22 октября 2009
Обновлено 17.05.2023

Руководство и прохождение по "Prototype (2009)"

Руководство и прохождение по "Prototype (2009)" - изображение обложка

В Prototype герой за одну миссию убивает примерно три-четыре сотни человек. Он рубит их на части, швыряет в вертолеты, съедает и разрывает. Когда ему скучно, он может сесть в танк и обстреливать разбегающихся горожан. Для этих же целей есть и вертолет. Персонаж бросает вызов всему городу, и треть экрана четко занимает льющаяся кровь. Простой вопрос — здоровым, вменяемым людям в это играть стоит?

«Хо-хо, знаменито!» — воскликнула бы Эллочка Щукина, покажи мы ей Prototype. Столь емкая фраза сложно переводится с русского на русский, но означает примерно: «Не может быть, да у этой игры есть сюжет!» Удивление девушки легко объяснить. Разработчики так часто в роликах и интервью делали акцент на расчлененке, горе трупов и полной вседозволенности, что (клянусь!) я думал, будто весь игровой процесс сводится к простой схеме: у героя есть сверхсила, у города — тысяча жителей, используя первое, изничтожь второе. Оказывается, здесь нашлось место и для интриг в духе Санта-Барбары, «Люк, я твой отец» и прочих головоломок формата «кто кому мама, кто кому сын».

Но… Мы забегаем вперед — читатели, которые о Prototype слышат впервые, могут не понять, чему же автор так сильно удивляется. Прошу прощения за столь резкое начало, позвольте показать вам первые минуты игры. Они ответят на многие вопросы.

Только мы успеваем нажать на заветное New Game, как сразу оказываемся посреди полыхающего города. С одной стороны бегают зомби-мутанты, которые грызут друг друга, грызут военных, грызут нас. С другой — бегают военные, которые стреляют друг в друга, стреляют в мутантов, стреляют в нас. И посреди всего это безобразия несколько отрешенно и даже глупо стоим мы — герой игры Алекс Мерсер. Не кусается, не палит из пушек, а просто стоит. Но как только он переходит под наше управление, внутренний голос из колонок говорит: если хотим выжить — надо убивать. И за первые пять минут мы, загибайте пальцы, раздробим четыре танка, оторвем пару десятков военных голов, перерубим пять дюжин мутантов и еще сотню простых прохожих.

Уничтожить всех — дело совершенно бесхитростное. Мы нажали буквально на две-три кнопки, и вокруг без рук и без ног уже валяются трупы, а Гидрометцентр фиксирует наводнение — кровь затапливает подвалы и мешает уличному движению. Никаким оружием мы не пользуемся, Алекс самодостаточен — если нужно, руки в хлыст превратит, понадобится — каменными сделает. От врагов он убегает по стенам и при желании может даже взлететь.

Поиграв пятнадцать минут, игрок волей-неволей убьет больше, чем всем известный почтальон за всю психически неуравновешенную карьеру. Но что же дальше? Тысячи трупов, десятки тысяч, полностью уничтоженный Нью-Йорк? Экран гаснет, и вот тут-то и вырывается «Хо-хо».

Место для «Хо-хо»

Ни мертвецов, ни горящих зданий. Яркий, но лишь от тысяч фонарей ночной Нью-Йорк. О каких мутантах вы говорите? Думаю, вам надо меньше времени проводить за компьютером. Солдат тоже нет, тут даже полицейскую машину редко встретишь, что уж говорить о танках…

К календарю прибили 18 оторванных листов, а у героя забрали все способности. Алекс только что очнулся в морге за две секунды до вскрытия, его немного знобит, мучает амнезия. Кто он такой — не помнит. Почему может швырять машины — не знает. Зачем в него стреляет вертолет — не понимает. И хочется ему всего лишь одного — узнать, какого черта вообще происходит.

Зачин не первой свежести. Память отшибает чуть ли не каждому мало-мальски уважающему себя герою, а прыжки из «как будет» в «как было» компьютерные игры уже истерли до дыр. Но Prototype красиво выходит сухим из воды.

Оторвавшись от военных и переждав ночь, на рассвете Алекс поднимается на крышу и смотрит на совершенно обычное утро города. Мы спрыгиваем вниз, бежим мимо апатичных прохожих, расталкиваем их, кого-то можем даже сбить с ног. Всем плевать. Нью-Йорк еще не знает, кто мы. Нью-Йорк еще не знает, что будет с ним. Но мы уже все видели, мы опробовали смертоносные приемы, увидели тысячи зараженных, нещадно терзающих друг друга. После болезненно даже не желтого, а оранжевого города мы оказываемся возле зеленого Центрального парка под голубым небом. Еще пятнадцать минут назад сложно было поверить, что в игре можно будет просто прогуливаться, наблюдать за горожанами, спокойно прыгать с одного дома на другой.

В первых миссиях нас ждут только локальные стычки. Надо поймать важную шишку, добраться до квартиры сестры, зайти на военную базу в обличье солдата. Сражаться, разумеется, приходится, и порой в нас палит сразу два десятка стволов, но все битвы не сильно отличаются от перестрелок из других боевиков.

Проходит день, другой. В новостях сообщают об очагах какой-то неведомой болезни. Выезды перекрывают, по улицам уже прохаживаются военные, рядом с такси катятся танки. Нью-Йорку не становится легче, каждым утром Алекс все так же поднимается на крышу и видит, как меняется город. Зараженных все больше, войска уже борются не только с нами, но и с большими зверьми-мутантами — охотниками. Самое время попытаться спасти и «Большое яблоко», и весь мир.

Да придет спаситель!

Правильный супергерой не смог бы не воспользоваться отличным положением города. Так легко попасть на первую полосу газеты…

Алекс же не спешит на выручку. Находит сестру, и она помогает ему с поиском информации о себе. Мерсеру совершенно нет разницы, как добывать сведения. В один день он успевает уничтожить рассадник вирусов, затем базу военных, которая сдерживала атаки мутантов на жилые кварталы, потом спасает на вертолете военных, отвозит их на базу и уже там убивает абсолютно всех.

Герой — сгусток цинизма. Ему совершенно безразличны все, кроме сестры. Дабы схватить одного нужного ему человека, он устранит три десятка солдат и убьет сотню обычных жителей. Его не мучает совесть, когда в танке он едет по машинам, когда стреляет во врага, а попадает в толпу прохожих.

Сложно поверить, что даже очень обиженный правительством паренек способен на такое, — но выясняется, что Мерсер и не человек-то вовсе. Он вирус. Да, в прямом смысле слова. Вирус. воплощенный в форме парня в капюшоне. От самого Алекса практически ничего и не осталось. Потому мы одинаково спокойно убиваем и монстров, и военных, и гражданских. Ни о каком сострадании и речи быть не может. Он как бактерия, которая попала в организм. Жалко ли болезни разрушать тело?

Час скуки

Но герой поймет это еще нескоро. Ему бы хоть просто разузнать, что с ним произошло и продолжает твориться. Начало игры отчасти напоминает GTA. Мы находимся в незнакомом месте, здесь все чуждо нам. Можем просто бродить по городу, но зачем это делать — неясно, хочется поскорее спастись сюжетными миссиями. Там точно скажут, куда идти и к чему стремиться.

Задания сначала довольно простые. Мы ведь должны разобраться с управлением. Герой-то бегает далеко не только по людным улицам и длинным шоссе: прыжок, и Алекс несется по стене или потолку. При желании он может вообще не опускаться на землю. Да и драки здесь не совсем обычные. Военные умирают от одного удара, никаких массовых боев, каждому по шапке дал — и все мертвы.

Такая опека разработчиков и долгое знакомство с азами жутко наскучивает. Первый час игры — наиболее нудный во всем прохождении. У Prototype в этот период нет интересной особенности. Сюжет пока ничего интригующего не раскрывает, драться излишне просто, бесцельные забеги по крышам наскучивают.

Надо двигаться вперед. Пока не отвлекайтесь на прогулки по городу. Лучше побыстрее закончить с нудным вступлением и перейти именно к тому, о чем частенько и рассказывали разработчики.

Филиал Апокалипсиса

Как только нам начнут выдавать сверхспособности, игра мгновенно преобразится. Вроде бы и раньше противнику хватало всего одного удара, чтобы умереть. Но когда у Алекса руки превращаются в огромные молоты и он, нанося удары, устраивает небольшие землетрясения — впечатления уже совсем иные.

На дороге стоят сорок солдат и танк. Мы залазим на крышу, разбегаемся и просто падаем гигантскими кулаками вперед. Танк взрывается сразу, пятеро солдат, что стояли рядом, разлетаются на части, остальных ударной волной сбивает с ног.

Выбираем другое умение, например, увеличивающую силу героя. Делаем рывок вперед, мгновенно хватаем военного, три прыжка, герой уже на крыше, а в десяти метрах от него вертолет. Разбегаемся, отталкиваемся от земли, замедляем время и медленно, плавно запускаем солдата в вертушку. Взрыв, вертолет падает, а мы летим дальше.

Всего атакующих сверхспособностей пять. И каждый игрок может выбрать себе любимую, с которой он и будет бегать большую часть игры. Здесь нет такого, чтобы, например, руки-молоты нужны были только против танков, кнут — против вертолетов, а клинок — для устранения пехоты. Любое «оружие» Алекса подойдет практически для всего.

Фунт изюма

От выбранной сверхспособности зависит и прохождение заданий. Они здесь хоть и не шибко разнообразны, но даже к концу игры не надоедают. В каждом есть изюминка, которая и выделяется на фоне обычных битв с тысячами врагов. Так, например, нам надо попасть на военную базу и… правильно, убить там всех. Вот только нам не просто надо постучать в дверь и сказать, что мы, дескать, Алекс Мерсер, мутант, которого вы уже давно ищете. Нет, мы перевоплощаемся в военного, воруем вертолет и летим на выручку нескольким группам солдат, которые сражаются с вылезшими из земли щупальцами. До этого ничего подобного не было. Мы подлетаем к отбивающимся из последних сил бойцам, пытаемся посадить вертолет, но враги мешают. Щупальца-гиганты хватают проезжающие мимо машины и запускают их ровнехонько в нас. Признаться, ощущения очень необычные, когда грузовик не едет по дороге, а летит в сторону вертолета, висящего в сотне метров над землей.

Потом нам еще придется убегать от вертолетов, сражаться на шоссе с танками, биться с хищниками. Набор стандартный, но поскольку в основу была поставлена спасательная операция — на однотипность жаловаться и не хочется.

Таких примеров ровно столько, сколько и миссий. Придется нам вместе с монстрами нападать на укрепленный район солдат. В другом задании, наоборот, надо защищать армейский танк от разъяренных охотников. То нам придется гоняться за огромным монстром, похитившим сестру, а через несколько миссий — уже убегать от него, но так, чтобы он добежал до вражеской базы: хлещем чудовище и быстро от него драпаем, но так, чтобы он всегда рядом был и чувствовал, что вот-вот сожрет…

Свободный город

Без сюжета Prototype потеряет львиную долю обаяния, но история при этом остается скромницей. Она не вылезает на первый план, не закрывает собой остальных, тихо ждет своего часа, лишь сообщая нам: если придем — она будет рада.

Причина такого поведения очевидна — нам дали огромный свободный город. Никаких коридоров, ограничителей и запретов. Первый час можно просто прыгать с крыши на крышу и вытворят трюки на манер Assassin’s Creed. Когда зараженных районов станет больше, то и развлечений прибавится. Можно забраться на крышу и смотреть, как военные сражаются с мутантами. Посидим так минут пять, а потом сами в драку влезем. И если захотим — даже очистим квартал от источника заражения. Ненадолго, конечно, но полчаса в одном из районов будет спокойно.

Такие бесцельные «прогулки» не надоедают до конца игры. Порой просто приятно побегать по Нью-Йорку, влезть в очередную драку, что-нибудь сломать или защитить. И хоть город скорее мертвый, чем живой, он очень удачно маскируется. Такси ездят кругами, прохожие не понимают, что они делают на улице, — но это и неважно. Нам все равно некогда следить за ними. Они взад-вперед ходят, а мы по крышам бегаем, нам не до них. И разработчики, в принципе, правильно сделали, что не стали тратить на это силы. Гораздо важнее, что, например, солдаты сражаются с мутантами и можно увидеть, как танки въезжают в зараженный квартал и стреляют в каждого уже мутировавшего или еще нет человека. Такая жизнь нужна игре, а что горожане не ловят такси — лирика.

Еще в свободной игре можно выполнять мини-задания ( Events ). Они поделены на несколько типов. В одних надо быстрее добежать до какой-нибудь точки, в других убить за минуты триста монстров или же сбить сто вертолетов. В третьих мы выступаем на стороне либо монстров, либо военных и пытаемся истребить команду врага. С каждой миссией таких развлекалочек становится все больше. Порой приятно испытать свои силы и проверить, быстро ли Алекс бегает, хорошо ли он управляется танком. Тем более что предусмотрена ранговая система, за получение медали нам дают важный опыт.

Есть куда расти

Опыт в игре вполне материален, на него в мире Prototype можно покупать различные навыки и умения. Сверхспособности нам, правда, выдают по сюжету, и раньше времени получить их нельзя. Зато после того как герой уже отрастит личный хлыст, мы можем совершенствовать его.

Ролевая система напоминает (даже внешне) ту, что была в Web of Shadow. Несколько разделов, где мы улучшаем навыки боя, количество здоровья, скорость и способы передвижения. Так, в конце игры Алекс уже совсем не напоминает себя в начале, и потому переигрывать очень сложно. Ведь только недавно мы бегали в четыре раза быстрее, а теперь будто плетемся (хотя при первом знакомстве Алекса казался удивительно шустрым пареньком).

Если вы не большой любителей свободной игры и предпочитали двигаться по миссиям, то к последней миссии едва ли изучите и половину всех умений. И это даже хорошо, позволяет во втором прохождении делать акцент на чем-нибудь другом. Ведь реиграбельность у Prototype очень высокая, и после полного прохождения открывается высокий уровень сложности — чем не повод испытать свои силы?

Плохой гаечный ключ

Есть и то, что ставит палки в колеса. Ругать игру за графику я не стану, тем более что она мила — хоть и не сегодняшний день, но выглядит достойно. Поговорим об атмосфере, которую Prototype всеми силами пытается растерять.

Проект изначально понравился тем, что разработчики вернули нас в прошлое и заставили смотреть на умирающий город. Интересны и необычны терзания героя, когда он узнает, что Алекс Мерсер — лишь оболочка, а не человек. Но демиурги ничего не сделали, чтобы игрок мог поверить в реальность происходящего.

В заставках все мрачно, отталкивающе и пугающе. В игре из врагов падают розовые кругляшки, военные не обращают внимания на то, что мы летаем у них над головами, а о мрачности и заикаться не стоит — отсутствует как класс.

Неприятно, когда мы на глазах у всей армейской базы перевоплощаемся в солдата, прыгаем на двадцать метров и летим, а им наплевать. И таких погрешностей сотни. Пытаешься их не замечать, потому что проект хорош… И приходишь к финальным титрам в некоторой растерянности. Осталось много недокрученных гаечек. Но к игровому процессу они практически не относятся.

• • •

Prototype задумывался как совершенно бесшабашное веселье, когда мы одним персонажем можем уничтожить весь город. Проект по типу Postal оказался гораздо глубже и интереснее, чем можно было предположить. Игра обязательно будет соперничать за звание лучшего боевика года, а мы очень ждем второй части. Разработчики обещали ее, а сюжет ненавязчиво намекнул об этом десять тысяч раз.

Вердикт:

Один из лучших боевиков 2009 года, позволяющий нам как вдоволь похулиганить, так и задуматься над интересным сюжетом.

[[BREAK]]

Уличная магия (Upgrade)

В этом разделе мы разберем умения и способности, которыми обладает Алекс Мерсер. Я решил не перечислять абсолютно все, ибо некоторые навыки вполне очевидны. Например, возможность захватить танк — нужно ли объяснять, что она позволяет… захватывать танк?

Сверхспособности (Powers)

В этот раздел входит все «оружие» героя, которое отрастает у него из рук, — когти, хлысты, лезвия.

Когти (Claws Power)

Первая сверхспособность героя. Как только она появляется, Алекс становится более самоуверенным. Однако радоваться рано. Военных мы можем убить и кулаками — любому человеку хватает одного удара. Когти не делают сражение проще, а потому использовать их в таких битвах можно лишь для по эстетическим причинам.

Вот для борьбы с мутантами эта способность подходит лучше. Все-таки охотников на первых парах убить сложно, и когти дадут нам небольшое преимущество. Плохо одно — очень часто нам приходится бить в прыжке, а все воздушные удары Алекс проводит ногой.

Есть для когтей два интересных усовершенствования.

Groundspike (Upgrade 1 и Upgrade Max) — позволяет уничтожать особо шустрого противника на расстоянии. Ставим ноги на ширине плеч, затем поднимаем правую руку вверх и резко впиваемся ею в землю. Из-под земли прямо под ногами у врага мгновенно вырастают шипы. Недруга протыкает насмерть или же обездвиживает на несколько секунд. Чем выше уровень умения, тем больнее и дальше бьют шипы.

Применять лучше всего против охотников. Если вы гуляете по улице и вдруг видите, как к вам бежит эта розоватая тварь, сразу же выпустите шипы. Это замедлит мутанта, и даст вам время на прыжок и последующий удар ногой. Порой получается два раза применить шипы до того, как противник окажется рядом с вами.

На заметку: шипы работают где угодно. Вы можете стоять на крыше дома или палубе авианосца — они все равно вырастут под ногами врага.

Dashing Slice — второй тип усовершенствования для когтей. Позволяет наносить удар с разбегу. Против людей опять-таки бесполезно, поскольку их можно даже без ускорения убивать с полпинка, а вот против охотников и крепких мутантов работает неплохо. Хотя я не советую тратить на него очки. Когти не такая уж полезная часть нашего тела. Их можно вообще не развивать и даже Groundspike не покупать.

Когти могут нравиться чисто визуально — герой с ними смотрится красиво и напоминает Росомаху. Однако особого смысла в их использовании нет. Из-за некоторой задержки после удара рубить в капусту сразу десяток солдат не получится, а убить охотника когтями также непросто, как и без них. Groundspike тоже не особо полезен, хотя развлекаться позволяет.

Щит (Shield Power)

Отчасти пассивная способность героя. Почему отчасти? С одной стороны, для использования ее надо выбрать, и роль в нашей жизни играть она будет. С другой — щитом мы сами не пользуемся, герой автоматически блокирует удары, раскидывает с его помощью пешеходов и автомобили.

Если верить отзывам, очень мало игроков пользуется щитом. Напрасно. В первых миссиях точно пущенная ракета может убить героя. Она сбивает его с ног, а потом солдаты добивают валяющегося Алекса. Щит же принимает на себя ударную волну, и Мерсер сразу же бежит мстить обидчику.

От большого урона эта замечательная штуковина разрушается. Но через минуту она вновь оказывается на руке героя. Поэтому не стойте под градом ударов хищника — прыгайте, бегайте и дайте щиту восстановиться.

Сверхспособность не совершенствуется с уровнями, но остается полезной вплоть до битвы с последним боссом.

Броня (Armor Power)

Появляется где-то после половины прохождения игры. Это одна из последних «волшебных» способностей героя. И призвана она, по всей видимости, заменить щит.

Броня значительно снижает получаемый героем урон и делает его похожим на Гайвера. В битвах, когда на нас нападает охотников пять или же повсюду танки да вертолеты, костюм сильно помогает, но в большинстве случаев лучше без него. Алекс частенько выигрывает у врага благодаря высокой подвижности и замедлению времени. Прыгнули, на пару секунд остановили все, заметили, откуда стреляют, и отпрыгнули в другую сторону. Можно даже улететь. В броне герою обрезают крылья, снижают скорость и не позволяют высоко прыгать. А без всего этого банально невесело. Не хватает мобильности.

Советую использовать только в редких случаях. Броня больше создает иллюзию необходимости…

Руки-молоты (Hammerfist)

Первая способность героя, которая очень зрелищно выглядит и наносит основательный урон. Руки-молоты изначально предназначены для уничтожения техники, но поскольку они замечательно бьют по площади, то грех ими не воспользоваться в борьбе против пехоты. Герой швыряет себя на землю, и люди вокруг разлетаются в стороны. Безумно зрелищно и эффективно. Правда, один на один с каким-нибудь охотником-лидером драться при помощи молотов практически бессмысленно. На замах уходит не меньше секунды, за это время нас уже съедят.

Полностью насладиться кулаками можно лишь ближе ко второй трети игры, когда вы купите все усовершенствования. С ними бои будут чертовски красивыми.

Hammerfist SmackDown — герой просто грохается на землю. Вроде бы делает неприятно только себе, но от ударной волны гибнут и все, кто стоит рядом. Очень удобно залезть с утреца на танк, расправить плечи, а потом урониться пару раз. Солдаты в ужасе, герою весело. Да и просто падать в толпу забавно — кварталы зараженных зачищать руками-молотами одно загляденье.

Hammerfist Elbow Slam — развитие предыдущей способности. Герой вновь роняет себя, но теперь — после прыжка. Соответственно, чем выше мы заберемся, тем больнее для остальных наше падение. Свободный полет с небоскребов теперь заканчивается ужасно плачевно для всех в десяти метров от приземлившихся нас.

Очень удобно использовать в борьбе с хищниками. Если у вас еще нет лезвия и хлыста, то берите кулаки-молоты, прыгайте и падайте, вновь прыгайте и опять себя об землю размазывайте. Мутанты будут немного отлетать и не успеют покусать героя.

Hammertoss — умение крайне странное. Герой разбегается, отводит руку и… бросает себя вперед. Алекс просто летит, а потом со всей дури бахается об асфальт. Зачем это? Во-первых, смешно. Во-вторых, для быстрого передвижения. Ну и в-третьих, если мы выберем вдалеке какую-нибудь цель и не будем излишне долго удерживать ПКМ, то Мерсер попадет в нужную точку. Великолепное зрелище — разбегаемся и швыряем себя в танк. Воистину, руки-молоты созданы для развлечения.

Hammerfist — моя любимая сверхспособность. Пусть она не самая мощная, но с ней действительно очень весело сражаться. Физическая модель здесь очень условная, но выглядит все крайне красиво. Чувствуешь себя каким-то титаном.

Хлыст (Whipfist Power)

Я не погрешу против правды, если скажу, что хлыст — самая полезная сверхспособность в игре. С его помощью мы можем убить всех боссов, легко достанем даже далеко стоящего противника, схватим прохожего и съедим его, мгновенно доберемся до отдаленного недруга и залезем в вертолет. Любой враг будет повержен. Исключение — танки. Их приходится слишком долго ковырять.

Достоинство хлыста — в радиусе атаки. Если все остальные способности работают только в ближнем бою (исключение лишь когти с их альтернативной атакой), то хлыстом можно легко бить врага издалека. Это значит, что всякие лидеры и хищники просто не могут по нам попасть, пока мы бьем их. Хлыст отлично работает и в полете, причем когда мы удерживаем ЛКМ и зажимаем Tab, время замедляется. Можно немного подумать и осмотреться, чтобы после удара быстро отпрыгнуть в сторону.

Против вертолетов хлыст тоже незаменим. Несколько шлепков — и летчики уже вопят о помощи. Можно и незаметно сбивать патрульные зонды, убивать одиноко стоящих противников.

Street Sweeper — после обычного удара Алекс еще рубит всех на 180 градусов перед собой. Хлыст движется не особо быстро, но уж если враг оказался рядом, то его разрежет пополам. Очень удобно, когда военных или зараженных очень много и они стоят чуть поодаль от главного героя.

Для серьезных битв, например, с охотниками и крепкими мутантами почти бесполезен. Слишком уж долго Алекс ведет хлыст справа налево. В общем, не советую. Съедят.

Longshot Grab — умение позволяет герою либо подтаскивать к себе противника (солдата), либо подлететь к нему (вертолет). Необходимо в основном для борьбы с авиацией. Очень удобно — используем хлыст и через секунду уже выбрасываем пилотов из кабины.

Пригодится захват, если вам надо срочно прыгнуть на монстра. Допустим, солдаты сильно ранили лидера и его уже можно поглотить — щелкаем по клавише E, и голодный Алекс летит к мутанту. Также хлыст помогает поймать какого-нибудь прохожего, дабы восполнить им здоровье. Можно с его помощью незаметно воровать военных с базы. Одним словом — покупайте.

У хлыста всего лишь два умения, из которых реально полезно лишь одно, но вместе с ним Алекса практически невозможно убить. Мы прыгаем вокруг сильного противника и безостановочно шлепаем. Вертолеты гибнут от двух-трех метких попаданий, хищники от четырех, человеку хватает даже одного. Так мы можем и танк уничтожить: хватаемся за него хлыстом, подлетаем, а потом просто лезем внутрь.

Мышцы (Musclemass Power)

Герой и без этой сверхспособности далеко не дохляк, но с ней он становится гораздо сильнее. Теперь его удары наносят огромный урон, а все, что он кидает, летит дальше и при столкновении делает очень-очень больно.

Без этой способности пройти игру легко, но в Prototype очень важно, чтобы оружие радовало владельца. Мне безумно нравятся кулаки-молоты, хотя они не самые результативные. Ну а кто-то получает просто невероятное удовольствие, хватая прохожего и сшибая им вертолет. Швырять в боссов грузовики — тоже неплохо. Наносит значительный урон. Можно и просто в рукопашной драться с хищниками, особенно если у вас развиты различные связки ударов из раздела Combo. Разработчики даже специально для этой сверхспособности противника ввели. Суперсолдаты лучше всего гибнут именно от ударов кулаками.

Ради интереса попробуйте какую-нибудь миссию пройти только с этой сверхспособностью. Совсем другие ощущения от битв!

Musclemass Boost — просто увеличивает силу от прямых атак и бросков. Если вы решили, что машиной по монстру — это здорово, то покупать умение надо. Но если не так уверены, то поиграйте без него — слишком уже дорого приходится платить.

Musclemass Throw — увеличивает эффективность от бросков. Даже если кинете всего лишь обычного человека в танк, то у противника отнимется пятая часть брони. Как и предыдущее умение — покупать, только если уверены, что большие мускулы вам очень нужны.

Лезвие (Blade Power)

Самая мощная сверхспособность, на голову выше остальных. Надо всего несколько ударов, чтобы взорвать танк, а пехота гибнет уже не по одном солдату — пачками. И без того слабые когти после появления лезвия становятся бесполезными, ведь у нового оружия Алекса нет задержки после удара. Более того, с каждым новым взмахом лезвие проходит сквозь плоть все быстрее и быстрее. В итоге не успеваем мы оглянуться, а вокруг горы трупов. Смешались в кучу — военные, охотники, зараженные.

Лезвие столь сильно, что его многие не любят. Мол, убивать всех становится настолько просто, что даже как-то неинтересно. Отчасти это верно, но в некоторых битвах врагов так много, что без этой сверхспособности придется туго.

Blade Air Slice — самое страшное умение у лезвия. Подпрыгиваем, зажимаем ПКМ и потом сверху вниз рубим противника. Танк взрывается после одного такого удара! От него же умирает и охотник, и вертолет… Это умение убивает желание сражаться руками-молотами — они хуже. Всего два противника выдерживают этот удар — лидер и суперсолдат.

Blade Frenzy — Алекс копит энергию, а потом наносит череду сильных ударов. Позволяет снять почти что половину хитов у больших монстров и порубить сразу нескольких солдат и зараженных. Полезно, но не так, как Air Slice. Поэтому покупать стоит только в том случае, если другие важные навыки уже есть.

Blade Sprint Frenzy — работает, как и предыдущее умение, только в движении. Мерсер бежит, отводит лезвие назад, а потом ускоряется и рубит всех на пути. Зрелищно, мощно и эффективно. Но поскольку сверхспособность сама по себе очень сильна, то результат заметен не так сильно.

Лезвие обладает всего одним недостатком, из-за которого лично я им пользовался только в самых жарких боях, — оно замедляет главного героя. Алекс бежит чуть ли не в два раза медленнее, а потому гоняться за кем-то или просто носиться по шоссе очень неудобно. А ведь в Prototype львиная доля удовольствия — как раз в забегах и прыжках.

Тепловое зрение (Thermal Vision Power)

Все вокруг становится синим, а излучатели тепла подсвечиваются ярко-желтым. Толку от этого на самом деле никакого. Нет здесь темных-темных местечек, дается сверхспособность ради одной миссии, а потом просто висит все время в закладах. Ну и пусть себе висит, нам не мешает, но и пользоваться ею незачем.

Видение инфицированных (Infected Vision Power)

Работает как и предыдущее умение, только вместо теплокровных подсвечивает инфицированных. Появилось ради всего одной миссии, после чего решительно бесполезно. Даже в голову не приходит, зачем оно может понадобиться…

Движение (Movement)

Prototype покоряет даже беготней по городу. На моей памяти это лучший боевик, где можно настолько красиво и необычно перемещаться. Вплоть до конца игры и даже после финальных титров интересно просто добираться из одной точки в другую.

Воздушные способности (Air Upgrades)

Поскольку при перемещении большую часть времени мы проводим в полете, то эти способности можно считать главными. Советую развивать их первыми, дабы игра сразу стала веселее, ибо сейчас, проходя заново первые миссии, даже как-то грустно медленно парить над Нью-Йорком.

Airdash — самый быстрый способ движения в игре. Двойной щелчок вперед, и герой мгновенно преодолевает несколько метров. Бегая по крышам, порой подпрыгивайте и используйте умение. Можно и просто по улицам так двигаться. Выйдет гораздо быстрее.

Airdash (Boost, Double, Double Boost) — все эти усовершенствования лишь делают лучше ускорение в воздухе. Обязательно развивайте их. Тогда Алекс сможет два раза использовать Airdash и будет преодолеваться большее расстояние. В большинстве случаев, чтобы оказаться на крыше другого здания, хватит просто высоко прыгнуть и четыре раза нажать W.

Glide — позволяет Мерсеру несколько секунд парить в воздухе. Медленнее ускорения, но гораздо быстрее обычной беготни по земле. Именно поэтому скакать по крышам лучше, чем бежать по шоссе. Прыгаете, используете Glide, затем Airdash, потом вновь Glide, Airdash и Glide — самый скоростной метод передвижения в игре. Главное, если до следующей высотки лететь долго, то ни в коем случае не используйте сразу два ускорения, ведь Glide действует всего несколько секунд и подзарядить это умение можно только рывком. А без него вы вскоре быстро полетите вниз. И самое обидно, что ничего не сделать в таком положении. Алекс как камень падает на землю.

Air Recovery — без этого умения герой падает плашмя на землю после того, как в него попадает ракета. С ним он делает сальто и может использовать Glide и Airdash. Пожалуй, один из полезнейших навыков. Очень помогает сражаться с ракетометчиками и вертолетами.

Бег (Sprint Upgrades)

Более бедный набор умений, однако тоже необходимый. Бегать нам приходится много.

Diveroll — герой обучается делать кувырок влево или вправо. Создано, чтобы уходить от атак врагов. Используется крайне редко, ибо бессмысленно — проще высоко прыгнуть, перелететь противника и ударить его хлыстом.

Sprint Speed — увеличивается скорость бега. Покупать надо, поскольку изначально герой не особо быстр. А после полного прохождения кажется, что он вообще плетется. С уровнями носиться по городу станет гораздо проще.

Прыжок (Jump Upgrade)

Набор здешних умений сводится лишь к одному — умению выше прыгать.

Jump Upgrade (1, 2, 3,Max) — увеличивает высоту прыжка. Последнее развитие позволяет чуть ли не с шоссе до небоскреба долететь. Чертовски удобно, но можно обойтись и без этого первое время. Лучше развить другие навыки.

Жизнеспособность (Survivability)

Наиболее полезный ряд умений. Нам нравится бегать-прыгать по крышам, но это можно делать и на пять минут дольше — герой не умрет. Улучшать сверхспособности важно, но многих навыки для них доставляют чисто эстетическое удовольствие. А вот жизнеспособность напрямую влияет на ударостойкость Алекса.

Излишки биомассы (Critical Mass Upgrade)

Когда противники сильны и их очень много, обычными приемами пронять их сложно. Приходится прибегать к самым сильным способностям, на которые и тратится критическая масса. Если развивать умения этой группы, то валить врагов нам будет гораздо проще.

Critical Mass Ability — собственно, позволяет нам получать излишки биомассы. Теперь, когда герой переедает, остатки пищи он не выплевывает на асфальт и не оставляет в тарел… простите, в теле, а перерабатывает в биомассу, необходимую для мощнейших приемов.

Adrenaline Surge — когда экран сереет и герой готовится к упокоению, его кровь начинает бурлить и требовать отмщения. С этим умением можно использовать приемы, требующие излишков биомассы. Очень удобная штука, однако вряд ли стоит всегда поддерживать такое состояние. Очень уж Алекс хрупок, когда здоровья — чуть.

Critical Mass Boost (1, Max) — увеличивает количество излишек биомассы, которое может хранить герой. Купить эти усовершенствования стоит, поскольку изначально Алекс едва успевает применить одну способность, как уже оказывается опустошен. А ведь из него еще и постоянно выбивают излишки…

Здоровье (Health Upgrade)

В раздел входит всего один ряд умений по увеличению количества здоровья. Покупать обязательно. Играть становится гораздо проще. Особенно важно успеть развить здоровье до появления хищников. Они так больно бьют, что изначальная «красная полоска» за несколько секунд теряет цвет…

Восстановление здоровья (Health Regeneration)

Во многих ролевых играх и боевиках восстановление здоровья — важнейший параметр. Гораздо лучше быстро восполнять выбитые из героя хиты, чем иметь большую полоску здоровья. В Prototype регенерация лишь слегка помогает нам.

Regen Rate Boost (1, Max) — когда Алекс выходит из боя, здоровье постепенно начинает пополняться. Умение ускоряет регенерацию. По сути — сущая безделица. Если мы не сражаемся, то легко найдем себе «аптечку». Схватим прохожего, поднимемся на крышу и будем жевать его и смотреть на закат солнца. Так что до второго уровня развивать не советую, смысла особого нет.

Regen Delay (1, Max) — чем выше уровень умения, тем быстрее после выхода из боя начинает восстанавливаться здоровье. Тоже бессмысленно. Нужно так редко, что тратить очки на максимальное развитие даже немного стыдно.

Боевые умения

Таблица 1
Умения — что, когда, за сколько?
УмениеВ какой миссии открываетсяЦена
Воздушные удары
Flying Kick Boost2.01: Past and Present10 000
Flying Elbow Drop4.04: Errand Boy100 000
Flipkick Launcher3.02: A New Order75 000
Body Surf4.04: Errand Boy120 000
Air Stomp4.04: Errand Boy50 000
Cannonball (Prerequisite: Palm Slam)4.04: Errand Boy80 000
Bulletdive Drop (Prerequisite: Glide)6.05: Children of Blacklight1 500 000
Spike Driver (Prerequisite: Air Combo)6.05: Children of Blacklight550 000
Удары по площади
Groundshatter2.02: Behind the Glass40 000
Groundspike Graveyard Devastator2.02: Behind the Glass60 000
Knuckle Shockwave2.02: Behind the Glass24 000
Tendril Barrage Devastator2.02: Behind the Glass54 000
Groundshatter Drop (Prerequisite: Groundshatter)3.02: A New Order110 000
Air Groundspike Graveyard Devastator5.03: Biological Imperative540 000
Air Knuckle Shockwave (Prerequisite: Knuckle Shockwave)5.03: Biological Imperative380 000
Air Tendril Barrage Devastator5.03: Biological Imperative450 000
Удары нападения
Breakdown Smash4.04: Errand Boy45 000
Uppercut Launcher4.04: Errand Boy35 000
Air Combo4.04: Errand Boy135 000
Curb Stomp4.04: Errand Boy120 000
Palm Slam4.04: Errand Boy75 000
Critical Pain Devastator5.03: Biological Imperative475 000
Air Critical Pain Devastator (Prerequisite: Cannonball)5.03: Biological Imperative200 000
Snapkick Launcher8.03: Shock and Awe900 000
Захваты и броски
Charged Throw2.02: Behind the Glass30 000
Sprinting Grab2.01: Past and Present5 000
Sprinting Throw2.02: Behind the Glass25 000
Long Range Throw (Prerequisite: Charged Throw)3.02: A New Order50 000
Hunter Dirtnap3.02: A New Order250 000
Grappleslam3.02: A New Order195 000
Powerbomb (Prerequisite: Air Combo)6.05: Children of Blacklight500 000

Воздушные удары

Flying Kick Boost — удар ногой в прыжке, но не совсем обычный: если с его помощью атаковать противника, Алекс несколько секунд будет лететь к нему, игнорируя гравитацию. Что вертолет ударить, что танк, что обычного человека — все едино.

Полезно в двух случаях: когда надо быстро убить солдата или же сбить вертолет. Человеку хватает одного такого пинка, вертолет взрывается от двух.

Flying Elbow Drop — герой, будто заправский рестлер, после высокого прыжка падает на цель локтем вниз. Слабые мутанты и люди от этого гибнут сразу же, остальные уцелеют. Умение можно брать только для эстетического удовольствия. Забавно смотрится, когда Алекс бежит по стене, потом отталкивается от нее, делает обратное сальто и падает на врага.

Flipkick Launcher — герой, делая обратное сальто с места, бьет правой ногой противника по голове и возвращается в исходное положение. Поскольку все люди и так гибнут от одного удара, особого смысла в этом умении нет. Но выглядит красиво — не поспоришь.

Однако это умение еще и увеличивает радиус действия Flying Kick Boost, а это помогает на начальном этапе бороться с вертолетами. Так что ради вот этого улучшение брать стоит, а сальто крутить необязательно.

Body Surf — Алекс выбирает цель, потом немного разбегается и двумя ногами прыгает на голову жертве. После этого он еще немного прокатывается на ней вперед и орошает улицу кровью. Выглядит крайне зверски, но эффективность та же, что и от остальных ударов.

Air Stomp — Герой подпрыгивает вверх, после чего мгновенно падает на землю и устраивает небольшой бабах. Все, кто оказался в нескольких метрах от него, разлетаются в стороны.

Отлично действует против толп слабых противников, после первого же прыжка они скопом погибают. Сильные же выживают, но на несколько метров отлетают от Алекса.

Cannonball — герой подпрыгивает, хватает себя за колени и, будто ядро, летит в выбранную цель. Урон от такого приема велик, с виду — крайне зрелищно. Да и радиус действия не подкачал. Можно стоять на крыше, взять на мушку танк где-нибудь на другой улице, и Алекс долетит до него.

Главный недостаток — стоит это развлечение дороговато, хотя тем, кто хочет как следует поразвлечься, умение точно понадобится. На геймпаде его выполнять не слишком удобно, а вот на клавиатуре — напротив.

Bulletdive Drop позволяет гораздо быстрее добраться до земли после прыжка и при приземлении убить тех, кто оказался вокруг. Используется скорее для более скоростного перемещения, чем для нанесения урона.

Strike Driver — наносит сильный удар противнику, который оторван от земли. Эффективно против прыгающих хищников. Алекс сбивает их с ног, снимает сразу много очков здоровья, а потом может либо быстро ударить ногой, либо с помощью заряженного хлыста добить на расстоянии. Против людей практически не применяется.

Массовые удары

Groundshatter — герой бьет кулаками по земле и создает небольшое землетрясение. Все, кто стоял рядом, разлетаются, а слабые противники и вовсе умирают. Отличается от Air Stomp только тем, что делается не после прыжка, а из статичного состояния. В общем, удобно и легко.

Groundspike Graveyard Devastator — во время использования умения вокруг героя мгновенно вырастают шипы, которые уничтожают абсолютно всех — от обычных прохожих до танков. Радиус довольно велик, поэтому можно разом избавиться от нескольких машин и пары десятков пехотинцев.

Есть миссии, в которых нам придется сражаться сразу с пятью-шестью суперсолдатами. Это умение поможет пройти их практически мгновенно.

На заметку: это и многие нижестоящие умения данной ветки потребляют излишки биомассы. Без них использовать массовые приемы не получится.

Knuckle Shockwave — позволяет быстро отбросить всех, кто оказался возле героя. Не наносит урона, зато не дает толпе противников быстро забить Алекса. Применили умение — и, пока все на земле, можем либо подлечиться, либо перестрелять всех.

Tendril Barrage Devastator — герой «выстреливает» щупальцами в разные стороны и убивает всех, кто оказался поблизости. По сути это аналог Groundspike Graveyard Devastator , только с другой анимацией и чуть меньшим радиусом. Зато кучность повреждения гораздо больше.

Groundshatter Drop — выполняет то же действие, что и умение Groundshatter , только можно использовать еще в прыжке. Герой на секунду зависает в воздухе, а потом обрушивается вниз. Удобство в том, что для «зарядки» способности не надо стоять на земле. Это позволяет провести мощный прием и не попасть под лапу хищнику или не быть сожранным толпой зараженных. В принципе, очень удобно.

Air Groundspike Graveyard Devastator — работает, как и оригинальное умение, только «заряжается» еще в прыжке. Приобрести, конечно, можно, но принципиальной разницы нет. Сбить анимацию подготовки выпуска шипов нельзя, так что опасности быть не может. Тогда зачем вообще прыгать? Если только для большей эффектности. Сиганули с небоскреба, а по приземлении еще и все разнесли…

Air Knuckle Shockwave — от оригинального отличается тем… Кажется, вы уже догадались, да? На самом деле довольно удобно. Разбегаетесь, прыгаете в толпу и сразу всех отбрасываете. Теперь уже можно либо поодиночке каждого убить, либо еще что-нибудь выдумать. Но развивать для галочки смысла нет. Ибо дальше идет очередная калька.

Air Tendril Barrage Devastator — в общем, выпуск щупальцев после приземления на землю. Дорого и бессмысленно. Баста.

Удары нападения

Breakdown Smash — первая комбинация ударов, которую может изучить герой. Выполняется она очень просто — надо всего лишь два раза быстро нажать удар рукой и один раз подержать его немного дольше.

Против людей использовать практически бессмысленно, потому что уже второй удар идет по трупу, однако выглядит это красиво и может порадовать любителей зрелищных битв. С монстрами сражаться только этой комбинацией крайне сложно. Лучше и не пытаться. Надо ждать новых.

Uppercut Launcher — герой прыгает к противнику и делает мощнейший апперкот, который либо убивает, либо подбрасывает противника в воздух. Отличная комбинация для борьбы против хищников. Эти зверюги очень сильно досаждают, а с помощью такого умения мы можем легко их обезвреживать. Противник неожиданно оказался рядом, вы бьете, и вот он уже валяется в нескольких метрах от вас — можно контратаковать.

Air Combo — герой наносит несколько сильных ударов противнику, находящемуся в воздухе. Отличное продолжение предыдущего умения. Сначала апперкотом подбрасываем врага вверх, потом там же добиваем. На первых порах убить этими двумя комбинациями не выйдет, но позже, когда Алекс нарастит мышечную массу, хищники заплачут кровавыми слезами.

Curb Stomp — очень жестокий добивающий прием. Алекс ногой расквашивает голову лежащего на земле противника. Очень эффективно использовать после приемов, которые раскидывают цели. Сначала опрокинули всех на землю, а потом быстро добили самых опасных.

Curb Kick — напоминает предыдущее умение, но Алекс не голову размазывает по земле, а просто сильно бьет по туловищу неприятелю. Хотя эффект тот же.

Palm Slam — Мерсер создает ударную волну. Кто в нее попадает — летит в сторону от героя. Одни от этого умирают, другим просто сильно достается. Удобно, конечно, но гораздо проще использовать умения, которые наносят урон и отбрасывают всех, кто стоит вокруг, а не только прямо перед глазами.

Palm Slam Devastator — работает подобно предыдущему умению, но требует излишков биомассы и наносит чудовищный урон. Можно использовать для уничтожения боссов или лидеров хищников. Это один из самых сильных ударов, так что советую приобрести.

Air Palm Slam Devastator — все то же самое, только разрушающую волну мы выпускаем еще в воздухе. Пригодится один раз из тысячи. Можно попробовать так вертолет сбить…

Snapkick Launcher — герой бьет противника ногой, и тот улетает далеко-далеко… Работает только против людей и маленьких мутантов и создано для развлечений. Практической пользы не больше, чем от обычного хука справа. Но кому хочется повеселиться — пожалуйста, покупайте.

Захваты и броски

Charged Throw — позволяет бросать прохожих в выбранный объект. Например, можно кинуть зараженного в ракетометчика. Помрут оба. Или же автоматчиком запустить в вертолет. Покупать надо, а применять лучше всего с усиленной мышечной массой.

Sprinting Grab — позволяет герою хватать людей на бегу. Очень удобно, когда у вас мало здоровья, сзади несутся страшные монстры и нет времени медленно и расчетливо подбирать аппетитную жертву. Просто двигаемся вперед, уходим от атак неприятеля и всегда нажимаем E. Как только кого-то схватили, быстро прыгаем на первую же крышу, наспех перекусываем, и уже можно даже посопротивляться недругам. Умение дается изначально.

Sprinting Throw — позволяет швырять объекты во время движения. Способность дешевая, для многих полезная. Купить стоит.

Long Range Throw — дает возможность кидать предметы дальше. Пригодится тем, кто играет Алексом с увеличенной мышечной массой. В этой ветке тоже есть подобные умения, и если их приобрести, то Мерсер сможет убивать врагов задолго до того, как они до него доберутся. Для остальных, в принципе, бесполезно. Кого-то бросить — это потеха разве что…

Hunter Dirtnap — довольно дорогое умение. Оно позволяет схватить охотника и опрокинуть его на землю. То есть на несколько секунд обездвижить. Я вообще предпочитаю не подходить к этим гадам вплотную. Их можно превосходно убивать на расстоянии, а если уж они оказались рядом, то надо рубить лезвием, а не пытаться устраивать вольную борьбу среди летящих пуль и откусывающих от нас по кусочку мутантов. Если вам близки мои убеждения, то эту способность лучше игнорировать.

Однако если вы любите ближний бой, с этим навыком станет гораздо проще играть. Удар, удар, бросок, прыжок и падение локтем на противника. Почти рестлинг, только вот канатов нет. Ну и крови литров на десять больше.

Grappleslam — позволяет Алексу схватить человека или небольшого мутанта за ногу и шибануть головой об асфальт. Выглядит крайне зверски, однако, повторюсь, ничего особенного. И можно покупать столь дорогое умение лишь для того, чтобы удовлетворить жажду разрушения.

Powerbomb — Алекс хватает противника, подпрыгивает с ним вверх, крутится, а потом швыряет на землю. Красиво, зрелищно, но так же полезно, как и стандартный удар ногой. В общем, очередное умение, которое создано не для практической пользы, а для развлечения.

С умениями мы покончили. Однако одну особенность жизнедеятельности Алекса Мерсера мы все еще не рассмотрели…

Герой и высокие технологии

Не только при помощи мутации мы можем воевать в Prototype. Алекс готов в любую секунду выхватить у противника автомат или же залезть в танк и уже с его помощью выкорчевывать разумное, доброе и вечное.

Мерсер с автоматами и пулеметами. На первый взгляд, бегать с этим оружием — совершенно бессмысленное занятие. Однако стоит только попробовать, и окажется, что это крайне удобно. Допустим, на вас нападает врагов этак пятнадцать-двадцать. Все военные, все стреляют, все хотят убить… Хватаете пулемет, подпрыгиваете и, нажимая Tab, стреляете по очереди в каждого. В момент прицела все окружающее замирает, как будто для вас замедляется время. Все работает автоматически, вам надо только две клавиши жать. Остальное компьютер сам сделает.

Быстрее врагов и не убить. Только если встать по центру и включить умение, использующее излишки биомассы, но это далеко не всегда получится. А автомат или пулемет даже против охотников можно использовать: прыгаете и стреляете, вновь прыгаете и вновь стреляете. Убить вас при этом невозможно.

Словом, если вам надо срочно пройти миссию, а вы где-то застряли — отбросьте все эти мутантские штучки и возьмите нормальный человеческий автомат.

Мерсер с ракетницами и гранатометами. Против людей использовать не стоит, а вот против мутантов в самый раз. Два-три выстрела — охотник мертв. Мелким мутантам порой хватает даже одного точного попадания.

Кстати, гранатомет в бою все-таки предпочтительнее. Он скорострельный, и боезапас у него весомый. Ракетница же чуть ли не одноразовая.

Мерсер в танке и БТР. Очень веселое времяпрепровождение — гонять монстров, сидя в защищенной толстой броней машине. Правда, охотники довольно быстро расковыривают ее, если подойдут вплотную. Но вот это «если» мы можем легко устранить. Когда на вас набрасывается сразу много мутантов, просто двигайтесь назад и безостановочно стреляйте. Полезно брать в прицел мощных мутантов — так ракеты будут сами попадать по ним.

Давить же кого-то практически бесполезно. Те, кто представляет угрозу, и от пулемета любезно гибнут, а вот лидеры и охотники дохнуть от этого не согласятся. Им по нраву скорее этот танк на запчасти разобрать…

В борьбе двух боевых машин выигрывает та, что двигается. То есть наша. Ибо противник способен только выстрелить куда-то вдаль по жилому дому. Всегда ездите и безостановочно стреляйте из двух орудий. Кстати, за уничтожение техники очень щедро награждают опытом.

И еще на танках и БТРах хорошо зачищать зараженные здания. Это тоже опыт! Так вы под конец игры сможете купить абсолютно все усовершенствования.

На заметку: в одной из мини-игр нам дают термобарический танк. Его надо обязательно опробовать, и обязательно в таком формате, ибо в миссиях раскрыть весь его потенциал не получится. На нем можно одним залпом убить сразу мутантов эдак тридцать. К сожалению, просто покататься по городу на нем нельзя.

Мерсер на вертолетах. Летать — это чудесно. Снизу по вам никто попасть не может, вы спокойненько всех убиваете, проходите миссии и зарабатываете опыт. Если можно сесть в вертолет и с его помощью продвинуться дальше по сюжету — пользуйтесь. Проще некуда.

Единственная угроза для вас — другие вертолеты. Они стреляют самонаводящимися ракетами, от которых крайне сложно уклониться. Самый простой способ — залететь за небоскреб. Поэтому я всегда стараюсь держаться не над облаками, а пониже, так, чтобы всегда было куда уйти. А вот если резко подняться выше, это не помогает. Пробовал многократно — ракета все равно достает.

Если же вы понимаете, что скоро вас собьют, и у вертолета осталось совсем немного «здоровья»… подлетите поближе к противнику. Нет, таранить его не надо. Просто выпрыгиваете из кабины и хлыстом цепляетесь за «вертушку» неприятеля.

Но лучше всего не допускать боев один против пятерых — именно в таких мы обычно теряем вертолет. Так что заранее сбивайте заметивших вас противников, улетайте подальше, когда приближается группа быстрого реагирования, и отслеживайте камеры наблюдения. Их надо мгновенно сшибать ракетами.

• • •

Теперь вы знаете об Алексе, кажется, все. Даже неловко как-то, право… Осталось только дождаться дополнения, в котором он снова найдет, чем нас удивить.

Враги

Условно все противники в игре делятся на два типа: военных и зараженных (или мутантов). Порой мы сражаемся только с одним видом недругов, однако чаще приходится противостоять сразу всем. Алекса в Нью-Йорке не очень и любят. Его даже родная мать в могилу пыталась загнать, что тут уже говорить о незнакомых людях?..

Мутанты

Зараженный обыкновенный — самый простой тип противников. Это простые люди, на которых недавно подействовал вирус. Больше всего они хотят жрать и заражать, а потому при приближении героя сразу же нападают. Но дерутся они медленно, атакуют только вблизи, бегать практически не умеют. Основная их функция — бродить по зараженным кварталам точно так же, как это делают на мирных улицах их здоровые сограждане.

Однако некоторую опасность они все-таки несут с собой. Их всегда много, порой десять-двадцать зараженных стоят буквально на нескольких метрах. И если Алекс решится бежать по дороге, то попортить полоску здоровья они могут. Поэтому лучше всего либо перемещаться по крышам, либо превратить руку в лезвие и резать всех, кто оказался рядом. Бегите вперед и размахивайте острием — горы трупов, несколько тысяч опыта и литры крови гарантированы.

Зараженный развитый — этот вид мутантов произошел от военных и тех, кто разрабатывал вирус. Отличаются такие противники тем, что они более приспособлены для битвы. У одних руки превратили в клешни, другие гораздо больше собратьев, а третьи умеют бегать и быстро атаковать Алекса.

Убить их в начале игры очень сложно. Первые две миссии они наша главная головная боль, поскольку даже три удара Мерсера для них не особо страшны. Военным же хватает и одного легкого пинка.

Если нет никаких умений, сражаться с развитыми зараженными лучше всего в воздухе. Прыгаете, бьете, опять прыгаете. Они скакать не могут и ставить блок не обучены, в итоге вы побеждаете и не тратите здоровье. Однако так невозможно одолеть сразу группу противников. Они растерзают героя быстрее, чем тот успеет крутануть очередное сальто. Поэтому без способностей сражения избегайте, а после появления когтей сможете легко раскидывать неприятелей пачками. Главное — всегда двигаться и бить, бить, бить.

На заметку: в сюжетных заданиях, когда нам надо убить очень много зараженных, берите гранатомет. С ним отразить атаку проще простого.

Когда же у Алекса отрастут кулаки-молоты или лезвие, зараженных можно уже не бояться. Они становятся вкусным ходячим опытом, на который легко и приятно охотиться. Можно целые кварталы зачищать: с бору по сотенке — Мерсеру умение.

Охотник — на первых порах просто невероятно сложный противник. В игре появляется постепенно, одна-две особи за раз, но потом внезапно встретится сразу десяток.

Здоровья у него очень много, до конца игры мы не способны его быстро убить ничем, кроме двух мощнейших приемов. Урон он наносит такой, что хоть волком вой! Два удара, и Мерсер уже подумывает взять больничный.

Сначала лучше всего бороться с охотниками при помощи кнута. Прыгаем, целимся, бьем. Вновь прыгаем, целимся, бьем. И так до тех пор, пока вражина не будет готова к употреблению ее в пищу. Чуть позже сражаться с этим противником разрешат при помощи увеличенной мышечной массы. Можно будет как просто кулаками по огромной харе бить, так и бросаться в нее всем, что под руку подвернется. Например, такси. Будет неожиданно.

На позднем этапе охотника можно убить одним ударом — при помощи умения Blade Air Slice. Раз замахнулись, и враг повержен. Хотя я советую все-таки не убивать эту зверюгу. Оставьте ей немного здоровья, чтобы сожрать. Такой обед даст Алексу очень много сладкой биомассы.

Охотник-лидер — более развитая особь, ее никак не убить одним ударом. Однако и появляется она, когда мы уже неплохо управляемся с персонажем и можем применять несколько десятков отличных умений.

Лидер чаще всего бегает вместе со стаей обычных охотников, а потому никогда не получается заняться только им. В драках же, где против нас сразу несколько сильных монстров, устоять на ногах практически невозможно. Супостаты почти непрерывно опрокидывают на спину. Поэтому надо использовать только воздушные удары. Для этого лучше всего подойдут хлыст и лезвие. Можно еще нарастить мышечную массу и швырять во врагов машины, но это не просто.

Во многих миссиях нам надо отвлекать лидеров на себя, дабы они перестали крушить важные объекты. Здесь тоже на выручку придет хлыст. Достаточно одного удара, чтобы зверь рассвирепел и резко захотел разорвать героя на местные мутанские бескозырки.

При редких битвах один на один советую использовать броню. Она поможет пережить большинство сражений. Урон поглощается ею отлично, а летать нам и не надо, если возле лидера нет его приспешников.

Это интересно: впервые мы встречаем лидера в сюжетной миссии. Там он появляется как босс, ворует сестру героя и улепетывает — необходимо догнать. Однако если к этому времени вы уже хорошо управляете Алексом, то сможете схватить гада крайне быстро. Вот только компьютер этому не обрадуется и убьет Мерсера. Так что не усердствуйте!

Гидра — самый редкий вид мутантов. Появляются в основном в сюжетных миссиях, и бороться с ними довольно интересно. Правда, на своих двоих сразиться, возможно, не получится. То мы на танке едем, то на вертолете летим. Есть даже бой, когда эта тварь в нас машины кидает, а мы на «вертушке» должны уклоняться.

Секрет победы над гидрой прост — не подходите к ней близко. Если стрелять в нее или кидаться чем-то, то вреда она не причинит. Алексу ведь не сложно отпрыгнуть от летящего в его сторону автомобиля? Тем более что всегда можно немного замедлить время.

Военные

Агенты и ученые. С ними нам придется сталкиваться частенько. Обычно нам поручают либо просто сожрать их, либо сначала поглотить, а потом принять облик. Эти персонажи сами не стреляют, однако их всегда охраняют.

Действуем так. Бежим по крышам до цели, находим нужного человека и летим к нему. Если приземляемся не рядом, то делаем еще несколько прыжков, отрываясь от земли, хватаем жертву и по стенам улепетываем на другую улицу. Как только перестанут преследовать — можно поглощать. Миссия засчитана.

Это важно: при похищениях ни в коем случае не применяйте какие-нибудь массовые умения. Особенно нелепо будут выглядеть руки-молоты, которые способны убить не только охрану, но и цель, пару мутантов и десять гражданских в придачу.

Автоматчики. Самые простые в обращении товарищи. Замечаем, неспешно двигаемся в их сторону, а потом любым ударом убиваем.

Один автоматчик против Алекса — это невероятно смешная картина. Урон он наносит аховый, даже жалко становится человека — он стреляет, старается, а нам настолько все равно… Но еще хуже, если мы начнем бегать и прыгать. Тогда и попасть по Мерсеру станет практически невозможно. А нам надо нанести ровно один удар.

Порой автоматчики ходят группами. В таком случае проще всего убить их из их же оружия. Убили одного, подобрали пушку и перебили остальных. Впрочем, можно использовать и любое умение к комбинации ударов, и броски предметов и людей — солдатам абсолютно все равно, от чего умирать.

Пулеметчик. Сильнее автоматчика, но попасть по движущемуся Мерсеру ему еще сложнее. Поэтому вразвалочку мы уже ходить не будем, а возьмем хлыст и в прыжке будет убивать по одному противнику.

Даже на высоком уровне сложности угрозы не представляет. Если вы, конечно, не будете просто стоять и ждать, когда же пулеметчик прицелится.

Гренадер. Гораздо более опасный противник. Он бегает с гранатометом и может очень быстро взорвать зазевавшегося Алекса. Стоит нам ненадолго остановиться, как два-три таких солдата начнут стрелять, и герой уже не успеет ничего сделать. Окажется на земле и будет добит.

Однако высокий урон компенсируется низкой скорострельностью. В итоге нам надо всего лишь двигаться, чтобы не умереть. По бегающему герою враги просто не могут попасть. Разве что их снаряды направит провидение… или глупый скрипт. Убивать их лучше на расстоянии, зачем подходить к тому, кто швыряется гранатами?

Ракетометчик. Наиболее опасный противник. Даже одно попадание наносит страшный урон, и в начале игры это чуть ли не смертельно. На высоком уровне сложности выжить после этого частенько не удается.

Лучший способ избежать столкновения с ракетой — включить замедление и резко сделать двойное ускорение в сторону. Еще обязательно надо всегда держать щит наготове. Он полностью примет урон от снаряда, и с героем ничего не случится.

Главная сила ракетометчика в том, что он сбивает героя с ног. А когда Алекс лежит, его могут закидать гранатами и обстрелять из пулемета. На высокой сложности после этого не выживают. Так что обязательно обзаведитесь умением Recovery. Оно не дает Мерсеру свалиться плашмя на землю.

Командиры и пилоты. Как и агенты, нужны лишь для поглощения. Могут посопротивляться, но нам от этого не сильно хуже, ибо стреляют эти товарищи из автоматов. Другое дело, что находятся они всегда на базе и вокруг десятки солдат с разномастным оружием. Так что надо действовать очень аккуратно.

Лучше всего заранее найти на улице солдата, незаметно схватить его и в подворотне сожрать. Теперь превращайтесь в него и бегите на базу. Можете хоть с крыши на нее спрыгнуть и летать вокруг — всем плевать. Заметив командира, которого вам надо поглотить, подходите к нему сзади и используйте умение, позволяющее незаметно устранить неприятеля. Вы будто полностью входите в его оболочку, и никто не замечает, как один боец растворился в другом.

Суперсолдат. Один из сильнейших противников в игре. Его невозможно убить одним ударом, он быстр, мощен и гораздо сообразительнее всех мутантов. Изначально нам его подают в виде босса, однако уже вскоре этих господ становится много (а в мини-играх, бывает, и три десятка видим).

Суперсолдат действительно интересный противник. С ним можно устраивать настоящие зрелищные драки с захватами, контрударами и бросками. Чтобы победить, нам надо успевать нажимать клавиши, загорающиеся на экране. Не успели? Враг хватает Алекса, заламывает, и здоровье героя опускается почти до нуля. Еще один удар, и надо начинать сначала.

Для драк лучше всего нарастить мышечную массу. Тогда ваши удары будут наносить гораздо больший урон, и можно будет делать интересные комбинации. Однако если вы не успеваете нажимать на нужные клавиши и частенько проигрываете этим бугаям, то Алекс способен драться с ними и на расстоянии. Например, при помощи хлыста или лезвия. Если же суперсолдат очень много, то лучше всего использовать какое-нибудь мощное умение, требующее излишков биомассы. Ждете, пока все неприятели не сбегутся к Алексу, затем прыгаете и бьете шипами из-под земли. И зрелищно, и эффективно.

БТР. Небольшой, подвижный, не особо больно бьющий, но все равно неприятный. Эта техника появляется в игре только после того, как мы получаем кулаки-молоты. С ними можно разломать все что угодно, в том числе и это бронемашину.

Если по вам стреляет БТР, постарайтесь бежать не по земле, а по стенам. Или же вообще летите — так попасть в Алекса еще сложнее. Подобравшись почти вплотную к противнику, прыгайте на крышу и начинайте бить по технике кулаками.

Еще можно просто захватить машину. Включаете хлыст, клавишей E цепляетесь за БТР и быстро летите к нему. Если не попадетесь на пути ракете, то техника ваша — можете начать безобразничать.

Ну и самый результативный способ победить — просто нанести несколько ударов лезвием. Можно в прыжке, тогда достаточно лишь одного хорошего заряда. На поздних этапах крушить технику — это милое развлечение, не доставляющее неудобств.

Танк. Медлительнее, нежели БТР, но одного его попадания достаточно, чтобы провалить миссию. Битва один на один с этой железной махиной не страшна. Однако иногда их сразу по четыре, а вокруг еще и десяток пехотинцев и, быть может, вертолеты. На высоком уровне сложности все это Мерсера крайне печалит.

Если танков много, надо брать только лезвие и постоянно скакать. Правда, иногда прыжки очень плохо заканчиваются. Если вы захотите нанести мощный удар с воздуха, то во время небольшого зависания в полете по вам легко попасть. Поэтому я предпочитаю передвигаться по земле, мелкими прыжками в разные стороны с ускорением ( Airdash ), а потом, когда Алекс уже оказывается у танка, просто начать активно махать лезвием в разные стороны. Лучше всего жать вперед и бить, так техника будет чуть ли не переворачиваться, и ее орудия нас уже не испугают.

Однако когда врагов много, они едва ли дадут вам спокойно уничтожить даже один танк. Ракеты наносят высокий урон и отбрасывают Алекса. Я советую сразу захватывать технику и пытаться на ней уже уничтожить всех остальных. Если вашу машину взорвали, сразу прыгайте в другую. Герой здоровья не теряет, а вот противников потихоньку становится меньше.

Боевой вертолет. Несколько танков — это еще не беда, от них легко убежать. Но вот если на вас нападет сразу группа вертолетов и уже вызван отряд быстрого реагирования… Авиация очень маневренна и может резко подниматься так высоко, что мы ее никак не поймаем. Особенно это опасно, когда герой пытается захватить «вертушку», а она уходит ввысь, тогда как Алекс летит, наоборот, вниз. В итоге мы тратим время, падаем и позволяем противнику получить подкрепление.

В самом начале игры простейший способ уничтожить вертолет — пнуть его или же бросить машину. Позже мы еще и прохожих швырять научимся. Выглядит это, конечно, очень необычно. Однако благодаря увеличению мышечной массы мы можем простым солдатом сбить столь дорогую и опасную машину. За раз — двух врагов.

Кнут же позволяет как просто сбивать вертолеты, так и захватывать их. Приятно прыгать с одной крыши на другую и пытаться-таки достать негодяя, силящегося от нас улететь…

На заметку: всегда отслеживайте движение вертолетов по карте. Если они увидят, как вы летите, — поднимут тревогу. А на поздних этапах игры это очень неприятно, уж больно много противников сразу появляется неподалеку…

Десантный вертолет. Сам хлопот практически не доставляет, гораздо опаснее солдаты, которых он высаживает. Если видите эту технику, отвлекитесь и уничтожьте ее. Лучше сбить один вертолет, чем потом бороться с несколькими ракетометчиками.

Прохождение

Изучая форумы по игре, мы наткнулись на множество вопросов по прохождению. Изначально помощь в продвижениях по миссиям не планировалась, но мы все же решили ответить на наиболее часто задаваемые вопросы. И начнем с уничтожения боссов.

Элизабет Грин

Если у вас много свободного времени и нечем заняться — убейте матушку главного героя. Сей увлекательнейший процесс занимает от тридцати минут до двух-трех часов. Не ждите разнообразия. Это тяжелый труд. Постараемся закончить с ним побыстрее.

Убить Грин можно десятками способов, отберем более или менее результативные. Первый — классический. Выбираем кнут, надеваем броню и скачем вокруг противника. Нас будут стараться съесть хищники и застрелить военные, но костюм защитит. Безостановочно хлещем Грин, не удерживая зажатой ПКМ. Толку от набирания силы никакого. Урон повысится на йоту — вы даже этого не заметите.

Когда же дама начинает вопить, срочно снимаем костюм и улетаем подальше. По пути можно схватить аппетитного человечишку. Закусите им и продолжите увлекательное занятие. Минут через тридцать-сорок, если все будет нормально, Грин устанет сопротивляться, выпадет из своего цветка, и тогда Алекс вобьет ее физиономией в асфальт.

Второй вариант для мускулистых Мерсеров. Поскольку Грин вылезла посреди шоссе, то и машин вокруг сотни. Хватаем и запускаем в противника. Желательно копить силу при броске — так гораздо эффективнее. Проблемы могут возникнуть с уничтожением зараженных и хищников, которые обязательно будут путаться под ногами.

Третий способ для тех, кто не любит долго ждать. Выбираем любую сверхспособность, набираем излишки биомассы, пожирая охотников, подбегаем к Грин и используем одно из мощнейших умений — например, шипы. Потом возвращаемся к милым сердцу и желудку людишкам и монстрам, кушаем их — и бежим атаковать босса. Если выживем, то минут через 15-20 бой закончится.

И последний способ позволяет убить мамочку Элизабет при помощи техники. Запрыгиваем в танк и безостановочно стреляем в гигантский цветок. Когда наш бронированный конь будет уже дымиться, выпрыгиваем из него и быстро садимся в следующий. Еще надо забраться в вертолет, резко подняться повыше и выпустить все самонаводящиеся ракеты. После этого нас, конечно, собьют. Но, повторив все это раза три-четыре, можем и победить.

На заметку: Грин наносит мощнейший удар криком — от него надо просто быстро-быстро убегать. За секунду до того, как Элизабет захочет проверить голосовые связки, время немного замедлится, и по общему затишью сразу все станет ясно. Урон наносят и зеленые шарики, от которых можно спастись в технике или же за углом здания.

Финальный босс

После Грин от главного противника всей игры ждешь чего-то невероятного. Раз уж Элизабет убивали два часа, то с ним придется сражаться несколько суток… Но нет, капитан Кросс в обличии мутанта не доставляет много хлопот.

Главная особенность финального босса в том, что он использует те же умения, что и Алекс. Вот только Кросс гораздо крепче нашего героя, а потому бороться с ним проблематично. И тут опять-таки есть несколько методов.

Первый — избиение хлыстом. Как мне показалось, это самое действенное. Просто прыгаем и бьем, прыгаем и бьем. Даже когда остается всего две минуты до взрыва — успеваем. И на максимальном уровне сложности — тоже.

Можно использовать и мощнейшие приемы. Благо вокруг нас куча военных — всегда найдется еда для подзарядки. А вот пользоваться вертолетами практически бесполезно. Вы ведь помните, как Алекс мило их сбивает? Вот Кросс делает это даже лучше. Умрете секунд через десять после взлета. Если не раньше.

С лезвием сражаться сложно. Даже если вы будете делать фирменный прыжок — хоть урон от этого и наибольший, но после приземления герой две секунды приходит в себя и выдергивает застрявшую руку из палубы. Враг, разумеется, никого не ждет и начинает драться. В общем, можно погибнуть. Да и блок Кросс умело ставит, если вы на него со злыми намерениями летите…

На заметку: проще всего победить босса с… первой попытки. Из-за бага он почему-то не ставит блок. Но стоит хоть раз Алексу умереть, как Кросс понимает, что был неправ.

Как итог — делайте ставку на хлыст. С ним все просто, и враг в вас даже может и не попасть. Кстати, советую все же разок проиграть боссу. Иначе вы увидите на одну заставку меньше. Но это не альтернативная концовка — после такого проигрыша финальные титры не идут.

Капитан Кросс

Однако до того, как портить нам жизнь на корабле, товарищ капитан помучил нас в человеческом обличье в городе. Сражаться с ним тогда было значительно проще. Ранее как раз появился кнут, и можно было беспрепятственно шлепать им недруга. Единственная проблема — когда он включал электрическую дубинку, в него лучше было просто стрелять из какого-нибудь оружия. Ибо наши способности только вредили. Бьем, а весь урон идет в ответ. Да еще и с электрическим десертом.

Миссия с уничтожением вертолетов

По отзывам — одна из самых сложных миссий в игре. Нам необходимо уничтожить два десятка вертолетов, которые летят в разные стороны. На легком уровне сложности это можно сделать при помощи удара ноги. Подпрыгнули, стукнули вертушку, она грохнулась — побежали к другой. Но уже средний уровень или высокий так просто выполнить задание не даст.

Первый способ уничтожить все вертолеты — использовать кнут. Это хоть и логично, но крайне сложно. Слишком уж долго придется мучиться, можете ничего не успеть.

Второй вариант для тех, кто купил все умения из ветки мышц. Тогда вертолеты вы сможете сбивать… прохожими. Схватили бедолагу, два прыжка по зданию — бросок, и вновь вниз, на шоссе за следующей жертвой.

Если же вы не особо любите эту сверхспособность, то есть и третий метод. По совместительству самый простой. Залезаете в военный вертолет, поднимаетесь повыше и сверху стреляете самонаводящимися ракетами по противникам. Задание выполните минут за десять — не дольше. Ваш покорный слуга именно так и прошел миссию, а потом еще долго удивлялся, что же все на форумах на нее так ругаются. Попробовал сыграть на своих двоих — действительно, та еще головная боль.

Защитить термобарический танк от охотников

Нам необходимо защитить сверхмощный танк от толп охотников. Сделать это крайне сложно, поскольку с таким количеством врагов мы впервые встречаемся как раз в этой миссии.

Как только танк начинает двигаться, надо найти вертолет. Тот, что сопровождает нас, не трогайте. Отыщите другой, охранный тоже уничтожает врагов — зачем лишать себя бесплатной поддержки? Как только достанем что-нибудь, быстро возвращаемся к нашему беззащитному другу и начинаем обычными ракетами стрелять по охотникам. Их надо убивать до того, как они доберутся до танка. Опуститесь пониже, задевайте лопастями стены зданий, но не дайте врагу подобраться к машине впритык. Если это случилось — придется прыгнуть на дорогу и начать хлыстом привлекать внимание монстров. Как только они вас заметят, выбирайте оружие по вкусу и убивайте их. Но помните, на вертолете все это сделать было бы проще…

Защитить бурильную установку от лидеров

Одна из сложнейших миссий. Пока БУР долбит землю, на него нападают охотники-лидеры и их братья меньшие. Вместе они секунд за сорок разрушают установку, и мы начинаем заново.

Драться возле БУРа не стоит — зацепите его, а он хрупкий, может и сломаться. Поэтому хлыстом ударьте по каждому противнику, потом включайте лезвие и в прыжке рубите врагов. Еще можно перевоплощаться в военного, и пока охотники бегут к точке, заказывать артобстрел. Но вообще главное в миссии — это привлечь внимание врагов. Если монстрам будет интереснее дубасить вас, то это уже хороший знак. А вот как выжить после трех ударов трех лидеров — вопрос второй…

Проститься с бывшей девушкой

В одной из миссий мы встречаем бывшую девушку Алекса, общаемся, но потом она исчезает, и что произошло с ней, остается неизвестным. Чтобы узнать, где находится Карен Паркер, и в последний раз поговорить с ней, надо отыскать все миссии по поимке ученых, выполнить их и получить на карте новое обозначение — она уже ждет вас там.

Напомню, что Паркер связана с группировкой Black Watch и немного знает о том, что же случилось с Алексом. Она дает нам сюжетные задания, но после пропажи о ней больше не говорят. Хотя было ясно, что Карен еще есть что сказать.

Ролик, правда, недолог, но еще чуточку раскрывает сюжет. Это хорошая прибавка к тем сведениям, что мы получаем от поглощения «красных голов».

Где красят яйца в Prototype?

Сюрпризы и спрятанные шутки в играх ищут постоянно. В Prototype же мировой разум так ничего действительно стоящего пока не нашел. В смысле — в самой игре.

Зато после детального изучения сайта оказалось, что там припрятаны некоторые сведения из истории мира. Постарайтесь отыскать их — теперь-то вы знаете, что они там есть. И как небольшая подсказка — две картинки самих этих секретов.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь