Heavy Rain: The Origami Killer
Heavy Rain не нуждается в представлении: наравне с God of War 3 эта игра — самый ожидаемый PS3-эксклюзив следующего года. Интерактивный триллер от авторов Fahrenheit (лучшей игры 2005 года по версии «Игромании»), в котором игрок не просто решает пазлы и проходит quick time events, но физически повторяет каждое сколько-нибудь значимое действие героя, а все его поступки так или иначе влияют на сюжет трагедии, которая разыгрывается на экране. Подробный рассказ о предыстории проекта и его месте в современной игровой индустрии можно прочитать в большом материале, который мы публиковали в «Игромании Лайт» №5/2009.
В преддверии скорого релиза мы провели несколько часов наедине с превью-версией Heavy Rain и тщательно изучили несколько эпизодов из первой половины игры.
Утро в сосновом бору
Главный вопрос, на который демоверсия не дает ответа: работает ли та хитрая система причинно-следственных связей, о которой Дэвид Кейдж с такой настойчивостью рассказывал в каждом интервью? Судя по всему, окончательно это станет ясно только после релиза: чтобы понять, как действия одних героев влияют на судьбу других, игру нужно пройти целиком, желательно — несколько раз.
На сегодняшний день Heavy Rain выглядит скорее как повзрослевший Fahrenheit: здесь нет головокружительных прыжков c летящего вертолета на едущий бензовоз, зато все, что касается сюжета, персонажей и режиссуры, усилено примерно в десять раз. Впрочем, начинают разработчики издалека: Итэн Марс, преуспевающий архитектор, просыпается солнечным утром в спальне собственного пригородного дома. На полу перед дверью — записка от жены: она уехала забирать детей из школы и скоро вернется, чтобы приготовить все необходимое к вечеринке по случаю дня рождения их старшего сына, Джейсона.
Пролог длится примерно десять минут, и все это время игроки будут нетерпеливо ерзать на стуле: как же так, где обещанные таинственные убийства? Вместо распутывания зловещей тайны нам предлагают побродить по дому, полюбоваться с балкона на чудесный летний день, почистить зубы (тоже маленькое QTE), а также крупным планом показывают ягодицы Итэна, пока тот принимает душ.
Quantic Dream нагнетают атмосферу нарочито медленно, словно профессиональный испанский инквизитор, неторопливо растягивающий жертву на дыбе. Сперва они показывают нам полную драматизма сцену, в которой Итэн теряет Джейсона в людном гипермаркете, долго продирается через толпу и зовет сына. Тот не слышит, выходит из торгового центра, и на ближайшем же перекрестке его насмерть сбивает автомобиль.
Затем следует еще один невыносимо длинный эпизод. Спустя несколько лет после трагедии Итэн пережил болезненный разрыв с женой и был вынужден переехать в тесную халупу в промзоне. В этой сцене он забирает Шона, младшего сына, из школы, готовит ему ужин, делает с ним уроки, ищет по всему дому пропавшего плюшевого мишку и укладывает спать. Об «оригами-убийце» напоминает только заголовок в газете, которую Марс находит в прихожей, и странное письмо, в котором неизвестный пишет какую-то ахинею о детях, не вернувшихся из школы.
Ночь длинных ножей
До этого момента Heavy Rain вовсе не будоражит воображения: актеры играют неважно, главным героям не хочется сопереживать (Итэну, похожему на печального двойника Рассела Кроу, тянет отвесить подзатыльник за его вечную кислую мину), да и маньяк-убийца все не спешит показываться.
Однако следующие несколько глав полностью посвящены агенту ФБР Норману Джейдену и частному детективу Скотту Шелби — эти двое независимо друг от друга расследуют дело «оригами-убийцы». Тут-то и становится понятно, чем занимались все эти годы создатели Fahrenheit. Quantic Dream выступают в знакомом жанре и в любимых декорациях: грязные улицы, индустриальные районы, обветшалые коридоры дешевых мотелей. Проституция. Взяточничество. Отчаяние. Отвратная погода — в Fahrenheit непрерывно шел снег, а тут все не желает прекращаться дождь.
Трагические эпизоды разыгрываются на наших глазах один за другим. Вот Шелби приходит в обшарпанный клоповник, чтобы допросить важную свидетельницу — проститутку, сын которой стал жертвой маньяка. Вот он же пытается защитить ее от агрессивного клиента — следует зрелищная сцена драки с боем посуды и треском мебели. Вот Джейден, сидя в машине, дрожащей рукой достает из кармана стеклянную пробирку с непонятной субстанцией ярко-голубого цвета (подозреваем, что он наркоман) и резко прячет ее обратно. А уже через пятнадцать минут на экране снова появляется Итэн Марс и выступает в совсем новом амплуа: выясняется, что после смерти старшего сына архитектора начали мучить странные провалы в памяти, которые случаются с ним во время дождя.
За все это время нам демонстрируют всего одну сцену насилия (драка в квартире проститутки), не показывают ни единого трупа, даже крови толком нет. Возможно, разработчики хотят приберечь все это для второй половины игры, но не исключено также, что Quantic Dream просто не спешат привлекать внимание игрока к анатомическим подробностям и предлагают сосредоточиться на героях и невидимых нитях судьбы, которые их соединяют.
Кстати, персонажи Heavy Rain выглядят очень здорово. Даже второстепенные вроде бы герои наделены собственным характером и малозначимыми, но интересными деталями. Бойкий шеф полиции, дожив до седин, так и не научился завязывать галстук и просит помощи у федерального агента. Психоаналитик едва заметно шепелявит, а на губах у него вечно играет хитрая полуулыбка. На туалетном столике в жилище проститутки, прямо рядом с розовыми бусами и пушистым веером, стоит фотография убитого сына…
День сурка
Ну и конечно, мы не можем обойти вниманием нелинейность. В рамках каждой сцены персонаж может вести себя по-разному. Вариантов поведения в сравнении с Fahrenheit стало значительно больше, и невнимательные игроки рискуют многое пропустить: если частный детектив попробует подкупить убитую горем мать — та выгонит его взашей и ничего не расскажет. А если Итэн решит отправить сына спать раньше времени, то в следующей его реплике услышит раздраженные нотки приближающегося переходного возраста («Ты не даешь мне свободы! Ненавижу тебя!») — этого не случилось бы, если бы мы позволили ребенку еще немножко посидеть у телевизора.
* * *
По задумке авторов, все наши действия должны так или иначе влиять на сюжет игры. В демоверсии мы увидели несколько предпосылок к этому: что, например, будет, если детектив забудет оставить свидетельнице свою визитную карточку? Что случится, если агент пропустит одну из улик на месте преступления? Изменится ли что-то в судьбе героя, если он не скажет терапевту о необъяснимых провалах в памяти? Пока это все лишь намеки: повторимся, полностью оценить картину можно, только пройдя игру целиком. Но даже если Heavy Rain окажется высокотехнологичной вариацией на тему Fahrenheit, мы не будем в обиде на разработчиков, главное — пусть расскажут, чем кончилось дело! И хорошо бы поскорее.
Формула игры: 50% Fahrenheit + 50% современных технологий
Пока вы ждете:
- The Last Express — PC
- Мор. Утопия — PC (5/10, «Игромания» №7/2005)
- Braid — PC , Xbox 360 , PS3 (9/10, «Игромания Лайт» №2/2009)
Процент готовности: 80%
Дата выхода: 2010