Shattered Horizon
Shattered Horizon — многопользовательский шутер одной идеи. Это про него было известно с самого начала. У конкурентов игры в рукаве по большому счету тоже спрятано всего по одному тузу (полная разрушаемость поля боя в случае с Battlefield: Bad Company ). Разница в том, что у любой нормальной игры все прочие запчасти (баланс, оружие, режимы) на месте, а Shattered Horizon по качеству и уровню исполнения все-таки ближе к CellFactor: Revolution. Та целиком держалась на физике PhysX Ageia , а тут — внимание! — невесомость.
Космический ниндзя
Авторы Shattered Horizon — студия Futuremark , которая всю сознательную жизнь занималась тем, что стабильно выпускала новые версии программы 3DMark , самого известного и самого лучшего бенчмарка на свете. То есть эти люди помогали определить, насколько наш компьютер пригоден для игр, а теперь вот выпустили свою. Если держать в голове информацию о том, кто стоит за Shattered Horizon, все ее особенности (местами престранные) становится проще обосновать и принять.
По устройству это, казалось бы, обычный мультиплеерный шутер: две команды, стрельба, захват точек. Поправка только одна: все бои происходят в открытом космосе, в невесомости, и вы, как в известном эпизоде Crysis , не прыгаете, а парите в безвоздушном пространстве. Каждый боец оснащен двумя важными гаджетами — джетпаком и гравитационными ботинками. Ранец позволяет разгоняться и быстро менять направление (иначе вы бы просто «болтались» в космосе, как и все современные астронавты), но возможности спецобуви еще интереснее.
Дело в том, что космос в Shattered Horizon не пустой. Повсюду летают солнечные батареи, космические платформы, астероиды и разного рода обломки. И каждую поверхность вы можете использовать как пол — достаточно приблизиться к ней и зажать клавишу F. Соответственно, все объекты вокруг перестраиваются для вас соответствующим образом. Если в пространстве летает какой-то здоровенный куб, вы можете «присосаться» к одной из его граней и обежать по периметру. Точно так же можно бегать по каким-то гигантским глыбам и вообще чему угодно. Но стоит еще раз нажать F или скакнуть в сторону — и вы снова в невесомости.
Самое интересное начинается, когда игрок пытается выработать какие-то новые стратегии и вообще научиться думать по-другому. На открытых пространствах вы тотчас становитесь идеальной мишенью: скафандры у бойцов яркие, а автоматы бьют точно даже на огромных расстояниях. Поэтому надо быстро мельтешить в скоплениях астероидов, цепляться ботинками за самые неочевидные поверхности и постоянно следить за тем, чтобы ваш потолок не оказался для кого-то полом. Потому что для того, кто не успевает вовремя посмотреть вверх, такая встреча всегда заканчивается плачевно.
Главная эмоция, которая посещает при общении с Shattered Horizon, — шок и некоторое недоумение. Если вы оттачивали свое шутерное мастерство годами, то тут потешить самолюбие не получится. Момент — и вас уже подбил гранатой сорокалетний мужик, до этого игравший только в «Зуму». Кто-то бегает по стенам, кто-то разгоняется и нарезает круги вокруг карты, еще кто-то пытается просто полетать в свое удовольствие — для ваших нечеловеческих рефлексов и годами отрабатываемых стратегий здесь просто нет места.
Shattered Horizon на первых порах действительно неимоверно сложна. Чтобы научиться успешно маневрировать меж скоплений космического мусора и управляться с гравитацией, уйдет не один час. Но даже когда вам поддастся управление космонавтом, нужно еще научиться стрелять в таких условиях — остановиться для нормального прицеливания нельзя. Дадим наводку: два самых уязвимых места у бойцов в Shattered Horizon — шлем и ранец.
Земля в прицеле
Неприятные нюансы всплывают аккурат в тот момент, когда вы вдоволь набеситесь с чудо-сапогами и начнете обращать внимание на все остальное. Дело в том, что Futuremark действительно никогда не делали игр. Более того, они, похоже, в последний раз играли в мультиплеерные шутеры лет десять назад. Если вы до этого абзаца радовались тому, что в мире стало на одну неординарную онлайновую игру больше, следующие строки могут даться тяжело.
Возвращаясь к высказанной во вступлении мысли: все, что нужно делать в Shattered Horizon, — это убивать и захватывать точки (вернее, перепрограммировать компьютеры), больше никаких режимов тут нет. Классов тоже нет, стороны отличаются только цветом: есть синенькие и желтенькие. Оружие на всю игру одно — дубоватый автомат с подствольным гранатометом. Все карты — на одно лицо: просторы и мусор вокруг. Да, вы все правильно понимаете. Shattered Horizon только про космос, гравитацию и смену ракурса.
К тому же выглядит игра совсем не так, как ждешь от авторов 3D Mark. Блеклые эффекты, дерганая анимация — любоваться можно разве что на красивейшие планеты где-то вдали. Зато компьютер попросят нешуточный: бета-версия, напоминаем, чуть не спалила Линару Феткулову видеокарту, а финальный код постоянно тормозит, зависает и вылетает. Кроме того, игра порой загадочным образом «высасывает» место с диска, так что советуем следить за ситуацией внимательно: когда «высасывать» станет нечего, зависнет Steam.
Ну и финальный штрих — в Shattered Horizon не так-то просто сыграть, даже если вдруг захотелось. Создать приватный матч и пригласить туда своих друзей не разрешают, так что, если вы собрались пострелять компанией, нужно заранее договариваться, к какому серверу присоединяться, — и смотрите, чтобы он не переполнился раньше! Пытаясь вечером поиграть вместе с Георгием Курганом, мы, матерясь в чате, минут двадцать приглашали друг друга на разные сервера, но функция «Присоединиться» никак не хотела работать, после чего игра начала исправно вылетать на экране выбора фракции. В самом деле, назад в девяностые.
* * *
Shattered Horizon вступает в прямой конфликт с Section 8 — это единственные две футуристические игры в жанре за последнее время, похожие по духу и принципу исполнения. По набору формальных признаков Section 8 вроде бы даже лучше: карты разнообразнее, оружия много, техника в наличии. Но у игры Futuremark есть оригинальная и действительно работающая идея, которая забавляет вас как минимум два-три часа. А поскольку упомянутый конкурент — это, если что, скучный клон многопользовательского режима Halo , схема «с невесомостью, зато без всего остального» нам кажется в разы дееспособней.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — нет
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 7
Графика: 6
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Главная идея Shattered Horizon — шутер в невесомости — работает как надо. Все, что ее не касается, или сделано плохо, или отсутствует вовсе.
Рейтинг «Мании»: 6,5
«Выше среднего»