25 октября 2009
Обновлено 17.05.2023

Ход да Винчи. Assassin’s Creed 2

Ход да Винчи. Assassin’s Creed 2 - изображение обложка

Что? Продолжение главного культурологического паркур-аттракциона.

Где ? Италия конца XV века.

Стараниями Дэна Брауна и отдельных тружеников игровой индустрии художественная и культурная ценность эпохи Возрождения была девальвирована самым беспардонным образом. Сегодня трудно представить себе более неоригинальные и затертые декорации: ветхие фолианты, чертежи да Винчи, обязательный «Витрувианский человек» на заднем плане — прочие приметы вы наверняка сможете перечислить самостоятельно.

Вместе с тем это были одни из самых удивительных, революционных и увлекательных двухсот лет в гнусной истории человечества. Как говорит продюсер Assassin’s Creed 2 , Себастьян Пуэль, «в определенное время и в очень определенном месте небольшая группа гениев собралась и радикально изменила ВСЕ. Они фактически сотворили картину мира такой, какой мы видим ее сегодня. Мира, где в центре находится не Бог, а человек. Они изобрели новый способ смотреть на этот мир — была открыта перспектива. Они изменили политику, архитектуру, придумали способы ведения современной войны, придумали дипломатию. Они, в конце концов, изобрели современную банковскую систему! Представьте, как так вышло, что в одно время и в одном месте оказались Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли, семейство Медичи?».

Ubisoft Montreal , главные на сегодня создатели интерактивных экскурсий по ключевым моментам человеческой истории, конечно, припозднились со своим сиквелом. Assassin’s Creed 2 — дорогая, барочная, местами грандиозная постановка, декорации которой, к сожалению, растащили на вензеля и текстуры куда менее талантливые, но проворные авторы. Это, однако, не повод игнорировать, пожалуй, самое серьезное игровое высказывание на тему Ренессанса.

Сиквел Assassin’s Creed выполнен с безграничным уважением к эпохе Возрождения. Отсняты терабайты фотографий, изучен каждый переулок Флоренции и Венеции, составлены подробные топографические карты Тосканы XV века. Заработано несколько аллергий в ходе изучения пыльных архивов. К работе над игрой привлечен профессор истории университета Нотр-Дама. В качестве NPC дебютируют Макиавелли и Леонардо да Винчи (в роли талантливого снабженца). Судя по тому часу, что мы провели, запершись в душной комнате с рабочей бета-версией, Assassin’s Creed 2 станет самой масштабной реконструкцией самой красивой и исторически важной эпохи. Но, что гораздо важнее, это будет очень интересная игра.

Улыбка Моны Лизы

В контексте написанного ниже Assassin’s Creed можно рассматривать как заготовку, пролог ко второй части. Там присутствовали технология, паркур, анимация, грандиозный замысел, наконец. Но вот с собственно игрой дела обстояли грустновато. Печально известное прокрустово ложе, куда дизайнеры уложили все девять миссий, сегодня является поводом для шуток и матерных выкриков в адрес Ubisoft Montreal (что совершенно не умаляет их культурологических достижений).

Как мы уже сообщали в нашим репортаже с E3, в Assassin’s Creed 2 все будет по-другому. Наигравшись в технологических революционеров, авторы наконец взялись за геймплей и фактически отстроили новую игру на готовом фундаменте. Что мы знали о второй части, когда зашли в комнату, где стоял неприметный серый Xbox 360 c запущенной на нем игрой? Мы знали, что структура миссий теперь абсолютно разная: главгерой будет выносить раненых товарищей и парить на летательном аппарате да Винчи над Венецией во время карнавала. Знали, что обязательных и одинаковых заданий вида «укради информацию» и «залезь на 10 башен» больше не будет. Но вот как играется новый Assassin’s Creed 2 — этой информации не было ни у кого.

Ответ может показаться странным, но Ubisoft Montreal делают игру… более схематичной. Если первая часть была эдакой sandbox-абстракцией, авторы которой пытались внушить нам с вами иллюзию полной свободы, то в сиквеле означенная иллюзия отсутствует вовсе. Мир Assassin’s Creed 2 разбит на понятные блоки, элементы, из которых складывается игра.

То есть вот, например, толпа. Люди заботливо рассортированы геймдизайнерами на группы, к каждой из которых при желании можно примкнуть и спрятаться в ней: игра тут же подсветит для вас область, в которой нужно находиться, чтобы вас не заметила стража (работает в том случае, если портрет главгероя не красуется в этот момент на каждом венецианском столбе с пометкой «разыскивается»). Прятаться действительно можно везде, а не только в компании с шаркающими монахами.

Или деньги. Эцио (полное имя, напоминаем, звучит так: Эцио Аудиторе де ла Фиренце) в любой момент может разбросать у себя под ногами медяки, и на них тут же сбежится толпа — здорово помогает, когда за вами по пятам несется пол-Италии. Про деньги вообще отдельный разговор. В Assassin’s Creed 2 появится полноценная торгово-денежная система: золото можно воровать и зарабатывать выполнением сторонних квестов. Валюта, в свою очередь, тратится на приобретение ядов (о них чуть ниже), оплату лечения (здоровье теперь восстанавливает лекарь в строго отведенных местах), апгрейд оружия (упомянутые в нашем прошлом материале двойные лезвия в рукаве достаются герою не просто так) и брони (тут авторы неожиданно включают RPG: можно отдельно приобретать щитки, наплечники, наколенники и т.п.). Но что гораздо интересней: деньги нужны вам для налаживания дипломатических отношений. В Assassin’s Creed 2 существуют три основные фракции: воры, наемники и куртизанки. С первыми двумя все, в общем, понятно. А вот на куртизанках, конечно, хочется заострить внимание. Приплатив некоторую сумму, Эцио насылает отряд дам в корсетах и подвязках на, скажем, ничего не подозревающую охрану: та немедленно расплывается в плотоядной ухмылке, а мы, мрачно посмеиваясь, семеним в этот момент у них за спиной по своим ассасинским делам.

Наконец, для того, чтобы сделать миссии более зрелищными, в Ubisoft Montreal приняли довольно непопулярное решение — появились условия их выполнения. Для демонстрации новых, «направленных» заданий продюсер отнимает у меня геймпад и загружает локацию. Задача — убить цель, не воспользовавшись оружием. Для этого Эцио проходит мимо одного из охранников и незаметно колет ему ампулу с ядом. Поначалу кажется, что ничего не происходит, но вот охранник теряет равновесие, затем выхватывает гигантский топор и начинает в истерике размахивать им из стороны в сторону. Обезглавив пару окрестных торговцев семечками и одного почтового голубя, охранник с размаху впечатывает лезвие в ничего не подозревающего хозяина. Кровь, крики, занавес.

Портрет в интерьере

Краткий гид по NPC Assassin’s Creed 2

Леонардо да Винчи

(1452-1519)

Художник, ученый, скульптор и писатель. Считается изобретателем парашюта, танка и вертолета. Автор «Джоконды» и «Тайной вечери». В игре исполнит роль Q из «бондианы»: его задача — снабжать Эцио хитроумными гаджетами, в числе которых — прототип самолета и миниатюрный пистолет. В игре мы посетим его мастерскую.

Никколо Макиавелли

(1469-1527)

По сюжету этот философ должен стать своеобразным наставником Эцио. Сложно найти более подходящего персонажа для такой роли. Слово «макиавеллизм», изначально обозначавшее учении Макиавелли о политике (трактат «Государь»), стало в некотором роде оскорбительным. «Цель оправдывает средства»; «сила важнее морали» — для компьютерных игр эти тезисы отнюдь не новы.

Катерина Сфорца

(1463-1509)

Одна из самых знаменитых женщин итальянского Возрождения. В ходе очередного противостояния враждующих семейств (Сфорца и Орси) ее детей взяли в заложники. В обмен на их жизни противники требовали от Катерины сдачи осажденной крепости. Вместо этого она задрала подол юбки, продемонстрировав захватчикам, что ожидает ребенка, и выкрикнула, что, если нужно, нарожает еще. Смутившиеся Орси отступили.

Лоренцо Медичи

(1449-1492)

Деятель культуры, покровитель науки и искусств. Будучи крупным меценатом, Медичи собрал при своем дворе ведущих представителей Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло и Боттичелли. В игре будут собраны самые известные деятели политики Ренессанса. Одно непонятно: как в этом списке не оказалось Чезаре Борджиа (чье имя стало нарицательным синонимом интриги)? Не удивимся, если позже Ubisoft объявят и его.

Венецианская штукатурка

В итоге из абстрактной и довольно эфемерной игры ко второй части Assassin’s Creed превратилась в понятный, хорошо прогнозируемый экшен с элементами RPG. Это можно было бы посчитать геймдизайнерским самоубийством: расписавшись в неумении создать нормальный sandbox, Ubisoft Montreal, недолго думая, соорудили высокотехнологичную версию Gothic. Но тут появляется паркур.

Когда Эцио спайдерменом взлетает по фасаду собора Санта-Марии-дель-Фьоре, когда он несется через темные венецианские переулки (часть миссий проходит ночью) — этой игре можно простить все, включая ее схематичность. Паркур — главная достопримечательность Assassin’s Creed, и он, конечно, никуда не делся. Вы все так же можете за секунду взобраться на какую-нибудь ключевую постройку XV века и окинуть орлиным взглядом панораму, за вид на которую многие платят по несколько тысяч евро.

Саму механику паркура авторы украсили буквально двумя штрихами. Во-первых, если Эцио не дотягивается до балки, которая находится над ним, можно прыгнуть вверх и попытаться ухватиться за нее в полете. Во-вторых, — и это куда более важный момент, — в паркуре появился разворот на 90 градусов. Когда Эцио на бегу прыгает на какую-нибудь люстру или подвешенную клумбу, он одним движением может сменить направление и завернуть, скажем, за угол. С учетом этого трюка в игре спроектировано множество локаций — будьте уверены, поворачивать придется регулярно.

Но главная новость состоит в том, что аналогичным акробатическим этюдам обучен не только главгерой. В Assassin’s Creed 2 появятся враги-паркурщики. И вот тут сиквел неожиданно сбрасывает с себя всю историческую достоверность и превращается в Mirror’s Edge от третьего лица в декорациях Европы XV века. Эцио скачет по клумбам и фасадам, под его ногами проносятся крыши, столы, фасады и чьи-то головы, а за спиной в этот момент слышится невеселая поступь преследователей. И наоборот: с завидной регулярностью вы будете нестись за каким-нибудь особо прыгучим противником, который лазит по фасадам ничуть не хуже ассасинов и Питера Паркера.

Погони и преследования — это теперь вообще важная часть Assassin’s Creed: авторы грозят каким-то драматическим эпизодом, где Эцио предстоит управлять повозкой с лошадьми, на которую, как муравьи, прыгают с окрестных стен охранники.

Пески времени

«Я не сделал ни одного «Принца Персии» со времен The Sands of Time!» — жалуется креативный директор Assassin’s Creed 2 Патрис Десиле. И тут же добавляет: «Поэтому я придумал для сиквела катакомбы!» Катакомбы — это что-то вроде секретной локации, только размером с небольшой подземный город. Такое «Метро-2» имени Леонардо да Винчи. Они существуют на каждом уровне, и, чтобы найти их, придется самым детальным образом исследовать населенные пункты. Особенно это касается неприметных подворотен и подозрительных тупиков.

Когда Эцио под руководством Патриса вдруг дернул за нос гипсового льва, чья голова выразительно торчала из обычной стены, тот вдруг распался на тысячи шестеренок, что-то прожужжал и превратился в дверную ручку. Внутри катакомб происходят тайные собрания тамплиеров, там можно наткнуться на второстепенную миссию, найти какие-нибудь выдающиеся сокровища, но самое главное — в катакомбах Assassin’s Creed 2 превращается в натуральный Prince of Persia: The Sands of Time. Гигантская череда колонн, которые уходят в бесконечную пропасть. Какая-то затейливая конструкция из колец и балок, установленная в самом, казалось бы, неподходящем для этого месте. Катакомбы — идеальный способ забыть обо всех политических интригах, кланах, семьях, ассасинах и, отмотав время на шесть лет назад, вспомнить, какая это была прекрасная, не замутненная никакими культурологическими аллюзиями игра.

Инструментарий

Краткий гид по оружию Assassin’s Creed 2

Оружие в игре делится на четыре типа: мечи, кинжалы, дробящее (булавы и молоты) и двуручные (топоры). В рамках этой градации действует простой баланс вида «камень, ножницы, бумага»: пики и топоры, например, нельзя блокировать кинжалами и мечами. Для каждого оружия есть уникальный набор приемов и атак, поэтому Эцио придется менять тактику на ходу, в зависимости от того, что находится у него в руках и что сжимают в ладонях противники.

Ну и конечно, метательное оружие. Во-первых, метко засадить кому-нибудь кинжал в затылок все еще можно. Разница в том, что одного брошенного ножа будет недостаточно: потребуется как минимум два. Это было сделано потому, что в Assassin’s Creed 2 метательными кинжалами дело не ограничивается. Кроме них, будет еще ручная пушка (!) и дымовая бомба. У карманного пистолета есть всего шесть зарядов, каждый из которых убивает противника с первого выстрела. Но патроны, разумеется, не получится подобрать с чьего-нибудь хладного трупа. К тому же мы тут имеем дело с первым огнестрельным оружием: оно поднимает очень много шума и дико долго перезаряжается.

Патроны, яд, бомбы и прочие запчасти для вашего смертельного арсенала приобретаются в специализированных торговых точках по всему городу. Обладателям карточек «Леонардо» — скидки!

* * *

В общем, если попытаться просуммировать все, что Ubisoft Montreal прикрутили ко второй части, то выходит, мягко говоря, немало. Внятная система апгрейдов. Торгово-денежные отношения. Огнестрельное оружие. Гигантские подземные катакомбы. Враги-паркурщики. И это не считая да Винчи — снабженца! Как пишут в дружественной «Игромании Лайт», формула игры выходит такая: 30% Mirror’s Edge + 30% Hitman + 30% Prince of Persia: The Sands of Time. Ну и 10% Assassin’s Creed, конечно.

P.S. Кстати, об «Игромании Лайт». Пока пишутся эти строки, Георгий Курган уже пакует чемоданы, читает итальянский разговорник и третий день кряду пытается заказать нашей секретарше «уно кофе, синьора!» (встречает непонимание). Проще говоря, Георгий отправляется во Флоренцию, где «Игромания» первой в мире пройдет Assassin’s Creed 2 практически в полевых условиях: сравнивая виртуальную и реальную архитектуры и уворачиваясь от весел гондольеров. Рецензию на консольную версию Assassin’s Creed 2 можно будет прочитать в одном из ближайших выпусков «Лайта», а PC-игрокам придется подождать до 2010 года. Нам, в общем, не привыкать.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь