Aztaka
Герой вернулся на следующий день. Взмокший, растрепанный, ошалело вращающий глазами. «Вы видите на мне трико? — воскликнул он, обращаясь к старейшине деревни. — Я герой RPG! Кто вам сказал, что я похож на гимнаста? Вы сами видели, что у вас там творится? Какие-то платформы, кочки, прыжки по стенам… Куда я вообще попал?»
А попал он в удивительную инди-игру Aztaka от молодой канадской студии Citeremis , создатели которой решили провести волнительный опыт по скрещиванию ролевой игры с платформером. На консолях такие гибриды не редкость — серии Castlevania и Metroid окучивают ту же делянку много лет, — но на PC в этой нише работают в основном инди-разработчики. Например, авторы подводного приключения Aquaria.
В Aztaka все буквально пропитано духом Diablo. Враги спалили индейскую деревню, и старейшина отправил нас в погоню за карикатурным злодеем, наказав попутно собирать разбросанные по миру артефакты. Уничтожая многочисленных врагов, зачищая подземелья и джунгли, мы развиваем несколько параметров с лаконичными названиями (сила, ловкость, интеллект) и умений (например, ускоренный метаболизм или регенерация здоровья). Ну и естественно, торгуем в деревнях и берем там же простенькие квесты. Работает же все это на механике самого первого Prince of Persia. На фоне двухмерных задников мы остервенело лупим врагов копьем, перепрыгиваем через препятствия и ловушки и приседаем, когда огонь или крылатый враг бьют откуда-то сверху. А еще — словно козлик скачем по платформам, кочкам, веткам и даже по стенам, отталкиваясь копьем…
И это еще не все, что приготовила нам Aztaka. Нашего героя в странствиях сопровождает птичка, которая исполняет роль летающей магической книги: она умеет творить различные заклинания. При этом наш пернатый компаньон точно так же набирает опыт, получает новые уровни, улучшает свои параметры. Заклинания, кстати, не просто вылетают из-под ее крыла: чтобы активировать их, нужно быстро щелкать мышкой по пиктограммам, из которых выстраивается определенный рисунок. То есть это еще и Diablo с quick-time events.
Наконец, герой по-хозяйски складывает вываливающиеся из врагов души (различаются по цвету и назначению) в специальные контейнеры, а затем мы, перетаскивая их мышкой по экрану, творим различные чудеса. С помощью одних запускаем различные механизмы, а другими выращиваем на деревьях новые ветви, чтобы допрыгнуть до припрятанных где-то… новых умений. Можно, наверное, сказать, что понятие «древо развития» тут приобретает буквальный смысл: многие способности именно висят на ветвях, как яблоки, и до них еще нужно допрыгнуть.
***
Aztaka дарит неожиданные, свежие впечатления. Авторы не просто паясничают: «Глядите, чего мы придумали!» Они выстраивают сбалансированный геймплей, в котором есть главное, за что мы любим Diablo: увлекательная прокачка персонажа и постоянный поиск новых предметов.
Другое дело, что в качестве основного мотивирующего фактора тут чаще всего выступают не жирные боссы (хотя есть и они), а недоступные до поры акробатические умения. Скажем, чтобы пройти дальше по сюжету, нужно перепрыгнуть через огромную пропасть. Для этого придется отыскать сандалии, позволяющие совершать двойной прыжок, а это, в свою очередь, невозможно, пока вы не найдете новое копье, умеющее пробивать каменные стены. И так на каждом шагу: каждую минуту нам бросают новый вызов, и отказать этой красивой, атмосферной (ах, какая тут музыка!) и необычной игре нет никаких сил.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 8
Графика: 7
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Двухмерная инди-Diablo в южноамериканских декорациях. Для тех, кто мечтает поиграть в Castlevania на PC.
Рейтинг «Мании»: 8
«Отлично»