Operation Flashpoint: Dragon Rising
Сиквел Operation Flashpoint изготовлен внутренней командой британского издателя Codemasters , не имеет отношения к разработчикам оригинальной игры, Bohemia Interactive , и считается прямым конкурентом военного сверхсимулятора ArmA 2. Реализм, военная техника, управление войсками, срисованный с Google Earth ландшафт, четверо бравых морских пехотинцев… звучит ужасно знакомо. Но на самом деле трудно было сделать две более непохожих игры на современную военную тему, чем Operation Flashpoint: Dragon Rising и ArmA 2.
Контроль времени
Эти игры — не конкуренты, при виде Dragon Rising следует скорее насторожиться разработчикам Tom Clancy’s Ghost Recon и прочих консольно-ориентированных тактических шутеров. Новый OFP можно пройти на геймпаде, ни разу не заглянув в тактическое меню.
Здесь отсутствуют туториал или обучающие миссии и даются только самые необходимые подсказки по управлению. Объяснять в игре нечего. Маршрут движения вашей команды обозначен желтыми маркерами, враждебно настроенные китайцы — красными треугольниками, ключевые для миссии объекты помечены плавающими в воздухе цифрами. Нужно бежать, пока не исчезнут желтые маркеры, стрелять, пока не пропадут красные треугольники, и взрывать, пока на карте не останется больше цифр или за вами не пришлют эвакуационный вертолет. Проще, кажется, некуда.
Четверка морпехов в Dragon Rising — не винтик огромной машины, а главные герои красочного боевика. Без вашего участия битву не проведут и уж тем более не выиграют, ваши действия по спасению бронеколонны или уничтожению зенитных орудий — всегда самые важные, решающие. Все одиннадцать миссий одиночной кампании по-голливудски расписаны до последней секунды. Задания жестко ограничены во времени: если не успеете, колонну уничтожат, наступление захлебнется, вертолет собьют… Само собой, к реальным боевым действиям эти ситуации имеют примерно такое же отношение, как фильм «Рэмбо 3».
Все важные события происходят в специально отведенных декорациях. Если предстоит затяжная перестрелка, то вокруг обязательно окажутся живописные руины, взрывоопасные резервуары с горючим или низенькие бетонные заборчики, из-за которых, как в тире, высовываются головы врагов. Если надо сбить экспериментальный китайский вертолет, то в ближайшем ящике с боеприпасами обнаружится ракетная установка Queen Bee. Если начальство санкционирует вызов артобстрела или поддержку с воздуха, то к этому моменту мы непременно окажемся в точке, с которой открывается вид на кишащий врагами порт или населенный пункт, руины которого будут долго и эффектно дымиться. А «неожиданные» повороты миссии (нас вдруг отправляют охотиться за вражеским генералом) смотрелись бы куда естественнее, если бы их не перечисляли прямо в брифинге.
С другой стороны, кампания Dragon Rising практически лишена сюжета. Даны минимальные сведения о действиях Корпуса морской пехоты США по спасению нефтяных ресурсов острова Скира от Народно-освободительной армии Китая. Никаких вам трагических попаданий в засады, похищений лидера группы и разборок с китайскими сверхзлодеями. Короткий инструктаж, вылет на миссию, тихий мат в радиопереговорах, скупые похвалы от начальства. Только война. Ничего личного.
Уровни сложности
Поведение AI и летальность выстрелов в Dragon Rising одинаковы на всех уровнях сложности, но кое-что все-таки меняется
NormalExperiencedHardcore
Подсказки Доступны сразу (цели миссии, маршрут прохождения, положение врагов по компасу).Цели миссии показываются только на тактической карте (пока ее откроешь и посмотришь — убьют), все остальные маркеры на месте.Отсутствуют полностью, стрелять приходится наугад, ориентируясь на вопли напарников. Все перемещения — по карте без маркеров.
Точки сохранения Во множестве.Реже, чем на Normal.Во время миссий — отсутствуют.
Напарники На каждом чекпойнте павшие друзья-морпехи возрождаются с полным здоровьем.Напарники больше не возрождаются и не восстанавливают здоровье на чекпойнтах.То же, что на Experienced. Ghost Recon на Elite по сравнению с этим кажется мирной прогулкой.
Дым на горизонте
Пейзажи Скиры не так уж сильно отличаются от пейзажей Черноруссии из ArmA 2: суровая северная природа, колышущаяся трава, а во время операции в деревне, среди одноэтажных бревенчатых домиков, вообще можно подумать, что это одна и та же игра.
Но в Dragon Rising все смотрится гораздо эффектнее. Миссии происходят то на рассвете, то на закате: длинные тени, зарево на горизонте, катящееся по холмам облако дымовой завесы. Подбитая техника в Dragon Rising продолжает гореть и дымиться до окончания миссии. И даже ночью — подернутые туманом низины, тень вертолета, закрывшего собой луну. Всегда присутствуют или слабая дымка, или роскошный вид на озера со склона горы, по которому «случайно» проходит маршрут миссии… мало воссоздать страну или остров в мельчайших подробностях — их надо еще и правильно осветить, задымить и подать!
Военным транспортом за всю кампанию приходится пользоваться всего трижды: два раза «хаммером», один раз — вертолетом. Заезды на джипах в клубах пыли длятся считанные минуты, а вертолет взлетает, садится и даже расстреливает противника автоматически, без малейшего нашего вмешательства.
Мы на разработчиков не в обиде: все уже, кажется, привыкли к тому, что в проектах такого рода все силы уходят на создание игрового мира и выстраивание механики, а на собственно миссии ресурсов практически не остается. Скромная кампания Dragon Rising торопливо демонстрирует самые сильные стороны игры — все остальное покажут в DLC, которые разработчики планируют выпускать чуть не еженедельно.
Пока же они используют три основных вида заданий: защита конвоев, уничтожение вражеской бронетехники и ночной саботаж. Безусловно, потенциала игры хватит и на большее, но и то, что есть, реализовано очень здорово. Периодов бездействия в Dragon Rising не бывает, нас всегда держат в максимальном напряжении. Если надо совершить километровый марш-бросок через горы, то уж будьте уверены, что в небе будут кружить транспортные вертолеты, высаживающие группы китайского спецназа, чтобы вашим стрелкам было чем заняться.
Открытки с фронта
Кампания в Dragon Rising довольно бестолковая, но зрелищная. Ниже — четыре ее самых ярких момента.
Дальнозоркость
Уровни сложности подобраны так, что пройти кампанию быстро не получится. Даже на Normal убить китайского солдата очень трудно, а вот схлопотать от него пулю в голову и скончаться на месте, наоборот, проще простого. В игре, где местность просматривается на 35 километров вперед, достаточно сложно даже увидеть бойца НОАК в оптическом прицеле. А уж попасть… И в 99 случаях из 100 попадание оказывается несмертельным: надо посылать пулю за пулей, пока китаец не перестанет двигаться. Теоретически врагам тоже непросто свалить вас с одного выстрела… но не забывайте, что на протяжении кампании в вашем направлении летит очень много пуль.
Помимо смертельных, предусмотрены легкие и тяжелые ранения. Кровь надо останавливать пакетом первой помощи, если ранят в руку — будет трудно целиться, если в ногу — не сможете бегать. Все раны полностью исцеляются медиком, который должен доползти и воткнуть в командира отделения, не прекращающего вести огонь по противнику, шприц. Вызов врача — единственный повод вспомнить про тактический интерфейс. Не то чтобы в нем было трудно разобраться — напротив, он гораздо удобнее, чем в ArmA 2: тут проще разделить группу, оставить одного бойца с пулеметом, послать двух ребят с левого фланга, а самому зайти с правого. Атакуют напарники толково, прикрывая друг друга, приседая в траве и закидывая врага гранатами.
Но структура миссий не позволяет воспользоваться этими возможностями! Мы всегда в цейтноте, через три минуты пойдет бронетехника, и к этому времени нужно успеть избавиться от трех команд вражеских гранатометчиков. Тут не до тактических изысков — осторожные напарники просто не успевают. И не до снайперского выцеливания с дистанции — на сверхдальних расстояниях врага слишком трудно зацепить. Так что задания в Dragon Rising выполняются в лучших традициях Call of Duty : летим по маршруту, стараемся как можно быстрее подобраться поближе и побеждаем китайцев в открытой перестрелке за счет собственной меткости и скорости реакции. Думать и планировать разработчики не дают, малейшая задержка или единственное ошибочное действие отбрасывают, в зависимости от уровня сложности, или к последнему чекпойнту, или к началу уровня.
* * *
Игру, где в одной миссии игрок своими руками уничтожает 40-50 китайцев, вряд ли можно называть серьезным симулятором боевых действий. Dragon Rising — именно игра, а не переоборудованный военный тренажер. Здесь все сглажено, выверено, и у разработчиков из Codemasters сейчас куда более выгодная позиция, чем у коллег из Bohemia. Им не надо вылавливать миллион багов, возиться с AI напарников и управлением техникой (и то, и другое в игре используется вполсилы), они могут целиком сосредоточиться на производстве дополнительных миссий и аддонов. Потому что неординарная, запоминающаяся кампания — это все, что нужно Dragon Rising для того, чтобы из военного шутера с неожиданно высоким уровнем сложности стать действительно интересной игрой.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 8
Графика: 8
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Operation Flashpoint отрубили все лишнее; в итоге получился поверхностный, но очень увлекательный шутер.
Рейтинг «Мании»: 8
«Отлично»