29 сентября 2003
Обновлено 17.05.2023

Руководство и прохождение по "Galactic Civilizations"

Руководство и прохождение по "Galactic Civilizations" - изображение обложка

Это, леди и джентльмены, редкий случай. На самом деле редкий — судите сами.

Не так уж часто случается, что название игры как нельзя лучшим образом характеризует ее суть — а в этом случае именно так.

Не часто случается, что стратегическая игры дает нам возможность достичь победы несколькими способами, из которых нелегко выбрать лучший.

Еще реже бывает так, что в любой момент, даже всего за несколько или несколько десятков ходов до выигрыша, может произойти что-то, так изменяющее ситуацию, что потребуются все ваши умения и силы для решения появившейся проблемы.

Ну и наконец, нечасто получается, что игра, в которой нет мультиплеера, удивительно похожа на PBEM (Play-by-email) игры, да еще и портирована с OS/2. На моей памяти, леди и джентльмены, такого не было. Возможно, правда, на памяти нашего редактора… но это уже к нему.

Итак, разрешите представить: Galactic Civilizations.

На что это похоже, спросите вы? Ну что ж. К примеру, на Civilization. Или же на Master of Orion. Впрочем, кое-что, скажем, система захвата планет, близко к PBEM-стратегии Galaxy + , о которой часть из вас, полагаю, и вовсе не слышала, и зря, часть — слышала, но не участвовала (а ведь это несложно), лишь немногие попробовали, и только некоторые — играют до сих пор. Кое-что здесь есть и от другой PBEM — VGA Planets. И еще кое-что… впрочем, я вижу, ваше внимание уже ускользает из моих цепких рук. К делу!

Цель перед вами стоит вполне обыденная — всего-навсего сделать человека (за другие расы поиграть не придется, впрочем, и без этого забот хватит) властелином галактики. Задача, многажды уже решенная многочисленными поклонниками стратегических игр, и активно решаемая по сей день. Однако в данном случае привычные методы могут не сработать.

Официальные релизы, руководства и тому подобные документы особо акцентируются на двух важных моментах. Во-первых, в игре несколько альтернативных способов победы. И пока вы, скажем, копите силы для решающего удара, противник может обрести столь сильное влияние на ваше население, что оно само не захочет с ним воевать. Или же все его население превратится внезапно в богов. Не станете же вы воевать с богами, в самом деле?

Во-вторых, как уже было сказано, игра портирована с OS/2. То есть разработчики имеют довольно серьезный опыт общения с игроками и доработок игры в соответствии с их идеями и новыми найденными тактиками. Следствием портирования, вероятно, является довольно-таки бедная графика. Однако этот недостаток с лихвой перекрывается значительным преимуществом — крайне серьезным AI. Признаюсь вам — но только вам, леди и джентльмены — по секрету: первую попытку выиграть у компьютера с уровнем интеллекта Sub-normal (далеко не самый высокий, хотя и не самый низкий) пришлось довольно быстро оставить…

Это интересно: в игре 8 уровней искусственного интеллекта: Fool, Beginner, Sub-normal, Normal, Bright, Intelligent, Genius, Incredible. Различаются они эффективностью принимаемых решений и знанием разнообразных “грязных приемов” (вроде территориальной блокады) и умением их распознать в вашей тактике. В соответствии с уровнем интеллекта, который вы выставите каждой из рас-оппонентов, меняется их описание.

Разработчики, с удивительной прозорливостью проявляя заботу о нашем с вами самоуважении, настоятельно не рекомендуют играть против оппонента с интеллектом уровня Incredible, не освоив игру в достаточной степени. Кстати, игра в целом сделана с юмором, и внимательное изучение описаний научных разработок, скажем, может принести вам несколько минут здорового смеха — а это уже стоит того, чтобы заинтересоваться.

Среда обитания

Итак, леди и джентльмены, нам предстоит привести людей к победе в борьбе за влияние в галактике. Начнем с начала — что представляет собой человечество, и как им управлять?

Во-первых, у человечества, как и у всякой другой расы, есть множество, скажем так, параметров. Они характеризуют эффективность действий данной расы в той или иной области. Под конец многие из них будут крайне сильно отличаться от первоначальных, но и определяя первоначальные, следует уже задуматься.

Вам предстоит быть лидером одной из шести политических партий, и это определит, что именно человечество поначалу будет уметь лучше всего — воевать, общаться, торговать, строить, развивать технологии, зарабатывать деньги.

Опыт подсказывает: поначалу крайне полезно нажимать на знаки “?” везде, где вы их встретите, и читать описания. В игре множество разнообразных возможностей и параметров, и чем быстрее вы все их изучите, тем легче вам будет.

Кроме того, вы можете повлиять на изначальные характеристики человечества, расставив некие “очки способностей” (ability bonuses). Все это немного напоминает ролевую игру, не так ли? Что ж, есть мнение, что ролевые игры на самом деле — стратегические…

Тем же, кто не согласен со мной по поводу игры, скажу, несколько забегая вперед, следующее: вообще-то, расы в Galactic Civilizations могут быть “хорошими” или “плохими” (и это объективный параметр, учитывающий способы развития и влияющий на отношения). Несомненно, термин “Chaotic Evil” относится к ролевым играм… то есть, относился до сих пор.

В процессе игры вы, кстати, можете изменить то, насколько “хорошая” или “плохая” ваша раса (alignment). И это, между прочим, повлияет не только на отношение к вам противников и союзников, но даже на музыку игры и интерфейс! Так что если вам надоела мелодия — достаточно несколько раз принять жестокие решения по определенным вопросам…

Это интересно: вообще-то комьютер считает, что вы знаете, что делаете. Поэтому, когда вы нажимаете кнопку “Destroy Colony”, колония просто исчезает, даже без привычных вопросов “Вы точно совершенно абсолютно несомненно убеждены, что это необходимо?” (в окне управления планетой — Colony View — есть кнопка Details, которая полезна сама по себе, и в открывшемся меню есть надпись Destroy Colony). Правда, при уничтожении корабля эти вопросы все же задают…

Кстати, об интерфейсе. Он, вообще говоря, довольно тяжелый. Смена его, к счастью, не перемещает функциональные клавиши, однако сами они не слишком-то “говорящие”, и привыкать к ним придется некоторое время. Кроме того, для управления гигантской империей, которую вам предстоит построить, существует немало инструментов, да и статистики довольно много, а места на экране так мало…

Опыт подсказывает: когда компьютер считает, что вам больше нечего делать в этот ход, он запускает следующий. При этом он зачастую, скажем так, неправильно вас понимает. Поэтому важно выработать удачную последовательность действий. В начале хода вам покажут все события и планеты, на которых они произошли. Если вы произвели корабли и не собираетесь оставлять их на орбите — поднимайте сразу (двойным щелчокм на рисунке корабля в окошке справа). Если завершены какие-то строительные проекты — сразу запускайте новые. В процессе хода сначала запускайте строительные проекты, а потом уже раздавайте приказы кораблям.

Развиваться вам предстоит, само собой, в галактике. Впрочем, что-то с ней не так… какая-то она уж больно плоская и сетчатая. Во-первых, корабли перемещаются по “клеточкам” (и скорость их указывается в “клеточках” в ход). Во-вторых, два корабля разных рас в одном месте находиться не могут… Так что точно с таким же успехом это мог быть океан (скажем, игра по “Водному миру”) или суша (скажем, пустыня с оазисами). Звезды, корабли, планеты — все это антураж. Довольно-таки удобный, правда.

Опыт подсказывает: “плоскость” галактики можно поставить себе на пользу. Так, корабли-колонизаторы не несут вооружения, и значит, им придется облетать препятствия, вместо того, чтобы разрушать их. А если препятствий много, и они достаточно быстрые? Три скоростных корабля-разведчика могут не пустить вражеского колонизатора к лакомой планете, на которую вы положили глаз.

Галактика

Остановимся на ней поподробнее.

В самом начале вы можете выбрать два ее параметра — размер и частоту, с которой встречаются планеты, удобные для колонизации.

У каждой звезды, как и положено, может быть (а может и не быть) несколько планет, каждая из которых в какой-то степени пригодна для проживания человека (и не только). При этом, по некоему джентльменскому соглашению, соблюдаемому всеми без исключения расами галактики вне зависимости от отношений между ними, лишь одна расам может колонизовать планеты возле звезды. Следовательно, необходимо сначала “застолбить” за собой звезды, а потом уже строить дополнительные колонии на свободных планетах. Естественно, если у вас до тех пор не отхватят основные.

Однако звездами и планетами галактика не исчерпывается. Оказывается, задолго до человечества и его рас-ровесников здесь обитали многие другие разумные, и они успели изрядно намусорить. Впрочем, что им — мусор, то нам — польза. По всей карте (будем называть ее так, коль скоро мы пришли к выводу, что это могли бы быть и не звезды, а острова, оазисы, или что-то еще) разбросаны “аномалии”, которые могут исследовать только специальные корабли-лаборатории. Все они так или иначе полезны, многие улучшают характеристики расы (кстати, раз уж вы уже видите карту, взгляните на свои характеристики — Domestic Policy, закладка Stats. Поначалу их немного, и значения порядка 20%. Под конец их число может достичь двух-трех десятков, а значения — трехсот процентов. Помимо таких аномалий, есть еще источники ресурсов. Для их разработки придется строить и развивать космические базы, однако они могут дать довольно серьезный вклад в характеристики расы, а также в производительность окружающих планет, эффективность кораблей в бою и скорость их ремонта.

Чуть позже часто встречающимися объектами станут творения рук (или других конечностей…) разумных — корабли, космические базы. Кроме них, будут еще изредка попадаться разнообразные космические существа, могущие представлять серьезную опасность…

Поначалу карта закрыта от вас. И хотя вы знаете, где расположены звезды (взгляните на мини-карту), о пространстве вокруг них представления у вас нет. В дальнейшем, когда вы исследуете галактику, такое представление у вас появится, однако чтобы наблюдать, что же на самом деле происходит в округе — какие корабли летают, базы строятся, и т.п. — придется держать корабль неподалеку. Наверняка опытным игроманам знакомо понятие “fog of war” — это именно он.

Корабли

При взгляде на основную карту в первый же ход бросаются в глаза корабли возле планеты (и визуально размером примерно с нее — впрочем, это оправдывается как минимум удобством пользователя), можно сказать, на орбите. Однако — внимание! — это корабли в космосе, а планета — на самом деле звезда. Если корабли на орбите (звезды, не планеты!), то их на основной карте не видно, а у такой звезды появляется маленький значок щита. Корабль можно в любой момент поднять с орбиты в “открытый космос”.

Каждый корабль характеризуется рядом параметров. Это его атака, защита, мощность брони, скорость, чувствительность (дальность действия) сенсоров, опыт и уровень. Атака определяет базовое значение, из которого рассчитывается сила корабля при нападении, защита — соответственно, при защите. Мощность брони — просто “живучесть” корабля, скорость, как уже говорилось, измеряется в “клеточках” (по движению кораблей легко распознается размер одной клеточки, и вы быстро научитесь определять расстояние “на глазок”), как и дальность действия сенсоров. Опыт корабль получает за победу над противником, а следующий уровень — по накоплении определенного объема опыта. Чем выше уровень корабля, тем сложнее с ним воевать и тем выше его характеристики. Первоначальное их значение определяется типом корабля.

На самом деле есть еще две важные характеристики корабля — это стоимость его самого и ежемесячные расходы на него. Их можно узнать в производственном окне на планете.

Типов кораблей довольно много. Самые разнообразные из них — военные, но они понадобятся (и вообще появится возможность их строить) несколько позже. Сейчас же важны в первую очередь исследовательская лаборатория (Survey Ship), колонизатор, разведчик (Scout) и строительный корабль (Constructor). Первые два у вас изначально есть, разведчиков придется строить — и это следует сделать.

Исследовательская лаборатория — очень важный корабль. Она, как было уже сказано, может изучать аномалии, принося пользу как всему человечеству, так и себе. В конце одной игры, когда у меня одна такая лаборатория (как раз та, что дали в начале) собрала аномалии с примерно половины галактики, я внезапно обнаружил, что она является лучшим кораблем во всем немаленьком (и неслабом) флоту. Однако польза, которую она принесла, мирно исследуя галактику, была намного более ценна.

Колонизаторов вам понадобится много. Если нет — плохо, ведь колонии — основа могущества вашей империи. Каждый из них может брать на борт определенное количество колонистов — изначального населения будущей колонии. И они, увы, не могут атаковать другие корабли, хотя и могут защищаться, будучи атакованы.

Разведчики. Эти небольшие шустрые кораблики позволят вам достаточно быстро исследовать окружающее пространство. Опытные игроки (они уже есть, и давно — не забывайте, игра портирована с OS/2) утверждают, что есть две основные эффективные тактики исследования: пересекать сектор по диагонали, захватывая б о льшую его часть, или же буквой “V”, что дольше, но позволит осмотреть его весь. С помощью разведчиков вы найдете не только аномалии, подлежащие исследованию, но и ресурсы, которые можно разрабатывать, построив для этого специальную космическую базу.

Строительные корабли дороги и медленно передвигаются (если только галактический совет не решит иначе… впрочем, об этом позже), однако они могут построить базу, разрабатывающую определенный ресурс, приносящий дополнительные очки к способностям расы (военным, политическим, социальным, экономическим, дипломатическим…). Базы следует строить в обязательном порядке, как только экономика вашей империи это позволит.

Опыт подсказывает: строительные корабли могут построить базу и не на таком ресурсе, а практически в любом месте. Для этого нужно нажать маленькую продолговатую кнопку слева от характеристик корабля и справа от указателя числа оставшихся ходов (сразу над кнопкой с крестиком, которую нажимать не следует — это уничтожит корабль). Я далеко не сразу ее нашел. А базы очень, очень полезны, если их достаточно развить.

Военных кораблей, как я уже упоминал, много. Они развиваются вместе с вами (точнее, с человечеством), по мере разработки новых технологий будут доступны новые их типы, и вы можете быть уверены практически до конца, что хоть какой-нибудь тип еще не нашли. Строятся они под разные задачи — одни хороши только для атаки, другие предназначены для обороны и не могут улетать далеко от ваших планет, третьи очень сильны, но дороги и долго строятся… разнообразия вполне достаточно, чтобы выбирать различные тактики.

Кроме того, есть корабли транспортные и торговые.

Транспорта предназначены для перевоза населения. Основная их задача, как правило — захват планет противника. Они практически не защищены (примерно к середине игры можно будет все же разработать защищенный тип транспорта), летают не слишком быстро — в общем, их эффективное использование требует тщательного планирования.

Торговые корабли (Freighters) рассчитаны на то, чтобы ровно один раз пересечь галактику из конца в конец. Чем дальше такой корабль долетит, тем больший доход вы будете получать. Именно будете, потому что между двумя планетами (точкой взлета и точкой назначения) будет установлен торговый путь. По нему снуют маленькие челноки, на мини-карте и вовсе практически незаметные, каждый из которых приносит доход, тем больший, чем дальше он от дома. Такие торговые маршруты могут быть серьезным подспорьем в экономическом развитии, поскольку позволяют значительно ослабить бремя налогов, лежащее на вашем населении. Однако каждой расе позволено иметь лишь несколько таких маршрутов (изучение некоторых технологий позволяет увеличить это число), а во время войны торговля страдает в первую очередь…

Ну и последнее — " дроны " (они же “пробы”, “сателлиты”)… Это такие небольшие, не быстрые и не вооруженные кораблики, которые служат для наблюдения. Своего рода наблюдательные посты. Они довольно дешевы, так что вы легко сможете увешать ими всю территорию оппонента. Впрочем, пользы от них, на мой взгляд, немного. Однако, возможно, я еще не пришел к нужной тактике их использования…

Колонии

У каждой звезды, как я уже говорил, может быть несколько планет. И многие из них, если не все, можно в принципе колонизировать. Однако достаточно эффективна только колонизация планет качеством 15 или выше (качество планеты написано рядом с ней в окошке справа при щелчке на звезду). На планетах с качеством ниже 15 население будет постепенно уменьшаться — тем быстрее, чем ниже качество планеты. Впрочем, показатели 14 и даже 13 можно рассматривать, поскольку уже с самого начала вы можете повысить качество планеты специальным проектом, а в дальнейшем это можно будет сделать еще несколько раз (в том числе один раз — глобально, всех планет сразу).

Это интересно: при колонизации часто вам предлагают выбор из трех вариантов — скажем, убить мирно живущую там расу, переселить ее в резервацию или потесниться самим (причин для такого выбора бывает множество, часто довольно забавных). Этот выбор определяет, насколько “добрая” или “злая” у вас раса (выгодный выбор — “злой”, невыгодный — “добрый”).

Поначалу, как я уже упоминал, нужно “застолбить” за собой максимум звезд, причем желательно — далеких, а потом уже “добивать” их, высаживая новых колонистов. И не забывайте о том, чтобы препятствовать колонизации противника! Это может быть очень эффективно — однажды мне удалось таким образом “отхватить” первым систему, где впоследствии были построены 4 колонии.

Опыт подсказывает: интерфейс все же требует того, чтобы к нему привыкнуть, после того, как колонизатор долетит до звезды, он исчезнет с основной карты, а справа появится окошко с планетами. Необходимо в нем щелкнуть на ту планету, куда следует высаживаться. Поначалу мне было неудобно — никаких сообщений о высадке, просто появляется окошко справа, как при обычном щелчке на звезду…

Каждая колония — планета, на которую вы высадились — имеет ряд параметров. Это, помимо качества планеты, объем налогооблагаемого населения, уровень лояльности (“Moral”), доходы и расходы планеты.

Объем налогооблагаемого населения — это количество людей, которые не скрываются от налогов. Он зависит не только от собственно количества населения планеты (которого вы не знаете), но и от уровня лояльности (который в свою очередь значительно зависит от налогообложения). То есть, иначе говоря, если вы начнете драть с людей три шкуры — они мало того, что будут довольны, но еще и ничего не станут платить! Очень поучительный эффект, и очень удачный ход разработчиков. В экономической теории этот эффект известен довольно давно.

“Влиятельность” планеты зависит от ее населения, положения, а также построенных на ней сооружений. В случае, если рядом с вашей удаленной колонией есть несколько влиятельных планет противника, вы можете просто потерять колонию — ее население переметнется к оппоненту. И наоборот, если вы можете распространить свое влияние на сектор противника…

Помимо численности населения и влиятельности, каждая планета имеет “производительность”, которая тем выше, чем больше на ней есть соответствующих зданий (центров производства, энергостанций и т.п. — внимательно читайте описания строений при выборе следующей постройки!).

