05 июля 2009
Обновлено 17.05.2023

Бельтион: Свод равновесия

Бельтион: Свод равновесия - изображение обложка

В этом году до релиза добрались сразу две украинские RPG, которые одно время проходили по списку «Жертвы долгостроя». И « Сердце вечности », и « Бельтион » были анонсированы еще в 2002 году, и за эти семь лет натерпелись всякого, включая кому и клиническую смерть, когда о разработке не было ничего слышно годами. Эти метаморфозы, конечно, изменили оба проекта чуть ли не до неузнаваемости. Каждый выкручивался по-своему. Например, UDC , авторы «Сердца вечности», все-таки попытались доделать то, что когда-то было игрой их мечты, и получили на выходе огромный, но пустой и убийственно скучный мир. Зато Rostok - Games решили не прыгать выше головы и сосредоточиться на главном: сюжете, ролевой системе, да и вообще — на самой игре, а не на количестве квадратных километров. Как мы видим сейчас, это решение было более чем правильным.

Ролевой ребрендинг

В 2007 году «Бельтион» был фактически начат с нуля. Изменилось все: сюжет, ролевая и боевая системы, общая идеология. Вместо эпической, на сто часов прохождения, игры с упором на свободу выбора и нелинейность украинцы начали делать лаконичный сюжетный экшен. Ролевую составляющую, по собственному признанию разработчиков, добавляли по остаточному принципу. Самостийный сценарий положили на полку, сценаристов-любителей уволили, а их место занял писатель Александр Зорич. Именно его тетралогия «Свод Равновесия» легла в основу обновленной игры.

Вообще говоря, это была очень здравая идея: среди русскоязычных писателей фантастики и фэнтези Зорич — далеко не последний (точнее, «не последние» — под этой фамилией, напомним, скрывается творческий дуэт Яны Боцман и Дмитрия Гордевского). «Свод Равновесия» в свое время получила лестные отзывы профильных критиков за то, что писатель смело и где-то даже отчаянно выстраивал собственную вселенную.

Итак, добро пожаловать в Мир Солнца Предвечного, или Круг Земель. Это место в свое время изрядно натерпелось от колдунов, а потому магия и нечисть тут запрещены: тайную и явную борьбу с ними ведет полувоенная организация Свод Равновесия, этакий аналог ФСБ. Картина знакомая, но есть и хорошая новость: по здешним дорогам не шатаются орки, гномы, драконы и прочие сказочные персонажи. В этом Круг Земель похож на Хайборию: преимущественно здесь живут люди разных рас, а сказочные создания встречаются значительно реже, и все больше необычные — прямоходящие саламандры, например. Но на этом сходство со вселенной Роберта Говарда заканчивается — мир у Зорича все-таки свой.

Жертва Задней Беседы

Для игры Дмитрий и Яна придумали нового героя. На смену Эгину, за похождениями которого мы следили в книжной серии, пришел Орвин, тоже штатный офицер на службе Свода Равновесия. Закончив обучение, он поступает на действительную службу и приезжает в столицу княжества Варан, город-порт Пиннарин.

Его первые шаги у людей неподготовленных в лучшем случае вызовут недопонимание. Орвина для прикрытия нарекают именем Макк окс Панна, отправляют сначала в распоряжение отряда «Голубой лосось», потом в поместье «Дикая утка», а горожане буквально выстраиваются в очередь, чтобы попросить офицера могущественного Свода Равновесия купить им… пирожных. Все это сопровождается восклицаниями вроде «О Шилол изменчиворукий!», «Ах ты, жертва Задней Беседы!». То есть игра, мягко говоря, предполагает, что вы знакомы с первоисточником. В противном случае какое-то время уйдет на привыкание к игровому миру и его особенностям.

Зато когда привыкнете — вполне возможно, втянетесь. Хотя бы из-за сюжета. Фабула, как и в литературном первоисточнике, знакомая: государственные заговоры, могущественные артефакты, которые нужно собрать из разбросанных по миру частей, создание супермощного оружия. Эгин собирал ужасный живой механизм — Скорпиона, Орвин ищет Светочи, необходимые для создания непобедимого корабля «Бельтион». Но важна тут не фабула, а персонажи, их взаимоотношения и душевные терзания. Орвин сначала просто делает карьеру в Своде, безропотно выполняет все поручения, но постепенно к нему в голову закрадываются крамольные мысли. Его посещают пугающие видения, в воздухе постепенно разливается напряжение, чувствуется, что вот-вот случится нечто малоприятное… И хотя в целом предугадать развитие событий несложно, следить за историей интересно. Здесь постоянно что-то происходит, а маршрут приключений Орвина пролегает через самые разнообразные земли и отдаленные уголки этого мира.

