The Saboteur
The Saboteur начинается со стриптиз-номера, исполняемого под Koop Island Blues , продолжается кольцевыми антифашистскими автогонками и заканчивается на вершине Эйфелевой башни, утонувшей в дождливой нуар-ночи. Виселицы с повешенными у Вандейской колонны и костры из книг у Триумфальной арки совершенно спокойно сочетаются тут с сигарами, борделями и идиллическими коровами, пасущимися рядом с немецкими блокпостами. Pandemic Studios , уже лежа в могиле (компанию без особых почестей закрыли незадолго до выхода игры), отвесила прощальный пинок жанру «экшен про Вторую мировую» и сделала одну из самых стильных игр минувшего года.
Славный ублюдок
И знаете, меня совершенно не волнует, что The Saboteur работает на механике начала двухтысячных, что паркур не выдерживает даже поверхностного сравнения с Assassin’s Creed 2 , что стелс-миссии условны, а физика — примитивна. Это один из немногих экшенов, который считает игрока не малолетним кретином с дефицитом внимания, а взрослым человеком с определенным культурным багажом. В этой игре фашисты в кои-то веки похожи на настоящих фашистов (с речами про дегенеративную культуру и коммунистическо-монгольские орды), главный герой не является особым агентом специального всего (он ирландец-автомеханик), половина саундтрека состоит из тягучего жирного джаза, а женскую грудь показывают крупным планом при любом удобном случае. Здесь же — оккупированный нацистами Париж и черно-белая, депрессивная цветовая гамма прямиком из жанра нуар.
Типичный день главного героя, Шона, проходит примерно так: упиться виски в стрип-кабаре «Бэль», угнать машину, начинить ее взрывчаткой и направить в колонну немецких грузовиков. Убежать по водосточной трубе на крышу, тихо свернуть шею снайперу, переодеться в его форму, взорвать три поста ПВО и расстрелять в упор нацистского генерала, после чего спрятаться от погони в борделе. Затем — здоровый сон и пара необязательных заданий. Можно угнать танк и устроить бойню в окрестностях Лувра. Или залезть на Нотр-Дам и снять одним выстрелом осведомителя гестапо, пришедшего исповедаться. Или устроить гонки на время сквозь блокпосты нацистов (вой сирен, автоматные очереди вслед).
Или же не медлить и вернуться к основной сюжетной линии? Что там дальше? Прорыв в штаб-квартиру гестапо? Установка телефонных жучков во время грозы? Угон гигантского цеппелина, бойня в винном подвале или классическая миссия на крыше несущегося в бесконечность поезда (вспомните финал первой Gears of War )? The Saboteur предлагает задания на любой вкус и, что важнее, позволяет решать их любым способом.
Шон Басаев
Скажем, тот случай с колонной грузовиков, которые необходимо уничтожить. Просто схватить автомат и броситься вперед не получится — при первых звуках сирены грузовики срываются с места и исчезают в паутине узких парижских улочек. Хотя, изрядно потратившись, можно купить базуку и перебить машины до того, как они успеют уйти.
Но это слишком просто! Попробуйте переодеться в фашистскую форму и, поминутно оглядываясь (колонна техники отлично охраняется), заложить три бомбы, а затем подорвать их издалека. Или угнать автомобиль, заминировать его и направить прямо в центр колонны, выпрыгнув на ходу. Или же залезть на соседнюю крышу, тихо перебить охрану ПВО и, опустив ствол зенитной пушки вниз, расстрелять грузовики крупным калибром. Четыре варианта прохождения одного задания — хотя, мы уверены, если хорошо подумать, можно придумать еще парочку (скажем, достать танк…).
Прелесть The Saboteur в том, что здесь одновременно сходятся и паркур, и стрельба, и гонки, и диверсии — редкий случай, особенно на РС. По отдельности каждая из составляющих работает заметно хуже, чем у конкурентов, но, с другой стороны, игра на вас не давит, она дает свободу и уважает ваш стиль прохождения. Хотите — играйте в клон GTA с угоном машин и фашистами вместо полицейских (на высших уровнях тревоги вместо вертолетов прилетают гигантские дирижабли). Хотите — путешествуйте по крышам в духе Assassin’s Creed, расстреливайте врагов из снайперской винтовки и скрывайтесь от возмездия по чердакам. Хотите — вообще плюньте на всю эту войну с немцами и проведите долгие часы на трассе, пытаясь выиграть самую быструю гоночную машину.
По оккупированному Парижу интересно путешествовать и без всякой цели — он битком набит блокпостами, броневиками, вышками и генералами, за уничтожение которых полагается щедрая награда. Со временем у игрока даже вырабатывается рефлекс «мимо тещиного дома я без шуток не хожу» — проезжая мимо придорожной снайперской вышки, вы будете бороться с диким желанием выскочить из машины и заложить под нее бомбу («А чего это он тут стоит смотрит, фашист проклятый?»).
Чаще всего это желание будет побеждать. В центральных районах Парижа все эти милые фашистские объекты (от броневиков до радаров, от прожекторов ПВО до высших чинов с охраной) к тому же еще и мастерски собраны в укрепрайоны, и придется постараться, чтобы разворошить немецкое гнездо за один подход — в случае взрыва фрицы поднимают тревогу, приезжают патрули, район становится небезопасным.
На новые теракты приходится идти ради перков, которые выдают за заслуги перед подпольем (реже — за деньги). Грубо говоря, взорвав пять фашистских машин за десять минут, мы не только получаем почетную нашивку — на черный рынок завозят гексоген, который гораздо эффективнее динамита. Если заминируем четыре тщательно охраняемых железнодорожных моста — получим способность закладывать взрывчатку в нацисткой униформе, не вызывая подозрения у караульных. Деньги, полученные за антифашистский терроризм, следует тратить с пользой — только на черном рынке продается самое крутое оружие, там же покупаются апгрейды для машин и приезжающих на помощь бойцов Сопротивления.
Страшный суд
Три причины, по которым The Saboteur стоит пройти до конца, и три обстоятельства, которые могут вам в этом помешать
1 — Герой не моего романа. Ключевые персонажи The Saboteur могли бы стать героями Тарантино. Главный герой — лучше всех: выпивоха, пролетарий, специалист по ирландскому виски и французским куртизанкам.
2 — Подрывная деятельность. Как правило, есть как минимум три способа уничтожить вражеский блокпост. Можно ворваться туда на машине и всех перестрелять или тихо перебить всех из винтовки, которую Шон позаимствует у снайпера. У него же можно реквезировать униформу и устроить диверсию.
3 — Champs-Élysées. Оккупированный нацистами Париж настолько же прекрасен, насколько зловещ: узкие улочки, вымощенные булыжником, старые кафе, кабаре и колючая проволока. Географическое сходство довольно условное, зато тут есть, например, украшенная свастиками Триумфальная арка.
4 — Умру от акробатиков. Паркур в The Saboteur вышел крайне неуклюжим: чтобы схватиться за очередной уступ, нужно каждый раз жать кнопку прыжка. Герой при этом двигается неестественно, рывками. Ловко скакать по крышам и балансировать на балках, как это делал Альтаир, он точно не сумеет.
5 — За баранку этого пылесоса. Машины в игре вышли издевательски неуклюжими, словно приклеены к дороге. Разбить их, кажется, нельзя вовсе: результат десяти лобовых столкновений с бетонной стеной — слегка помятый передний бампер.
6 — Achtung, achtung! Последняя нелепость — стелс: даже в нацистской форме Шону приходится передвигаться шагом — бегущий фашист всегда вызывает подозрение у коллег. У каждого врага в этом режиме есть ограниченная «зона бдительности», покинув которую, можно творить на глазах у врагов что угодно — на расстоянии в десять метров они даже не почуют подвоха.
White Heat
Но никакие перки не облегчат эстетический шок от первого знакомства с The Saboteur. Первый же выход на улицу Парижа заставит вас затаить дыхание. Ночь, дождь, беспросветная черно-белая улица, во тьме сверкают лишь красные фашистские флаги и голубой шарф лидера Сопротивления — добро пожаловать в Город любви по версии Pandemic Studios.
По мере наших успехов черно-бело-красная фашистская гамма исчезает, улицы становятся цветными. Париж, покачнувшись, начнет объясняться метафорами «Сталкера» Тарковского (там тоже, если помните, была цветная Зона и черно-белый внешний мир). Добавьте к восхитительной игре красок джазовый саундтрек, с классической Feeling Good Нины Симон, и ярких персонажей, каждый из которых — ходячее киноклише. Главный герой, ирландец Шон, — автогонщик, бабник, алкоголик, сквернослов. Его антагонист, полковник СС Декер, — садист, расист и тоже, как ни странно, автогонщик. Люк, известный французский писатель, лидер Сопротивления, спаивает девушку Шона шампанским, пока тот горбатится на очередном задании. Скайлар, демоническая блондинка, спит с мужчинами по заданию британской разведки. Сама же британская разведка выглядит в игре чуть ли не страшнее гестапо.
И конечно же, миссии. Вставить в игру автогонки сегодня может кто угодно — но только Pandemic предлагают поучаствовать в кольцевой антифашистской гонке на трассе с громкоговорителями, вещающими про триумф арийской расы, и эскадрильями «мессершмитов», которые с ревом проносятся над головами гонщиков и почтеннейшей публики.
Любой дилетант сделает миссию с побегом от врагов — но только в The Saboteur придется вырываться из Германии в приграничный район Франции, где только что началась война, все дороги забиты вражеской бронетехникой, а на обочинах идут ожесточенные бои. Классическая ситуация «Фашисты что-то откопали на старом кладбище и положили в огромный ящик. Достань его, пока не поздно!» оборачивается скрытой цитатой из «Криминального чтива» («Душа Марселласа Уоллеса», помните?) — нам так и не покажут, что именно там было, лишь характерный золотистый свет из ящика осветит лицо Шона.
А проникновение в штаб гестапо по телефонным проводам? А финал на Эйфелевой башне, с полным баром мертвых офицеров, пеплом, пылающим внизу Парижем и искореженной, механической версией Feeling Good , играющей на бесконечном повторе? А, черт возьми, сумасшедшая битва на старой скотобойне, с танками и десятками солдат? А падающий вниз пылающий цеппелин? А катакомбы? А Дворец правосудия? А лимузин?
* * *
Это моменты, которые вы запомните надолго, может быть навсегда. Ради них мы готовы забыть и про плохую оптимизацию, и про неудачный паркур, и про неровную сложность. The Saboteur непохож на вылизанные, мертво-стерильные проекты, созданные где-то глубоко в недрах отдела маркетинга. Это живая и страстная игра, с безупречным вкусом смешавшая Тарковского и Тарантино, джаз и рокот пулеметов, виселицы и гоночные болиды, GTA и Assassin’s Creed. К Pandemic в последние годы было очень много претензий (вспомните хотя бы недоразумение под названием Mercenaries 2: World in Flames ), но на дно они ушли так, как полагается капитанам прославленных боевых кораблей, — торжественно, в безупречно белом кителе и с улыбкой на лице.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — да
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 7
Графика: 9
Звук и музыка: 9
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Нескладная, но очень стильная вариация на тему GTA и Assassin’s Creed в Париже времен Второй мировой. Кабаре, джаз, свастики и обнаженные женщины — ради этого и стоит играть в The Saboteur.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»