30 июля 2009
Обновлено 17.05.2023

Играем: Darkfall Online

Играем: Darkfall Online - изображение обложка

[[BREAK]]

За то время, пока Darkfall Online находился в разработке, он стал чем-то вроде Duke Nukem Forever от онлайна. Никто не знал, реализуют ли разработчики хоть половину обещанного, когда игра выйдет и выйдет ли вообще. Но не прошло и восьми лет, как Aventurine SA разобралась со своим долгостроем — и один из самых загадочных онлайновых проектов до релиза превратился в самый спорный после.

Гоблины-убийцы

Почему спорный? Да потому, что Darkfall Online (DF) можно или страстно любить, или люто ненавидеть. Представитель редкого вида игр-песочниц, он не ведет игрока за ручку по квестам, не подсовывает ему услужливо все новый и новый контент по мере развития персонажа, а бросает игрока в суровый мир, предлагая развлекаться самостоятельно.

Приключения начинаются еще до захода в игру. DF работает по подписке, «якобы релиз» состоялся полгода назад, но количество игроков все равно ограничено: разработчики, словно игра все еще тестируется, сами решают, когда пустить в мир новую партию поклонников. Единственная возможность получить заветный ключ — караулить официальный сайт, дожидаясь, когда создатели подкинут очередную порцию.

Разработкой Darkfall занимались страстные поклонники Ultima Online. Авторы хотели сохранить достоинства любимой игры, но завернуть их в новые технологии и добавить масштаба: огромный мир, тысячи умений и свобода действий, которую будут воспевать в балладах трубадуры. Что ж, в одном они точно преуспели — мир Агон настолько большой, что в нем запросто поместятся Калимдор из World of Warcraft , Эриадор из The Lord of the Rings Online , Хайбория из Age of Conan: Hyborian Adventures и останется еще место под просторы Warhammer Online: Age of Reckoning. Причем никакой халтуры: каждый кустик и холмик созданы вручную, так что красотой и разнообразием мир не обделен. Проблема в том, что в погоне за размерами разработчики забыли населить Агон — пороху не хватило. Можно пробегать битый час, не встретив ни одной живой души. Darkfall — наверное, единственная ММОG, где игроков больше, чем монстров.

На выбор предлагают шесть рас, но кроме внешности и ездового животного они мало чем отличаются друг от друга. Умудренные опытом ветераны выбирают темнокожих альфаров, так как по этим коротышкам в бою довольно сложно попасть, а разглядеть их в ночи не легче, чем летучую мышь в темной пещере. Стартовые локации у всех рас похожи — небольшой городок с кучкой невзрачных NPC, банковский сейф, где можно хранить награбленное, а неподалеку расположен лагерь гоблинов.

В ранних интервью разработчики обещали, что монстры будут иметь «невероятно продвинутый интеллект». Отчасти их обещания оправдались. И хотя гоблины не цитируют Шекспира, в бою они куда сообразительнее противников из других ММОG: стрейфятся, все время норовят прошмыгнуть за спину, а если становится жарко, бегут за подмогой. Не покидает ощущение, что дерешься не с мелкой сошкой, а каким-то боссом. Именно на гоблинах можно заработать стартовый капитал, а деньги в DF ох как нужны.

Возвращение Quake и синий бублик

Одного взгляда на цену умений достаточно, чтобы начать считать каждую копейку. В отличие от популярных сегодня клонов World of Warcraft, в DF нет классов и уровней. Развитие героя целиком зависит от прокачки скиллов. Если персонаж копает руду — у него улучшается навык рудокопа, если долго барахтается в воде — начинает плавать быстрее, даже обычная пробежка по лесной просеке приносит видимые плоды. Но главное, конечно, боевые умения.

Сражения в DF — основное развлечение, но сама боевка выглядит крайне незамысловато. Так как на покупку и прокачку крутых навыков нужна уйма времени и средств, в арсенале игроков первые месяцы есть только базовый удар мечом, блок, выстрел из лука и стартовое заклинание — метание синего бублика. Фехтование очень напоминает старенькие RPG: бегаем кругами вокруг врага, пытаясь удержать его в прицеле, и непрерывно долбим левую кнопку мыши. Одна анимация удара, один звук, секунда паузы до следующей атаки.

Стрельба заклинаниями больше всего напоминает… Quake в режиме сражения на рокетлаунчерах. Только в DF вместо яркого заряда ракетницы из посоха с противным жужжанием вылетает синий бублик. Через 10 минут любой осознает, что стрелять нужно с опережением, не в туловище, а под ноги, и если враг подбежал вплотную — быстро переключиться на меч. Примитивнее систему сложно себе представить, но из-за риска умереть и все потерять адреналин бьет ключом, и на однообразие ударов перестаешь обращать внимание.