Есть и попытки оживить повествование человеческими отношениями — это, напомним, отличительная черта книг Зорича. В игру из книги перекочевала милая девушка Овель, с которой связана романтическая линия. А еще у Орвина появляется близкий товарищ и друг: для начала он гибнет на наших глазах, а потом объявляется счастливо спасенным и поселяется в доме героя, требуя к себе пристального внимания.

Все это отчасти компенсирует отсутствие свободы выбора и линейность сюжета. В этом смысле игра ближе к jRPG, то есть сценарий и персонажи здесь гораздо важнее гипотетической возможности с воплями и улюлюканьем исследовать близлежащие рощи. И в целом она воспринимается скорее как интерактивная книга, в меру увлекательная и подробная. К тому же в некоторых побочных квестах у нас все-таки появляется простенький, но выбор — вступиться или нет за человека, которого грабят, взять деньги за оказанную услугу или сказаться альтруистом. Жаль, что таких второстепенных заданий немного, и все они не отличаются особой фантазией.

Святая простота

На официальном сайте игры в разделе «Пресса» хранится целое кладбище нереализованных идей, мечтаний и замыслов, которые посещали Rostok-Games. Тут можно почерпнуть немало интересно и представить, какой могла бы быть эта игра. Потому что в конечном итоге от наполеоновских замыслов не осталось практически ничего. По геймплею «Бельтион» напоминает что-то среднее между слэшером Enclave и RPG Gothic , только в сильно упрощенном виде. Параметров у персонажа практически нет, только показатели здоровья и маны. За основу ролевой системы авторы взяли «Готику» и обрезали все, что связано с ремеслами, воровством и такими вещами, как акробатика или бой с двумя мечами. За очки опыта учителя совершенствуют ваши умения в искусстве кулачного боя, во владении одноручным или двуручным оружием, луком и арбалетом, повышают предельный запас здоровья либо учат немногочисленным заклинаниям.

Комбо и изящных приемов нет. Новый уровень мастерства в искусстве обращения с оружием просто добавляет энное число к базовому урону, а сам тип атаки останется прежним. И, заметьте, совершенно одинаковым для всех видов вооружения. То есть, по сути, есть лишь один удар и блок. Об использовании честной физики и интерактивного окружения лучше и не заикайтесь.

Игра получилась простой, но все-таки бойкой и задиристой. Только вы приготовитесь зевать, закликивая очередной вражеский отряд, как она закроет перед вашим носом дверь и выпустит в комнату несколько десятков злобных тварей. Пока не перебьете — дальше не пропустит. Динамика, помноженная на такие простые, но эффективные приемы и необходимость сочетать в схватках магию и оружие ближнего и дальнего боя дает нужный результат. К тому же авторы питают очевидную страсть ко всему, что горит и полыхает. Тут можно и нужно использовать взрывающиеся стрелы, несколько видов гранат, специальный дробовик, стреляющий бомбами (т.н. «огнестрел»), и даже жуков-камикадзе, которые смело торпедируют цель.

Наконец, «Бельтион» счастливо избежал распространенных проблем с балансом. Враги не дают расслабиться на всем протяжении игры, при этом постоянно ощущается дефицит свободной наличности. Посему проблема приобретения новой, более крепкой и мощной, экипировки будет актуальна чуть ли не до финальных титров.

* * *

Конечно, «Бельтион: Свод Равновесия» не стал ни «нашей «Готикой», ни «нашим «Морровиндом». Но нельзя не признать: для узкоспециального жанра «русскоязычные ролевые игры» «Бельтион» — все-таки шаг вперед. Игра не кичится инновациями и трендами, которыми грезят разработчики каждой второй «славянской» RPG. Здесь первую скрипку играет сценарий. Поэтому мы не путаемся в управлении, не плюемся на косо прикрученные «фичи», не выкачиваем многомегабайтные патчи, а просто получаем удовольствие от интересной истории. А если не ради этого мы играем в ролевые игры, то непонятно, зачем они вообще нужны.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 7,0

Графика: 7,0

Звук и музыка: 8,0

Интерфейс и управление: 7,0

Дождались? В «Бельтионе» нет новаторских идей, а есть хороший сюжет и необычный игровой мир. Это долгострой, который не просто дотянул до релиза, но и оказался весьма неплохой игрой.

Рейтинг «Мании » : 7

« Хорошо »

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь