Hearts of Iron 3
Hearts of Iron 3 вызывает чудовищную зависимость. Не удивимся, если через полгода клиника Маршака вместе с наркоманами и алкоголиками начнет принимать осунувшихся фельдмаршалов и генералиссимусов. Эта стратегия больше всего похожа на смесь новогоднего утренника и зоны строгого режима. Каждый новый нюанс в механике (вроде ширины фронта или особенностей коммунистической дипломатии) вызывает щенячий восторг и полное ощущение, что вы разбираете здоровенный мешок подарков (что там в следующей коробочке? Влияние стратегических бомбардировок на национальное единство?). В то же время добровольно оторваться от дивизий, флотов, ядерных проектов, гражданских войн и политических кризисов совершенно невозможно. Вы и не оторветесь.
Война не для всех
Вообще — что такое Hearts of Iron? Это геополитическая стратегия. Ее близкий аналог — серия Total War. Как и в игре Creative Assembly , нам предлагают взять под свое руководство одну из мировых держав, чтобы огнем, мечом, торговлей и дипломатией привести ее к мировому господству. Но в отличие от Total War эта игра гораздо ближе к андеграундным варгеймам с нахмуренными бровями — здесь нет эпических стратегических битв, только политика во всех ее проявлениях. Но уж она-то смоделирована во всех мыслимых подробностях.
Игра охватывает период с 1936 по 1948 год. Можно выбрать любую страну на карте мира (хоть Эквадор) и отыграть Вторую мировую войну так, как вам хочется. Наука, производство, шпионаж, фронты, флоты и эскадрильи — у новичков обычно случается истерика, когда они понимают, насколько здесь все по-настоящему.
Выглядит Hearts of Iron аскетично — плоская карта с фигурками юнитов, — но просчитывает в сотни раз больше, чем показывает. Зачатки знаний об игровой механике можно получить из обучающего режима — причем в роли гида выступает подчеркнуто идиотский Гитлер. Шутки про «странного художника с усиками» несколько смягчат шок от понимания масштабов игры. Впрочем, даже в туториале вам рассказывают дай бог про десятую часть всех игровых возможностей. Остальное придется постигать самостоятельно, но не волнуйтесь, любую из областей госуправления можно отдать компьютеру. Другое дело, что HoI 3 рассчитана на тоталитарных маньяков с плохими зубами, прокуренными легкими и желанием править миром. И если вы готовы поделиться властью с кем-то еще — значит, эта стратегия не для вас. Попробуйте поиграть в симулятор Барби.
Программа партии
Теперь, когда с нами остались только тираны и диктаторы, следует определиться со страной, которую мы поведем к мировому господству. Выбор определяет базовую стратегию: японцам следует немного вложиться в пехоту для войны в Китае, а затем бросить все силы на строительство истребителей и авианосцев. СССР, наоборот, авианосцы без надобности, зато нужны огромные танковые армии и фронтовая авиация близкого радиуса действия. Базовые знания о Второй мировой подскажут вам верную стратегию — не поленитесь, загляните перед игрой хотя бы в «Википедию». После того, как вы выработаете план развития страны на ближайшие 12 лет, следует заняться внутренней политикой. И начинается.
Как глава государства, вы можете подбирать кабинет министров в соответствии с ситуацией. Проще говоря, если вы за поляков, начальником Генштаба лучше поставить генерала с бонусом к защите (сдерживать германские войска), а если за немцев — блицкриг-специалиста, дающего бонус к скорости передвижения войск. Аналогично со всеми остальными постами — от министра промышленности до министра иностранных дел. Еще один инструмент влияния — законы (их также надо менять на лету). Полякам логично увеличить срок обучения юнитов ради дополнительного опыта, а вот Советам, вынужденным насыщать войсками огромный фронт, следует отказаться от качества в пользу скорости обучения.
В демократических странах ко всем этим хлопотам прибавляются политические партии и выборы, причем внешние враги будут спонсировать дружественных им политиков, пытаясь завлечь вас в свой лагерь. К внутренней политике относится и то, насколько жестко вы эксплуатируете жителей покоренных стран: выдавив из них максимум промышленного потенциала, вы получите бесконечные восстания в тылу. Наконец, национальное единство — желание нации продолжать сражаться. Этот показатель ( Paradox вообще хорошо умеют отображать самые абстрактные вещи с помощью видимых числовых характеристик, привыкайте) растет от побед и успешных действий ваших спецслужб, падает от поражений и действий спецслужб вражеских. Плюс если враг топит ваши конвои, бомбит ваши города и громит ваших союзников, население сильно разочаровывается в маленькой победоносной войне. Из-за этого, например, Франция не сражается до последней капли крови (как в предыдущих частях), а довольно скоро капитулирует, ужаснувшись мощи германского оружия.
А у вас негров линчуют!
Внешняя политика завязана на трех типах государственного устройства: коммунизм, фашизм, демократия. Все страны медленно дрейфуют в сторону одного из них. Если вы хотите видеть то или иное государство в союзниках, процесс можно ускорить — для этого нужно провести воспитательную работу. За повышение лояльности приходится расплачиваться ресурсом «лидерство» (да, здесь есть и такой ресурс), а это значит, что коммунистическая революция в каком-нибудь Гондурасе ударит, к примеру, по научным исследованиям — лидерство необходимо и там.
Войну тоже просто так объявить нельзя — для этого надо сначала понизить собственный уровень нейтралитета (обозначает нежелание политической верхушки вмешиваться во что бы то ни было) или добиться, чтобы показатель угрозы со стороны вероятного противника был максимально высоким: этому в числе прочего способствуют заскриптованные исторические события типа аншлюса Австрии.
Чтобы не ждать у моря погоды, следует задействовать спецслужбы: убийства и карательные акции против пацифистов понижают нейтралитет. Кроме того, можно подослать агентов в страну-жертву, разрисовывать стены граффити («Мы всех убьем и выпьем ваш шнапс, ха-ха-ха!»), тем самым обостряя отношения. Пока вы ждете результатов работы НКВД, попробуйте с кем-нибудь поторговать или даже заказать на стороне сборку техники по лицензии. Это выгодно, если вы играете за нищую, отсталую страну — танки или самолеты произведут на технологическом уровне страны-исполнителя, плюс вы получите опыт в соответствующих областях оборонной промышленности. Кстати, у каждого из трех альянсов свои особенности: коммунисты обмениваются ресурсами без использования денег и лучше шпионят, нацисты свирепо дерутся за родные земли и объявляют «ограниченные войны» (один на один, чтобы не делиться территориями), а у союзников чудовищный минус к промышленному потенциалу в мирное время, зато если война…
Все для фронта, все для победы
Но на войну нам пока рано. Разобравшись с внутренними и внешними делами, нужно заняться наукой. Союзы и репрессии бесполезны, если у вашей армии винтовки образца 1918 года. В отличие от второй части, вы исследуете не новую модель юнита, а его отдельные компоненты, поэтому, скажем, у британских танков может быть лучше броня, а у немецких — больше пушки и выше скорость. Или наоборот. Поле для исследований огромно: наземные и воздушные войска, промышленность и флот, доктрины применения и теоретические знания. Только у авиации здесь три раздела: истребители, бомбардировщики и стратегии их применения. Последние особо важны — если сверхсовременными самолетами управляют по инструкциям Первой мировой, толку не будет.
Быть впереди планеты всей во всех областях в любом случае не получится — исследование всякой технологии повышает ваши навыки в определенной области, но со временем знания утрачиваются, так что лучше концентрировать усилия на одной-двух областях, чем пытаться изучать по одной технологии в каждом разделе. Помогает ученым и практический опыт, получаемый от постройки юнитов: логично, что в стране, массово производящей танки, инженерам проще разобраться в конструкции нового дизельного двигателя.
Если, конечно, вы им это позволите. Исследования, дипломатия, шпионаж и набор офицеров — все они требуют одного и того же ресурса (снова лидерства). Стоит задуматься, надо ли спускать все на науку. Лазутчики способны не только подорвать боевой дух противника, но и устроить саботаж в науке и на производстве, усилить поддержку нужной вам политической партии или раскрыть планы наступления. Да и вражеская разведка не дремлет — отказавшись от услуг госбезопасности, вы в скором времени обнаружите, что целая свора иностранных сволочей вставляет палки в колеса вашему паровозу научно-технического прогресса. А то и просто пускает его под откос. Офицеры не менее важны — они повышают стойкость ваших войск, и на одну бригаду их потребуется не менее сотни. Армия без комсостава разбежится после пары выстрелов, расколовшись на куски, как китайская фарфоровая ваза.
Наконец, последний из важнейших пунктов в управлении державой — производство. У всякой страны есть промышленный потенциал, распределяемый по нескольким областям: переоснащение войск, пополнение пострадавших частей (требует также людских резервов), снабжение, строительство и производство ширпотреба для населения (генерирует деньги, за которые вы покупаете ресурсы, снижает недовольство).
