30 июля 2009
Обновлено 17.05.2023

Overlord 2

Overlord 2 - изображение обложка

[[BREAK]]

«Мы должны бережно относиться ко всем живым существам на этой земле. Особенно к симпатичным» — эта фраза эльфийского борца за права животных как нельзя лучше подходит для описания Overlord 2. Сказана она про бельков, детенышей тюленя, но мы-то с вами знаем, кто в этой игре на самом деле милый! Пусть не белые, не пушистые, а красные, синие, зеленые и бурые — с визгом, улюлюканьем и характерным хлопком они возвращаются!

Гоблины в тылу врага

Для тех, кто по каким бы то ни было причинам не понимает, кто это они , — короткое вступление. Вышедший летом 2007 года Overlord был экшеном про сказочного злодея. Герой отличался властностью и ленью: сам в гущу сражения лезть не хотел, потому за него все делали очаровательные гоблины. Они бились c врагами, несли ему найденные сокровища, а главное — жертвовали собой в самых изощренных формах, развоплощаясь в ману и жизненную энергию и вплавляясь в оружие Властелина. Обаятельные приспешники покорили публику, но, в отличие от тех же Rayman Raving Rabbids , за харизмой героев скрывался вполне оригинальный геймплей.

В Overlord, несмотря на сказочно-пародийный сеттинг, была самая настоящая тактика. Четыре вида гоблинов прекрасно дополняли друг друга: бурые первыми бросались в бой, красные прикрывали огнем издали, зеленые были мастерами скрытых убийств, синие всех их лечили. Укомплектованный отряд превращался в механизм, который работал сам по себе, — от игрока требовалось лишь его собрать да иногда раздавать конкретные указания. Каждый раз вам нужно было найти способ наладить взаимодействие между бойцами: выбрать удачную позицию для «стрелков», устроить засаду в нужном месте и разместить «медиков» так, чтобы смертельно раненные товарищи падали буквально им в руки. Как только вы находили решение, оставалось лишь отойти в сторону, и, злорадно ухмыляясь, смотреть, как подопечные самостоятельно разбираются с врагом.

Вышедший в скором времени аддон показал: разработчики не собираются развивать прежнюю схему, они ищут новые варианты. Вместо тактических задачек нам подсунули грубоватые несвязные пазлы, замыкавшиеся на постоянном вворачивании вентилей и дергании рычагов.

В итоге к выходу полноценного сиквела серия оказалась на перепутье. Что же выбрали разработчики — тактические схватки или механические головоломки? На самом деле ни то ни другое. Еще с оригинальным Overlord возникали проблемы при попытке определить его жанр. Он был похож на Fable , мир открыт для исследований — это ролевая игра? Нет, слишком уж он линеен. Тактический экшен? Чересчур несерьезно для такого титула.

Сиквел еще сильнее все запутал, и теперь перед нами самый настоящий геймплейный винегрет. Возможно, это не слишком уместное сравнение, но тут почти как в Braid : на каждом уровне условия игры хоть немного, но меняются. Уже во второй локации мы плаваем с островка на островок на, с позволения сказать, челне. Матросы-гоблины гребут, мы командуем — ничего особенного, но очень забавно. Затем нам предлагают стелс-миссии, где Властелин переселяется в тело одного из своих приспешников: как в старые добрые времена, тут мы бегаем за спинами охранников и прячемся от лучей дозорных колдунов. Переодевшись во вражескую форму, гоблины, словно Сорок Седьмой из Hitman , могут безнаказанно расхаживать в тылу врага. Наконец, совсем уж безобидный и легкий аттракцион — расстрел вражеских войск из катапульты. Механика таких заданий в хорошем смысле примитивна и помогает разнообразить ваши будни на пути к мировому господству.

Карающая длань

Тактические задачи и механические пазлы остались позади. Теперь упор сделан на режиме прямого управления. Гоблинам можно давать простые команды вроде «напасть» или «отступить», дальше они сами должны сообразить, кого именно атаковать и куда конкретно ретироваться. Но в режиме прямого управления мы берем подопечных под жесткий контроль, заставляя их строго следовать за движениями мыши.

