Руководство и прохождение по "Warhammer 40000: Dawn of War 2"
2004 году Relic придумали тактическую стратегию с борьбой за контрольные точки. С тех пор они лишь совершенствовали свои наработки. Company of Heroes: Opposing Fronts стала апогеем их творчества. Казалось, дальше идти бессмысленно — надо придумывать что-то новое. И вот выходит Dawn of War 2. Relic не скрывает, что они просто развили идеи Company of Heroes, но что это — шаг вперед или деградация? Смогли ли разработчики превзойти свою лучшую игру?
Счастливый рейс
Опасность — лучший друг героя. Чем она выше, тем знатнее герой. Если двоечник Вася пройдет по карнизу школы, то отличница Настя поцелует его в щечку и весь пятый «Эн» будет еще несколько дней говорить о столь отважном и безрассудном поступке. Однако пусть Вася хоть на руках по карнизу бегает, настоящим героем ему не стать. Не хватает одной маленькой детальки — спасения мира. У нас с этим вообще проблемы, а вот во вселенной «Боевого молота» есть множество прелестныхсозданий, которые позволяют тамошним Васям вписать свое имя в историю.
В этот раз подсобили орки. То ли им было скучно, то ли, наоборот, излишне весело, но решили они слетать на планету Калдерис. То ли случайно, то ли орки все-таки немножко думают, но на Калдерисе оказался вербовочный штаб ордена «Кровавых ангелов». Зеленокожие, разумеется, решили и планету, и «ангелов» уничтожить. Такое естественное желание, что даже осуждать их как-то лицемерно.
Победить орков не так уж и сложно… если под вашим руководством не десять хилых десантников, которые от более или менее сильного плевка в их сторону бегут в лазарет. Сейчас мы ненадолго оставим историю и отправимся на поле боя. Победим орков и вернемся.
Другие правила
После первой загрузки мы сразу же оказываемся в гуще боя. Орки атакую с разных сторон, где-то вдалеке строчит пулемет, раздается неистовый «Waaagh!», а у нас под руководством герой и отряд из четырех солдат. Что делать?
На связь вовремя выходит командование. Помехи, какие-то незаконченные фразы, приказы… На радаре появляются точки сбора, и связь со штабом прекращается — пора прорываться вперед, останавливать противника.
Орков очень много, и нам приходится прятаться за укрытиями, использовать гранаты и лечение. Нельзя сломя голову нестись вперед. Короткие очереди из-за подбитого танка, потом перебежками до разрушенной каменной колонны. Пока тактические десантники отвлекают четыре отряда рубак, герой забегает им в тыл и при помощи умения сбивает всю группу с ног.
Как-то даже непривычно. Обычно первые миссии в любой стратегии — нечто вроде «докажи, что ты не дурак», надо танками убить автоматчиков или десятью отрядами уничтожить один. Здесь же преимущество у врага. Его в десятки, если не в сотни раз больше, да и гибнуть он совершенно не намерен. Мы чем-то явно не приглянулись оркам.
Но первая миссия все-таки остается вводной, а потому мы довольно быстро заканчиваем ее и получаем новые отряды. Всего в игре нам будет доступно семь типов войск. Однако на задание можно брать только четыре. Не стоит ждать, что потом, когда-нибудь, мы наконец-то получим под управление огромную армию. Наш максимум — двенадцать солдат. Их не надо заказывать в бараках, они не появляются на базе или открываются только после сбора определенного количества ресурсов. В Dawn of War 2 ничего этого нет. После первой миссии перед нами появляется глобальная карта, где подсвечиваются три-четыре сектора. Выбираем один, и туда в капсуле скидывают наши отряды. Выполняем задание и возвращаемся обратно.
Хочу быть сытым
Как бы ни были веселы и замечательны орки, долго с ними воевать сложно. Особенно опытному командиру, который метит в герои. Десантники уже почти перебили все зеленокожее племя, как вдруг появились другие твари — тираниды. По сравнению с ними орки — спокойная и миролюбивая раса, которая разговаривает на оксфордском английском и каждый день ровно в пять пополудни пьет чай.
На фоне всего того безумия, что творилось на планете ранее, тираниды выглядят даже как-то искусственно. Орки (боже мой, зачем?!) пытаются украсть реликвии ордена, эльдары решили уничтожить весь мир. А тираниды… Тираниды пришли пожрать. Они прыгают с одной планеты на другую, случайно захватывают все важные для космодесанта объекты, а мы только и успеваем зачищать один сектор за другим.
Геройство? Помилуйте, через несколько дней славный командир, еще недавно метивший в герои, чувствует себя уборщиком. Рутинная работа — каждый день встаем ни свет ни заря и летим очищать очередной сектор от многочисленных голодных тварей.
Новый виток
С приходом тиранидов игра перестает быть большим обучающим режимом. С одной планеты мы переходим сразу на три, меняется и сам формат игры. Все миссии теперь можно разделить на три типа.
Первый — сюжетные задания. В них нам необходимо ремонтировать генераторы, помогать союзникам, перехватывать врага, отражать наступление и т.п. Обычно в таких миссиях очень много скриптовых сцен и постановочных боев. Так, например, однажды мы попадаем прямо в центр сражения между орками и тиранидами. Даже сами битвы здесь другие. Враг заходит с тыла, внезапно бьет во фланг и использует гранаты, чтобы мы не отсиживались в укрытиях. Впрочем, не только сражениями славятся такие миссии, интересен в них и сюжет. Герои разговаривают друг с другом, принимают важные решения, рассказывают что-то об истории ордена… а из кустов в любую секунду может вывалиться… нет, не рояль, а полудохлыйвражеский герой с совершенно отчетливым желанием врезать нам по физиономии.
Вот только редко такое бывает. Гораздо чаще приходится просто зачищать планету от врагов. Это второй тип миссий. Мы высаживаемся в выбранном секторе, и единственное наше задание — убить босса. Он всегда находится в одном месте — на другом конце карты. Пробиваемся сквозь толпы противников, потом долго и нудно уничтожаем главаря.
Такой тип миссий тоже мог быть интересным, если бы бои не проходили на одних и тех же картах. Сектор захватывают тираниды — мы очищаем его. Потом туда приходят орки — вновь вылетаем на планету. Карта та же — враг другой. Прошло несколько дней,и тираниды вновь там. Зачистили, отобрали сектор обратно. Пришли эльдары…
Бывает, что на одной карте приходится сыграть раз пятнадцать. Мы заучиваем самый короткий путь и уже по проторенной дорожке бежим к главарю… Орки из дальних уголков карты уже считают меня богом войны, присылают в дань самых красивых гретчинов, хвалят силовые доспехи. В гости не зовут.
Третий тип миссий тоже не отличается разнообразием. Нам приказывают удержать здание, которое штурмуют враги. Расставляем пулеметы и отражаем пять неприятельских волн. Из раза в раз, из раза в раз…
Борьба со скукой
Неприятная вырисовывается картина… Что может заставить игрока проходить снова и снова одни и те же миссии? Как оказалось, ролевая система.
После каждого боя мы получаем целый ворох артефактов, оружия и брони, а сами солдаты набираются опыта и растут в уровнях. Постепенно мы совершенствуем войска, улучшаем их параметры, даем новые специальные способности. Вскоре начинает казаться, что мы сражаемся уже совсем другими десантниками…
В начале игры мы ведем аккуратные бои из укрытий. Герой атакует три вражеских отряда и бежит под защиту пулемета. Невидимые разведчики разрушают оборону противника взрывпакетами, ищут обходные пути. Постепенно солдаты получают новое оружие и уровни. Здоровье героя крепчает, а десантники помаленьку осваивают огнемет и жарят тиранидов до пикантной хрустящей корочки.
Через двадцать миссий игровой процесс уже совершенно иной. Штурмовики прыгают в самое сердце вражеского лагеря, герой, сбивая противников с ног, мчится на помощь, а тактические десантники швыряют гранату, после чего открывают шквальный огонь. Лишь запыхавшийся отряд пулеметчиков долго бежит до союзников, поспешно устанавливает пулемет, прицеливается и… вновь догоняет группу. Слишком быстро наши отряды убивают врагов, и не всегда им нужна поддержка.
Одна и та же карта проходится по-разному. Особенно полезно использовать разный набор войск. Замените штурмовиков разведчиками, откажитесь от пулеметчиков, испытайте дредноут. Приятно опробовать и новое оружие. Герой вместо одноручного топора берет двуручный молот, и перед нами уже совсем иной боец.
Ближе к концу игры нас завораживает уже сам вид битвы. На десять десантников кидается сразу сотня орков, герой берет молот и со страшной силой (анимация великолепна) лупит по земле — враги разлетаются в разные стороны. Разрываются гранаты, штурмовики валятся на головы врагов, дредноут ломает тела еще живых орков. Сражаться уже не так сложно, но очень-очень зрелищно. Dawn of War 2 — одна из самых красивых тактических стратегий нашего времени. Настолько зрелищных битв нет нигде.
• • •
Для кого-то Dawn of War 2 на этом этапе заканчивается. Далеко не все игроки попробуют сетевой режим, а ведь Relic делает ставку именно на него. И рейтинговые 90% во многом обязаны «мультиплееру».
С чего начинается сеть
В отличие от кампании, в сетевой игре доступны не только десантники. Кроме них есть орки, тираниды и эльдары. Пока что всего четыре расы, но разработчики уже пообещали, что в дополнениях появятся еще две. Одна из них, по слухам, хаоситы.
Следующий шаг — выбрать героя. У каждой расы по три главных бойца. Друг от друга они отличаются кардинально. Например, у космодесанта есть лекарь (апотекарий), который восстанавливает здоровье союзникам и усиливает их во время битвы, нападающий герой (командор), вся сила которого в мощных ударах и толстой броне, и техник (технодесантник), он строит пулеметы, быстро чинит технику и вызывает легендарный дредноут. От выбора героя зависит стиль игры, а иногда и набор войск.
Любопытно то, что расы не копируют героев друг друга. У всех есть атакующий боец, но остальные два типа — всегда разные. Поэтому изучать фракции приходится долго и кропотливо. Не так-то просто понять, в чем сила того или иного героя, даже после десятка битв.
Отсечь все лишнее
Когда Relic дорабатывали сетевой режим Company of Heroes, они нашли в нем серьезный недостаток. Вспомним, как там развивается база. Мы улучшаем главное здание — получаем возможность возвести одну новую постройку. Прибежали инженеры, построили, убежали обратно захватывать точки. Вновь совершенствуем главное здание — опять можем построить один завод. Прибежали инженеры, построили, убежали. Улучшаем в третий раз, и опять всего одна постройка доступна.
Ставим вопрос ребром — зачем вообще нужно строительство, если усовершенствование главного здания уже подразумевает создание нового типа войск, причем четко определенного?.. В Company of Heroes нет так называемого build order. Строительство там лишь отвлекает игрока и напрасно затягивает партию.
В Dawn of War 2 полностью отказались от строительства. Теперь у нас есть одно здание, которое мы совершенствуем, и в нем же мы заказываем войска. Стало ли лучше? Безусловно! Теперь бои гораздо динамичнее и быстрее. А вместе с постройкой базы разработчики убрали и ее уничтожение. Теоретически врага можно победить, разрушив его главное здание, но на практике такого не бывает. Основной режим игры — захват и удержание точек.
Война позиционная
Мы говорили, что в кампании под нашим руководством довольно мало войск. В сетевом режиме их больше не станет. Космодесант зачастую справляется четырьмя-пятью отрядами, оркам и эльдарам надо всего на одну группу больше. Тираниды на первых порах играют примерно семью отрядами, но к середине боя переходят на несколько сильных бойцов.
Сокращения не из-за экономического кризиса, а ради баланса. Разработчики поняли, что борьба за контрольные точки не может быть массовой. Сражения здесь происходят не так, как в RTS. Там нам необходимо уничтожить базу врага и защитить свою. Здесь же нас не интересует ни база, ни даже сам враг. Главное захватить ключевые позиции и спешно укрепиться на местности. Причем строить турели могут только два героя из двенадцати. Так что защита выстраивается из самой же пехоты. Это не пушками Теслы базу огородить, тут подумать придется.
Бой происходит примерно так. Оба игрока бегут к наиболее удачной позиции, сталкиваются там, и победитель начинает закрепляться на точке. Задача отступившего — перегруппироваться и сломить оборону противника. Если получится — игроки меняются местами. Правда, в сражениях один на один такой принцип далтрещину…
Из трех дуэльных карт только одна позволяет игроку укрепиться на позиции и оставаться там всю игру. На других локациях контрольные и ресурсные точки расположены так, что удержать их все — невозможно. Вот тут и начинается игра в догонялки. Мы захватываем точку слабыми солдатами, враг прибегает и убивает их более сильными, мы притаскиваем туда наших лучших бойцов, противник кидает на нас героя. Как в мультфильмах — рыба побольше заглатывает рыбешку поменьше и сразу же сама оказывается во рту.
Беда в том, что так происходит на всех контрольных точках. Оборону можно выстроить лишь на одной, остальные переходят из рук в руки. О позиционной борьбе уже не может быть и речи.
Друзья помогут
На выручку пришли командные битвы три на три (парных боев в игре нет). На карте три контрольных точки, находятся они обычно с трех разных сторон. Каждому игроку — по одной. Тут-то не надо бегать за врагом по всей карте, территория равномерно разделена между игроками. И в этих битвах система обороны и штурма работает отлично. Даже лучше, чем могло быть в одиночных боях.
Командные тактики гораздо богаче. У всех рас очень много неповторимых солдат. У эльдаров, например, есть мощнейшая артиллерия, у орков самая сильная пехота на третьем уровне. Десантники могут легко подавлять пулеметы, а тираниды давить противника с разных сторон.
Слаженные команды великолепно взаимодействует. И что главное — для этого им не требуется беспощадно стучать пальцами по мышке и безостановочно вращать камеру. Войск мало, двигаются они неспешно, да и подумать всегда найдется время. Выбили нас с позиции — пришлось отступить, и, пока пехота восполняется и заказываются новые отряды, можно хорошенько обдумать план наступления и запросить помощь у союзника. Пусть он первым подойдет к нашей точке и сделает вид, будто собирается бить во фланг. Враг развернет пулеметы, а мы в это время нападем. Вроде элементарное взаимодействие, зато результативное.
• • •
Dawn of War 2 вряд ли покорит игроков кампанией. Сетевой режим один на один тоже не сможет долго оставаться на плаву, тем более что Company of Heroes предлагает почти то же самое, только глубже и интереснее. Сильная сторона Dawn of War 2 — бои три на три. Перед нами лучшая на сегодняшний день командная тактика в реальном времени.
Вердикт: Relic сделали еще один шедевр. И вновь — сетевой. Кампания кажется лишь тренировкой перед командными битвами.
Кампания
Миссии
В первых миссиях очищайте всю карту и захватывайте дополнительные строения. Здания дают артефакты, а дохлые враги — опыт. Ваша главная задача — как можно быстрее получить первые семь уровней. До этого момента сражаться, скажем так, печально — любой приблудившийся орк может случайно переломать кости двум-трем десантникам.
Когда встанет выбор, кого брать на миссии, лучшим составом против тиранидов будут пулеметчики, тактические десантники и штурмовики. Если появится дредноут, его можно брать вместо тактических десантников, хотя я всю игру прошел без него. С карнифексом сражаться сложно, но в остальном — полный порядок.
У вас может возникнуть желание убрать пулеметчиков из команды, когда герой подрастет в уровне, и таскать тиранидов под болтер станет скучно. Однако без пулемета очень сложно победить босса. Обычно опустошители наносят ему максимальный урон, так что не стоит выкидывать их из группы.
Против орков можно использовать тот же набор войск и тактику. Только будьте аккуратны в борьбе против коммандос. Они появляются внезапно и быстро убивают одиноко стоящие отряды. Порой их можно и не заметить, особенно если герой сражается где-то в стороне.
Еще орки на высоких уровнях любят использовать смертодред. Убить его можно всего одной противотехнической гранатой.
Эльдары требуют иного подхода. С ними лучше сражаться не тактическими десантниками, а скаутами, только дайте им снайперскую винтовку и обучите какому-нибудь сильному умению. Изначальный взрывпакет — отличная штука, а вот постройка турелей — бессмысленна. Зачем нам защищать территорию, когда необходимо прорываться вперед?
Против эльдаров сложно применять дредноут, поскольку у врага много «копий света». Они наносят неплохой урон, а чинить технику не всегда просто.
Пехота у эльдаров тоже доставит массу хлопот. Особенно неприятны рейнджеры — они одним выстрелом наносят огромный урон и отбрасывают десантника на несколько метров назад. Посему, заметив этих негодяев, прыгайте на них штурмовиками.
Баньши против десанта сражаются довольно слабо, а вот пауки — опасны. Они обычно телепортируются в самый центр вашей армии и стреляют по слабым солдатам. Скауты погибают, даже не поняв, что происходит.
Ролевая система
Артефакты. Обязательно вручите герою знамя. Не важно, какое, — пусть оно даже дает минимальные прибавки. Главное, знамя на протяжении нескольких секунд пополняет здоровье героя. Если использовать еще и лечение, у нас получится бессмертный воин. Для пущего эффекта раздобудьте ему топор, и тогда на 10-12 уровнях герой станет несокрушимым. Он один сможет перебить половину врагов. Дальше, правда, играть станет сложнее: противников будет больше, и они начнут активно применять технику и тяжелую пехоту. Тут флажком и топориком не обойтись.
У героя обязательно должно быть медикаменты , особенно на начальных уровнях. Перезаряжается умение быстро, здоровье всем отрядам восполняет почти полностью. И главное — действует мгновенно.
Развивать герою надо параллельно здоровье и ближний бой. Остальное можно оставить на нуле. Из автомата стрелять не будем, энергию тратить не на что.
Разведчикам стоит улучшать в первую очередь энергию (она тратится на невидимость) и дальний бой. Когда они станут снайперами, эльдары будут гибнуть от нескольких выстрелов. Компьютеру очень сложно что-то противопоставить невидимому противнику.
Тактические десантники хороши тем, что могут таскать любое дальнобойное оружие. Тиранидов они жгут огнеметами, эльдаров обстреливают из автоматов, а орков бьют чем угодно. Зеленокожие отлично дохнут от любого оружия. Неприхотливая раса…
С остальными отрядами все понятно. Пулеметчикам — пулемет, штурмовикам — «ножик».
Сетевой режим
Орки
Орки — самая веселая раса в игре. Разработчики отлично передали дух зеленокожих.
Когда бета только началась, я активно играл космодесантом. Строгая тактика, выверенные ходы; каждый шаг — тактический маневр, каждый камешек — важное укрытие. Потом появились орки, и…Ату, ребята, вперед на врага! Сметая все на пути, безостановочно крича: «Waaagh!», рубилы несутся на пулемет противника. Тактика? Помилуйте, зачем она нам? Драться — это ведь весело. А весло — это когда как попало.
Позже я понял, что был не прав. Тактика у орков, конечно же, есть, только она все равно не вписывается в классические типы. Так, на первом уровне развития зеленокожие — самая сильная раса. На втором у них появляются великолепные уничтожители техники, ранняя «консервная банка» смертодред, но тягаться с врагом им уже довольно сложно. А в финале битвы орки — единственные, кто использует пехоту. Тут и не разберешь, хорошо это или плохо. Странные они ребята.
Зеленокожими удобно играть один на один, а в режиме три на три, благодаря раннему появлению техники, они могут первыми прорвать вражескую оборону. Буквально на пятой минуте игры появляется «банка» и разрушает вражеские пулеметы. Еще орки хороши как вспомогательные бойцы. Поскольку они редко сражаются от обороны, то удерживать точки им довольно сложно. Вот отбивать их — это пожалуйста. Так что если есть возможность, помогайте товарищу и вместе тесните неприятеля.
Герои
Босс. Стандартный атакующий герой: живучий, сильный, способный крушить технику. Из оружия на первых уровнях использует либо топор, либо автомат (его, кстати, можно усовершенствовать, тогда босс будет сбивать противника с ног). Дальнобойное оружие босса позволяет подавлять пулеметчиков и уничтожать отступающих героев.
Специальные способности у него довольно посредственные. Умеет воодушевлять союзников, пугать противников… Но это для него не главное. Вот молотком по башке дать — совсем другое дело.
Мак. Очень любопытный и не по-орочьи способный герой. Назвать его техником, как у десанта, нельзя. Мак может вообще ничего не строить и при этом быть очень полезным.
У орков пулеметчики появляются лишь на втором уровне. Нужны же они зачастую на первом. Как быть? Другие герои придумывают наступательные тактики, где о защите не идет и речи, а Мак просто покупает себе пулемет. Но это оружие — лишь часть силы Мака. Главная его особенность в том, что он может телепортироваться. Враг отступает? Герой за мгновение перемещается на тридцать шагов вперед и сразу же открывает огонь (после телепортации Маку не нужно время на установку пулемета). Удар в тыл противнику — тоже не проблема. Применений у пулемета — масса.
Вот только еще в бете урон Мака несколько сократили. Теперь он не так хорошо уничтожает противников, но по-прежнему умет подавлять неприятеля. Иногда это гораздо важнее.
Еще Мак умеет бросать мины. Они не расходуют ресурсы, быстро перезаряжаются и, что главное, — замедляют движение техники и солдат. Если враг даст вам укрепить точку минами, то даже техника уже не прорвет ее. Тем более что Мак может купить пушку, которая за три-четыре выстрела уничтожает карнифекса.
Коммандо. Посредственный герой, умеет кидать гранаты и исчезать. И то и другое — не очень уж и привлекательно, тем более что все эти умения есть у отряда коммандос, а гранатами кидаются даже подрывники.
Так что уникальное у коммандо только одно — основное оружие. Дробовик, например, сбивает противника с ног, а ракетница хорошо уничтожает технику. Но коммандо все равно уступает своим собратьям-героям. Они хороши в любой битве, а вот он…
Войска
Рубаки. Самый сильный начальный отряд. Благодаря ему орки в первые минуты игры — хозяева поля боя. Им может помешать только герой, но если рубак будет два отряда и они крикнут: «Waaagh!», то и лидеру придется убегать.
Во многих тактиках рубаки играют ключевую роль. Взять, например, начальное доминирование. После старта сразу же заказывайте два отряда рубак и ведите их к остальным войскам. Все, враг ничего сделать не сможет! Даже если он вызовет свой самый сильный отряд на первом уровне, три отряда рубак растопчут его.
После перехода на второй уровень покупайте рубакам ноба. Здоровье у отряда увеличивается в два раза, но и это не главное. Командир позволяет сбросить с отряда подавление. В итоге пулеметы противника не останавливают вашу армию, к тому же «Waaagh!» повышает скорость передвижения. Атака тремя отрядами и героем гарантированно уничтожит пулеметчиков и их охрану.
Применять ли огнемет? В принципе, не обязательно. Против тиранидов он действует хорошо, еще лучше — против пулеметчиков в зданиях. Цена только кусается, к тому же ноб гораздо важнее. Так что лучше не тратьте энергию, а подкопите ее для постройки смертодреда или же танкобоев.
Стрелки. Гораздо хуже рубак. Урон низкий, защита аховая — дохнут мгновенно. На передовой им делать нечего, а в здания сажать стоит только после того, как вы купите им пулемет. Стоит он дорого, но позволяет прижимать врага к земле. С тяжелым оружием в руках стрелки смотрятся уже неплохо, но цена на них получается завышенной.
Категорически не рекомендую вызывать их в начале боя. Рубаки намного эффективнее. Новички часто из-за стрелков и проигрывают.
Подрывники . Весь бета-тест этот отряд был лучшим у орков. Он мог уничтожить даже хищников десанта. Однако в релизной версии разработчики изменили систему повреждений от гранат. Теперь любая бомба наносит урон и тому, кто ее использует, поэтому тактика «граната себе под ноги» больше не действует.
Пока что еще непонятно, как именно использовать подрывников. Да, они отлично выкуривают врагов из зданий, могут подавить пулемет или оглушить подбегающего неприятеля. Проблема в том, что точно рассчитать движение отряда довольно сложно. Это когда толпа тиранидов бежит — легко: куда ни кинь, по вражескому таракану попадешь. С десантом гораздо сложнее. У него в отряде по три бойца — попробуй подгадай.
Штурмовики. У врага есть штурмовые десантники, которые вызывают страх и ужас у всех рас, а штурмовики орков — только смех у кур. Они умеют падать на неприятеля и раскидывать его войска. Иными словами, идеальные бойцы для подавления пулеметов. Однако это ж орки, а гладко у них ничего не бывает. Штурмовики падают на пулеметчика, получают штраф подавления и умирают, прижатые к земле. Блеск!
Есть у них специальная возможность — камикадзе. Один орк разбивается насмерть о землю, взрывая при этом рядом стоящих противников. Пока еще точно не ясно, насколько эффективна такая растрата солдат, но я ни разу не видел (в том числе в записях партий) чтобы хоть кто-то использовал это умение. Да и самих штурмовиков только новички в бой бросают.
Мародеры. Сильные игроки из топ-100 утверждают, что мародеры вполне боеспособный отряд, однако лично мне редко приходилось видеть его в действии. Орки очень любят атакующий стиль, а потому таскать с собой пулеметчика довольно сложно. Вдобавок появляется он не на ранней стадии, когда пулемет действительно играет большую роль, а только на втором уровне.
После усовершенствования мародеры становятся гораздо полезнее, особенно тем, кто не использует Мака. Лучевой смертоган отлично расправляются с монстрами и техникой (карнифекс, дредноуты, танки).
Танкобои. Чудо какие веселые солдаты! Первое время просто приятно смотреть, как они сражаются. Ракеты летят в разные стороны, орки шугаются, стены рушатся. Но, насладившись зрелищем, начинаешь смотреть на результативность.
Против пехоты танкобои не очень сильны. Урон наносят средненький, перезаряжаются между ударами долго, да и гибнут с полпинка. Против техники смотрятся они более убедительно. Орочью «банку» разделывают за несколько секунд, на дредноут десанта тратится немного больше времени. Для большей эффективности советую использовать сразу два таких отряда. В этом случае танкобои очень быстро убивают любую технику. Против аватара и карнифекса им биться сложно. Приходится очень долго стрелять, и, если у врага есть обычная пехота, она точно попытается убить танкобоев.
Есть у этих красавцев и один отличный специальный прием — они могут накрывать врага дождем из ракет. При этом все, кто попадает под огонь, разлетаются и получают высокий урон. Отличный способ уничтожить пулеметы и прервать захват точки.
Смертодред. Медленный, наносит небольшой урон, быстро гибнет от противотанковых войск. Зато стоит дешево, а потому и появляется у орков довольно быстро.
В сражениях один на один использовать можно только против новичков. Умелые игроки обычно быстро расправляются с техникой. В три на три все иначе. Война там позиционная, враг захватывает точки и сразу же заказывает много пулеметчиков и рукопашных войск для их защиты. Тут-то смертодред и поможет. Пулеметы он уничтожает играючи, всяческие противопехотные отряды и поцарапать его не могут. Выбиваете противника, ставите на точку свои войска и сразу же заказываете противотанковых солдат. Противник уже не сможет повторить ваш трюк.
Не рекомендую использовать технику против тиранидов. Они за три-четыре секунды могут взорвать дредноут. Против них лучше уж притащить пулеметы.
На заметку: рубаки отлично чинят технику. Идя в атаку, приказывайте одному-двум отрядам чинить смертодред. Во многих битвах это делает его непобедимым.
Броневоз. Умеет перевозить пехоту. Но в игре нет карт, где надо было очень долго бежать до места боя.
Хорош тем, что возле него восстанавливаются солдаты. Да и мобильный пулеметик — неплохая штука.
Отряд коммандос . Третий уровень у орков вообще очень странный. Пехота на нем крайне дорогая, но вот назвать ее очень эффективной я не могу. Коммандос могут двигаться невидимыми, умеют кидать гранаты и сбивать противника с ног, но это все равно не впечатляет. Гибнут они быстро, урон наносят небольшой, а стоят столько, что больше двух отрядов и не купишь.
В боях один на один орки не должны допускать долгих сражений и перехода на третий уровень. В групповых битвах орочья пехота становится отличным прикрытием для союзников.
Отряд нобов. Вроде как самый сильный пехотный отряд в игре, однако у космодесанта есть возможность вызвать терминаторов, которые легко убивают нобов. Вдобавок этот орочий отряд практически бесполезно использовать без усовершенствований, а с ними он стоит чересчур дорого…
Что самое обидное, нобы и дерутся-то отнюдь не великолепно. Как-то раз сражался я с тиранидом. Он заказал карнифекса, купил ему пушку и рядом с ним поставил героя. Я решил ударить по ним двумя отрядами полностью усовершенствованных нобов и мелочевкой. Как только тираниды увидели мои отряды, они одним выстрелом (герой с карнифексом синхронно плюнули) убили целый отряд. Грустно сразу стало…
Здесь мне могут возразить: дескать, баньши или штурмовиков нобы разрывают на куски. Не спорю, враги разлетаются по всей карте. Вот только стоят эти баньши — во сколько раз дешевле, в десять?
Упертый танк. Упирайся — не упирайся, а танк… плохой. Убивают его буквально за секунду. Что сделает, если не убьют? Признаюсь честно, не знаю. Его убивают всегда. Использую ли его я или другой игрок — танк дохнет, как только попадает в поле зрения неприятеля. Так что лучше без него…
Глобальные способности
Крепыши. Временно снижает получаемый отрядами урон. Способность неинтересная и слабая. Использовать можно только в критическом случае — например, если ваш отряд сражается с вражеским и здоровье у обоих исчезает одинаково быстро. Хотя порой лучше убежать и не тратить драгоценный «Waaagh!» на посредственную способность.
Зови парней! Восполняет все отряды, которые находятся рядом с командиром, а также немного усиливает их. Способность, конечно, замечательная, однако стоит дорого и вдобавок требует влияние. Если у вас недостаточно ресурсов, парни не отзовутся.
Спрятаться. Делает временно невидимым один отряд. Необходимо обычно для подавления пулемета. Хотя коммандо, собственно, сам отлично уничтожает оборонительные точки неприятеля. Решительно непонятно, кого оркам прятать и что с этими невидимками делать. Скрытно другим оркам пинки раздавать?
Коммандо — самые незаметные. В выбранной области появляется отряд коммандос. Иногда полезно, чаще — нет. Не тот это отряд, который хочется куда-нибудь кинуть, чтобы насолить врагу…
Культ скорости. Увеличивает скорость стрельбы орков. Еще бы было кому стрелять, и умение стало бы незаменимым…
Больше Дакки. Выбранный отряд наносит повышенный урон. Слишком примитивная способность. Можно обойтись без нее.
Используйте свои рубила! Увеличивает урон выбранного отряда, а также повышает шанс нанести в ближнем бою специальный удар. Лично мне жалко тратить «Waaagh!» на такую способность. Разве что в финале боя, когда его слишком много.
Камнепад. Стандартный для всех рас большой бум, который поражает технику и пехоту в зоне действия. Врагам больно, оркам весело (а им бываем скучно?), пейзажу — разрушительно. Чуть ли не лучшая способность орков. Горк и Морк пока ничего интереснее не придумали.
[[BREAK]]
Космический десант
Если вы после прочтения этого материала решите попытать свои силы в сетевом режиме, советую начать именно с этой фракции. Космодесант прост в освоении. Тактики для новичков — элементарные. Войск — мало. Побеждать можно за счет грубой силы. В общем, идеальный вариант для неопытного игрока.
Космодесант очень сильно отличается от орков. Зеленокожие прут напролом, десантники же аккуратно выманивают противника и обстреливают его из дальнобойного орудия.
Классическая тактика космодесанта — вызвать в самом начале пулемет, занять точку, а потом подвести штурмовых десантников. Они вместе с героем могут уничтожить всю армию орков из трех отрядов рубак. Штурмовики вообще много чего могут: уничтожают пулеметы, технику, героев. Как только они появляются в армии, десантники резко вырываются вперед.
На втором уровне эта фракция заметно отстает. Дредноут, конечно, хорош, но стоит довольно дорого.
На третьем уровне в главном здании и вовсе заказывать нечего. Предатор — откровенно слабый танк, который кончается от нескольких ударов, и лишь терминаторы отличаются огромным здоровьем и нешуточной силой. Но чтобы их вызвать, нужно рвение. Так что появление терминаторов два раза за бой — огромная редкость. Хотя у тиранидов карнифексы порой ходят втроем.
Герои
Командор. Во многом напоминает героя орков. У командора крепкое здоровье и сильный удар. Он немного умеет поддерживать солдат, но специализируется не на этом. Главная его задача — нанести противнику наибольший урон. Щит и меч позволяют снизить урон, молотом он отлично раскидывает противников, а перчаткой ломает технику. Достаточно всего несколько раз ударить танк, и дорогущая машина разлетается на куски.
О броне стоит поговорить отдельно. Если идет затяжная партия, вы вполне можете купить командору терминаторские доспехи. В них герой теряет все остальные усовершенствования, но может приобрести новое оружие, например пулемет. С ним бороться против пехоты проще простого, однако на поздних этапах обычных солдат очень мало. Техникой и монстрами противники идут вперед.
Среди остальных героев командор наименее популярен. Слишком уж он прост — подошел, ударил, победил. Неинтересно так играть, да и тактика из-за этого страдает. Хотя для новичков лучше него героя не найти — другими играть гораздо сложнее.
Апотекарий. Более любопытный герой, умеет лечить солдат и воскрешать героев. И если в самом начале он может исцелить лишь выбранный отряд, то со временем обучается использовать массовое лечение. Выглядит для врага это ужасающе. Представьте, в атаку идут и без того самые живучие войска в игре — десантники. Убить целый отряд — локальный подвиг. Им и без лечения хорошо, однако когда апотекарий использует массовое восстановление здоровья — враг в ужасе. Что делать, как убить тех, кто вообще не теряет очки здоровья?! Единственный выход — сбить с ног героя или убить его. Однако вот незадача — апотекарий может стоять не посреди поля боя, а за зданием или стеной. Попробуй отыщи…
Технодесатник. Главный техник в игре. Ни у одной другой расы нет такого исключительно «строительного» героя. Технодесантник умеет возводить турели (которые превосходят орочьи) и строит миниатюрные базы, куда в панике прибегают солдаты. Здесь они могут восстанавливать отряды. Важно только помнить, что если враг придет на эту точку и не уничтожит ее, то все ваши войска погибнут. Убегать им ведь некуда.
Войска
Отряд скаутов ( господа переводчики, когда вам наконец надоест ходить по одним и тем же граблям? ). В самом начале — один из слабейших отрядов в игре. В ближнем бою дохнет сразу же, урон наносит незначительный. И зачем он вообще нужен? Но стоит только купить скаутам дробовики, как у космодесанта появляется первая самая простая и очень результативная тактика.
Выстрел из дробовика сбивает противника с ног. Если скаутов будет три или четыре отряда, то враг просто не сможет встать. Серия выстрелов — и все лежат. Вновь серия выстрелов — и враг опять на земле. Но это не все! После покупки дробовиков скауты могут стать невидимыми. Так выстрелы становятся еще более страшными, поскольку, во-первых, скауты могут легко зайти в тыл, во-вторых, после выстрела отряд вновь исчезает, и ударить по нему нельзя. Когда постоянно стреляют четыре отряда — убить всех очень сложно.
Помимо дробовиков скауты могут использовать еще и снайперскую винтовку. Она стоит дорого, наносит не очень значительный урон и долго перезаряжается. Гораздо лучше заказать офицера. Вместе с ним скауты обучаются кидать гранаты, что помогает выкуривать врагов из зданий.
Отряд тактических десантников. Странные солдаты. До усовершенствования они слабы и немощны. Стоят дорого, а умирают легко даже от лап орочьих рубак. Поэтому если вы заказываете их вначале, то всегда прячьте за укрытия и перемещайте по карте. Пусть отходят, возвращаются, выманивают врага на пулемет.
После усовершенствования и вызова офицера отряд преображается. Во-первых, у него большой выбор дополнительного оружия. Благодаря ракетнице десантники отлично расправляются с техникой. Они очень быстрые, и догнать их сложно. Вдобавок им не надо целиться. Так что побегали, остановились, выстрелили — и дальше, удирать от дредноута.
Есть и огнемет, который отлично жарит тиранидов, а при наличии офицера десантники еще и повышают силу атаки. В эту секунды на пути у них лучше не стоять. Даже в ближнем бою с ними уже приходится вести себя иначе — сбивают с ног, режут, вновь сбивают.
Отряд опустошителей с тяжелым болтером. Практически во всех боях в первую очередь стоит вызывать именно этот отряд. Особенно если вы играете против новичков. Герой и разведчики первым делом захватывают точки возле базы, а потом двигаются к центру. Как только они начинают брать ключевую позицию, как раз подходят опустошители. Врагу придется попотеть, чтобы сдвинуть вас с места.
Интересна тактика двух опустошителей — когда одного пулеметчика страхует другой. Это обезопасит точку от штурмовиков и телепортирующихся отрядов.
Это важно: при первой же возможности сажайте пулеметчиков в здание. Так они становятся намного сильнее. Во-первых, пулемет стреляет на 360 градусов. Во-вторых, сначала противнику придется уничтожить постройку, а только потом — пехоту внутри.
Отряд штурмовых десантников. Сильнейший отряд первого уровня. Именно благодаря ему космический десант может легко вырваться вперед. Во-первых, штурмовики легко подавляют пулеметы. Во-вторых, отлично расправляются с любыми дальнобойными отрядами. Например, коммандос орков не могут тягаться со штурмовиками.
Этот отряд остается востребованным вплоть до конца игры, но ему обязательно надо купить усовершенствования. Вместе с лейтенантом штурмовики становятся живучее и сильнее, а граната отлично уничтожает технику.
Штурмовиков необходимо заказывать сразу после опустошителей. И если враг делает ставку на пехоту, то можно смело вызывать и второй такой отряд.
Отряд опустошителей с плазменной пушкой. Первое время к этим солдатам приходится привыкать. Стреляют опустошители не мгновенно, да и снаряд довольно долго летит. Попасть по движущемуся противнику — сложно. Он делает несколько шагов вперед, и залп оказывается напрасным. Но стоит немного попрактиковаться, и два отряда опустошителей в командных битвах начинают играть существеннейшую роль. Пехота от этой пушки гибнет практически сразу. Орки и тираниды отказываются от своих классических тактик, и им приходится придумывать что-то новое. Техника тоже перестает спасать положение —два-три залпа, и даже дредноут разваливается на части.
В битвах один на один плазменная пушка выглядит не так хорошо, поскольку в тыл ударить ей довольно просто. К тому же выпустить двух опустошителей — значит сэкономить на основных войсках и дать противнику вырваться вперед.
Дредноут. Отлично уничтожает пехоту, может сбивать с ног врагов при помощи пулемета и лучше всех ломает технику (чтобы уничтожить танк орков, надо всего три удара).
Главный недостаток дредноута — высокая цена. Если вы играете против сильного противника, то он хорошо знает о силе дредноута, а потому всегда перестраховывается и покупает отряды для уничтожения техники. Потерять два дредноута — значит почти проиграть бой. Слишком много ресурсов уйдет впустую.
Рэйзорбэк. Очень неоднозначная боевая единица. Сама по себе она слабая — хилая броня, не самый мощный пулемет. Хороша она… временем появления. Стоит дешево, и заказать ее можно практически сразу после перехода на второй уровень. Ресурсы накопятся быстро. Если враг еще не успел сделать мощные отряды, которые могут ломать технику, заказывайте рэйзорбэк. Впрочем, даже будь у противника один-два сильных отряда или же мощный герой, эту машинку еще догнать надо, а ездит она быстро.
Вторая ее особенность — она может «лечить» отряды. И вообще используется десантом как передвижная база. Если поставить рэйзорбэк на точку, а вокруг занять позиции пехотой, то врагу придется попотеть, прежде чем он сможет выбить вас.
Предатор ( кого и как предает этот «предатор», спросим у локализаторов ). Как и танк орков — бесполезен. Больше ничего и не скажешь.
Глобальные способности
Ангелы смерти. На некоторое время (порядка пятнадцати секунд) вся пехота становится неуязвимой. Хоть и дорого, зато позволяет десантникам уничтожить, например, всю армию тиранидов. Киньте на них два отряда штурмовиков, героя и отряд тактических десантников с огнеметами. Что делать врагу? Только бежать…
Благословение Омниссии. Ремонтирует все боевые машины на поле. Не сказать, что способность очень уж полезная, но в некоторых битвах пригодится. Например, когда идет дуэль техники или ваш высокоуровневый дредноут отступает, но по нему лупит вражеский герой.
Высадка отряда терминаторов. Вызывает на поле терминаторов. Однозначно лучшее вложение рвения у космодесантников. Ведь эти солдаты — сильнейшие пехотинцы в игре. У них нет равных.
Десантный модуль. Скидывает на выбранную точку капсулу с тактическими десантниками. Если срочно требуется поддержка — способность годится. В остальных случаях рвение на нее тратить не следует. Не так уж и дороги нынче тактические десантники…
За императора! Отряд временно получает меньший урон, становится невосприимчив к подавлению, но немного замедляется. Умение поможет уничтожать пулеметы, вот только у космодесанта всегда есть штурмовики, которые и без того подавляют любые пулеметные точки.
Благословение Ларрамана. Воскрешает всех мертвых героев союзников. Стоит довольно дорого и далеко не всегда актуально. Порой товарищу лучше заплатить несчастные 250 единиц влияния.
Десантная капсула с великим дредноутом. Скидывает на планету более мощный дредноут. Если хватает очков и надо срочно выбить вражескую пехоту с точки — способность просто замечательная.
Орбитальный удар. У орков на головы падают булыжники, а у космодесанта спутник стреляет по планете. Эффект, правда, тот же самый — наносит значительный урон и уродует территорию.
Эльдары
Самая мобильная и искусная в бою раса. Они наносят наибольший в игре урон. Подкачало только здоровье — эльдары хрупки, и обращаться с ними надо осторожно.
Эльдары очень разносторонние. Можно играть от обороны, можно нагло бегать по всей карте и уничтожать группы противников. Эльдары легко и быстро перемещаются, некоторые бойцы даже телепортируются. Поймать их медлительному космодесанту очень сложно. Но если эльдарские солдаты попадают в гущу боя, то им уже несдобровать. Даже сильнейшие баньши умирают очень быстро — хоть они и сражаются в ближнем бою, но держать удар не могут совершенно…
И всего лишь один солдат выделяется в их армии — аватар. Самый сильный боец третьего уровня. У него огромное здоровье и просто чудовищный урон. Убить его — это как совершить небольшой подвиг.
Герои
Варлок. Очень напоминает атакующих героев у десанта и орков. Отличается тем, что использует заклинания дальнего боя — например, может поджечь землю у врагов под ногами. Против пушек и солдат в укрытиях работает отлично. Если вы отвлеклись — попрощайтесь с отрядом.
Однако, как и у всех эльдаров, здоровье у него слабое. Плохо переносит удары топора по голове, после пулеметной очереди долго не живет. В общем, беречь его надо и на сильного врага не кидать. Мне удавалось вражеского варлока убивать рубаками…
Видящая. Как и положено девушке, в драку лезть не любит. Стоит позади войск, подбадривает их и воодушевляет. Например, наколдует что-нибудь — и все сразу же стреляют точнее. Но стоит вывести ее из себя и дать в руки копье — поберегись, враг! Видящая идет твою технику воевать! С пехотой она, впрочем, не ладит и быстро гибнет.
Экзарх пауков варпа. На мой взгляд, самый интересный и сильный герой эльдаров. Умеет телепортироваться (как сам, так и сразу со всеми войсками в округе), наносит огромный урон на расстоянии и обладает несколькими интересными способностями, вроде поднятия противников в воздух.
Стандартная тактика этим героем — телепортироваться вокруг врага и не давать ему себя ударить. Он в одиночку может уничтожать мелкие отряды, а потому на ранних стадиях особенно интересен. Но чем дальше, тем сложнее ему сражаться. Когда игроки переходят на третий уровень, он уже не может разделываться с ними в одиночку. Если вы предпочитаете быстро расправляться с войсками противника, то экзарх вам идеально подойдет. Для затяжных битв лучше использовать других героев.
Войска
Стражники. На удивление сильные солдаты. Наносят очень высокий урон, умеют быстро передвигаться, но в ближнем бою гибнут за секунды. Стоит рубакам догнать их, как орки сразу же празднуют победу над еще одним отрядом.
Умелые игроки могут сражаться в начале боя только стражниками. Заказывают сразу два-три отряда и носятся ими по карте. Против космодесанта, который не использует штурмовиков, тактика подходит идеально. Подбежали, постреляли и разбежались в разные стороны. Еще лучше бегать вокруг противника и постоянно стрелять.
Советую как можно раньше совершенствовать этих солдат. С гранатами они становятся намного сильнее. Пригодится и щит. Так, в дуэли пулеметов обычно побеждает тот, кто под его защитой.
Сюрикеновая пушка — стандартный эльдарский пулемет. От других отличается высокой скоростью и очень крохотным здоровьем. В остальном принцип действия тот же — подавляет и наноситвысокий урон.
Рейнджеры. Очень опасный отряд. Одним выстрелом либо наносит огромный урон (если пуля попадает в героя, в терминаторов или любой другой очень живучий отряд), либо сразу убивает одного солдата. Отсюда следует, что против тиранидов рейнджеры бесполезны. Убить одного таракана можно и из рогатки, снайперская винтовка здесь ни к чему.
После усовершенствования обучаются прятаться. Буквально — становятся невидимыми. Это не только удобно для незаметной стрельбы, но еще и помогает наводить на цель пушку искажения, которая стреляет гораздо дальше, чем видит сама.
Воющие баньши. Главный атакующий отряд эльдаров, наносит значительный урон и быстро уничтожает даже крепких противников. Хотя баньши проще, конечно же, сражаться с незащищенными врагами. Так, например, начальные отряды тиранидов и орков не могут им вообще ничего сделать. Баньши слишком быстро расправляются с ними.
Однако если враг обладает крепкими солдатами, то баньши приходится сложно. У них очень слабое здоровье, и гибнут они практически сразу же. Штурмовикам космодесанта достаточно приземлиться им на голову, и эльдары могут прощаться со своим главным отрядом. Противопоказано им бросаться и на пулемет. Огонь на подавление сильно замедляет и убивает их через три секунды.
Скорость — большое достоинство баньши. Они догоняют противника и не дают ему убежать. Вдобавок могут еще и «допрыгивать», то есть резко сокращать дистанцию,оказываясь посреди вражеского отряда.
После усовершенствования баньши могут стать еще быстрее и получают способность увеличивать наносимый урон.
Отряд пауков варпа. Отряд, состоящий из копий экзарха. Только копий — урезанных. Этакая толпа демо-версий. Стреляют слабее, телепортиуются только сами. Из улучшений — граната.
По идее, они довольно сильные. Телепортируются часто, двигаются быстро, но стреляют хорошо только по очень слабым отрядам. С сильными им бороться сложнее.
Есть, правда, тактика с применением сразу двух отрядов пауков. Они по очереди телепортируются и не дают противнику подойти. Это, как минимум, просто раздражает. Медленные и хилые рубаки обычно от такого быстро дохнут.
Однако мало кто использует такую тактику, слишком уж требовательна она к микроконтролю. На больших картах, где приходится сражаться на два-три направления, нельзя тратить столько времени на управление лишь этими солдатами.
Сокол. Аналог Броневоза. Пополняет отряд, слегка стреляет…
Призрачный лорд. Сильно напоминает дредноут, однако ему для сражения приходится покупать одно из двух улучшений. Первое для подавления пехоты, второе — техники. Можно, конечно, обойтись без лишних затрат, но тогда лорд будет сильно уступать аналогам.
Усовершенствования могут сыграть с вами злую шутку. Если лорд нацелен на уничтожение техники, то против пехоты он практически бесполезен — наносит ей едва заметные повреждения.
Расчет копья света. Мобильная платформа с бронебойной пушкой. Против техники подходит отлично, пехоте мешает первые секунды две, потом гибнет. Однозначно стоит заказывать ее в сражениях три на три, когда вы выбили противника с точки и он собирается прорвать вашу оборону дредноутами и лордами. В дуэлях используется реже, поскольку перекрыть все подходы к точкам сложно.
Расчет пушки искажения. Пожалуй, лучшая артиллерия в игре. Бьет гораздо дальше, чем видит, убивает монстров и технику буквально с нескольких выстрелов. Так, карнифексу достаточно трех попаданий.
Однако уничтожать технику может и копье света, пушка искажения же хороша тем, что убивает пехоту. Она умеет создавать вихрь, который засасывает всех солдат и наносит им грандиозный урон. С учетом того, что стреляет пушка искажения очень далеко, очищать с ее помощью точки — милое дело.