Worms 2: Armageddon
Существует довольно радикальное, но небезосновательное мнение, что на свете есть две великих пошаговых стратегии. Вторая — Worms: Armageddon , выпущена англичанами Team17 Software в 1999 году. Первая — шахматы (вышла приблизительно две тысячи лет назад, издатель неизвестен). У шахмат почему-то до сих пор не было ни сиквела, ни даже аддона, а вот «Червячки» за время существования серии претерпели порядка двадцати различных инкарнаций, были в 2D, 3D, потом снова 2D. Но суть не меняется: на протяжении многих лет две противоборствующие группы дождевых червей обмениваются залпами в пошаговом режиме, учитывая направление ветра, силу выстрела и принимая во внимание параболу, по которой летит снаряд. Несколько лет назад Worms покинули родной РС и отправились в прогулку по другим платформам. Так, Worms 2: Armageddon уже вышла этим летом на Xbox 360. Но справедливость все-таки существует: осенью армагеддон случится и на PC-улице.
Армагеддон
В соседнем разделе «Вердикт» мы неслучайно выделяем пункт «реиграбельность». Успех hack’n’slash RPG часто зависит от того, интересно ли проходить ее раз за разом. Тут важно, чтобы монстры (локации, экипировка) каждый раз тасовались в случайном порядке, каждое столкновение было в чем-то уникально. В Left 4 Dead за реиграбельность отвечает коварный AI Director — его изобретение признано чуть ли не главным геймплейным открытием прошлого года.
Так вот, Worms: Armageddon — игра с идеальной реиграбельностью. Это сумасшедший калейдоскоп вариантов, где случайно и изменчиво не вооружение или расположение противников, а вообще все. Случайны позиции червячков на поле битвы, случайно выпадают ящики с экипировкой, случайно генерируется ландшафт; 65 (шестьдесят пять!) видов оружия и невероятно комплексная система повреждений — вот переменные для формулы идеальной войны. При каждой новой битве эти крошечные детали перемешиваются заново, выстраиваются в причудливом порядке, полностью меняя облик битвы (но отнюдь не предопределяя исход: умелый игрок найдет выход из любой ситуации).
В прошлом году два энтузиаста, получив зеленый свет от Team17, добавили к игре скромный редактор карт под названием Adobe Photoshop , и число вариантов развития событий покинуло пределы бесконечности. То есть карту можно нарисовать в «Фотошопе» — любого размера, любой формы, любого содержания, — игра «переварит» ее, сделав играбельным и разрушаемым уровнем.
Вперед, в 2D
И пока фанатское комьюнити щедро одаривает игру утилитами и модификациями, сама серия Worms идет совершенно иным путем. Сначала было 3D — модное и абсолютно никчемное. Кое-как получалось мириться с испорченным обзором карты и громоздким управлением, но вот загубленную систему разрушений не выходило оправдать ничем. Вместо идеально выверенного, точного терраформинга — уродливая, грубая деформация карт. То, что было возможно при спрайтовой графике, оказалось невыполнимой задачей для полигональных моделей. Разрушаемые карты состояли из внушительных размеров «кирпичей», а терраформинг выглядел следующим образом: взрыв, игра на несколько секунд впадает в ступор, затем на ваших глазах начинает один за другим убирать «кирпичи», создавая воронку. С мгновенным расчетом геометрии, где минимальное повреждение равно одному пикселю, этот ужас сравнивать, конечно, нельзя. Тем не менее трехмерные червячки выдержали аж два дополнения.
А затем серия покинула родные края, чтобы покорить консоли. Open Warfare для PSP, Worms 2007 для сервисов XBLA и PSN — все это примерно одинаковые, кукольные версии любимых червячков. Снова двухмерные, с замечательной графикой, но до слез примитивные. Серия, наконец, стала тем, в чем ее всегда подозревали скептики, никогда не игравшие в Worms, — детской игрой с мультяшными червячками, которые корчат смешные рожи. Ну и там еще, знаете, вроде есть летающая овца.
По случаю юбилея Worms: Armageddon разработчики приготовили всем нам подарок. 1 июля на консолях вышли Worms 2: Armageddon, а через несколько месяцев должен состояться релиз и на РС! По сути, эти очередные упрощенные «Червячки» с измененными правилами и новым оружием — не слишком важное событие для Xbox 360 и PS3. Но на PC Worms с обновленной графикой ждут уже очень давно.
Главная задача Team17 — сделать игру максимально похожей на свой самый успешный проект, тех самых Worms: Armageddon. Поэтому дизайн карт, звонкие голоса червей и даже музыка сохранятся прежними. Правила знакомы всем: бойцы ходят по очереди, на ход по умолчанию отводится одна минута. Пока действие совершает один червячок, остальные с замиранием сердца ждут своей участи, стоя на одном месте. Герои умеют двигаться вправо и влево, прыгать вперед или делать сальто, а также пользоваться всем арсеналом оружия.
Все любимые предметы экипировки вернутся практически в первозданном виде. Знаменитый динамит, базука, овца, падающий с неба осел… каждый, кто хоть раз запускал Worms, узнает их даже по звуку. Но разработчики готовят и несколько дополнений. И это — главное, что может порадовать даже искушенного фаната серии. Новое обмундирование не только выглядит забавно, но и превосходно вписывается в правила боя.
«Зверинец» дополняет своеобразный бычок, который лбом прорывает землю. Бестолкового скунса заменит газовый пульверизатор, на манер строительного герметика заполняющий отравой полости в ландшафте. Совершенно потрясающее изобретение — магнит. Перед использованием игрок задает его полярность: в одном режиме он притягивает все металлические предметы (например, ракеты или гранаты), в другом — отталкивает! То есть это оружие можно использовать как для защиты, так и для нападения. Пробегающая по небу туча (тоже оружие) ударом молнии может сменить полярность магнита в самый неподходящий момент.
Наконец, менее яркое, но элегантное новшество — случайный телепорт. Вместе с классическим телепортом, где вы выбираете конечный пункт перемещения, появляется устройство, мгновенно переносящее червячка в случайную точку местности. Заядлые игроки в Worms отлично знают, что в напряженных матчах каждая секунда на счету и иногда не хватает времени даже на лишний клик. Вот тут-то и придет на помощь новое устройство. Правда, никто не гарантирует положительный результат — за время подготовки статьи нам пришлось использовать этот телепорт дважды. Первый раз червячок переместился ровно на один миллиметр от своего прежнего местонахождения; второй — далеко, зато прямо на мину. Калейдоскоп случайных вариантов, помните?
Разумеется, обещана однопользовательская кампания; для онлайновых побоищ придуманы специальные вертикальные карты, которые простираются не вдоль, а ввысь. В Worms: Armageddon, напоминаем, картой мог стать портрет Джоконды, фото Эйфелевой башни или бранное слово из трех букв — лишь ваша фантазия ограничивала внешний вид ландшафта.
* * *
Не похоже, чтобы Team17 были сильно озабочены тем, что думают по их поводу PC-игроки. Новый курс англичан — XBLA-проекты, co-op. Но мода на концептуальные 2D-развлечения возвращается. Так что, возможно, гипотетические Worms 3 выйдут на PC в надлежащем виде: с богатым инструментарием и серьезно обновленным арсеналом. А пока — ждем осени. И да прибудет с вами святая граната!
Будем ждать? Долгожданное возвращение двухмерных червячков из затяжного консольного странствия. Пусть в сильно упрощенном виде, но — в высоком разрешении и снова на РС.
Процент готовности: 80%