С производством новых юнитов все интересно — теперь вы не просто «строите» дивизии, вы формируете их из бригад (от одной до пяти на дивизию). Чем их больше — тем дороже и дольше производство, при этом следует учитывать особенности театра военных действий. Немецкую группировку, защищающую участок у линии Мажино, разумно усилить средствами ПВО — французы будут вас бомбить по-черному. Японцам следует создать несколько дешевых полицейских дивизий — для подавления китайских партизан. Всего различных типов бригад под два десятка (включая ракетную артиллерию), так что постоянным читателям журнала «Моделист-конструктор» есть где развернуться.
War never changes
И только потом, когда экономика страны приведена в надлежащий вид, жители полны веры в светлое завтра, а враги — деморализованы, приходит время войны. Здесь вы больше не одиноки, у вас есть верный друг — искусственный интеллект. Вместо того, чтобы лично управлять каждой дивизией (под конец игры их будет около 400) на увеличившейся в четыре раза карте (10 000 провинций против 2600 во второй части), вы просто отмечаете на карте провинции, которые надо занять или удержать. Указываете стратегию боевых действий (всего четыре вида, от оборонительной до блицкрига) и, откинувшись в кресле, нажимаете кнопку «Объявить войну».
Это непередаваемое удовольствие — смотреть, как собранная вами по винтику армия приходит в движение, как выдвигаются вперед танковые дивизии, как взлетают с аэродромов бомбардировщики, а с флотских баз выходят десантные флотилии, как начинают поступать первые отчеты о боестолкновениях… К сожалению, на сложных театрах военных действий с разорванной линией фронта, необходимостью устраивать десанты и т.п. AI немного проседает и позволяет себе делать небольшие глупости — то есть, к примеру, те же десанты высаживает, но не там, где они больше всего нужны. Поэтому на особо ответственных участках лучше управлять войсками лично.
* * *
Hearts of Iron 3 — это больше, чем просто стратегия, это масштабный геополитический аттракцион. Здесь нет помпезности Total War, но этого и не нужно: за неказистой графикой и нагромождениями меню скрывается такая мощь , что закачаешься. Она способна бросить вам вызов, она может увлечь на долгие часы, сутки, недели. Может вымотать вас до кровавого пота… Всего этого, конечно, можно избежать: где-то перепоручить управление AI, снизить уровень сложности и т.д. Но лучше так не поступать — каждая поблажка делает долгожданную победу чуть менее сладкой.
Эта игра подойдет, конечно, не всем. Она — для сильных духом. Для тех, кто прошел Civilization на всех мыслимых уровнях сложности. Для тех, кто уже зевает в Empire: Total War. Настоящий хардкорный РС-проект и одна из главных стратегий года!
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 9
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 9
Дождались? Третья часть известной серии геополитических стратегий — такая, какой она и должна быть: продуманная до каждой мелочи, иногда — издевательски сложная, но страшно увлекательная.
Рейтинг «Мании»: 9.0
«Великолепно»
[[BREAK]] Как карты лягут
В Hearts of Iron 3 есть с десяток режимов просмотра глобальной карты. Вот три главнейших:
Погодная карта. В игре реализована честная погодная система — указаны температура, скорость ветра, области повышенного давления и т.п. Не стоит начинать наступление в дождь — ваши войска завязнут в грязи.
Политическая карта — самая главная. Крайне полезна для отслеживания международной обстановки: кто кого оккупировал, как продвигается война у соседей и тому подобное. Карта с «точками победы», используйте ее для стратегического планирования. Захват каждой важной провинции серьезно бьет по моральному духу вражеского населения. Война без прикрас
1 — Браузер, показывающий все наземные и воздушные бои, все ваши армии, места базирования подразделений и так далее. Незаменимая штука.
2 — Завоевание воздушного пространства над Варшавой. Наши истребители контролируют небо над городом, выслеживая вражеские бомбардировщики.
3 — Массовое перемещение войск на другой участок фронта. Зеленые стрелочки показывают направление движения, красные — атаки.
4 — Панель управления войсками. Как видно, Ставка в целом довольна соотношением сил, но просит прислать еще танков и кораблей.
5 — Список подразделений, прикрепленных к данному командному пункту. Орловский фронт выполняет стратегическую передислокацию.
6 — Зелеными флажками отмечены указанные вами стратегические цели. Войска попытаются взять Краков во что бы то ни стало!
7 — Лог с событиями игры и мини-карта. События можно фильтровать по группам — так, здесь показываются только происшествия, относящиеся к войне.
8 — Противотанковые ежи означают наличие укреплений в данном районе. Территорию бывшей Чехословакии будет трудно отвоевать обратно.
9 — Кружочки с цифрами свидетельствуют о боестолкновении в данной провинции. Чем больше цифры — тем дальше вы (или враг) продвинулись. Учтите, что противники могут контратаковать!