Plants vs. Zombies
До сих пор у компании PopCap , одного из главных игроков на западном казуальном рынке, был один настоящий блокбастер — Peggle. Детская на вид игра про колышки, металлический шарик и основы физики, без преувеличения, снесла башню миллионам людей. В нее играли ночи напролет, забывали обо всем на свете. Кажется, даже сейчас где-то есть люди, играющие в Peggle профессионально, за деньги. Не возьмемся предсказывать дату проведения первого чемпионата по Plants vs. Zombies , но вообще-то у нее есть все для того, чтобы стать в смысле воздействия на общественное сознание «второй Peggle».
Овощ
Базовая механика проста чрезвычайно, ее авторы позаимствовали из Desktop Tower Defense — еще одной знаменитой пожирательницы времени. Из-за правой кромки игрового поля вышаркивают зомби, чья единственная задача — добраться до противоположной стороны, проникнуть в дом главного героя и сытно пообедать мозгами. Вы же должны их остановить, высаживая разнообразные растения. Авторы не спешат рассказывать, почему горох вдруг начал плеваться собственными плодами, а кукуруза принялась забрасывать врага кусками масла, но когда под дверью скребется рота голодных мозгоедов, привередничать не приходится. Поэтому — унавоживаем грядки и достаем пакетики с семенами.
Plants vs. Zombies — игра, которую в детстве не научили слову «однообразие». Почти на каждом уровне вы получаете новое растение, и очень скоро, помимо подсолнухов, вырабатывающих энергию для выращивания остальных «солдат», и отважного горохового стручка, в вашем арсенале появляются картофельная мина, вишневая бомба и обладающий крайне непростым характером чеснок. Всего же в игре около пятидесяти разновидностей цветов, зелени, грибов, овощей и примерно столько же типов зомби. Обычные живые мертвецы не способны одолеть даже одинокое бобовое, но на смену этим недотепам приходят зомби с ведрами на голове, закованные в броню зомби-футболисты, перепрыгивающие через первое растение на своем пути зомби-с-шестом и гигантский покойник по кличке Гаргантюар, использующий в качестве дубины столб линии электропередач.
Да что там ходячие трупы — даже сами уровни в Plants vs. Zombies постоянно модифицируются. День сменяется ночью, солнце перестает вырабатывать дополнительную энергию, а вы вместо цветов начинаете высаживать на лужайке грибы — они слабее, зато значительно дешевле. На игровом поле появляются надгробья, из которых во время финальной мертвецкой атаки в конце уровня вылезают (и тут же принимаются обгладывать ваши оборонительные рубежи) свежие зомби. Вдруг начинается гроза: тучи заволакивают небо, сгущается непроницаемая темнота, и только редкие вспышки молний освещают экран на несколько секунд. Потом появляется бассейн, где обычные растения можно высаживать только на предварительно выращенных листах водяной лилии. Затем действие перемещается на крышу — тут земли вообще нет и приходится сперва расставлять горшки с почвой, а уж потом заниматься озеленением.
Чем дальше, тем сильнее убеждаешься в гениальности разработчиков. Те, кто хоть раз играл в одну из многочисленных разновидностей Desktop Tower Defense, знают: в каждой игре такого типа рано или поздно наступает момент, когда вы просто сидите, пялитесь в экран и ждете, пока ваши пушки (башни, волшебники в островерхих шляпах) настреляют достаточно врагов, чтобы заработанных в результате ресурсов хватило на новую постройку. В Plants vs. Zombies вы НИКОГДА не сидите без дела: нужно подбирать выработанную подсолнухами солнечную энергию, подхватывать выпадающие из мертвецов монетки, следить за изменением ситуации, а иногда — полностью перестраивать всю оборону (растения, к счастью, можно выкапывать и заменять другими — еще одна деталь, приятно отличающая Plants vs. Zombies от прочих DTD-игр).
Искры из глаз
В мире, где бал правят игры, обученные лишь одному трюку и повторяющие его до оскомины (см., например, Mirror’s Edge ), Plants vs. Zombies кажется пришельцем из далекого будущего, где все люди — братья, деньги отменили, а тюрьмы позакрывали. Она изменяется постоянно: все время подбрасывает новые задачки, через каждые пять уровней играет с вами в мини-игры, и даже когда уничтожен финальный босс (а здесь есть и он, да еще какой!) и вроде бы пора опускать занавес — Plants vs. Zombies продолжает удивлять.
Начните ее заново — и обнаружите, что перед вами совершенно другая игра: более сложная, хитрая, умная, не стесняющаяся бросать вызов. Научились правильно подбирать растения перед боем? А что если три слота для семян в начале сражения уже будут заняты выбранными игрой овощами (выбросить их из списка нельзя)? Сумеете переработать готовую стратегию, учесть новый элемент и вокруг него выстроить план действий? Ну-ка, ну-ка…
А ведь есть еще и дополнительные режимы, открывающиеся по мере прохождения «сюжетной кампании»: головоломки, мини-игры, режим Survival. И конечно — великолепный дзенский садик, где ждут вашей заботы улыбающиеся ромашки. А еще — Дерево мудрости, которое в обмен на порцию удобрений поделится своими знаниями об игре. Вы, например, знали, что увядшие цветочки в главном меню можно сорвать щелчком курсора? А пробовали набирать «future» (без кавычек) во время игры? Обязательно попробуйте!
В Plants vs. Zombies хочется играть еще и еще: зарабатывать виртуальные доллары, покупать новые растения, ухаживать за садиком, раскрывать тайны этого чудесного мира, казавшегося таким маленьким и простым.
Особые отношения
Но Plants vs. Zombies не только изобретательно сделанная игра. Гораздо важнее то, что у нее есть собственный характер — веселый, не терпящий скуки, жизнерадостный до сумасшествия.
Она полна крохотных смешных деталей. Понаблюдайте за тем, как меняется выражение «лица» ореха, который грызут подобравшиеся слишком близко зомби, — как на смену улыбке приходит хмурая гримаса, уступающая, в свою очередь, место выражению «Бейте, гады! Сюда пулеметы били!» Или откройте встроенный в игру «Пригородный альманах» и полистайте короткие статейки о встреченных мертвецах. «Ах, как это непросто — быть зомби с плавательным кругом-уточкой! Многие ломаются, не выдерживают психологической нагрузки и навсегда отказываются от мозгов».
А какие трогательные записки присылают вам покойники! «Привет!!! Эта твая мама… Пажалуста прихади камне в гости на ужен. Не забуть аставить сваю дверь аткрытой. С любовью, мамачка (а вовсе не зомби!)». Читаешь и буквально видишь, как мозгоеды, скрипя гнилыми извилинами, сочиняют хитроумный постскриптум.
* * *
Для казуального рынка Plants vs. Zombies, скорее всего, станет тем же, чем стала для инди-разработчиков Braid. Игра, поднявшая планку на высоту, которую казуалкам брать вообще не положено. Контента в ней столько, что заявления Джейсона Капалки, одного из основателей PopCap Games, о «сотнях часов» геймплея после знакомства с финальной версией игры уже не кажутся преувеличением. И, что еще важнее, это контент качественный, первейшего сорта. Отдать $9,99 (цена игры в Steam) за такое чудо — все равно что получить его даром.
Реиграбельность? Да
Классный сюжет? Да
Оригинальность? Нет
Легко освоить? Да
Дождались? Казуальная игра для тех, кто не играет в казуальные игры. Выращиваем армию из цветов и овощей, обороняемся от орд недотепистых зомби.
Геймплей 10
Графика 8
Звук и музыка 9
Интерфейс и управление 9
Рейтинг «Мании» 9
«Великолепно»
Оправданность ожиданий 100%