Интерфейс игры организован весьма необычно. Если нужно залечить после боя раны или забрать с тушки монстра трофеи, придется сперва убрать оружие. И пока игрок не разберется с макросами, он будет вынужден каждый раз открывать окно персонажа, затем сумку, перетаскивать оружие из окна в сумку и совершать кучу других ненужных действий — после эргономики WoW все это выглядит каким-то чудовищным анахронизмом.

Макросы в DF — вообще вещь незаменимая. Боевые умения растут издевательски медленно, и, если не играть круглосуточно семь дней в неделю, потребуется несколько лет, чтобы развить их до максимума. Поэтому фанаты игры могут забыть почистить на ночь зубы, но всегда помнят, что перед сном нужно запустить макрос на прокачку. Не давать же фору врагу. Сбор ресурсов на автомате — тоже распространенное явление. Так как процесс добычи дерева и руды в игре крайне нудный, а крафт требует тонны всякой всячины, в некоторых местах можно увидеть целые колонии запрограммированных трудяг, обреченно махающих кирками. Для охотников за головами такие «автоматизированные» персонажи — легкая добыча, поэтому только самые наивные оставляют своих «собирателей» посреди чистого поля. Профи прячутся в кустах где-нибудь на отшибе и таскают руду в банк исключительно ночью.

Экономика в DF развита слабо. Разница в цене между ресурсами и готовым изделием, как правило, смехотворная (большинство игроков состоят в кланах и находятся на самообеспечении), а из-за того, что разработчики не позаботились ввести рынок, товары приходится сбывать из рук в руки, находя клиентов в чате. И хорошо, если покупатель окажется в паре километров, порой приходится мотать за тридевять земель, думая про себя: «Какого черта я тащусь туда за гроши?» Тем не менее, только крафтеры могут построить город, спустить на воду корабль и обеспечить бойцов всем необходимым, поэтому мастерам топора и фуганка рады в любой гильдии.

Топор войны

Фраза «свободный лут» для поклонника PvP — то же самое, что звоночек для собаки Павлова: тут же вызывает обильное слюнотечение. Но игр, где с трупа врага можно снять все до трусов, выходит так мало, что многие стали забывать ощущения, которые дарила Ultima. Когда бежишь к спасительному городу с торбой, доверху набитой сокровищами, и молишься на бегу, чтобы не наткнуться на головореза. DF дает шанс пережить эти волнительные минуты снова, причем далеко ходить не нужно: даже в стартовых локациях полно желающих поживиться за чужой счет. То, что ушастых гоблинов на всех не хватает, только подстегивает игроков разбираться, кто прав, а кто виноват, давно проверенным способом.

В мире Агона нет безопасных уголков — напасть можно даже в городе. Но если на тебе клеймо убийцы, ты сразу становишься мишенью для городских пушек. Чтобы этого избежать, некоторые игроки любят провоцировать на первый удар. Не удивляйтесь, если во время боя с гоблином непонятно откуда вылезет какой-нибудь хитрец, заслонит зверушку своим телом и начнет прыгать да восклицать: «Ну же, ударь меня! Боишься? Страшно, да?»

Чтобы выжить в DF, придется выучить главное правило — не верь никому. Поможешь какому-нибудь бедолаге, а он запросто всадит нож тебе в спину, встретишь посреди поля одинокого всадника — он не упустит случая прикарманить твой инвентарь. Возможность обобрать труп до нитки действует на игроков как красная тряпка на быка, и убийства (зачастую совершенно бессмысленные) случаются повсюду. Но если в начальных локациях это скорее баловство детишек, которые бегают голышом и тыкают друг в друга ржавыми железками, то на территории PvP-альянсов бушуют настоящие войны.

По миру Агона разбросано около сотни мест, где игроки могут возводить города и деревни. Строительство под силу только крупным гильдиям, для которых города — это место военных сборов и склады для трофеев. Владение городом также дает возможность собирать под боком ресурсы, строить корабли и осадные орудия, а если рядом обосновались высокоуровневые монстры — регулярно их «доить». Но, как можно догадаться, свободных земель на всех не хватает, поэтому гильдии постоянно осаждают чужие владения, пытаясь прибрать их к рукам.

Любой клан, заплатив кругленькую сумму, может включить для вражеского города режим осады. После этого у него есть 4 часа, чтобы найти и прикончить городского лидера, с помощью осадных орудий прорвать оборону и уничтожить «клановый камень» — сердце города. Осады в DF — феерическое зрелище. Во все стороны летают синие бублики и стрелы, кавалерия давит пехоту, на городской площади резня, в которой иногда невозможно разобрать, где свои, где чужие. И каждый боец ощущает, что от него зависит успех операции, к которой клан, возможно, готовился несколько недель.

* * *

К сожалению, недостатки игры перевешивают ее достоинства. Переход, скажем, из дружелюбного WoW в DF для неподготовленного игрока может закончиться культурным шоком. Практически полное отсутствие квестов и каких-либо ориентиров, толпы варваров, убивающих безо всякой причины, сообщество, от которого не дождешься помощи (а вопросы, что еще можно сделать в этой игре, возникают постоянно). Впрочем, разработчики никогда и не скрывали, что DF — игра не для всех. Это площадка для военных и политических разборок PvP-гильдий, и простым смертным здесь делать нечего.


Геймплей: 6

Графика: 6

Звук и музыка: 2

Интерфейс и управление: 4

Дождались? Darkfall Online — игра для суровых геймеров, которые не переносят WoW-клоны, зато любят хардкорное PvP с риском все потерять и готовы ночами не спать во благо родного клана. Остальным лучше пройти мимо.

Рейтинг «Игромании»: 5

«Средне»

[[BREAK]] Страсти вокруг «Еврогеймера»

Игровая пресса на выход Darkfall очень долго вообще никак не реагировала. Отчасти из-за того, что разработчики подолгу не отвечали на запросы игровых ключей и журналисты долгое время добывали их в общем порядке (а это ой как непросто). Первый обзор вышел через пару месяцев после релиза игры. Статья автора с европейского сайта Eurogamer.net сразу привлекла много внимания. Фрилансер «Еврогеймера» Эд Зитрон в один присест выдал все недостатки игры, приправив свой и без того саркастический текст поддевками и издевательскими шуточками. «Создавая Darkfall, кто-то явно проигнорировал все правила, по которым делают отличные игры», — подытожил автор и влепил творению Aventurine 2 балла из 10.

Узнав об этом, вице-президента Aventurine и продюсер Darkfall Тасос Фламбурас опубликовал на сайте DF обличительное письмо, где сообщил, что с выделенного журналисту аккаунта в игру заходили всего на 2 часа, причем большую часть этого времени потратили на создание персонажа. «Еврогеймер» откликнулся, что Ed Zitron играл никак не меньше 9 часов. Фанаты взвыли: чтобы познать все прелести DF, в него надо играть месяцами. На «Еврогеймере» парировали, что если игра не зацепила человека в первые пятнадцать минут, то он просто не будет играть в нее дальше и никакой высокоуровневый контент ему не нужен. Тасос в крепких выражениях потребовал убрать с «Еврогеймера» обзор, потому что он подрывает авторитет Aventurine. «Еврогеймер» заявил, что это противоречит политике сайта: статьи с ресурса не удаляются. В комментариях к обзору разгорелся нешуточный спор, Darkfall бросились называть Darkfail, и, наконец, редактор «Еврогеймера» пообещал, что они опубликуют вторую рецензию, но первую убирать не будут. Тасос на таких условиях выделять второй пресс-аккаунт отказался. «Еврогеймер» парировал, что сотрудничать с ним не очень-то и хотелось, и объявил, что купит аккаунт на общих условиях, когда появится такая возможность.

На момент сдачи номера страсти вокруг «Еврогеймера» по-прежнему кипят. Один шутник даже создал в игре гильдию с названием EUROGAMER.NET, и ей тут же объявили войну практически все кланы в игре.

Первая мировая война

Конфликты разного масштаба происходят в DF каждый день, и к ним уже успели привыкнуть. Но недавно в мире Агона разгорелась Первая мировая война DF.

До недавнего времени вся восточная часть карты находилась под управлением королевства Гиперион во главе с королем Манусом. Самопровозглашенный правитель создал феодальную структуру, позволявшую держать под контролем тысячи игроков. В лучшие времена под властью Мануса было 27 городов и несколько крупных регионов. Но не всем нравилась сила Гипериона. Чтобы свергнуть Мануса, западные альянсы объединились в крупнейший за историю игры союз и нанесли сокрушительный удар. Терзаемый внутренними конфликтами Гиперион не смог противостоять натиску и отдавал территории практически без боя. Развязка наступила 12 мая, когда его величество Манус опубликовал на официальном форуме DF сообщение о капитуляции.

«Если вы спросите меня, что привело к падению Гипериона, — писал поверженный король, — то я бы назвал не только численное преимущество врагов, но и проблемы самой игры. Из-за бесконечного гринда из DF ушли лучшие игроки, занимавшие важнейшие должности в королевстве, и заменить их было некем. Вслед за ними потянулись их друзья, и население Гипериона значительно сократилось». Несмотря на поражение, Гиперион по-прежнему господствует на востоке игрового мира, но теперь это лишь жалкое подобие былой империи.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь