопеи о Риддике. Расставшись с имамом и Джеком, Риддик несколько лет прячется на далекой замерзшей планете, но охотники за головами находят его и там. Прятаться дальше нет смысла, и Риддик возвращается из подполья. Но за то время, пока его не было, мир стал еще хуже: некромонгеры захватывают одну планету за другой, имам и Кира (в Pitch Black и Dark Fury ее звали Джек) погибают, а в финале Риддик неожиданно для себя самого становится лидером некромонгеров.
Все еще высшая лига
Но больше всего в Dark Athena (как и Butcher Bay) нравится то трудно вербализуемое ощущение, что ты имеешь дело с по-настоящему взрослой игрой. Взрослой не в том смысле, что детям до шестнадцати вход заказан, а в том, что здесь чувствуется почерк зрелых, профессиональных разработчиков, которым есть что сказать. Без надрыва, выпендрежа, натянутых шуток и умничанья, которым так часто грешат многие игры, претендующие на продвинутую аудиторию. Такая зрелость и твердый почерк свойственны многим нордическим играм: Mirror’s Edge (тоже Швеция), Kane & Lynch (Дания), Max Payne (Финляндия) и, предположительно, Alan Wake (Финляндия). Такое чувство, будто скандинавы поняли о жизни что-то такое, до чего остальные еще не додумались.
Без фигуры Риддика тоже, конечно, ничего бы не получилось. Наблюдать за главным героем — за тем, как он держит себя, за манерой речи, жестами и мимикой — едва ли не интереснее, чем играть. Настолько цельные и притягательные образы нечасто встречаются даже в кино, что уж говорить об играх. Пусть про Дизеля говорят, что его актерские способности начинаются и заканчиваются на Риддике, но представить кого-то другого на его месте просто невозможно. В отличие от подавляющего большинства героев игр его персонаж говорит только по делу, и даже когда Риддик комментирует самые обыденные вещи — его всегда интересно слушать. Как и его внутренний монолог, что для игр (сам факт наличия такого монолога) вообще редкость.
Проседает Dark Athena на двух моментах. Во-первых, дает о себе знать возраст технологии. В Escape from Butcher Bay движок был сделан на вырост, и даже сейчас он кое в чем (освещение, анимания) превосходит некоторые современные игры. Но возраст есть возраст: еще немного — и Dark Athena выглядела бы как проект второго эшелона.
Вторая проблема связана с геймдизайном: по разнообразию и насыщенности эта игра уступает своей предшественнице. Последние уровни и вовсе загубили на корню: оказавшись на планете Aguerra, Риддик получает S.C.A.R. Gun, оружие с бесконечным боезапасом и настолько мощное, что весь остальной арсенал становится ненужным. Да еще эти чертовы боссы, которых ничем, кроме S.C.A.R. Gun, не завалишь…
* * *
Однако даже с учетом устаревшего движка и небольшого падения качества геймдизайна серия Chronicles of Riddick остается в первых рядах, среди лучших шутеров. Скорее всего, в следующий раз мы встретимся с Риддиком в канун выхода нового фильма — Вин Дизель о нем недавно проговорился.
ПЕРЕВОД : « Акелла » выпустила «Хроники Риддика» в трех комплектациях: одно из изданий включает в себя только Escape from Butcher Bay, второе — Assault on Dark Athena, третье — обе кампании под общим названием «Хроники Риддика Gold». Переведены, к счастью, только меню и субтитры, озвучка осталась нетронутой.
P.S. Что касается РС-версии, то, к нашему удивлению, она оказалась хуже консольных. Ладно, проблемы с интерфейсом (меню выбора оружия удобно для геймпада, но не для мыши) понятны, но что действительно неожиданно, так это провисание графики. Часть текстур в РС-версии низкого разрешения, и возня с настройками проблему не решает. Из-за этого некоторые объявления на стенах и текст на табличках с ориентировками на беглых преступников просто не читаются. На Xbox 360 и PS3 этой проблемы нет.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — да
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 9
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Чуточку устаревший, но все еще высококлассный стелс-экшен о приключениях космического зека.
Рейтинг «Мании»: 8
«Отлично»