Игра года
1-е место
Dragon Age: Origins
Издатель/издатель в России: Electronic Arts/Electronic Arts
Разработчик: BioWare
Рейтинг: 9,0
Полная рецензия в «Игромании» №11/2009
Ролевые игры — универсальный определитель «свой-чужой» в отношениях между игроками. Если человек не интересуется RPG — значит, и игры никогда не полюбит. Любой хардкорный игрок самыми теплыми и важными интерактивными переживаниями обычно обязан именно этому жанру. Это всегда очень личное приключение часов на 60, а то и все 120.
Продолжительность — одновременно и главная проблема подобных игр. Чем старше мы становимся, тем тяжелее находить время для любимого жанра. Обычно приходится выбирать между одной ролевой игрой и десятком не менее хороших, но более коротких проектов. И главное игровое счастье 2009 года в том, что между Dragon Age: Origins и чем-то еще выбирать не пришлось. В этом году было ровно столько достойных игр, сколько нужно, и на новый шедевр BioWare нашлось время почти у всех, кто не прокачивался до 70-го уровня десятого престижа в Modern Warfare 2 и не высаживал плантации цветков для борьбы с зомби.
Dragon Age — по-настоящему длинное приключение, почти как в старые романтические PC-времена. Если разобраться, нам по-прежнему не так уж много нужно для счастья. Детально проработанный мир, точеные диалоги, продуманная боевая система, интересные персонажи — и все, недели жизни как не бывало. Сделать такую большую и богатую игру по стандартам 2009 года — уже подвиг.
Dragon Age добавляет к означенной формуле мрачную фэнтезийную вселенную, где все клише, доставшиеся жанру от «Властелина Колец», вывернуты наизнанку. Любые сопли здесь заливают литрами крови, постановочные речи прерываются перерезанием горла, а люди в любой, даже самой критической, ситуации остаются людьми — эгоистичными, расчетливыми и трусливыми. Такого в RPG еще не было.
На этот неуютный мир можно взглянуть разными глазами — классического наивного героя, потерявшего семью; гнома, пробегавшего всю жизнь на побегушках у криминальных структур; мага, живущего по жестким правилам; эльфа, которые тут выступают как социально угнетенное меньшинство. С каждой новой игрой BioWare делают наше приключение все более персональным. И все большую роль в нем играют диалоги. В Dragon Age герои не просто вываливают на нас тонну информации и просят сделать выбор — они общаются. Когда ты хотя бы на секунду задумываешься, какой ответ больше всего понравится собеседнику, то понимаешь, где главная ролевая составляющая этой игры. Не в бесконечных цифрах и возможности выполнить один квест несколькими способами, а в первую очередь в нем — в общении.
С помощью Dragon Age: Origins BioWare также развеяли опасения относительно своей творческой несостоятельности, наступившей после покупки компании ЕА. Чрезмерно короткий Mass Effect , несмотря на все достоинства, встревожил не одного поклонника RPG. Dragon Age одним своим началом убеждает, что все в порядке.
В ближайшее время случится Mass Effect 2 , а для ценителей JRPG — Final Fantasy 13. Столько крупнобюджетного ролевого счастья игрокам не выпадало давно. И именно 2010 год покажет, нужны ли ролевые игры современной игровой индустрии в условиях затянувшегося кризиса. А пока мы пишем эти строки на исходе 2009-го, аплодируем Dragon Age и с трепетом предвкушаем новые шедевры. Цените момент.
2-е место
Call of Duty: Modern Warfare 2
Издатель/издатель в России: Activision/1C
Разработчик: Infinity Ward
Рейтинг: 9
Полная рецензия в «Игромании» №12/2009
Любой разговор по поводу Modern Warfare неизбежно скатывается в обсуждение ключевого вопроса — игра это или нет? По всему получается, что не игра: к ней категорически неприменимы такие понятия, как «принятие решений», «импровизация» и «выбор». Но все эти околонаучные дискуссии со звоном отскакивают от цельнометаллической оболочки Modern Warfare, потому что ни одна другая игра в мире не выжигает на вашей сетчатке такое количество очень личных, персональных воспоминаний. О том, как вы под свист пуль, без оружия ломились через бразильские трущобы к спасительному вертолету. Как неслись на снегоходе по горным склонам. Как, наконец, расстреливали мирных жителей в российском аэропорту. Modern Warfare одним гигантским взрывом пролетает перед вами на ускоренной перемотке, оставляя за собой несколько ветеранских воспоминаний.
Восторженный Александр Кузьменко писал в редакционной рассылке этой осенью: «…электромагнитная волна вырубает все электричество на восточном побережье, а сверху, как в к/ф «Армагеддон», начинает пять минут лететь всякая горящая хрень. Ядерный взрыв попалил всю электронику, не работают даже электронные прицелы — люди снимают шлемы, кричат громко (связи-то нет), а кругом еще дождь, молнии, все дела. Полмиссии проходятся в абсолютной тишине, саспенс — запредельный. Совершенно новый уровень постановки для CoD». И это чистая правда. Infinity Ward , как ни одна другая студия в мире, знает цену словам «интерактивная режиссура», и лучших постановщиков на сегодня в индустрии просто не существует. Modern Warfare 2 — такое же явление, как кэмероновский «Аватар» или майкл-бэевские «Трансформеры». Она задает тон, на нее равняются, без нее не обходится практически ни один разговор о компьютерных играх. В 2009 году были игры лучше, умнее, изящнее, но более важной и громкой — не было.
3-е место
Batman: Arkham Asylum
Издатель/издатель в России: Eidos Interactive/Новый диск
Разработчик: Rocksteady Studios
Рейтинг : 9,0
Полная рецензия в «Игромании» №10/2009
Если было в 2009 году интерактивное произведение, достойное называться « игрой года», то это, безусловно, Batman: Arkham Asylum. Мы не проходили ее, а именно что играли. Каждая комната — изолированный полигон для испытаний новых возможностей Бэтмена. Вы вплывали в помещение, и начиналось: врагов дразнили, издевались над ними, доводили до состояния исступления. Англичане Rocksteady Studios сделали натуральный симулятор игры на вражеских нервах: Бэтмен под нашим управлением прятался в вентиляции, в полу, под потолком.
Вверенный арсенал позволял изводить противников сотнями способов: кто-то тратил все XP-очки на прокачку бэтаранга и доставал им ничего не подозревающих патрулей; кто-то, наоборот, прокачивал кулачный бой и обрушивался на джокеровских миньонов крылатой смертью. Какой бы путь вы ни выбирали, Arkham Asylum гарантированно предоставляла гигантский простор для маневра. Ни в одной другой игре в этом году вы не планировали свои действия только для того, чтобы поэффектней подвесить противника за ногу, а не за тем, чтобы продвинуться дальше по сюжету.
Batman — настоящая Игра, где процесс важнее цели. Такие произведения у нас обычно проходят по статье «инди», и в них играет десять человек в стране, включая редакторов Ставицкого и Феткулова. Arkham Asylum же, помимо прочего, безупречно выглядит, вылизана до блеска, выполнена с фантастическим вниманием к деталям и снабжена интересным сюжетом. То есть это идеальный случай дружбы больших геймдизайнерских достижений и выдающегося бюджета. Спешно анонсированный сиквел свидетельствует — есть все шансы, что некогда традиционная рубрика «Сплинтерцелл года» в ближайшем будущем вполне может быть заменена «Бэтменом года». Но наш первый визит в Arkham Asylum мы не забудем никогда.