Вообще, вы можете одновременно в каждой колонии вести два проекта — военный (корабли) и социальный (здания и т.п.). Через некоторое время, когда ваша наука серьезно шагнет вперед, а колоний будет больше десятка, управлять каждой из них в отдельности станет довольно нудной процедурой. Для этой цели в игре предусмотрены губернаторы (правда, доступные только при соответствующих государственных э… строях). Нажмите в экране управления планетой кнопку “Details” — и вы сможете там назначить губернатора. Разным губернаторам вы можете задавать разную последовательность постройки (это делается в Domestic Policy — Governor). Очень удобно, если освоиться.

Строительство

Проектов, как вы уже, я думаю, поняли, есть два вида: военные и социальные. Военные проекты — это любые корабли, в том числе — сугубо мирные. Социальные — все строительство на планете, опять же, как мирное, так и нет. Так что деление на самом деле — по принципу “летает — не летает”.

Производственные ресурсы планет распределяются между проектами в соответствии с государственной политикой, которую вы устанавливаете как единую для всех колоний. Иначе говоря, одна планета не может заниматься на 70% социальными инвестициями и на 30 — военным строительством, а вторая — 50 на 50. Это ограничение заставляет тщательно продумывать как общегосударственную, так и планетарную политику.

Кроме того, каждый проект, который вы заканчиваете, обходится в дальнейшем планете в определенную сумму на поддержание, и это тоже следует учитывать.

Социальные проекты направлены на улучшение характеристик планеты в том или ином плане. Эти характеристики можно найти там же — в деталях планетарного описания. Опытные игроки рекомендуют вводить специализацию колоний, не забывая при этом поддерживать их уровень лояльности и качество планет.

Такая специализация при столь жестком ограничении на глобальность политики распределения ресурсов возможна благодаря тому, что не вложенные в проекты производственные ресурсы возвращаются вам деньгами. Следовательно, исследовательские планеты могут не строить ничего, будучи вдобавок денежной базой, а военные и социальные могут также приносить определенный доход если в них прикрыть соответственно социальные и военные проекты.

При этом — что важно — проект можно купить вместо того, чтобы производить. В таком случае он будет завершен в следующий ход, а с вашего счета будет снята кругленькая сумма… Впрочем, она может быть менее кругленькая, однако в последующие месяцы придется кое-что доплачивать… решать — вам. Может, нанять финансового директора?

Это интересно: посмотрите внимательно на названия компаний, у которых можно купить проекты. Слово Mitrosoft вам ничего не напоминает? В игре есть еще по крайней мере одна компания, списанная с реальной (подскажу — в описании технологий встречается ее название). Найдите ее!

Помимо возможности купить проект за наличные, вы можете также выписать обязательства (иначе говоря, наделать долгов). Правда, такая возможность у вас есть только при положительном балансе на момент подписания бумаг. Если же денег на вашем счете меньше, чем -500, все проекты в империи будут заморожены, пока их уровень не достигнет положительной отметки. Будьте внимательны с деньгами!

Особняком стоят проекты глобальные и уникальные. Иногда у вас будет возможность построить сооружение, или создать продукт, которые будут доступны только вашей расе (сооружения могут быть одно на расу или даже одно на галактику — своего рода чудеса света, товары — монопольные, т.е. на них права получает раса, построившая их первой). Причем эти проекты будут давать преимущества в определенной области каждый. Выберите область, которую вы хотите развивать, в соответствии с вашими планами на победу — и постарайтесь построить эти сооружения до того, как их построят оппоненты

[[BREAK]]

ВТОРАЯ СТРАНИЦА

Глобальное управление. Внутренняя политика

Помимо рассмотренного выше вопроса политики распределения ресурсов между проектами, в вашей воле изменять также налоговую и бюджетную политику, иначе говоря, решать, какую ставку налогообложения вы установите и сколько денег намерены расходовать на проекты. Подвигайте ползунок налогов туда-сюда — вы пронаблюдаете любопытный эффект! Сборы меняются нелинейно. Именно так и должно быть, ведь население начнет уходить от слишком больших налогов “в тень”. Я, кажется, могу назвать нескольких человек, которым неплохо бы поиграть в Galactic Civilizations, несмотря на их плотный график… да и вы их знаете.

По мере развития вашей науки, вы сможете менять политическую систему, в которой существует человечество. Чем “свободнее” система — тем эффективнее она экономически (и больше налогов дает!), но тем сложнее держать в хорошем настроении массы. Почитайте описание системы, прежде чем к ней переходить. Однако на мой взгляд — чем свободнее, тем лучше. Доход оправдывает все.

После того, как вы уйдете от имперского способа правления, с некоторой периодичностью будут происходить выборы в сенат. Если в момент выборов уровень признания вас среди людей низок, вы потеряете контроль над сенатом, что выльется в довольно серьезные минусы к “способностям” расы (какие именно — зависит от того, какая у вас партия). Поэтому следите за тем, когда следующие выборы, и снижайте налоги перед ними.

Помимо налогов, у вас есть только один источник дохода, не связанный при этом с уровнем лояльности населения. Это — торговля. Торговать следует обязательно, посылая торговые корабли, как только появляется возможность, как можно дальше и к как можно более богатым планетам. Однако помимо этого, вы можете торговать еще много чем — технологиями, кораблями… даже планетными системами! С некоторых рас можно выторговать довольно большие деньги за устаревшие уже по вашим меркам технологии. Не забывайте об этом способе дохода.

Наука

Научный прогресс — ключ ко всему. И этим все сказано. Технологическое развитие расы определяет ее экономический, социальный, военный, дипломатический потенциал… Поэтому как только экономика позволяет — развивайте науку. Стройте научные сооружения, выделяйте ресурсы на научные исследования (там же, где определяете политику распределения по военным и социальным проектам). Не забывайте только о том, что все это — удовольствие недешевое.

Что касается остального… наука в Galactic Civilizations — тема для отдельной статьи. Взгляните на дерево технологий — и вы со мной согласитесь.

Самое интересное, что какие именно области науки развивать, в крайне значительной степени зависит от вашей тактики победы. Так что всегда держите под рукой дерево технологий (см. прилагаемый рисунок), сверяйтесь с ним. Не стесняйтесь также заглянуть на www.galciv.com в энциклопедию за описанием. Решения, которые вы принимаете, определяют судьбу галактики, в конце концов!

Расы. Внешняя политика

Помимо “старших” рас, которые борются за господство в галактике и количество и “разумность” которых вы определяете в начале, есть также “младшие” (Minor) расы. Они не стремятся к господству и, как правило, мирно живут в своем секторе, особенно из него не выходя. При этом “младшие” расы могут быть очень богаты, а торговые пути, установленные прилетевшими от них торговыми кораблями, приносят серьезный доход. Кстати, “младшие” расы могут появляться и в процессе игры.

Опыт подсказывает: ограничение на количество торговых путей касается только тех маршрутов, которые вы прокладываете сами. Другие расы могут их к вам протягивать сколько угодно (каждая в рамках своего ограничения). Доход от торгового пути получают обе стороны. Так что можно торговать со всей галактикой — и купаться в роскоши. Если, конечно, удастся удержать мир.

Кроме того, им можно продавать технологии (устаревшие и даже не очень) или что-нибудь еще…

“Младшие” расы также являются причиной войн между “старшими”. В самом деле, если ваш противник получает доход от торговли с какой-то мелочью, не лучше ли эту мелочь несколько придавить? Но он заинтересован в своем доходе, и если решится — будет ее защищать. То же касается и вас — своих протеже придется прикрывать от опасностей галактики… Все это добавляет вкуса в пресную, казалось бы, галактическую политику.

Каждая раса характеризуется определенным влиянием, которое рассчитывается, исходя из расположения и влиятельности принадлежащих ей планет. После того, как расы встретились, и вами был изобретен Галактический Переводчик (Galactic Translator), с некоторой периодичностью начинает собираться Галактический Совет (United Planets), решающий глобальные вопросы жизни всех рас. Это крайне любопытный инструмент разработчиков, позволяющий во время игры несколько подкорректировать ее правила — тому, у кого хватит влияния. Скажем, изменить минимальный порог скорости строительных кораблей. Или разместить у какой-то расы “галактическую тюрьму”, позволив ей пользоваться бесплатным трудом преступников. Или даже… всем поделиться между собой технологиями! Представляете, ушли вы в технологический отрыв, забыли про влияние, а тут…

Решение на Галактическом совете принимается голосованием, при этом голосуют расы своими “очками влияния”. Самое же интересное — в том, что эти “очки влияния” можно покупать и продавать! А решения ГС бывают, как вы, полагаю, поняли, крайне серьезными. К счастью, о его сборе предупреждают за месяц (в правом нижнем окне, где показываются все достаточно значимые события).

Помимо участия в голосованиях ГС, вы можете вести глобальную политическую жизнь, просто общаясь с расами. И здесь вам сильно поможет умение в области дипломатии.

Опыт подсказывает: вы можете предполагать, каков будет ответ на ваш запрос, по цвету надписи внизу. Постарайтесь добиться, чтобы этот цвет стал зеленым — и вам вряд ли откажут.

Вы можете также шпионить за расами, а также дестабилизировать обстановку на их планетах (снижать лояльность). Террором заниматься нельзя — да и не нужно. Эти здания вам пригодятся, когда вы завоюете эти планеты, или они сами к вам переметнутся.

Ну и конечно, в любой момент вы можете объявить расе войну.

Войны

Война вовсе не обязательно ведется с целью завоевать кого-то. Может вестись торговая война, чтобы снизить доход, она может быть недолгой и эффективной. Может вестись политическая война. Может быть, вы просто хотите захватить под шумок одну лакомую систему…

Так или иначе, война — недешевое удовольствие. Во-первых, решение еще должно пройти через сенат. Во-вторых, будьте готовы к тыловым рейдам противника и необходимости защитить все свои планеты хотя бы одним кораблем. Зачем? Затем, что на незащищенную планету, и только на нее, можно высадить десант — и захватить. Десант, кстати, можно высаживать многими способами, от которых зависит степень повреждений, нанесенных самой планете, сооружениям на ней, а также эффективность собственно высадки. Мне более всего по душе способ “пропаганда”. Он недешев — 2000 — но позволяет переманить к себе недовольную часть населения планеты противника. Если ваше влияние в секторе достаточно сильно — это может быть немалая часть, и она не просто сдастся, а будет воевать за вас.

В войне вам придется применить и тактические, и стратегические навыки. В тактике будьте готовы к сложным построениям и маневрам — помните, ваши корабли “друг по другу” летать могут, оппоненты по вашим — нет. То есть корабли с большой защитой нужно подставлять под удары, а кораблями с низкой защитой, но высокой атакой — нападать, а затем убегать под прикрытие. Кстати, корабли можно объединять во флоты, но это эффективно только с точки зрения управления перемещением — дерутся они все равно по одиночке.

Это интересно: не ждите тактических баталий, привычных в космических стратегиях. Никаких боев кораблей нет — победит тот, кто сильнее и/или удачливее, и вы на это не повлияете, во время боя, по крайней мере. Все просто и лаконично: этот выстрелил — тот умер. Или наоборот.

С точки зрения стратегии, важнейший вопрос войны — тыловое обеспечение. Вы можете стремительным рейдом уничтожить оборону планеты противника, а потом еще несколько ходов дожидаться медлительных транспортов с десантом, молясь, чтобы они прибыли раньше, чем подкрепления оппонента. Эти транспорта следует построить — а одна планета не может их строить больше одного в ход, как бы вы того ни хотели — а населения должно хватить, чтобы их загрузить. Кроме того, их нужно будет чем-то прикрывать. Как-то нужно будет защищать только что захваченные планеты. И придется еще отлавливать вражеские корабли в своем тылу…

Опыт подсказывает: увеличение защиты корабля в связи с тем, что он находится на орбите планеты, довольно велико. Тем не менее, атакующим кораблям лучше все же применять тактику “ударил и убежал”, а защищать планеты — медлительными оборонными машинами.

Кстати, если ваша цель — всего лишь захватить сектор, нет никакой необходимости ради этого развязывать войну. Достаточно распространить на него свое влияние. Если у вас нет в нем планет — это могут сделать космические базы. Позаботьтесь, однако, об их обороне. Помните — AI знает большинство “грязных трюков”, которые вам придут в голову, если у него, конечно, установлен достаточно высокий интеллект.

События

Отдельный немалый интерес в игру вносят события, не зависящие (или мало зависящие) от действий игрока.

Во-первых, часто при колонизации планет вам приходится делать выбор между “добром и убытками” и “злом и выгодой”. “Злые” расы, таким образом, получают выгоду в таких решениях, но им недоступные некоторые технологии, и “добрые” расы их недолюбливают (а “злые” относятся равнодушно и с легкостью добьют, если им это будет выгодно). Так что на мой взгляд, “зло” окупается плохо. Однако — на любителя.

Важными событиями являются решения Галактического Совета. Они действительно могут серьезно повлиять на ситуацию, так что внимательно продумывайте, за что именно вы отдаете свой голос.

Иногда — довольно редко — происходят “события без предупреждения”. К примеру, в какой-то части галактики появляется довольно-таки сильное существо, разрушающее все на своем пути (а вам об этом сообщат в ход, когда оно появится). И боритесь с ним…

Однако есть и события с предупреждением, причем — задолго до. Правда, каким-то невнятным. Скажем, всем вдруг показалось, что на такой-то планете случится что-то плохое… лучше бы ее оставить, эту планету, решает сенат… Я вот не оставил, только флот перебросил поближе. Через несколько ходов там образовалась новая крайне агрессивная раса с крайне мощными кораблями, и я с очень большим трудом сумел сдержать ее экспансию… при этом уже контролируя более 60% галактики!

Самое интересное в таких событиях — они держат вас в напряжении до конца игры. Всегда может произойти что-то, с чем придется срочно разбираться — и не походя, а с необходимым вниманием.

Есть в Galactic Civilizations еще один важный фактор напряжения. Дело в том, что, как я уже упоминал, победить можно разными способами — и пока вы развиваете один, кто-то может вплотную подойти к победе другим путем.

Стратегия победы

Добиться победы в игре можно одним из четырех возможных путей.

Политическим, технологическим, социальным (культурным), военным.

Они действительно альтернативны. Это значит, что пока вы идете одним, кто-то может пройти другим — и придти первым. Однако кроме этого, игрокам начисляются “очки за победу” (victory points), которые едины вне зависимости от способа. Это позволяет сравнить нескольких игроков, даже если они победили разными способами. Так что, несмотря на отсутствие мультиплеера, некоторая соревновательность в игре есть. Более того, она тщательно запланирована. После победы вам предлагают указать свой e-mail и послать результаты разработчикам, а на сайте уже опубликованы лучшие. Честно говоря, посмотрев на них, я свои пока посылать не стал. Лучше еще немного потренируюсь…

Политическая победа. В описании сказано: “If you and your alien allies are able to conquer all opposition you win.” То есть если вы, вместе с союзниками, очевидно сильнее оппонентов, вы выигрываете. Звучит несложно, но достичь этого не так легко. Для этого нужно установить хорошие отношения сразу с несколькими сильными расами — а пути сильных рас легко пересекаются…

Технологический способ. Все очень просто. Нужно исследовать определенную технологию — Final Frontier. Посмотрите на дерево технологий… найдите ее… а теперь проследите, что для нее необходимо… Да, все не очень просто. Но почетно!

Социальный (культурный) способ. Чтобы выиграть этим способом, необходимо достичь доминирования в 7/8х секторов, и удержать в течение примерно следующих 2х лет. Разработчики планируют изменить это значение на 9/10х в версии 1.1. По-моему, один из самых доступных способов.

Военный путь. Все просто. Достаточно всех убить. Так в финальной заставке и скажут — “они все мертвы”. На мой взгляд, довольно сложно — глобальная война требует сильной экономики, а с ней другие способы ближе… но — на любителя.

Это важно: при высоком интеллекте AI играет грамотно, и следит за тем, насколько вы близки к победе. Помните об этом.

Итог

Galactic Civilizations оставила странное ощущение. В ней, действительно, есть что-то и от заведомо мультиплеерных игр (PBEM, в частности). Кроме того, похоже, создателям удалось-таки достичь реальной альтернативности методов победы. Здесь есть во что играть и есть над чем думать.

Если бы в игре была развитая графика, или широкая поддержка мультиплеера — ее ждала бы популярность в массах. Без этого, боюсь, многие из вас, леди и джентльмены, посчитают ее пресной, не добравшись до того намека на истинную сложную стратегичность, которая, несомненно, просматривается. Не думаю, что игру ждет широкая популярность. Однако те, кому она все же понравится — будут ее фанатами надолго.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Управление игрой

Курсорные клавиши — перемещают корабль в указанном направлении

S — ставит корабль в режим ожидания (ваше внимание на него не обратят до тех пор, пока в его близости не окажется корабль другой цивилизации)

G — ставит корабль в режим “охраны” (на него не обратят ваше внимание до тех пор, пока в его близости не окажется корабль другой враждебной цивилизации)

TAB — переход к следующему ждущему приказа кораблю

SPACE — выбранный корабль пропускает ход

F — объединить несколько кораблей на клетке во флот

U — разбить флот на отдельные корабли

C — переместить экран так, чтобы выбранный объект оказался в центре его

B — построить космическую базу (только строительные корабли)

A — автопоиск аномалий (только исследовательские корабли)

T — автоматическая атака

R — автоматическое отступление

W — исследование сектора

D — распустить команду и разобрать корабль

F1 — карта галактики

F2 — лист планет

F3 — лист кораблей

F4 — государственная политика

F5 — внешняя политика

F6 — технологическая политика

F7 — открыть окно управления первой планетой цивилизации

F9 — тактическая карта

CTRL-R — обновить данные, собираемые сенсорами

ENTER — следующий ход

ESC — выйти из текущего диалогового окна или (если такового нет) открыть игровое меню

Мышь является основным инструментом управления в игре.

Шелчок левой кнопкой на корабле позволит вам выбрать его. После этого щелчок правой кнопкой на карте укажет ему цель. Щелчок левой кнопкой на свободном пространстве (без объектов) с удержанием кнопки позволит “схватить” и “перетащить” пространство (переместить экран, проще говоря).

Щелчок левой кнопкой при удержании Ctrl позволит выбрать несколько кораблей, то же — щелчок левой кнопкой с удержанием и движение мышью при нажатом Shift.

Двойной щелчок откроет меню с информацией об объекте. Двойной щелчок на звезде откроет окно управления первой из колонизованных в этой системе планет.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь