Не просто мышки. Новая линейка игровых мышей Razer — Abyssus, Orochi и Naga
Стоит взять в руки новую мышь — начинает казаться, что она совсем не такая, как прошлая. Держишь ее в руке да только и думаешь «ах, вот это непривычно», «вот тут, кажется, немножко неудобно». Но руководствоваться этими чувствами нельзя: обычно дискомфорт вызван лишь тем, что первое время обращаешь на мышь лишнее внимание и отвлекаешься на мелкие конструктивные особенности. Как правило, по-настоящему оценить достоинства новой мыши можно, лишь поработав с ней хотя бы пару дней: хорошую замечать перестаешь вовсе, а плохая будет продолжать обращать на себя внимание.
Недавно у нас на тесте побывали три мышки Razer. Abyssus — очень простая, но совершенная с технической точки зрения; Orochi — изящная мышь для ноутбуков, способная быть как проводной, так и беспроводной, и Naga — экзотическая семнадцатикнопочная мышь для заядлых игроков в MMORPG. Все грызуны обладают одним приятным свойством: ложатся в руку так, что потом не хочешь их выпускать.
Abyssus
Сенсор: 450-3500 dpi, регулировка чувствительности по двум осям * Частота опроса: 1000 Гц, регулируется * Время отклика: 1 мс * Интерфейс: USB 2.0 * Ускорение: до 15 G * Скорость перемещения: до 3 м/с * Кнопки: 2 основных, колесико * Кабель: 2,1 метра * Размер: 11,5х6,3х4 см * Вес: 100 г * Цена: 1820 руб.
Кого сегодня удивишь обычной трехкнопочной мышью с колесиком? Да никого. Впрочем, обычной Abyssus можно назвать лишь с большой натяжкой. Действительно, у нее всего две стандартные кнопки и нажимающееся колесо, но технические характеристики не дают поставить ее в один ряд с «просто мышками». С нижней стороны Abyssus можно найти переключатели с вполне внушительными цифрами: скорость обновления сенсора 1000 или 1200 Гц, разрешение — 450, 1800 или 3500 точек на дюйм. Отличный игровой грызун. Даже несмотря на отсутствие специальных рюшечек.
Дизайн Abyssus хоть и прост, но не лишен оригинальности. Кнопки слегка вогнутые — как и у большинства мышек Razer. Поверхность шершавая и прорезиненная, чтобы рука лучше держалась. Боковые стороны у мыши параллельные, а не скошенные, как обычно, отчего на ощупь она кажется довольно широкой по сравнению с другими мышками. Симметричное исполнение делает ее подходящей и для левшей.
В работе Abyssus показала себя очень неплохо: она отлично скользит благодаря тефлоновым вставкам в основании, неплохо лежит в руке. Двигать ее можно как одними пальцами, так и кистью, целиком обхватив устройство ладонью. Ход колесика довольно тугой, и мы не возьмемся предполагать, разработается оно или нет. Деления колеса (их здесь 24) при прокрутке ощущаются вполне отчетливо, что идеально для переключения оружия и вообще чего бы то ни было, но для работы с браузером уже далеко не так удачно — палец устает.
Мышь хоть и большая, но при этом кажется легкой — на радость любителям часто переставлять ее во время работы. Правда, нужды в этом никакой нет, по крайней мере если намеренно не занижать чувствительность. А уж для завышения простора хватает: 3500 точек на дюйм — это не шутки.
В целом Abyssus — неплохая мышь для любителей разумного минимализма. Если вы никогда не используете боковые кнопки или они даже мешают, тогда это именно то, что нужно (конечно, здесь речь идет в основном об играх). Для работы с приложениями Abyssus тоже годится, но поскольку ни «щелкающее» колесо, ни особенно высокие разрешения в этом случае не нужны, можно ограничиться и мышью попроще.
Orochi
Сенсор: 2000 dpi в беспроводном режиме, 4000 dpi в проводном, регулировка чувствительности по двум осям * Интерфейс: USB 2.0 * Ускорение: до 3,5 G * Скорость перемещения: до 2,5 м/с * Кнопки: 2 основных, 4 боковых, колесико * Питание: 2 батарейки типа АА * Дополнительно: встроенная память * Размер: 9,9x6,7х3,5 см * Вес: 58 г без батареек и провода * Цена: 4230 руб.
Игровые ноутбуки сегодня не редкость (обзор последних моделей можно прочитать в прошлой, январской «Игромании»), а значит и специальные мышки для них — совершенно логичное явление. Razer Orochi — первая в линейке мобильных мышек Razer, однако уже эталонный представитель. Во-первых, в ней невооруженным глазом видны фирменные особенности: прорезиненная поверхность, тефлоновые ножки, характерный дизайн. Во-вторых, Orochi обладает одной важной особенностью: ее можно подключать как по проводу, так и по Bluetooth. Практически беспроигрышный вариант для ноутбучной мыши.
После пристального изучения обнаруживаются и другие интересные детали. Верхнюю часть мышки можно поддеть ногтем и снять — под ней находится отсек для двух батареек типа AA, от которых устройство работает в беспроводном режиме. А на обратной стороне есть загадочный круглый переключатель без единой подписи — оказывается, когда мышь не подсоединена по USB, можно сэкономить заряд батареек.
К Orochi прилагается сумочка на молнии, в которую помещается сама мышь и шнур. Последний, кстати, обладает приятной тканевой оплеткой и хитроумной «вилкой», напоминающей разъем micro-USB. Оплетка может показаться излишней роскошью, но провод, постоянно носимый с собой «на всякий случай», имеет свойство постоянно запутываться, а такой шнурок распутывать не только приятнее, но и проще. Куда интереснее, впрочем, вилка — она втыкается спереди под колесико, между правой и левой кнопкой, да сидит так плотно, что в «собранной» мышке и не заподозришь беспроводную.
Подключение по Bluetooth осуществляется довольно хитро. Сперва запускаем на компьютере процесс поиска беспроводных устройств, затем зажимаем на мыши все четыре боковые кнопки одновременно. Оп! Нашлась. В беспроводном режиме разрешение датчика падает с 4000 точек на дюйм до 2000, но это кажется вполне разумной платой за комфорт. Обратно на «поводок» мышь можно посадить в любой момент — к примеру, когда разрядятся батарейки.
При первом знакомстве Orochi может показаться несколько угловатой, но это скорее проблема восприятия. Уже через пару минут находишь удобную для себя хватку и тут же перестаешь обращать внимание на форму мыши (впрочем, мы, конечно, не поручимся, что это будет верно для кого угодно). Из-за миниатюрных размеров Orochi на спинке лежит только верхняя часть ладони и двигать мышку можно исключительно пальцами, уперев основание кисти в поверхность стола.
Как насчет боковых кнопок? Две левые нажимать легко — они находятся прямо под большим пальцем. Правая пара не так удачна — опять же из-за размеров устройства. Чтобы нажать на одну из этих кнопок, мышь приходится стискивать большим и безымянным пальцами. Не так сложно, как кажется, но ради этого приходится прерывать движение мыши, — а это явно не то, чем вы будете заниматься в разгар игры.
Вес мыши в основном зависит от батареек. С ними она кажется довольно тяжелой, без них — просто пушинка. Тяжелый вариант нам понравился меньше: когда переставляешь мышь на коврике, обхватив двумя пальцами с боков, она начинает крениться вниз.
Если не считать этих мелочей, Orochi — отличная мышь, причем на этот раз не только для игр. Высококлассных ноутбучных мышей вообще не так много, и еще меньше среди них таких, которые не требуют втыкать собственный беспроводной модуль в USB-порт компьютера. А уж возможность работать и по проводу, и без него вообще, кажется, уникальна.
Naga
Сенсор: 5600 dpi, регулировка чувствительности по двум осям * Частота опроса: 1000 Гц, регулируется * Время отклика: 1 мс * Интерфейс: USB 2.0 * Ускорение: до 3,5 G * Скорость перемещения: до 5 м/с * Кнопки: 2 основных, 2 дополнительных, колесико, блок из 12 боковых * Дополнительно: программное обеспечение для создания профилей для MMORPG * Размеры: 11,6x6,9x4,1 см * Вес: 138 г * Цена: 4230 руб.
Потенциальным покупателям мышек Razer Naga должно быть все понятно с первого взгляда. Двенадцать боковых кнопок — кому их обычно не хватает? Конечно, игрокам в MMORPG: умений и заклинаний много, и чем быстрее их применяешь, тем лучше. Ну и что, что Naga выглядит как помесь мышки с мобильным телефоном, зато какую нечеловеческую эффективность сулят эти дополнительные кнопки!
Форма у «Наги» довольно экзотичная — дизайнеры явно пытались придумать, как сделать так, чтобы нажимать боковые кнопки было удобнее. В результате они находятся под большим пальцем, слева, а справа есть небольшая приступочка-ложбинка, идеально подходящая для безымянного пальца. Когда кисть лежит на мыши «правильно», по задумке дизайнеров у руки появляется дополнительная опора и большим пальцем можно более-менее свободно колдовать над кнопками.
Всего у Naga семнадцать кнопок — кроме двенадцатикнопочного блока под большим пальцем, левой-правой кнопки и нажимающегося колеса есть еще две небольшие кнопочки на левом ребре, у указательного пальца. На днище есть переключатель 123/NUM, он отвечает за то, какой части клавиатуры соответствуют боковые кнопки — верхним цифровым клавишам или дополнительному цифровому блоку. Удобно, если вы планируете использовать верхний ряд для чего-то другого.
Остальные параметры вполне традиционны для мышек Razer: материалы использованы все те же, провод снабжен оплеткой, датчик обладает огромной разрешающей способностью — до 5600 точек на дюйм (частота обновления 1000 Гц). Традиционно подсвечиваются синим логотип на спинке и колесико по бокам, а в дополнение — еще и цифровые кнопки. В итоге мышка выглядит как инопланетный космический корабль.
В руке Naga лежит отлично: большой палец на дополнительных клавишах, два пальца на верхних кнопках, безымянный в своей специальной выемке, мизинец прижимает мышь справа. Двигать мышь можно и пальцами, но нажимать при этом боковые кнопки будет проблематично — по всей видимости, разработчики рассчитывали на обхват ладонью и движение запястьем.
Один из главных вопросов, возникающих при виде этой мыши, — удобно ли нажимать боковые кнопки? Пожалуй, наибольшего комфорта можно достичь, когда мышь лежит перпендикулярно к игроку, а не с небольшим наклоном в сторону клавиатуры, как ее держат многие. Из-за этого с непривычки первое время приходится подстраиваться — либо большой палец быстро начнет ныть. Особенно хорошо ему в этом способствуют два последних ряда, где находятся цифры от 7 до 12.
Тестировали мышку мы, разумеется, в World of Warcraft. Razer комплектует мышь специальными аддонами для WoW и Warhammer Online (любители WoW, правда, узнают в «дополнительном ПО» аддон Actionbar , выпускаемый Razer под своим брендом). Отличия рейзоровской программы от любого другого аддона, позволяющего создавать и настраивать дополнительные панели с кнопками (например, Bartender4 ), непринципиальные. Мало того, поскольку блок боковых кнопок Naga идентичен цифровой клавиатуре, настоящей нужды в дополнительном софте нет: игра сама отлично распознает эти нажатия, поэтому если фирменный Actionbar придется не по душе, то его можно спокойно заменять на что угодно — хоть тот же Bartender4.
Если вы играете за лекаря, то вам наверняка захочется привязать заклинания к дополнительным кнопкам так, чтобы они срабатывали не на цель, а на игрока, имя или фигурка которого в данный момент находится под курсором. Это тоже можно организовать — либо при помощи собственных макросов, либо через аддон VuhDo , который умеет эти макросы создавать. Вот самый простой вариант, которого хватит в большинстве случаев: /cast [help,target=mouseover] Название заклинания.
Ну, вот все и готово. Удобно ли играть? Здесь мнения расходятся: многие игроки на форумах восхваляют мышь, но и ворчуны, как всегда, находятся. Нам же показалось, что главное — не ставить часто используемые умения на ближний к игроку ряд клавиш (7-12), иначе время, которое понадобится на переставление большого пальца, сведет на нет всю выгоду от дополнительных кнопок. Наиболее полезны кнопки 1-5, которые не требуют сильно изгибать или двигать большой палец. А две кнопочки на ребре, не отмеченные цифрами, тоже хороши лишь для вспомогательных функций. Ведь ради нажатия на них указательный палец придется отнять от самой важной кнопки — левой.
Сделать бы вместо двенадцати боковых кнопок четыре или шесть, но побольше и поразличимее на ощупь — было бы как раз то, что надо. Но если вы планируете пользоваться хотя бы тремя-четырьмя боковыми кнопками — Razer Naga будет правильным выбором, тем более что других вариантов, в общем-то, и нет. Да и как обычная игровая мышь, даже без всяких кнопок, Razer Naga очень и очень хороша.
Всегда на страже
За пятьдесят лет существования компьютерные мышки изменились до неузнаваемости. Первый манипулятор был выполнен в деревянном корпусе с одной-единственной кнопкой, и, чтобы пользоваться такой «мышью», ее нужно было приподнимать над поверхностью стола. Современные мыши имеют больше дюжины кнопок и производятся в тысячах разных корпусов, но это, как ни странно, лишь самое незначительное их отличие от грызуна-первопроходца. Самое важное в мышке — датчик перемещения, и именно он претерпел в процессе мышиной эволюции наибольшие изменения. Задача этого датчика — передать механическое движение мыши специальной микросхеме, которая просчитает перемещение курсора на экране. В разное время это делали по-разному.
Первая мышь, созданная в 1963 году Дугласом Энгельбартом и Биллом Инглишем, использовала для определения координат курсора два перпендикулярных друг другу больших колеса, выступавших из корпуса в нижней части. Перемещать манипулятор можно было только в двух направлениях — или по горизонтали, или по вертикали. При этом для передвижения, скажем, вверх мышку нужно было приподнимать, чтобы горизонтальное колесо отрывалось от стола. Энгельбарт получил патент на свое изобретение, но деньги — нет: срок действия патента вышел еще до того, как мышки стали широко использоваться.
В 1972 году соизобретатель оригинальной мыши Билл Инглиш представил манипулятор, где для определения положения курсора использовался металлический шарик с резиновым покрытием. Вплотную к нему были установлены горизонтальный и вертикальный ролики, на конце каждого из них находилось небольшое колесико с прорезями. Сверху и снизу от колесика стояли специальные элементы — один излучал свет, а другой принимал его. Получалась следующая схема: шарик бегает по столу и крутит валики, валики передают движение колесикам, колесики вертятся, освобождая и преграждая путь лучу света. Чем быстрее вертится колесико, тем чаще мигает луч на принимающем элементе — и тем быстрее двигается курсор на дисплее. Шариковые мыши работали только на коврике и часто грязнились, однако за неимением лучшего использовались повсеместно в 80-х и 90-х.
В начале нашего века на смену механическим мышам пришли оптические (они были разработаны гораздо раньше, в 1972-м, но массово не выпускались). В корпусе мыши устанавливался светодиод, подсвечивающий поверхность, по которой она бегала. Эту подсвеченную поверхность часто-часто фотографировал небольшой фотоэлемент. Снимки поступали на специальную микросхему, она «сравнивала» их друг с другом и высчитывала смещение курсора. Игроки, впрочем, до последнего сидели на механических мышах: оптические не работали на стеклянной и зеркальной поверхностях (там луч светодиода рассеивался и фотодатчик не мог сфотографировать поверхность). В придачу из-за конструктивных особенностей указатель на экране то и дело уползал в сторону либо подрагивал.
Сейчас и те, и другие мыши сменились лазерными. Они работают по тому же принципу, что и оптические, только здесь оптический светодиод заменен на полупроводниковый лазер, который создает практически не рассеивающийся луч. За счет точечного светового потока снимки фотоэлемента получаются гораздо четче, и положение курсора на экране определяется с феноменальной точностью — как в трех наших геймерских мышках, например.