01 апреля 2009Спец
Обновлено 17.05.2023

Шаловливый пес на пути к успеху

Шаловливый пес на пути к успеху - изображение обложка

История калифорнийской студии Naughty Dog – яркий пример того, как молодые и талантливые разработчики собственноручно проложили путь на вершину Олимпа игровой индустрии от самого подножия горы. Юные программисты Энди Гэвин и Джейсон Рубин заявили о себе еще в 1986-м, когда им было всего шестнадцать, – ребята выпустили свой первый коммерческий проект Ski Crazed для 8-битной платформы Apple II. Правда, имя Naughty Dog они придумали позже; поначалу Энди и Джейсон назвали компанию JAM. Под этой вывеской они проработали до 1989 года, соорудив игру Dream Zone для Apple IIGS (достаточно успешную, чтобы впоследствии мигрировать на другие платформы). В 1989-м они закончили Keef the Thief для той же Apple IIGS и сменили имя компании на Naughty Dog (переводится как «Шаловливый пес»).

А дальше началось поступательное движение наверх. Студия разработала Rings of Power для консоли Sega Mega Drive и Way of the Warrior для 3DO, причем последний проект создавался по контракту с самой Universal Interactive Studios. Однако рождением своего первого долгоиграющего бренда Naughty Dog отчасти обязана продюсеру Марку Церни. Именно он надоумил обратить внимание на новые по меркам первой половины 90-х игровые системы и создать для одной из них трехмерный платформер с ярким персонажем в главной роли. Так родился сумасшедший бандикут Крэш, дебютировавший в 1996 году в игре Crash Bandicoot для PlayStation One. Платформер, в котором эволюционировавший и поумневший крысенок боролся со злым ученым, получил множество положительных отзывов. Критики хвалили игру за продвинутую для того времени графику, хотя и отмечали недостатки в управлении.

Naughty Dog закрепила успех посредством второй и третьей части Crash Bandicoot, причем каждый новый проект оказывался лучше предыдущего. В результате тираж Crash Bandicoot 2: Cortex Strikes Back перевалил за 3 миллиона копий, а Crash Bandicoot 3: Warped был распродан в количестве более 5 миллионов экземпляров. Последним проектом серии, созданным в недрах Naughty Dog, стал Crash Team Racing, в котором борьба Крэша и его друзей со злом переместилась на гоночные трассы. Студия не ударила в грязь лицом в новом для себя жанре, удержав планку качества на высоком уровне. Релиз Crash Team Racing состоялся в 1999 году; до выхода PlayStation 2 оставались считанные месяцы, и компания переключилась на новую платформу.

Продолжать развитие раскрученного бренда она не стала и взялась за совершенно новый проект Jak and Daxter: The Precursor Legacy. Конечно, Крэш свое существование не прекратил – в серии Crash Bandicoot насчитывается более полутора десятков игр, однако его судьбой занялись другие люди. Наверно, оно и к лучшему, ведь Джек и Дэкстер тоже оказались колоритными, обаятельными персонажами, ни в чем не уступающими Крэшу. Было бы обидно, если б у Naughty Dog не хватило времени на создание таких ярких героев.

Платформер Jak and Daxter: The Precursor Legacy вышел на PlayStation 2 в декабре 2001 года, впервые явив миру пятнадцатилетнего отважного юношу Джека и его болтливого напарника Дэкстера, который представляет собой помесь выдры и ласки. В том же году студию Naughty Dog приобрела компания Sony, что совсем не удивительно, учитывая, сколько высококлассных игр калифорнийская команда соорудила для ее платформы. Дальнейшее развитие серии Jak and Daxter пошло по схеме, обкатанной на Crash Bandicoot. За первой игрой последовали еще два эпизода с путешествиями во времени, а затем – в 2005 году – разработчики выпустили гонку Jak X: Combat Racing. Тем временем на горизонте уже появилась PlayStation 3…

С очередным переходом к новой консоли Naughty Dog кардинально изменила предпочтения. Платформеры остались в прошлом, а студия приступила к разработке серьезного, крупномасштабного и необычайно зрелищного приключенческого экшена Uncharted: Drake’s Fortune. Правда, Джейсон Рубин этот проект уже не застал. В 2004 году он покинул свой пост президента компании, чтобы заняться принципиально новым делом – созданием комикса Iron and the Maiden. К слову, в 2009 году группа Iron Maiden подала в суд на Рубина, обвинив того в незаконном использовании ее имени, пусть и недословного.

Тем не менее компания смогла пережить уход одного из своих основателей – на качество ее работы подвижки в руководстве не повлияли. Благодаря необычайной кинематографичности, гармоничному сочетанию перестрелок и акробатических трюков (платформенное наследие дает о себе знать), захватывающему продуманному сюжету и отличной графике Uncharted стала одной из лучших игр на PS3. Оспорить ее первенство в жанре приключенческих экшенов на этой консоли может только ее же продолжение – Uncharted 2: Among Thieves.

С чем связан успех Naughty Dog? Разумеется, с талантом ее основателей и коллектива в целом. Однако у компании есть две интересные черты, которыми может похвастаться далеко не каждая студия. Во-первых, животные-талисманы. На протяжении всего времени существования «Шаловливого пса» в его штате числятся настоящие собаки – сегодня это французский бульдог Пого и тенерифский бишон Трампет. Во-вторых, «фирма-двойник» – Insomniac Games, с которой Naughty Dog даже работала в одном здании. Между студиями сложились хорошие отношения, подкрепляющиеся дружеским соперничеством.

Когда Naughty Dog развивала серию Crash Bandicoot, Insomniac трудилась над платформерами марки Spyro the Dragon для той же PlayStation One. Когда студия перешла к Jak and Daxter для PS2, Insomniac взялась за Ratchet and Clank для нее же. Наконец, когда Naughty Dog посерьезнела и занялась Uncharted, Insomniac тоже перешла к «взрослым» проектам для PS3 – экшенам Resistance. Так они и идут бок о бок, ноздря в ноздрю, а поклонники электронных развлечений от этого соперничества только выигрывают, получая интересные, необычные проекты.

В настоящее время штат Naughty Dog состоит из более чем 100 сотрудников, принадлежащих к 16 национальностям и говорящих на 10 разных родных языках. Но история «Шаловливого пса» еще не закончена…

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь