05 июля 2009
Обновлено 17.05.2023

Battlestations: Pacific

Battlestations: Pacific - изображение обложка

Два года назад Eidos Interactive изобрела новый жанр — симулятор морской войны. Нас и раньше сажали за штурвал самолета, отправляли в синюю бездну на подлодке или давали примерить фуражку капитана корабля. Но чтобы все это было в пределах одной игры — такого до Battlestations: Midway не случалось. Хотя идея витала в воздухе, только у Eidos получилось удачно скрестить командование эскадрой кораблей с возможностью лично послать тысячекилограммовый снаряд в стальную тушку неприятеля. Идеи, заложенные в Midway, оказались столь удачными, что мы даже в финале нашей рецензии (см. «Игроманию» №3/2007) предположили скорый выход Battlestations на другие фронты и в другие временные периоды. Но вместо этого разработчики решили окончательно разобраться в тихоокеанских спорах американцев и японцев в рамках Второй мировой войны.

Мы вышли в открытое море

Для тех, кто с предыдущей игрой не знаком, расскажем основные моменты. Мы участвуем в противостоянии американских и японских флотов в тихоокеанском регионе времен Второй мировой. Перл-Харбор, острова Санта-Круз, Окинава — все это здесь. В каждой миссии под нашим непосредственным командованием оказывалось от одной до дюжины боевых единиц: от истребителей до авианосцев. Общее руководство операцией также ложилось на плечи игроков.

При этом по сути Midway был чистокровной аркадой. Мы садились за штурвал самолета, сбивали вражеские бомбардировщики, гибли от истребителей, переносились на проплывающий внизу крейсер и жарили зенитками по обидчикам. Переключались на артиллерию, сближались с эскадрой противника, оставляли корабль на попечение искусственного интеллекта, а сами вселялись в пикирующий бомбардировщик и, прорвавшись сквозь огонь противовоздушных орудий, сбрасывали на японцев бомбу потяжелее. После чего с чувством выполненного долга отправляли самолет на дрейфующий в тылу авианосец — перезаряжаться.

На первый взгляд в Battlestations: Pacific происходит ровно то же самое, но уже к третьей миссии понимаешь — что-то не так. Опытные игроки, конечно, быстро обнаружат «подвох»: оставив структуру игры неизменной, Eidos переработали, докрутили и настроили миллион мелочей, неуклюже выпиравших из Midway. Какая к ней была главная претензия? В упрощении всего и вся разработчики зашли слишком далеко. Корабли представляли собой единые куски металла с полосками здоровья, и по мере их уменьшения могла образоваться течь или вспыхнуть пожар, но не более того. У субмарин было всего два положения (надводное и подводное), что самым неприятным образом сказывалось на попытке уйти от глубинных бомб. Ну а в воздухе самолеты отличались друг от друга исключительно вооружением.

К моделированию различной техники Battlestations: Pacific подходит более серьезно. И вовсе не потому, что разработчики хотели сделать игру больше похожей на симулятор. Реализм здесь — своеобразное творческое решение. Раньше бои были нарочито примитивными, почти игрушечными. Торпеда попала в левый борт — отсеки начинают заполняться водой, вспыхивает пожар, матросы в орудийной башне обгоревшими до костей пальцами заряжают последний оставшийся снаряд… А мы узнаем об этом через сухие цифры статистики — очень драматично, ничего не скажешь.

Теперь корабли не только горят и тонут, но лишаются хода и теряют вооружение в результате особо удачных залпов. На судне появились отсеки с топливом и боезапасом (подло детонируют в самый ответственный момент), а также машинное отделение, вывод которого из строя обездвиживает корабль и делает его лакомой мишенью для торпед и авиационных бомб. Конечно, накала страстей в духе голливудских боевиков не получилось: матросы не прыгают за борт, не читают в эфире молитв и не отправляются на съедение акулам. Зато корабли здесь — уже не лучшие друзья резиновой уточки в вашей ванной, а многотонные и зловещие громадины, созданные, чтобы убивать.

Увы, по сравнению с ними у подлодок нововведения минимальные. Они теперь плавают в трех положениях: на поверхности, на перископной глубине и еще ниже, где их не достанут глубинные бомбы (но и торпеды пускать не разрешается). Зато самолеты теперь действительно отличаются друг от друга. Юркий истребитель уже не спутаешь с многомоторным бомбардировщиком. Сев за штурвал последнего, сразу чувствуешь, насколько это тяжелая, мощная и неповоротливая машина.

Вообще, через всю игру проходит очень важный тезис: сражения должны быть сражениями. Не увеселительным концертом для мышки и клавиатуры и не пижонской дуэлью двух статистических единиц. Это сложная, напряженная схватка, и разработчики предлагают взглянуть на нее с нескольких ракурсов, пускай и бегло. Первый — стратегический. Здесь каждая баталия становится элегантной и продуманной операцией, проходящей в несколько этапов. Например, появилась возможность захватывать вражеские базы. Помните операцию в Midway, где надо было уничтожить транспорт и не дать ни одной лодке с пехотой достичь берега? В Pacific эта миссия стала частью игрового процесса. Сначала вы обстреливаете командный центр из всех орудий. Когда сопротивление подавлено, необходимо подтянуть транспорты, дать отмашку на высадку десанта и следить, чтобы он благополучно достиг пункта назначения. Как вариант, десант может свалиться с неба в виде парашютистов.

Иногда дает о себе знать виртуальный режиссер, но все проходит в рамках приличий и миссии не превращаются в заскриптованный балаган. В кадре, например, может появиться целая группа кораблей только для того, чтобы героически потонуть в неравном бою, но замедлить продвижение противника. Мы в это время должны на всех парах мчаться к собственному подбитому авианосцу и затопить его, дабы он не достался врагу. Кстати говоря, вполне реальный эпизод войны.

Был трудный бой

Battlestations: Pacific на примере одной миссии. Задача: захватить Порт-Морсби.

В суровый и дальний поход

Вторая точка зрения — битва глазами рядового и младшего офицерского состава. Тут все иначе: если вы в небе, от грохота рвущихся зенитных снарядов закладывает уши, а от звука бомб, выпадающих из нутра самолета, чувствуешь мрачное удовлетворение — это вам за Джонни, мерзкие узкоглазые! А уж когда снаряды встречаются с целью, кажется, что стекла на окнах не выдержат и разлетятся на мелкие кусочки. Залпы корабельных орудий — вообще песня для ушей: если прибавить громкости, кто-нибудь из соседей наверняка вызовет милицию. Это еще не раскаты настоящих 400-миллиметровых пушек, но уже очень и очень близко. Одним словом, играть в Battlestations: Pacific с парочкой колонок-пищалок — практически преступление. Нужен хотя бы сабвуфер. Звук создает половину атмосферы этой игры.

Особое удовольствие получаешь в те моменты, когда что-то идет не по плану. Это там, в штабе, приказ «охранять транспорты» звучит сухо и скучно. В море вокруг этих жалких сухогрузов разгораются такие страсти, как будто от их сохранности зависит судьба всего мира. Пока нас беспокоят только бомбардировщики — никаких проблем. Но когда откуда-то сбоку, совершенно неожиданно появляются торпедные катера, а из-за горизонта вдруг выпрыгивает вражеский авианосец в сопровождении японского флота — самое время кричать «Полундра!» и вешаться на реях. С этого момента начинается кромешный ад. Вы мечетесь между катерами и эсминцами, перестраивая оборону, с неба на голову валятся обгорелые фюзеляжи самолетов, транспорты от торпед приходится прикрывать чуть ли не собственным брюхом, а кораблей зачастую не видно за дымом, огнем и брызгами. Наконец, вакханалия стихает. Половину эскадры как языком слизало, зато все транспорты целы, вражеский авианосец позорно удирает, а все остальные отправились на свидание с русалками. И вот тут как раз чувствуешь огромное облегчение и удовлетворение от буквально вырванной зубами победы. Сердцебиение приходит в норму, стихает скрежет зубов. А в следующей миссии все начинается заново.

Есть и еще один, третий взгляд на эту войну — азиатский. Дело в том, что сюжет в Pacific решили не делать, зато вместо него добавили полноценную японскую кампанию. Конечно, ради этого пришлось кое-где исказить историческую действительность. Там, где в реальности самураи несли огромные потери, в Battlestations: Pacific они показывают япону-мать проклятым янки. С точки зрения геймплея полноценная японская кампания означает прежде всего возможность опробовать себя в роли живого снаряда Ohka. Это гибрид ракеты и бомбы, который сбрасывался с самолета и падал не куда бог на душу положит, а в заданное пилотом место. Да-да, именно пилотом-камикадзе. Как там говорилось в предыдущей игре? «Война с японцами — это не война с нацией, а война с совершенно другим образом мышления».

Помимо таких небольших, но все-таки заметных нововведений в механике, множество мелких изменений коснулись интерфейса игры, что сделало ее на порядок удобнее. Наконец-то появились нормальные брифинги с четкой постановкой основных и дополнительных задач, а также прозрачными намеками на скрытые задания. Выполнение необязательных и секретных поручений премируется не абстрактными серебряными и золотыми медалями (хотя и они тоже есть), а новой техникой, которую можно использовать в будущих миссиях и мультиплеере. Отдача приказов, ремонт кораблей и вызов подкреплений выполняются не на отдельных экранах, а прямо в гуще боя с помощью удобных меню. Наконец, если вам это важно — появился вид из кабины самолета.

Человек-ракета

MXY-7 Ohka — это управляемые человеком снаряды, применяемые японцами в конце Второй мировой войны против американского флота. Ohka переводится как «цветущая сакура». Янки оказались куда менее романтичными и нарекли снаряд «бакой» (baka), что по-японски означает «дурак». Ракета обычно доставлялась до места тяжелыми бомбардировщиками G4M «Бетти». После запуска «Ока» сначала планировала, а затем пилот включал реактивный двигатель и направлял ее на цель. Сбить разогнавшийся снаряд было практически невозможно из-за высокой скорости, поэтому все зависело от мастерства камикадзе. Но это после запуска. На деле «Ока» получилась не слишком эффективной: самолет-носитель в большинстве случаев замечали заранее и сбивали. Самым удачным для японцев можно считать день 12 апреля 1945 года — тогда камикадзе потопили один и повредили еще два эсминца. Утопленник назывался USS Mannert L. Abele. В результате удачного попадания он разломился надвое и затонул. Еще один эсминец сумел сбить «Оку» на подлете, но взрыв оказался слишком сильным, и кораблю пришлось срочно отправляться на ремонт. В третьем эсминце пилот проделал сквозную дыру (детонации не было) выше ватерлинии, так что его экипаж, можно сказать, отделался легким испугом.

Интересно, что к самим камикадзе американцы и японцы относятся диаметрально противоположно. Американцы называли и называют их фанатиками, сумасшедшими, психами. В разное время ходили слухи, что пилотов насильно впихивали в эти капсулы и чуть ли не привязывали их к креслам, чтобы те не могли выпрыгнуть. А само слово камикадзе применяется по любому поводу (террористические атаки смертников, сумасшедшие водители, вытворяющие трюки на автомобилях и т.д.). Японцы считают камикадзе героями, пошедшими на смерть ради защиты своей страны. В городе Касима даже есть парк, названный в честь пилотов Ohka. Дословно «камикадзе» означает «священный ветер». Так назвали тайфун, остановивший нашествие монголов на Японию в конце XIII века. Японцы почитают смертников в силу исторических причин: слишком часто страна находилась в незавидном положении, и ее жителям ничего не оставалось, кроме как идти на верную смерть. Первым «официальным» камикадзе считается самурай Кусуноки Масасиге, защищавший императора в битве в 1333 году и убивший себя, чтобы избежать позора плена.

* * *

Battlestations стала взрослее. Она все еще слишком проста, чтобы претендовать на лавры полноценного симулятора, но достаточно хороша, чтобы вы смогли почувствовать запах дыма, смешанного с морской солью. Главное в ней — не возможность управлять огромным количеством техники (это все еще важно, но уже не в диковинку), а ощущения от участия в настоящем, масштабном сражении. Если вы любите небо, расчерченное зенитными очередями, столбы воды, вздымающиеся от артиллерийского огня, и грохот крупнокалиберных орудий, то Battlestations: Pacific вам определенно придется по душе.

ПЕРЕВОД: Для перевода японской кампании « Новый диск » пошел на интересный шаг: нанял актера, хорошо знающего японский язык. Текст зачитывался на русском без акцента, но с характерной интонацией. Получилось необычно, но слух не режет. Американская же кампания переведена в классическом пафосном стиле. Качество локализации можно назвать хорошим, однако некоторые моменты могут подпортить впечатление. Когда пилот подбитого самолета монотонным голосом говорит что-то вроде «Меня ранили, а» (причем это не крик, а именно буква «а»), становится немного смешно. Но такие моменты случаются нечасто и атмосферу в целом почти не нарушают.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 8

Дождались? За два года Battlestations сильно похорошела внешне, а нам только того и надо: теперь это не только главный и единственный симулятор морских сражений, но и дорогая, зрелищная игра.

Рейтинг «Мании»: 8,0

«Отлично»

Рейтинг локализации: 2/3

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь