Линия фронта: Афганистан
Сериал Combat Mission давно уже стал чем-то вроде классической музыки — на словах все хвалят, однако слушать предпочитают группу «Ранетки». Самый хардкорный и реалистичный варгейм с кривым интерфейсом, ужасной графикой и чудовищной системой расчета по гексам сегодня является развлечением для кого угодно, но не для обычных любителей обвести рамкой все, что есть под курсором, и послать на вражескую базу. Святые люди из компании Snowball Studios , однако, верят, что у Combat Mission есть светлое будущее. Последняя игра в серии, Combat Mission: Shock Force , была посвящена войне американцев с Сирией. Прямо сейчас силами питерской студии « Апейрон » (серия « 7.62 », « Мародер ») Shock Force превращается в « Линию фронта: Афганистан », посвященную понятно какой войне.
В программе заявлено: 115 новых юнитов, детально смоделированные советские и афганские войска. Плюс две кампании, одна из них охватывает начальный период войны, когда моджахеды пытались на равных сражаться с советской армией в открытых столкновениях (то есть вели более-менее традиционную войну). Вторая кампания посвящена периоду ожесточенных боевых действий, когда уже советские войска пытались переломить ситуацию в свою пользу. Как известно, афганская эпопея, несмотря на все жертвы и вбуханные в Афганистан миллионы, окончилась выводом войск и торжеством моджахедов.
В определенном смысле «Апейрон» сейчас столкнулась с теми же проблемами, что и СССР: Shock Force был игрой про бои в плоской пустыне, в Афганистане же правят бал высоты, кто выше сел — тот и прав. Следовательно, приходится полностью менять тактические схемы. Сегодня баланс по-прежнему не отлажен, и на наших глазах в миссии про оборону конвоя пара танков без поддержки пехоты вынесла всех нападающих. Чисто теоретически засевшие на обочине моджахеды должны были спалить к чертям советскую бронетехнику, но та почему-то расстреляла их в упор. Впрочем, остальные участники колонны (машины афганских союзников) вели себя еще более причудливо — при первом же приказе начать движение они сломали строй, разъехавшись по кустам.
Все поле боя, хоть и выглядит трехмерным, на самом деле состоит их шестиугольных гексов, поэтому единственный пучок травы игра принимает за могучую рощу и отказывается показывать вам, что за ним происходит. Чудит и пехота: солдаты, получив приказ «На штурм!», бегут мимо залегших в двух метрах афганцев, заходят к ним в спину и с расстояния в метр расстреливают изумленных пуштунов.
Комбинация «наводчик + артподдержка» сегодня видится решающей: вовремя вызванный артобстрел рвет на куски десятки моджахедов, отчего игра периодически превращается в аркаду «Нажми вовремя кнопку «Огонь». А это тоже непросто: для вызова артиллерии требуется совершить порядка шести кликов — мозоль натирается как от месячной игры в Diablо.
* * *
Как и в случае с Shock Force, главная на сегодня проблема «Афганистана» — неприветливость. Игра, в которой о значении многих иконок приходится только догадываться, в которой простейшая операция вызова артподдержки по сложности сравнима с решением логарифмического уравнения, — не самый очевидный кандидат на звание «варгейм года». Тем не менее это не мешает нам испытывать по поводу новой «Лини фронта» сдержанный оптимизм — сегодня жанр обслуживают всего несколько компаний, и то, что к ним примкнул «Сноуболл», — безусловно, хорошие новости. Время на доводку игры еще есть. Глубинную механику Combat Mission вряд ли изменят, но вот добавить дружелюбности интерфейсу и превратить Абсурдистан в Афганистан им вполне по силам.
Будем ждать ? Силами питерцев из «Апейрона» Combat Mission: Shock Force превращается в беспощадный пошаговый варгейм про афганскую войну.
Процент готовности: 70%