Все это было и в оригинальной игре, и в аддоне, но Overlord 2 открывает новые горизонты этой необычной механики. Так, новый враг Властелина — Славная Империя, потому один из главных юнитов, противостоящих нам, — это, конечно, римская фаланга. Возомнив себя Обеликсом, попробуйте с разбега раскидать легионеров — получите щитом по зубам. Отряд римлян практически неуязвим спереди, но стоит зайти с тыла, и стройная шеренга превратится в стадо истерически визжащих дезертиров. Потому в битве особенно действенным оказывается следующий прием — с небольшим отрядом вы отправляетесь в лобовую атаку, одновременно закидывая основные силы «за шиворот» врагу.

В другой ситуации вы сражаетесь с гигантским пауком на дне громадного колодца: сами отбиваетесь от его деток, а гоблинами в этот момент открываете шлюзы, чтобы его затопить. А под обстрелом катапульты самоотверженные слуги Властелина отвлекают артиллеристов, а сам он бежит к цели, бессовестно толкая приспешников на самоубийство.

Игра заставляет вас обучиться филигранному управлению отрядами. Банда гоблинов — это буквально продолжение руки Властелина, зловещее щупальце, растянутое на весь уровень. Мы даже не отдаем команды, мы именно что бьем гоблинами противника, словно хлыстом; ловко маневрируем ими между вражескими сооружениями, будто управляя мотоциклом из GTA в час пик.

Самый яркий пример новой механики — блестяще исполненный этап в Пустоши. Итак, там, где раньше стояла башня Властелина, теперь «радиоактивный» заповедник (башня взорвалась, ее колдовская энергия отравила окрестные земли). Ядовитая магия сконденсирована в кратерах в виде флюоресцирующей синей жижи. Если в нее попадает человек, то становится зомби. Если Властелин — то улиткой. Если обычный гоблин — то безумным монстром (который — о, стыд! — поднимет руку на хозяина!). А вот синим гоблинам все нипочем — они вбирают в себя колдовскую жижу, расчищая проход, и этим их свойством приходится активно пользоваться. Кульминация этапа — целое озеро ядовитой слизи, по которому раскиданы артефакты. Вы бежите по расчищенным зонам, ведя перед собой отряд «дезинфицирующих» приспешников. Сделаете одно неверное движение, отпустите синих слишком далеко от себя, и вас тут же зальет отравой — Властелин, может, еще и вырвется на поверхность, но следом за ним из болота выйдут его слуги-мутанты… В общем, отличный баланс, постоянное напряжение, и выстроено все на оригинальной механике — вот за такие моменты мы готовы, как гоблины, обожать Overlord 2.

Танцы с гоблинами

К сожалению, даже эта замечательная механика небезупречна. Пожалуй, самый заметный недостаток — невероятно грубый дизайн уровней. Мы вроде как должны увидеть улицу или непроходимую чащобу, а вместо них почему-то мерещится пинбольный стол, по которому мы гоняем своих разноцветных миньонов вместо шарика. Узкие коридоры, непонятно откуда взявшиеся завалы, закрывающие проход, — слишком уж надуманными выглядят уровни.

Про второй недочет мы уже говорили два года назад. За это время разработчики так и не исправились, более того, с переменами в геймплее он ощущается еще болезненнее. Дело в том, что Overlord 2 — игра, предназначенная прежде всего для владельцев консолей. Если вы играете только на PC, запаситесь геймпадом, потому что прямое управление гоблинами идеально подстроено под аналоговые стики. Кроме того, в одной из битв с боссом мышь просто отказалаCodemasters клянутся, что это баг пресс-версии.

Но на эти недостатки можно и нужно закрыть глаза. Все благодаря замечательному геймплею, а также мощнейшей фактуре игры. Отдельного внимания здесь заслуживает то, как оформлен игровой мир. Перевернутая башня Оверлорда — Сталактит зла — это идеальная обитель Темного Властелина. Повсюду потоки лавы, в воздухе летают какие-то плиты — выглядит весьма монументально.

Разработчики творчески подошли к описанию новых подробностей быта гоблинов. В перевернутой башне течет своя река Стикс — из нее своеобразный доктор (с косой!) вылавливает павших бойцов и приводит их в чувство. Когда вы на корабле бороздите морские просторы, гоблины налегают на весла — чтобы они держали ритм, один из них бьет в барабан. Постучите его о барабан головой — увидев такое, его товарищи станут грести гораздо активнее. Наконец, тут будут даже шаманские пляски. Ритуал переселения души Темного Властелина в тело одного из приспешников выглядит бесподобно. Гоблины водят хоровод вокруг каменного уступа — на нем стоит «избранный», который повизгивает и изредка подпрыгивает на месте от переполняющего его возбуждения. Удар молнии — и его подбрасывает в воздух, уже заполненного духом своего предводителя.

* * *

Triumph Studios вновь преподнесли сюрприз. После не особенно удачного аддона казалось, что игра навсегда свернула с истинного пути, — но тут она неожиданно расцвела новыми красками. Да, управлять отрядом порой неудобно (кстати, даже расцветка гоблинов точно соответствует цветам кнопок на геймпаде Xbox 360). Да, механика не всегда работает плавно. Но она оригинальна, все еще хороша, а кое-где просто-таки доведена до совершенства. Ну и потом — мы же переселялись в тела гоблинов, плыли с ними через океан; они воскресили Властелина из мертвых. Эти ушастые твари нам теперь как родные, пусть только попробует кто-то их обидеть!

P . S . Чуть не забыли! Те, кто мучился в первой игре из-за отсутствия мини-карты, могут утереть слезы. В продолжении она есть.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 8

Графика: 7

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 6

Дождались? В сиквеле Overlord немного изменилась механика и остались кое-какие недочеты в интерфейсе и управлении, но в душе это все такой же веселый экшен про самоотверженных ушастых гоблинов, делающих за своего Властелина всю черную работу.

Рейтинг «Мании»: 8,0

«Отлично»

[[BREAK]] Кавалерия

К сожалению, ни одного нового вида гоблинов в сиквеле мы не увидели. Зато трое старых получили в свое распоряжение ездовых животных (а также ездовых членистоногих).

Бурым гоблинам достались боевые волки. Животные сбивают противников с ног, перескакивают через пропасти. Особенно интересно наблюдать, как они крутят шестеренки, вцепившись зубами в ручки колеса.

Арьергарду нашей армии выдали авангардных монстров. Жуткие пауки могут лазить по стенам и садиться врагу на лицо (притом что паук размером с теленка). Восседающие на их спинах зеленые гоблины любовно приговаривают: «Хоро-о-ший паучок…»

Красные метатели огня скачут на саламандрах. Эти существа могут сворачиваться клубком и катиться, как броненосец. Они заползают в норы маленьких гномов и выжигают там все живое. Если саламандру смертельно ранить, то перед гибелью она взорвется, погубив наездника.

А синих обделили… Вот что сказали нам Codemasters: «Мы долго думали, на чем им можно было бы ездить. Дельфины — слишком милые. Акулы — у нас нет глубоких водоемов…» Что ж, благодаря умению становиться невидимыми и вбирать в себя магическую заразу синие гоблины не затерялись среди своих коллег-кавалеристов.

Уроки изящной словесности

Старый хитрец Гнарл, прожженный староста гоблинов, — пожалуй, самый яркий персонаж Overlord. Перед ним чувствуешь себя бестолковым пехотинцем, источником грубой силы. Кажется, он предан господину, но за елейным голоском и грубой лестью (вроде «Ваше Великолепие») скрывается простая истина: темные властелины приходят и уходят, а он, Гнарл, остается. Ниже — мастер-класс по риторике от этого харизматичного серого кардинала.

«И это, по-вашему, Империя? Где грязные ямы и темные углы, почему не слышно истошных криков? Дилетанты…»

Наблюдая за тем, как крошечных размеров гном карабкается по секире Властелина, а потом неловко падает с нее на землю: «Это, несомненно, акт агрессии! Такое прощать нельзя! Изничтожьте их, милорд!»

«Чем больше жен, тем счастливее брак»

«Зеленые гоблины… Я почти соскучился по их вони»

Во время обряда переселения душ: «Господин, вы в теле гоблина! Надеюсь, никто не видит…»

Про тюленя: «Какой пушистый! Какой пошлый! Это омерзительно!»

Перед водным препятствием: «Здесь вам пригодятся синие гоблины, лишь они умеют плавать. Зато

приспешники других цветов профессионально тонут!»

«Не волнуйтесь, господин, погибшие гоблины будут ждать воскрешения в яме, коротая время за игрой «Чья это оторванная культя?»

«Эх, в молодости я тоже напяливал на голову что попало…»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь