18 декабря 2009
Обновлено 17.05.2023

The Black Mirror 2

The Black Mirror 2 - изображение обложка

Чехам как-то удивительно не везет на издателей. Сиквел атмосферного чешского ужастика The Black Mirror повторил судьбу военно-полевого шутера Operation Flashpoint : владельцы бренда отобрали у разработчиков права на созданную ими игру и отдали их в руки совершенно незнакомым людям. В итоге из Operation Flashpoint 2 и The Black Mirror 2 вышли неплохие игры, которые, однако, имеют к оригиналу примерно такое же отношение, как голливудский «Звонок» — к японскому.

Истоки

В 2003 году The Black Mirror произвела локальную сенсацию. Пресса встретила ее неоднозначно, но поклонники квестов пришли в восторг от этой игры, сделанной четырьмя никому не известными чехами из студии с подходящим к случаю названием Unknown Identity. Формула успеха — это секрет Полишинеля. Задолго до The Black Mirror ее использовала Джейн Дженсен в своей культовой серии Gabriel Knight , а училась Джейн, конечно же, у Эдгара Аллана По: запутанный мистический сюжет, старинные замки и кровавые семейные тайны, примат диалогов над пазлами, хмурая готическая атмосфера.

История крутилась вокруг знатного английского семейства Гордонов. Мы играли за Сэмюэля Гордона, который вернулся в родной замок Black Mirror спустя двенадцать лет после того, как здесь во время пожара погибла его жена. Поводом для приезда стала таинственная кончина Уильяма, деда главного героя. Но это была лишь первая смерть в череде многих, случившихся после приезда Сэма. Тот взялся раскрыть тайну загадочных убийств, но разгадка оказалась тяжелее самого кошмарного похмелья: убийцей оказался сам Сэмюэль, попавший под чары своего демонического предка.

Эта тяжелая история была поставлена в соответствующих декорациях: красно-черная палитра, напряженная музыка, мрачная красота средневекового замка, пугающие взгляды с фамильных портретов, какие-то темные катакомбы, психлечебница, древние гробницы, растерзанные трупы…

Разработкой сиквела изначально занимались сами чехи, но потом немецкий издатель ( dtp. Entertainment ) почему-то отдал игру своим землякам из Cranberry Production. Те раньше работали в 4Head Studios и специализировались на стратегиях — именно они сделали отличную серию TheGuild. Дебютным квестом для Cranberry Production стала Mata Hari. А там помимо волнующих танцев были проблемы с логикой и свойственный многим немецким квестам обезжиренный игровой процесс: вроде бы все составляющие на месте, но нет чего-то такого, что держало бы перед монитором до финальных титров.

Вообще, средний немецкий квест сегодня — это олицетворение мейнстрима, поп-культуры в приключенческом жанре: слепленный из штампов сюжет, только проверенные временем пазлы, минимум новаций, максимум удобств для игрока (подсветка предметов и гибкая система подсказок прилагаются). Одним словом, такой очень немецкий, холодный и прагматичный подход. Вопрос в том, насколько он будет уместен в сиквеле авторского хоррора про мрачные старинные поместья.

Смена поколений

Сюжет The Black Mirror 2 стартует в США, в 1993 году, спустя двенадцать лет (снова!) после событий оригинала. В некотором провинциальном городке проводит каникулы студент Дарен. Он подрабатывает в фотомастерской, суетится на побегушках у хозяина, а однажды встречает красивую девушку, которая на пятой минуте знакомства называет Дарена «мой герой», а еще через час просит сфотографировать ее лежащей в изящной позе на диване. Все это, конечно, поначалу обескураживает. Вместо готической атмосферы и мрачной поэтики — серые будни американского студента, вместо величественных замков — фастфуды, вместо исследования старых рукописей под треск поленьев в камине — уборка рабочего места, починка лампочки, поход на почту за посылкой…

Постепенно сценарий набирает обороты, но разочарование остается. Перед нами — тот самый предельно прагматичный немецкий квест, авторы которого монотонно отрабатывают обязательную программу. Вот вам романтическая линия, вот благородный юноша, приходящий на помощь несчастной девушке, вот предоплаченные Таинственные Тени Прошлого. А в качестве бонуса — робкие попытки пошутить и затронуть актуальные вопросы. Немецкие разработчики в игре про старинное английское семейство пытаются передать атмосферу американской действительности и для этого выводят на сцену слепых ветеранов войны во Вьетнаме, которые ведут заезженные разговоры про Буша и Ирак. Выглядит, скажем так, натянуто.

Не радуют и загадки. Как и оригинал, The Black Mirror 2 — это классический point & click квест, в котором есть диалоги, сбор предметов и разнообразные пазлы. Но в первой части во главе угла стояли именно беседы, а головоломки выступали в качестве приятного дополнения. А Cranberry с переменным успехом пытаются угодить всем сразу и с порога вываливают на нас кучу диалогов, пазлов и всевозможного хлама, которым быстро забивается инвентарь. Все равно что положить в рот жеваную жвачку: занять челюсть можно, но сложно почувствовать вкус.

И комбинации предметов, и головоломки словно взяты из затертой методички по составлению среднестатистического квеста. К тому же многие из них мы видели еще в первой части. Дарен постоянно кому-то подсыпает снотворное, за каждой второй картиной находит непременно сейф или тайник, составляет фотороботы, складывает пазлы из разорванных записок… А мы ловим себя на мысли, что у авторов заело пластинку: не раз и не два вас попросят, например, отвлечь кого-нибудь, чтобы добраться до нужного предмета.

На месте и упомянутые выше проблемы с логикой. Представьте: убит владелец магазина. Известно, что накануне он уволил одного из сотрудников, а у того было сразу несколько мотивов отомстить хозяину. Что делает с таким сотрудником полиция в игре The Black Mirror 2? Отнюдь не задерживают «до выяснения», как можно было бы подумать, а ограничиваются парой невинных вопросов.

В итоге на всю первую половину игры приходится два более-менее оригинальных пазла, столько же запоминающихся персонажей. И лишь один труп — и это в сиквеле одного из самых жестоких квестов десятилетия! Все кажется слишком стерильным: мало напряжения, мало крови, а главный герой предстает каким-то образцово-показательным пионером на линейке. Дарен не курит, не пьет, равнодушен к порнографическим картинкам, а обидчику матери может лишь погрозить кулачком. То есть в нем нет ничего такого, что заставляло бы сопереживать ему. Как поет в таких случаях одна петербургская группа, лучше бы пил и курил…

Возвращение к истокам

Но во второй половине игра неожиданно преображается. Когда сценаристы после долгих предисловий и туманных намеков наконец привозят Дарена в замок Black Mirror и прилегающую деревню Уиллоу-Крик, у пресного немецкого квеста появляется вкус и запах. Причем сначала это даже не ожидаемый запах крови, а соленый привкус иронии. За прошедшие годы деревня превратилась в туристический центр, который всеми способами пытается заработать на разыгравшейся здесь двенадцать лет назад трагедии.

Ушлые селяне возвели гостиницу: там можно не только снять номер с видами на «ужасающий кровавый замок», но и купить красочный путеводитель по местам «боевой» славы Гордонов или приобрести мистический Жезл душ из первой части (правда, в пластмассовом варианте и на батарейках). А еще тут есть музей, где восковые фигуры членов семьи Гордонов по нажатию кнопки начинают отрезать друг другу головы и нелепо тыкать бутафорским ножом в бутафорского мальчика.

А потом немцы на протяжении нескольких глав «дают», наконец, настоящего сурового «Черного зеркала». Игра резко мрачнеет. Действие перемещается в руины, катакомбы, гробницы и в скрипящие половицами коридоры замка, под холодные взгляды с портретов. Мы встречаем старых знакомых, видим призраков в зеркале, мучаемся ночными кошмарами и чуть ли не спотыкаемся о свежие трупы. Сваренная в кипятке кухарка, свежезажаренная девушка — да, теперь мы узнаем сиквел The Black Mirror. А штампованные пазлы авторы наконец разбавляют адреналиновыми загадками на время (см. врезку).

Кроме того, распрямляется пружина сценария: ситуация несколько раз переворачивается вверх тормашками, заставляя нас вместе с героем гадать: что, где, когда, а главное, как и кто? Не все идеально: остаются вопросы к логике (каким же надо быть идиотом, чтобы привязать жертву к креслу на колесах?!), а некоторые сценарные ходы приближаются к опасной черте, за которой начинается территория мексиканских сериалов. Но так или иначе, всеми правдами и неправдами авторы добиваются того, что история полностью захватывает зрителя.

Не думай о секундах свысока

Как и в большинстве квестов, фактор времени в The Black Mirror чаще всего носит эфемерный характер. Но все-таки в некоторых ситуациях думать придется очень быстро

* * *

Перед нами тот редкий счастливый пример, когда авторы исправляются и растут над собой прямо по ходу игры. Этот немецкий квест как будто родился из русской пословицы: он долго запрягает, но в итоге сносит финишную ленточку на скорости 300 километров в час. Финал вроде бы счастливый: мы получили увлекательное приключение, игру, которую обязаны увидеть все поклонники жанра. С другой стороны, все могло быть еще лучше: от продолжения «Черного зеркала» можно и нужно ждать много большего. Будем надеяться на то, что в третьей части (а финал прямо говорит о продолжении) немцы не будут размениваться по мелочам. Это если, конечно, их не сменят на посту авторы оригинала, на что мы, честно говоря, надеемся еще больше.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетда

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 7

Графика: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Немецкие разработчики попытались вывести на свежий воздух авторский чешский ужастик про старый замок и кровавые семейные тайны. Но в итоге оказалось, что лучше всего игра чувствует себя в родных каменных стенах.

Рейтинг «Мании»: 7,5

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь