Killing Floor
Истории вроде той, что произошла с Killing Floor , случаются в нашей индустрии сплошь и рядом: несколько лет назад студия Tripwire выпустила мод для Unreal Tournament 2004. В нем сплоченная команда вооруженных до зубов ребят отстреливалась от полчищ плотоядных мутантов. Модификация имела определенный успех, и компания начала работу над коммерческой версией проекта. Вот только за то время, пока он «шел к успеху», вышла игра с похожей концепцией. Речь, естественно, о Left 4 Dead. И как бы разработчики ни старались, сравнения с детищем Valve им не избежать.
Какой-то не такой
На такой случай у любого журналиста припасен целый набор клише: «Left 4 Dead для бедных», «тот же Left 4 Dead, только в профиль», «Left 4 Dead с перламутровыми пуговицами» и так далее. К счастью, ни одно из них нельзя применить к этой игре в полной мере. Да, Killing Floor явно недостает размаха и бюджета, но это ни в коем случае не клон и уж тем более не попытка погреться в лучах чужой славы (оригинальный мод, напоминаем, вышел за полтора года до игры от Turtle Rock Studios ). Да и своих находок у разработчиков хватает.
Там, где Valve сбивают игроков с толку, прессуя их бесконечными ордами зомби, Tripwire пытаются применить более тонкие приемы. Их зараженные не так быстры и многочисленны, но и они могут доставить массу неприятностей. Здесь всего один босс, зато есть ползучие зомби, зомби-невидимки, какие-то вопящие твари и бог знает что еще. В самый ответственный момент на горизонте может появиться недружелюбный мужчина с бензопилой и неспешно, размеренно начать ковылять в сторону игроков. В голове в этот момент мелькает мысль: «У-у-у, сейчас начнется», а заодно появляется стойкое желание убежать куда-нибудь далеко. Только вот отступать зачастую некуда — зомби умеют втихую подкрадываться сзади и окружать. А когда толпы голозадых (это не фигура речи, зараженные тут действительно предпочитают бегать в чем мать родила) недругов подбираются слишком близко, нервозность быстро превращается в панику: только что мы расслабленно отстреливали мертвецов на расстоянии, а теперь забились в углу, судорожно перезаряжаем пистолет, зовем на помощь и пытаемся прорубить себе путь в стене из разъяренной плоти.
В дополнение к этому у разработчиков припасено несколько простых, но действенных способов нагнетания атмосферы. Например, отсутствие прицела и медленная перезарядка: пока вы дрожащими руками пытаетесь навести мушку на особо прыткого мертвеца, его коллеги могут неожиданно вгрызться вам в пятки. Аналогичная ситуация может случиться, пока вы завариваете очередную дверь (еще одно ноу-хау игры — сварочный аппарат, которым экипирован каждый человек в команде), поэтому волей-неволей приходится полагаться на помощь напарников. Ну а когда все аргументы заканчиваются, в ход идет холодное оружие, среди которого есть и бензопила, которая реализована немногим хуже, чем в Dead Rising. По крайней мере, распилить врага на куски и залить асфальт кровью с ее помощью точно получится.
Left 6 Dead
Правила игры достаточно просты: шесть игроков отбиваются от волн мутантов (место действия — Великобритания, наводненная порождениями зловещих правительственных экспериментов), в перерывах между ними закупаются оружием у постоянно выкидывающей пошлые шуточки продавщицы, а потом играют в догонялки с финальным боссом — Патриархом. Последний настолько суров, что игроки большую часть времени вынуждены бегать от него кругами. В результате финальная битва (если ее вообще можно так назвать) выглядит жалко и комично — не хватает лишь музыки из «Шоу Бенни Хилла». Тяжелое вооружение босса может отправить вас на перекур буквально за пару секунд, и перекур этот может затянуться — ждать смерти Патриарха или ваших товарищей приходится мучительно долго (по 10-20 минут).
Чтобы этого не случилось, необходима слаженная командная работа. Помимо общепринятых правил (держаться ближе к напарникам, в любой ситуации стараться занять круговую оборону), важно правильно распределить роли в команде — в игре есть шесть видов перков, дающих различные бонусы при использовании определенного оружия и инструментов. Они, в свою очередь, поддаются прокачке, причем способности растут в уровнях тем быстрее, чем чаще вы их применяете. Метко стреляете? Со временем превратитесь в опытного снайпера. Предпочитаете ловко распиливать зараженных бензопилой? Скоро станете мясником-берсеркером. Только после получения нескольких уровней Killing Floor раскрывает свой командный потенциал — до этого счастливого момента все игроки одинаково беспомощны и безлики (персонажей с уникальной внешностью здесь нет, вместо них — спецназовцы в противогазах; возможность играть за зомби не предусмотрена). Тут же находят применение все средства взаимной поддержки: игроки могут лечить друг друга, делиться деньгами, да и заваривать двери придется регулярно. Главное — помнить о том, что их в любой момент может выломать какой-нибудь зомби-бугай.
Справляться с постоянно напирающими монстрами помогает и другая интересная особенность Killing Floor — ZEDtime (slo-mo, которое работает даже в мультиплеере). Включается оно исключительно когда вздумается игре, а не вам. Время замедляется для всех игроков сразу, и для кого-то такой сюрприз может быть очень кстати, но если в момент включения вы увлеченно смотрели в пол или стену — придется тратить драгоценные секунды на прицеливание.
Основная проблема с Killing Floor в том, что, несмотря на свой статус коммерческого продукта, она по-прежнему выглядит как модификация: непрофессионализм разработчиков проявился в удивительно уродливых загрузочных экранах, от вида которых Артемий Лебедев рыдал бы кровавыми слезами, а также в интерфейсе, раздражающем убогими шрифтами и красным цветом. Не обошлось и без багов. Колики случаются непозволительно часто — игра зависает, и в этот момент можно считать, что она бросает кости. Повезет — играем дальше. Нет — любуемся рабочим столом. Да и вообще выглядит игра довольно дешево — улучшенный движок Unreal 2.5 умело скрывает несовершенство моделей за красочными эффектами и пострендер-фильтрами, но до современных стандартов ему все-таки далеко.
* * *
С одной стороны, Killing Floor можно упрекнуть во вторичности: она действительно очень похожа на Left 4 Dead, а заодно на Resident Evil 4 (преследующая героев продавщица оружия и зомби с бензопилами у нас ассоциируются именно с этой игрой) и чуть-чуть — на фильм «28 дней спустя» (зловещий вирус, английские пейзажи и британский акцент героев). С другой стороны, кого это волнует? Эта игра не претендует на художественную ценность. Это хорошо сбалансированный командный шутер, в котором есть несколько интересных находок (см. систему прокачки). В нем есть главное, что мы требуем от игр этого жанра: он заставляет шестерых человек кооперировать свои действия и работать сообща, даже если за полчаса до этого они не были знакомы друг с другом. Поэтому, если все сценарии из Left 4 Dead изучены вдоль и поперек, обратите внимание на Killing Floor. Это, как минимум, поможет скоротать время до выхода Left 4 Dead 2.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 8
Графика: 6
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Достойный командный шутер про зомби, главный недостаток которого в том, что он вышел после Left 4 Dead.
Рейтинг «Мании»: 7
«Хорошо»