Терминатор: Да придет спаситель
Жанр: охота на роботов в радиоактивных пустынях
Режиссер: МакДжи
Сценарий: Джон Д. Бранкато, Майкл Феррис
В главных ролях: Кристиан Бэйл, Сэм Уортингтон, Мун Бладгуд, Хелена Бонем Картер, Антон Ельчин
Бюджет: $200 млн
С началом отпускного сезона кинотеатры заполняются летними блокбастерами — красочными, трескучими и бессмысленными. Блокбастерами с миллионными спецэффектами и в меру дубовыми актерами, а как следствие — странной пустотой в голове по выходу из кинозала. « Терминатор: Да придет спаситель » — один из них, благо его снял режиссер « Ангелов Чарли ».
В мире «Терминатора» по-прежнему идет война между восставшей компьютерной сетью «Скайнет» и остатками человечества, которые трогательно прячутся в радиоактивных руинах. Перебив большую часть жалких белковых форм жизни ядерными ракетами, «Скайнет» охотится за выжившими с помощью терминаторов — чудовищно мощных и столь же чудовищно неуклюжих роботов. Выжженные пейзажи, блеклая ржаво-стальная гамма, пыль, грязь, безнадежность — ценители серии Fallout сразу почувствуют себя как дома. Правда, их несколько расстроит Кристиан Бэйл, играющий Джона Коннора, лидера Сопротивления. Самый человечный человек и спаситель рода людского весь фильм ходит с застывшим выражением лица, отчего его речи («Но мы же люди!!!») приобретают отчетливо иронический подтекст. Австралийский актер Сэм Уортингтон, изображающий Маркуса Райта, киборга с личностным кризисом, переигрывает деревянного Бэйла вчистую.
Некоторый кризис самоидентификации наблюдается и у режиссера МакДжи — он никак не может решить, что хочет снимать. «Да придет спаситель» превращается то в ремейк « Безумного Макса » (шикарная погоня с участием мотоциклов и грузовика), то в фильм про войну (воздушные баталии между штурмовиками и машинами, эпизод с гигантским роботом на автозаправке), то в экзистенциальную драму (я — робот?), а к концу вообще скатывается до боевика категории «B» с цитатами из первых частей «Терминатора» (завод, искры, настойчивого киборга сначала заливают раскаленным металлом, а затем замораживают). При всем этом МакДжи то подпускает натужного пафоса («Будущее человечества зависит от нас!»), то ныряет в совсем уж адскую пошлость (трехмерная модель голого Шварценеггера, чудовищная концовка, похожая на отрывок из социальной рекламы). Любопытно, что пространственно-временные парадоксы предыдущих частей (засылка роботов из будущего в прошлое и т.п.) тут сведены к вялым попыткам Джона Коннора спасти своего молодого отца, попавшего в лапы киборгов. В целом «Терминатор 4» намного глупее, намного проще, намного прямолинейнее предыдущих серий.
И в этом его счастье. В те моменты, когда МакДжи оставляет за кадром вечные вопросы бытия («Где грань между машиной и человеком?»), «Терминатор 4» прекрасен. Бой на бензоколонке с гигантским роботом — море огня, вопящие люди, хлещущий бензин, отовсюду рикошетят осколки — прекрасен. Гладкие, черные, смертельно опасные терминаторы-мотоциклисты, догоняющие грузовик с одержимостью почуявших кровь диких зверей, — прекрасны. Воздушный бой за огромный передвижной концлагерь в кои-то веки заставляет волноваться за судьбу персонажей второго плана. Погоня по минному полю и беглецы в перекрестьях лучей прожекторов напоминают « Спасти рядового Райана ». Битва с механическими пиявками — по колено в ночном болоте! — похожа на все фильмы о Вьетнаме сразу. Но финальная схватка смазана: слишком перегружена подмигиваниями и подхикиваниями, чтобы воспринимать ее всерьез.
Как и весь фильм. Убрать пафосные речи, вколоть «оживляжа» Бэйлу, переснять последнюю треть, всыпать еще больше радиоактивной пыли вперемешку со ржавым отчаянием — и выйдет первоклассный боевик. Пока же «Терминатор 4» ничем не отличается от типичного «летнего блокбастера», который вы забудете через 10 минут после выхода из кинотеатра.
Оценка: 3/5