Shattered Horizon
Shattered Horizon — старорежимный мультиплеерный шутер в духе Quake 3 или Unreal Tournament. Две группы астронавтов, облаченные в голубые и желтые скафандры, выясняют отношения среди астероидов. Никакого разделения на классы, никакой техники — непрерывный deathmatch, слегка упорядоченный захватом контрольных точек. По сравнению с любым другим многопользовательским побоищем, Shattered Horizon кажется архаической игрой, которая сделана людьми, слабо понимающими, по каким законам сегодня работает этот жанр. Ее авторы (до недавнего времени) действительно имели к компьютерным играм опосредованное отношение. Тем не менее название Futuremark наверняка знакомо любому обладателю PC. Эта студия создала знаменитый бенчмарк (тест производительности системы) 3DMark, которым некоторое время назад было принято терзать любую свежеприобретенную видеокарту. Futuremark явно мало что понимают в том, как сегодня делаются мультиплеерные шутеры. Но это не помешало им перевернуть жанр с ног на голову. В прямом смысле.
Открытый космос
Дело в том, что действие Shattered Horizon разворачивается в невесомости. Мы бороздили космос в X3 и Freelancer ; в каждом втором футуристическом боевике есть сцена с нулевой гравитацией. Но в этой игре космос ощущаешь буквально кончиками пальцев. Звезды никогда еще не были так близко. Каждая партия в Shattered Horizon играется так, будто космический корабль взорвался несколько секунд назад, а вас катапультировало в открытый, зияющий и прекрасный космос. Вам нечем бороться с космосом, он сильнее. И потому он так манит.
Shattered Horizon — этакий вальс в невесомости. Карты подвижны: кружатся астероиды и обломки станции, вращается вокруг своей оси она сама, вертятся тела погибших астронавтов. А еще в полете крутится и сам игрок. Необходимость убивать врагов и набирать очки в какой-то момент начинает раздражать, и лишь когда герой погибает, вы оказываетесь в гармонии с миром игры. Распластавшееся тело, которое медленно плывет в безвоздушном пространстве на фоне раскаленного солнца, — вот что такое Shattered Horizon.
Точка опоры
Голова при этом не кружится! Должно быть, пространственные игры сделали наш вестибулярный аппарат мощным, как у настоящего космонавта. Кроме того, ориентироваться помогает интуитивная система управления.
На первый взгляд Shattered Horizon играется как сцена из любого шутера, когда герой проваливается под воду. Можно свободно двигаться вверх или вниз — клавиши «Пробел» и Shift регулируют вертикальное движение. А еще есть возможность вращения — двигая мышью с зажатой правой кнопкой, проще простого сделать бочку. Наконец, в любой момент вы можете «пристыковаться» к любой поверхности, включив гравитационные ботинки.
Мы неслучайно так подробно рассказываем об управлении. Важно, чтобы вы понимали — в Shattered Horizon давно знакомый геймплей разогнан до космической скорости. В Prey пространство можно было перевернуть только в заданных разработчиками локациях. В And Yet It Moves — где угодно, но лишь по четырем направлениям. Shattered Horizon позволяет вертеть мир как угодно — в любой момент и в любом направлении.
Тут даже закаленное Portal восприятие реальности начинает давать сбой. Вы бежите по стене, враг — по потолку, взрыв гранаты выносит вас в открытый космос, там вы цепляетесь к какому-то кружащему в невесомости контейнеру и на нем летите обратно. Врываетесь в помещение станции и чувствуете: что-то не так. Дверь на своем месте, буквы рекламного проспекта читаемы, ящики не вверх ногами… Да вы же на полу! Честное слово, встать на настоящий пол и увидеть локацию в человеческой перспективе — в Shattered Horizon непозволительная, шокирующая роскошь. Полом тут может стать абсолютно любая поверхность, включая потолки, стены, астероиды и крупный космический мусор.
Плавая в невесомости, вы можете разгоняться до громадной скорости при помощи реактивного ранца. Но так неудобно стрелять. В «пристыкованном» состоянии, напротив, трудно двигаться, зато игрок превращается в натуральный станковый пулемет, урон от оружия повышается в несколько раз.
Надо ли говорить, что разработчики выстроили на этом ловкий баланс? В игру умышленно включен лишь один (!) вид огнестрельного оружия. В полете оно работает как полуавтомат, а с упором мгновенно перестраивается в снайперскую винтовку.
В результате битвы превращаются в прятки-догонялки, где главное — выбить у врага почву из-под ног. Суматошный deathmatch на глазах перерождается в тактическое противоборство — за единоличное господство на устойчивой поверхности. Удел проигравшего — вечное барахтанье в невесомости.
Солярис
На околоземной орбите кипят нешуточные страсти
1. Диспозиция. «Синий» в меньшинстве. Но даже из такой опасной ситуации есть выход — граната. Их три вида: наступательные (отталкивающие и парализующие) и дымовые шашки.
2. Точка зрения. Может показаться, что «желтому» не очень удобно в горизонтальном положении. На самом деле — вполне комфортно. Просто трое других космонавтов видятся ему вниз головой.
3. Шлем. В скафандре астронавта есть две уязвимые точки, попадание в которые повлечет неминуемую гибель (и подарит бонусный «фраг» вашему обидчику). Первая — «забрало» шлема.
4. Джетпак. Вторая — топливный бак реактивного ранца. Ранец взорвется, а мертвый астронавт на огромной скорости отправится к звездам. Никогда не поворачивайтесь к врагу спиной!
* * *
Shattered Horizon — крайне оригинальный многопользовательский шутер. Он поражает совсем не тем, что мы привыкли переживать в онлайновых боевиках. Яростный геймплей тут соседствует со вдумчивой тактикой, а устаревшая графика — с тонко переданной романтикой и даже грустью открытого космоса.
P.S. За время ознакомления с бета-версией игра несколько раз причудливо «зависала», оставляя экран в красных полосах, рассекающих его поперек. После перезагрузки система возвращалась к нормальной работе. А однажды случилось так, что по нажатию кнопки Reset компьютер перезапустился, а полосы не пропали… Изможденную видеокарту с явными признаками нервного истощения извлекли из системного блока и срочно отправили на реанимацию. Техосмотр не выявил признаков оплавления, и после процедуры прогревания она пришла в сознание. К счастью, все обошлось. У нас нет доказательств того, что именно послужило причиной сбоя. Но фраза «игра от создателей бенчмарков чуть не сожгла видеокарту» звучит пугающе реалистично. Так что перед релизом мы настоятельно советуем Futuremark поработать над оптимизацией.
Будем ждать? Многопользовательский шутер в невесомости. Неожиданно свежий взгляд на сетевой боевик и пространственный геймплей.
Процент готовности: 60%